ЧЖАНЧУНЬ В ИЗЛОЖЕНИИ ХАЦУО РОЯМЫ

Невидимая сила человеческого организма

Первобытные люди, чтобы жить в условии суровой природы имели великолепные возможности. Люди воспринимали и ощущали природу, были частью её. Чувствовали ярость, поскольку их тела были подобны телам животных, и приобретали возможности свойственные хищникам. Однако по мере развития цивилизации эти возможности утрачивались. Это можно объяснить тем, что по мере возникновения удобств утрачивалась необходимость проявлять эти возможности.
В настоящее время мы используем наши потенциальные возможности только на 30 %, остальное находится у нас в спящем состоянии. Я верю, что как раз эти дремлющие силы можно пробудить, выполняя соответствующие упражнения.
В моём доджо тренировка проводится под руководством очень большого авторитета, учителя Мияхата Тоё. Он объяснял, что у людей в мышцах, помимо обычных волокон, находятся нервные волокна. Нервные волокна - это волокна мышц и нервов, необходимые для пробуждения дремлющих возможностей человека. Он говорил также о том, что можно закалить эти нервные волокна, так как от них зависит самочувствие. Но во время обычных тренировок, когда намечается какой-то предел (потом он увеличивается и так далее), создаётся препятствие закалки нервных волокон.
Хотя если правильно закалять эти силы, то даже маленький человек может развить силу, свойственную большому человеку. Я думаю, что это "великолепные дремлющие возможности". Или одна из возможностей, которые человек имел ранее.
Некоторое время назад я изучал медитацию под руководством лучшего учителя в области концентрации духа, Дорой Цуёси. При этом, помимо меня, способам концентрации духа уяего обучались учитель Ямада Масанабу, учитель Хиросига Коваси и господин Ониси Ясуси.
Для концентрации духа занятие медитации является сердцевиной. Медитация является основой большой концентрации духа, она, также может быть названа и её тайной. При помощи медитации проявляются дремлющие возможности, в теле развивается дух, и можно совершенствовать внутреннюю силу. Эту медитацию в Китае называют "чжаньчунь". Чжаньчунь - это способ обучения, который в Китае предназначается для тайной передачи секретов мастерства концентрации.
Я считаю, что, благодаря этим упражнениям, можно закалить упомянутые нервные волокна. Естественно, речь идёт не только об этом: чжаньчунь позволяет телу впитывать наполняющую природную энергию. Эта энергия делает тело здоровым. Кроме того, этот способ может использоваться для боевой подготовки.

Чжаньчунь для духовной концентрации.

Чжаньчунь - это особый китайский способ закалки. Его можно назвать упражнениями для внутренних частей тела.
Коротко это называется китайским способом концентрации, но его разновидностей насчитывается несколько сотен. Однако можно ограничиться тем, что с помощью чжаньчунь достигается концентрация. В чжаньчунь приёмы концентрации каждый раз различаются по внутреннему содержанию, в каждом случае имеются особенности способов обучения передаваемым тайнам мастерства. Огромная духовная концентрация, которую учитель Дорой изучал под руководством опытного учителя Окосай, стала базой для концентрации воли. Опираясь на концентрацию воли и будучи знатоком её форм, учитель Окосай создал способ концентрации для подлинного боевого искусства. Он изучал виды концентрации воли и признанного знатока, опытного учителя Какунсина. Посвящённый учителем, Окосай путешествовал по всему Китаю, чтобы довести до совершенства способы концентрации. Таким образом стал возможным обмен опытом с многочисленными знатоками способов концентрации. Окосай был человеком, ревностным в учении. Были восприняты положительные стороны других способов для включения в способ концентрации воли. После успешного собирания Окосай завершил создание системы концентрации воли.
Концентрация воли - это система, созданная на основе соединения чжаньчунь и нескольких других способов подготовки и закалки. В отличие от других способов концентрации, сложных и запутанных "торо" (форм и традиций) в этой системе не существует. Учитель Окосай счёл их не важными и по этой причине исключил. При концентрации воли с помощью проведения чжаньчунь человек воспитывает в себе дух. Таким образом, благодаря воспитанию в себе духа, люди могут пробудить находящиеся у них в дремлющем состоянии возможности. Учитель Дорой, изучив под руководством учителя Окосая концентрацию воли, получил разрешение на полное преподавание. Только, поскольку Дорой был японцем, он назвал свой способ не концентрацией воли, а "способом концентрации большого духа и чистосердечия" (в просторечии - "концентрации большого духа"). Это именно то, что изучал я - концентрация большого духа.
В настоящее время я изучаю под руководством учителя Сун Ли концентрацию воли, которую можно назвать источником большой духовной концентрации. Изучая концентрацию воли, я никогда не имел намерения отклониться от той самой сути китайского способа концентрации. С моей точки зрения, ничего не изменять - это скорее положительное явление.

