Бункай в кино на примере фильма «Онг Бак»
Важнейшим из искусств для каратистов из 90-х и более ранних годов без сомнения являлось кино. Брюс Ли, Чак Норрис, Джеки Чан, Жан Клод Ванн Дамм и другие герои «мордобойного» жанра часто становились первыми «учителями» для будущих последователей тех или иных боевых искусств. Со временем боевые сцены в кино все усложнялись, а на смену старым героям боевиков пришли новые. Драки с Джетом Ли, Тонни Джа и Дони Йеном выглядят совершенно фантастично и в то же время нереально. Или все-таки что-то реальное в них есть?!
Попробуем разобраться в этом, сравнив некоторые сцены драк с участием Тонни Джа
с техникой карате. Прошу отнестись к этой статье не слишком
серьезно, возможно просто, как к развлекательному чтиву. Но, в каждой шутке
есть, как известно, только доля шутки...
Впервые посмотрев фильм «Онг
Бак», я понял, что индустрия фильмов «про
драки» сделала следующий шаг в своем развитии. При всех схожих моментах,
свойственных этому жанру, «Онг Бак» отличался некоторой совокупностью черт,
которые сделали этот фильм знаменитым. Конечно это: харизматичный главный
герой, очень динамичный сюжет, отличная акробатика и муай-тай в киношном
варианте, плюс весь этот тайский антураж
и экзотика.
На бесконечные невероятные
прыжки и прочую акробатику в стиле про «китайских летчиков» можно смотреть с
улыбкой и пониманием, но обилие ударов коленями, локтями, киков и другой
характерной тайской техники делают драки показанные в фильме действительно
интересными.
Воспользовавшись успехом
первого фильма, судя по всему та же команда (прошу прощения, я не знаю деталей)
стала снимать продолжения. И тут уже не обошлось одной только тайской техникой,
в ход пошел весь арсенал красивых и интересных приемов, существующий в
различных единоборствах. Тут и тайский бокс, и тхэквондо, и джиу-джитсу, и
пенчак-силат, и карате...
Что еще бросается в глаза
и покоряет зрителя в этих фильмах? В первую очередь это невероятная
решительность, смелость и общая неудержимость главного героя. В большинстве
ситуаций он действует в полном соответствии с одним из главных принципов карате:
«В карате не нападают первым, в карате бьют первым!». В близком нам прочтении
этот девиз звучит так: «Бей первым, Федя!» (по аналогии с известным
американским фильмом 80-х годов «Бей первым Фредди», так что в данном случае
этот девиз не имеет отношения к великому российском бойцу).
Выглядеть это может
примерно вот так...
На заре моих занятий карате я прочитал в какой-то книжке, что в карате существуют такие мощные блоки, что это и не блоки вовсе, а травмирующие удары по атакующим конечностям противника. Заблокировал один раз – и все желание атаковать у вашего противника пропадает.
Мы понимаем насколько это трудновыполнимая задача, но надо признать, что и такое возможно при определенных условиях. По-своему эта идея показана в фильмах «Онг Бак» и «Черный пояс». В последнем случае эта техника выглядит немного более наивно, зато в таком варианте она явно отражает присущую всем боевым искусствам Востока идею «непротивления злу насилием», использования силы противника против него самого или «поддаться, чтобы победить».
Давно высказана идея о том, что все люди устроены примерно одинаково, отсюда и приемы борьбы в разных единоборствах весьма схожи, разница в подходах, нюансах, акцентах и т.п. Но вот Онг Бак дерется очень круто, а я все еще не так, как хотелось бы... Может быть дело в карате, может дело в том, что в карате нет чего-то, что показано в фильме?! (Надеюсь читатели с должной долей юмора оценят эту фразу и попытку сравнивать кино с реальностью...)
И тут самое время
сравнить некоторые техники, показанные в фильме с бункай из различных ката. Получается
весьма любопытная картина. Ката много,
вариантов бункай еще больше. Тут я подобрал самое, что называется, бросающееся
в глаза. Основывался в основном на бункай ката Сито-рю, как наиболее знакомых
мне.
Итак, тут фрагменты из фильма и соответствующий им бункай из ката: Нипайпо, Бассай-дай, Курунфа.
Надо сказать, что при внимательном просмотре выясняется, что не такое уж бесконечное разнообразие техник использовано в фильме, просто они сняты так, что каждый раз выглядят немного по-разному. Так что, проведенный мной анализ можно продолжать... Например, обилие разнообразных воздействий на локоть, которых очень много в этом фильме, тоже не сложно найти в различных ката, начиная с Пинанов и Текки.
Таким образом, мы видим,
что в карате есть все необходимое, чтобы драться так же круто, как Онг Бак! Одна
из причин того, почему большинство этого не может - наше недостаточное внимание
к отработке бункай. Как правило, мы изучаем его в качестве справочного
материала или для того, чтобы сдать экзамен, а на экзамене показ бункай
превращается в поддавки не хуже айкидо (ничего не имею против айкидо!).
Ну и отвечу сам себе, а
за одно и тем кого это волнует на два самых распространенных вопроса
относительно бункай.
1. Почему большинство атак в различных бункай начинается с ой-цуки, такого затяжного, нереального и вообще почти неприменимого удара?
Дело в
том, что отрабатывая бункай нужно бить реально сильно, опасно и неожиданно.
Ой-цуки имеет так называемую фазу «заднего шага» (пока «задняя» нога не
обогнала «переднюю»), за это время защищающийся должен разгадать замысел
противника и адекватно среагировать. Ведь при реальной отработке бункай
защищающийся не знает как именно он будет атакован.
2.
Почему
большинство атак начинается с ой-цуки чудан, а не дзедан, например?
По той же
причине. Важно бить реально, опасно и сильно. Пропущенный удар в корпус не так
страшен, как пропущенный удар в лицо, а самое важное не уровень атаки, а поиск
правильного момента для защиты, в таком случае уровень атаки не так важен...
Вообще бункай, это на мой взгляд больше не про технику, а про своевременное
реагирование...
Получается, что добившись
определенного уровня отработки бункай в его классическом формальном варианте
нужно переходить к свободной вариативной отработке. И тогда, возможно, мы
будем драться, ну почти, как Онг Бак!
Авторский проект Вадима Дормидонтова