Хиросигэ Цуёси: «Обратите внимание на маэ-гери Ямаки...»

Ямаки Кэндзи глазами своего учителя Хиросигэ Цуёси


Кэндзи Ямаки / Kenji YamakiЯмаки Кэндзи: биографическая справка
Родился 18 августа 1964 года в префектуре Канагава.
Начал заниматься в отделении Дзёнан (руководитель – Хиросигэ Цуёси) в июне 1980 года. 186 см, 100 кг (данные 1997 г.)
3-е место на 18-м Абсолютном чемпионате Японии.
Участник 4-го Абсолютного чемпионата мира.
3-е место на 20-м Абсолютном чемпионате Японии.
Победитель 21-го Абсолютного чемпионата Японии.
8-е место на 22-м Абсолютном чемпионате Японии.
5-е место на 5-м Абсолютном чемпионате мира
7-е место на 24-м Абсолютном чемпионате Японии.
Победитель 10-го Весового чемпионата Японии в тяжелом весе.
7-е место на 25-м Абсолютном чемпионате Японии.
Победитель 26-го Абсолютного чемпионата Японии.
Победитель 6-го Абсолютного чемпионата мира.


Я думаю, что все читатели воспринимают Ямаки Кэндзи, прежде всего, как бойца силового плана. Но это далеко не весь Ямаки. На самом деле, на соревнованиях Ямаки показывал не более 30 % всех своих возможностей. Даже на тех турнирах, где он становился чемпионом, Ямаки не использовал и половины того, что имел. На тех же турнирах, где он входил только в восьмерку лучших, он не задействовал и 30 % возможностей. И, тем не менее, добивался успеха. Вот такой это человек – Ямаки Кэндзи.

Так что же такое настоящий Ямаки, которого мы так и не смогли увидеть на соревнованиях? Что такое Ямаки в лучших своих проявлениях?

Ямаки на пике формы способен и перемещаться в низких стойках, предельно рационально перенося центр масс тела, как это делает Кадзуми, и использовать скоростной «стэп», которым славится Цукамото. Обычно Ямаки использует плавные перемещения, применяемые при выполнении пришедшего из Тайкикэн упражнения Нэри (в отделении Дзёнан мы называем эту технику перемещения нэри-аси), а для быстроты перемещений центра масс тела использует «стэп». Благодаря этому, имея массу тяжеловеса, он совершенно свободно входит на нужную дистанцию и выходит из нее, движется по кругу. Вот, кажется, что он подскочил к противнику вплотную, но уже в следующее мгновение Ямаки оказывается на дальней дистанции. Когда Ямаки находится в такой форме, что может выполнять это, он способен проявлять такую боевую силу, какую не сможет продемонстрировать никто другой.

К сожалению, Ямаки Кэндзи был способен демонстрировать такое кумитэ только при условии отсутствия каких-либо сбивающих факторов. И первым таким фактором являлся его собственный вес. Когда Ямаки излишне перенапрягался или пытался сделать что-то невозможное и в результате получал травму, травмированную часть приходилось «закачивать», так как в противном случае травма могла обернуться воспалением. Именно после того, как в моем додзё появился Ямаки, я впервые задумался над тем, что большая масса тоже может быть невыгодной.

Ямаки обладает всеми качествами, которые нужны для успеха в единоборствах. У него могучее телосложение, большая сила и отличная гибкость. Если бы он использовал эти свои природные данные на все 100 %, то мог бы быть чемпионом десять раз кряду. Вот такие задатки были у этого парня. Что же такое Ямаки на пике формы? К сожалению, мы можем увидеть его только в своем воображении. Это такая скорость перемещений, когда непонятно, как боец переходит из одной позиции в другую. Это в высшей степени эффективные, «острые» уходы по кругу. В моменты, когда Ямаки удавалось раскрываться в полной мере, он в полной мере демонстрировал эти умения и легко переходил с приема на прием, которые сыпались у него градом.

Каким же «оружием» обладал Ямаки? В первую очередь, следует назвать его специфический вариант удара ногой вперед (маэ-гэри). Никто больше из японцев не умел применять такой «острый» маэ-гэри, максимально использующий упругость мышц и суставов, какой применял Ямаки. Особенно помнится великолепный маэ-гэри, который он применил в 1989 году на 21-м Абсолютном чемпионате Японии в бою с Масуда Акира. В маэ-гэри Ямаки правильно включает поясницу, использует хлест голенью. Это настоящий удар, а не толчок. Он вылетает моментально, как выкидной нож. Когда у него выходит такой удар, Ямаки может показать отличную технику.

У Ямаки с самого начала хорошо получался маэ-гэри, поэтому я стал учить его тому, как превратить его в «оружие». На соревнованиях Ямаки чаще обращал на себя внимание ударом маэ-гэри левой ногой, но, на деле, удар правой у него был гораздо лучше. Поэтому в первую очередь нужно смотреть те бои, где Ямаки наносил маэ-гэри правой ногой, потому что именно такие бои раскрывают Ямаки во всей его красе.

Из других ударов ногами в арсенале Ямаки рекомендую обратить внимание на удар пяткой сверху (какато-отоси-гэри). Этот удар он применял в двух вариантах. Сначала я расскажу о том, когда Ямаки начинал атаку с удара маэ-гэри, а затем переходил на какато-отоси. Этот прием работал у него, благодаря тому, что его маэ-гэри был чрезвычайно быстрым. При этом, с точки зрения тайминга его применения, какато-отоси Ямаки существенно отличался от аналогичного удара в тхэквондо, при выполнении которого ногу выносят точно вверх. Казалось, Ямаки, используя свою гибкость, поднимает ногу как бы скользящим движением. В его исполнении этот удар казался очень простым, не было никакого ощущения, что это сложный прием, требующий особых усилий.

Второй вариант – удар какато-отоси, выполняемый в связке с обратным круговым ударом с вращением через спину (усиро маваси-гэри). Последний удар Ямаки выполнял специфичным образом, поэтому, может быть, правильнее было бы называть его ути-маваси-гэри. При его выполнении Ямаки не включал поясницу, а вращался, удерживая туловище в вертикальном положении, одновременно с махом ногой. На соревнованиях Ямаки никого не смог нокаутировать таким ударом, но сам по себе это очень эффективный и легкий в исполнении прием.

Преимуществом таких крупных бойцов, как Ямаки, является то, что у них круговые удары, такие как сото-маваси-гэри и ути-маваси-гэри, исполненные даже легко, без усилия, все равно обладают поражающим воздействием. Ведь, скажем, у Ямаки одна только нога сама по себе весит порядка 30 кг. Ему достаточно просто махнуть ею, чтобы при попадании в голову вызвать сотрясение мозга.

Чему же стоит поучиться читателям у Ямаки? В первую очередь – остроте удара маэ-гэри. Естественно, этот удар у Ямаки опирался на его врожденную гибкость и упругость мышц и суставов и поэтому, отчасти, был уникальным. Но важно понять, что маэ-гэри – это чрезвычайно эффективное «оружие».

Перевод А. Горбылёва по: Хиросигэ Цуёси. Кёкусин каратэ: Дзёнан сибу цуёса-но химицу [«Каратэ Кёкусин: секреты силы отделения Дзёнан»]. Токио, «Бэсубору магадзин ся», 1997, с. 141-142. [www.kyokushinkan.ru]

Публикуется с разрешения Алексея Горбылева

Купить книги Алексея Горбылева

Добавить новость
Первенство России 2024