Хацуо Рояма с Сунь Ли

Человечество, благодаря великим умам, сумело развить культуру. Однако этот подъём культуры сопровождался потерей имевшихся у человека возможностей. Но наши предшественники вознамерились установить эти утраченные возможности, опираясь на силу разума. Это как раз и есть чжаньчунь. Я от всего сердца уважаю тех людей, которые породили чжаньчунь.
Что может приобрести тело благодаря чжаньчунь?


Что даст изучение чжаньчунь конкретному человеку?

1. Возможность закалить находящееся в скрытом состоянии возможности человека. Восстановить ранее имевшиеся возможности. Что касается возможностей, пригодных для применения в военных целей, то их пробуждение может улучшить боевую подготовку и технику.
2. Предполагается, что сильная природная энергия, поступая в тело,поддерживает здоровье, увеличивает и укрепляет телесные силы человека.
3. Эти силы могут быть использованы для военной подготовки.
Говоря в общем и в целом, чжаньчунь позволяет телу приобрести вышеуказанные возможности.
Однако нельзя сказать, что чжаньчунь может дать только эти результаты - он может сделать тело здоровым. На склоне лет учитель Окосай предпочитал военной подготовке накопление сил для укрепления здоровья и лечения болезней.
Кроме того, итогом чжаньчунь является приведение в порядок собственных биоритмов и нервов. При душевных потрясениях, во время утомления, чжаньчунь может дать отдых и успокоение душе и сердцу. Чжаньчунь может закалить внутренние органы тела и душу.


Моя цель - слияние китайского способа концентрации и каратэ

С тех пор, как каратэ распространилось с Окинавы, прошло более полувека. До этого периода каратэ не было похоже на изучаемые в настоящее время боевые системы. И лишь с началом распространения каратэ по территории страны оно начало развиваться как подлинно боевое искусство. Я считаю, что именно с этого времени и начинается история современного каратэ.
Это значит, что история каратэ не насчитывает и ста лет. Можно сказать, что, по сравнению с боксом и борьбой, каратэ является исторически более молодым видом боевого искусства.
Я надеюсь повторением исторического процесса упорядочить начатое дело, постепенно придав ему завершенный вид. Я не считаю, что каратэ, как вид боевого искусства, уже завершило своё развитие. В каратэ скрыты возможности для дальнейшего совершенствования.
В противоположность этому, китайский способ концентрации имеет долгую историю. Я думаю, что для каратэ необходимо изучать многие моменты из китайского способа концентрации. Я подумал, почему бы не создать новую систему каратэ, сплавив в одно целое то, чему учили сосай Ояма и учитель Дорой. Тем более, что я могу проводить исследования на собственном теле, ощупью продвигаясь к намеченной цели в настоящее время. Как бы то ни было, я считаю целью и обязанностью своей жизни создать новую систему каратэ. Я бы хотел, соединив каратэ и концентрацию воли, создать когда-нибудь новую, совершенную систему.


Основы чжаньчунь, начальная ступень - нюмонто

Начальная стойка

Ноги расставлены на ширине плеч. Стоять следует с таким ощущением, как будто пальцы ног хватают поверхность пола. Представьте, что под каждой пяткой у вас зажато по муравью, и вы должны стараться не раздавить их и не дать им убежать. Колени слегка согнуты. Если смотреть сверху, то колени не закрывают пальцы ног. Обе руки слегка согнуты. Пальцы тоже слегка согнуты. Локти направлены вниз наискось под углом сорок пять градусов. Мышцы спины растягиваются. Представьте себе, что вас вытягивают за привязанный к темени шнурок. Взгляд направлен прямо вперёд. Рот расслаблен, появляется еле заметная улыбка. Дыхание животом.
Начинающий изучать чжаньчунь должен освоить на начальном этапе основные движения. Для систематизации в чжаньчуне существует последовательность ступеней. Для того, чтобы достичь высот, необходимо усвоить его основы. Начальная ступень и предназначена для создания таких основ - развития движений верхней и нижней частей тела и создания основы для закалки духа в теле. Я тоже начинал учиться с этих основ.
На начальной ступени (нюмонто) прежде всего следует научиться расслабляться духом и телом. Это общее для каждой ступени чжаньчунь.
Если этот начальный этап освоен, приступайте к тренировкам с помощью воображения. Предоставьте себе, что во всех суставах у вас зажаты мячи, как показано на рисунке.

