Когда в небе гремят барабаны грома...
В юности я читал книгу
А.Меня, посвященную истории восточных религий. К сожалению, я не помню ее
названия, но эпиграф, предваряющий рассказ про индуизм, я запомнил надолго. «Когда
в небе гремят барабаны грома, а отшельник, укрывшись в пещере, размышляет...
Есть ли в Мире большее наслаждение?».
Возможно это был свободный перевод из
Уппанишад или других священных текстов индуизма. Так или иначе, но этот эпиграф
стал символом моего романтизма и поиска, который в какой-то момент привел меня
к участию в экспедициях «Кшатра».
В следующем году должна состояться (Ом Намах
Шивая!) десятая гималайская «Кшатра». В этом небольшом рассказе я хочу
вспомнить один незабываемый эпизод из гоанской «Кшатры» 2009 года и заодно рассказать, как мы чуть не
пересеклись на путях этих приключений с Джеки Чаном.
Завершая гоанскую «Кшатру» в январе 2009 года, Макс
решил отправиться со всей бандой на два дня в соседний штат Карнатака посмотреть
храмы, построенные во времена княжества Виджаянагар (XII – XIV в.). Из Гоа в Карнатаку мы
отправились на вполне приличном поезде, в вагоне напоминающем наши плацкарты,
но только с решетками вместо окон и огромными вентиляторами около каждой койки.
Потом, кажется на такси, мы добрались до какой-то деревни и остановились в
простом хостеле. День уже клонился к закату. Оставив все ненужные вещи, мы
погрузились в пару тук-туков и отправились к горе Ханумана.
Горы в районе Хампи
– это скорее не горы, а очень большие холмы насыпанные из огромных валунов.
Геологи скажут, что это останки скал, превратившиеся за миллионы лет благодаря выветриванию в огромные валуны.
Индуисты, скорее всего, скажут что тут воевали Боги, отламывая от скал огромные
камни и бросая их друг в друга... Поклонники альтернативной истории, наверняка,
будут утверждать, что тут использовалось страшное оружие древних, сверкающее «как
тысяча солнц!».
Надо сказать, что одна
из особенностей Индии заключается в том, что находясь на этой древней земле,
начинаешь гораздо охотнее верить в возможность последних двух версий, а не в
научные утверждения геологов и историков.
Храм Ханумана расположен
на самой высокой горе в районе Хампи. У подножия горы протекает река,
снабжающая водой рисовые поля и окрестные деревни. В то время мост через реку
только строился, и нам пришлось преодолеть ее на челноках, почему-то
напомнивших мне челнок юнги Джима из «Острова сокровищ». Правда, Макс преодолел
эту преграду вплавь.
От подножия горы на самый
верх к храму ведет бесконечная лестница, на ступенях которой к нам пристал
местный мальчишка, сказавший, что его зовут Хануман. Несмотря на все наши попытки отделаться от него, Хануман навязался
нам в гиды. Был уже вечер, и жара спала, но подъем на гору оказался настолько
активным, что вся наша легкая одежда промокла от пота.
Знаменитый, но небольшой
храм на вершине мы осмотрели довольно быстро и побродив по вершине, часть нашей
группы решила вернуться в хостел и
провести ночь там. А другая часть, во главе с Максом, решила остаться на горе и
провести ночь в храме или камнях рядом с ним. По дороге на гору кто-то несколько
раз предупреждал нас о том, что оставаться на горе на ночь официально запрещено.
На что Макс сказал нам примерно следующее: «Вы как хотите, а я останусь, можно
спрятаться где-то и появиться в храме уже когда стемнеет, челночная переправа
уже перестанет работать, и выдворить нас от сюда до следующего утра будет невозможно».
Но, все оказалось гораздо
проще... Мы поговорили с пузатым бородатым брахманом, служащим в
храме, и он без проблем разрешил нам остаться. Конечно, мы отблагодарили его
каким-то незначительным количеством рупий. Он взял их с благодарностью и
засунул под засаленный матрас, служащий ему местом для сна и отдыха. Когда он
приподнял этот матрас, я понял, что храм не бедствует и посетители
частенько остаются тут на ночь (какие-то
деньги там уже были).
Стемнело быстро, и в храме
началась служба. Наш гостеприимный пузатый брахман и его ученик зажгли свечи
под изображениями Ханумана и других богов, развешанных на стенах храма и
отчаянно напоминавших мне страницы, вырванные из детского журнала «Мурзилка».
Всю пуджу в храме я наблюдать не стал.
То ли почувствовал себя неудобно, вторгаясь в чужое священное пространство, то
ли еще что-то... Я вышел на гору, а в
небе уже висела полная луна, такая яркая, что можно было без фонаря прыгать по
камням, не рискуя свернуть себе шею.
А в храме загремели барабаны и зазвучали
древние мантры. Ритм и энергия льющаяся из храма на гору и спускающиеся
вниз в долину были совершенно невероятными. Я ясно понял, что звучит что-то
действительно древнее и настоящее, что-то призывающее к смелости и действию,
что-то не оставляющее место сомнениям и страхам...
«Когда в небе гремят барабаны грома...», а ты бродишь по горе под полной луной размышляя, есть ли в Мире большее наслаждение?
Когда пуджа закончилась,
нас пригласили разделить простую еду, приготовленную на огне. Это был рис с
какой-то подливкой и масала-чай, а может быть просто вода, я уже точно не помню.
Потом мы бродили по горе, обсуждали увиденное и услышанное, смотрели на
освященные луной деревни и реку, раскинувшиеся под горой.
Ночью стало прохладно, а потом и холодно... Кто-то уже лег спать в самом храме, кто-то около него. Тут я обнаружил, что наш гид Хануман взял мой йоговский коврик, расстелил его на камнях перед входом в храм и уже спит. Пришлось утеплиться, одев доги, захваченное с собой для утренней тренировки на горе и кое-как провести ночь на камнях. Это был единственный случай, когда я спал в доги.
Примерно в 4.30, еще в полной темноте, в храмах расположенных внизу в деревнях, начали звучать молитвы... «Наш» храм на горе почему-то молчал, наверняка,
тихая служба проходила внутри.
Восход был невероятно
красив.
Мы успели снять вот это видео. Как же я жалею сейчас, что у меня не было тогда хорошей камеры и я не умел снимать, так как умею сейчас, да и не могу я сейчас найти исходное видео в хорошем качестве.
Весь наступивший день мы
бродили по храмам некогда
могущественного княжества Виджаянагар, а вечером на силп-басе отправились
обратно в Гоа. Кабина водителей автобуса была наглухо закрыта деревянной
дверью, а из их окна, как из выхлопной трубы периодически вырывались клубы
травяного дыма...
Несколько лет спустя,
просматривая фильм «Миф» c Джеки
Чаном, я неожиданно для себя увидел, что действие разворачивается на «нашей» горе
Ханумана, около «нашего» Храма… плюс ко всему Джеки Чан сталкивается с
индийскими боевыми искусствами и йогой, которые стали для меня, после всех
наших приключений, предметом искреннего интереса и источником вдохновения.
Пустяковое совпадение, НО очень приятно!
«Когда в небе гремят барабаны грома...»
Авторский проект Вадима Дормидонтова