На эти мячи нужно нажимать так, чтобы не раздавить их и не дать им выпасть.

Неправильное исполнение

Руки то выдвигаются вперёд, то свисают назад. Руки размещаются поперёк, или локти растянуты. На этом старания можно прекратить.

Для того, чтобы быстрее овладеть чжаньчунь. изучайте концентрацию воли!
Объяснения производятся, опираясь на концентрацию воли.

Во многих китайских способах концентрации существует так называемый долгий путь обучения и закалки. Повторением множество числа раз тело усваивает боевую технику. При долгом пути к обучению допускаются только избранные. Это означает тайную передачу умений и техники. Однако при концентрации воли долгого пути нет. При концентрации воли чжаньчунь становится сердцевиной обучения.
При этом концентрация воли, благодаря рациональной закалки и обучению, является системой, подобной которой нет. Это способ концентрации, при котором в человеке проявляются дремлющие силы. В боевой обстановке из них побуждается ловкость, подобной природной. Чисто техническая сторона ведения боя - это уже третьестепенный вопрос.
Однако пробудить эти возможности нельзя ни за месяц, ни за год. Необходимы годы. Каратэ и концентрация воли - симметричные системы достижения цели.
Считается, что техника каратэ подаётся изучению относительно быстро. И такого рода высказывания частично правильны. Однако, чтобы приобрести сноровку в применении технических приемов, надо потратить долгие годы.
Если вы учились год или два, то в какой мере вы сможете показать мастерство при нападении? Боюсь, что вся ваша сила уйдёт на удары. Сколько бы боёв вы не провели, умело уворачиваясь и двигаясь на помосте, но техническое применение не является истинным смыслом мастерства. Это умение бессознательно расходовать природные силы можно назвать мастерством применения, и только. Для изучения же Искусства каратэ необходимо долгие годы.

Стойка "фуанто"

В основном стойка такая же, как и на предыдущей ступени. Руки держатся перед собой, слегка кверху. Пальцы слегка согнуты. Сила рук полностью удалена.
После изучения начальной ступени в течение примерно одного месяца. переходите на следующую ступень - "фуанто". На этой ступени производится тренировка воображения для проявления силы духа с помощью верхней и нижней, левой и правой частей тела.
Развитие силы верхней и нижней, левой и правой частей тела.
Стойка "фуанто" одинаковая с начальной стойкой. Только на второй ступени воображение становится более сложным.
Хоть уровень и поднимается, движения не являются особо сложными. В чжаньчунь концентрация воли и секретов мастерства в движениях не отыскать. Так как секреты мастерства чжаньчунь скрыты во внутреннем содержании воображения при проведении чжаньчунь.

На второй степени фуанто прежде всего нужно вообразить, что вы стоите в маленькой свободно текущей речке. После этого представьте, что по этой речке плывёт доска, и вы держите руки на этой доске. Если на доску нажать сильно, то она утонет. Если нажимать слишком слабо, то она уплывёт. Поэтому силу плавучести и силу нажатия следует уравнивать так, чтобы доска только-только не уплывала. Воображение такого рода развивает силу верхней и нижней частей тела.

После этого следует представить, что вы движетесь по течению справа налево. В этом случае, чтоб доска не уплыла, следует мысленно приложить силу, равную силе течения.

В этом положении, чтоб доска не уплыла по течению, необходимо регулировать силу верхней и нижней частей тела, а также необходимо представить себе регуляцию сил правой и левой сторон. Течение реки справа налево следует представлять себе в течение пяти минут. Таким же образом следует представить себе в течении пяти минут течение реки слева направо.
Этими мысленными упражнениями достигается способность регуляции силы верхней и нижней, правой и левой частей тела.
Вторая ступень проводится после первой. Если первая ступень "нюмонто" проведена, то "фуанто" проводится 10 минут... .

После проведения фуанто в течение 1 месяца можно переходить к следующей ступени.
Суть стойки "чжаньчунь".

Для того, чтобы овладеть стойкой "чжаньчунь", важно "удаление силы". Для этого необходимо состояние расслабленности. Перед принятием позы следует удалить силу из тела, как показано на снимке. Бели, продолжая эту линию, принять позу, можно достичь состояния удаления силы.
Для быстрого освоения чжаньчунь следует развивать в себе духовную основу! Я не разделяю распространённого заблуждения, что это лёгкий вид боевого искусства, и что в китайском способе концентрации не нужно усилий. Это нелепое заблуждение.
В чжаньчунь требуется пролить немало пота, чтобы получить радость от обучения и закалки. Кроме того, в чжаньчунь необходимо сохранять стойку в течение 10-20 минут подряд, после чего начинают дрожать ноги и болеть поясница. Но только так можно закалить ноги, бёдра и поясницу.
Те, кто изучает чжаньчунь ради иных целей, не поймут его, сколько бы им не занимались. Им лучше заняться чем-нибудь другим. Если заниматься только чжаньчунь, то во время занятий сталкиваются с вопросами: "В самом ли деле я стану крепким?". Если этот вопрос возникает, то он становится большим испытанием для изучающих китайский способ концентрации.
Многие люди, столкнувшись с подобными сомнениями, теряют мужество. Они останавливаются на полпути и, в конце концов, бросают дело, не выработав никаких для тела качеств. Поэтому, столкнувшись с сомнениями, следует поверить в слова учителя или поверить в себя и продолжать занятия, чтобы непременно дойти до самой сути концентрации.
Для того, чтобы изучить китайский способ концентрации, необходима ужасная настойчивость. Чтобы эту настойчивость непрерывно применять, необходимы характер и усилия. Китайский способ концентрации отнюдь не является лёгким и приятным боевым искусством. В китайском способе концентрации входные двери широко открыты для всех, кто имеет соответствующие духовные наклонности. Однако, с другой стороны, следует помнить, что и выход тоже не узок и не далёк.


Ступень "конгенто". Отработка всесторонних сил

Стойка "конгенто"


На этой ступени упражняются передняя и задняя части тела. и отрабатываются косые движения под различными углами.
Предполагается, что "конгенто" - это ступень воображения. При большой концентрации духа это называется "положение созерцания". Положение созерцания проводится многими каратистами. По-нашему, это единственное глубокое чжаньчунь.
По-видимому, поэтому многие ошибочно считают, что конгенто - это весь чжаньчунь. Не заблуждайтесь, пожалуйста.
Стойка "конгенто" такая же, как и на двух предыдущих ступенях. На этой ступени руки, которые до сих пор были опущены, вытягиваются вперёд, вы представляете себе, что держите в руках большой бумажный аэростат (баллон).
Если этот аэростат держать крепко, его можно раздавить. Если слишком мягко, то он упадёт. Поэтому необходима такая сила, чтобы держать аэростат "нежно". Когда вы держите перед собой аэростат, сознание как бы перемещается вперёд. Тело неподвижно. Это важное упражнение следует упорно повторять.

"Конгенто" проводится примерно в течение 10 минут. Перед проведением "конгенто" проводятся первая и вторая ступени по 5 минут каждая. Только после этого следует переходить к "конгенто".
Конгенто проводится в течение месяца. Все три ступени составляют основу чжаньчунь, их освоение занимает в целом около трёх месяцев. После этого можно переходить к изучению высшего уровня чжаньчунь. Только не следует думать, что основы чжаньчунь не подлежат изучению после трёх месяцев упражнений. Когда вы переходите к высшему уровню, необходимо продолжить изучение основ.

Воображение "конгенто"

Представьте себе, что ваши пальцы связаны невидимыми нитями. А большие пальцы связаны так, что образуют треугольник.

Локти направлены вниз под углом 45 градусов. Представьте себе, что из этих локтей выходят нити, которые вонзаются в землю.
Для того, чтобы быстрее овладеть мастерством "чжаньчунь", прислушайтесь к советам предшественников!
Мы жили, прислушиваясь к наставлениям предшественников, и поэтому могли избегать провалов и добиваться успехов. Как в жизни, так и в боевом искусстве.
То, чему учил учитель Окосай, было замечательным способом концентрации воли. Продолжая завещанное учителем Окосаем дело, я учился большой концентрации духа у учителя Дорой. Он, продолжая применять проповеди Окосая, добавлял к ним также свои поучения, которые стали для меня путеводными указателями в жизни.
В моём уме до сих пор горят чётко и ясно поучения учителя Дорой. Однажды он сказал мне следующее: "Долг и честь специалиста по боевым искусствам не заключаются в накоплении материальных богатств. Не следует наживать денег и вещей больше необходимого. Мастер проливает кровь, пот и слезы, чтобы накопить богатства в теле.
Эти богатства - не только технические навыки и сила. Но и любящее и уважающее людей сердце, строгость к самому себе и другие качества, которые невозможно купить за деньги - вот подлинное богатство".
Я считаю, что это подлинная причина того, чтобы в соответствии с поучениями учителя Дорой жить и понимать сущность концентрации воли. Концентрация воли не предполагает и не ставит целью улучшить силу и технику. Хотя, поскольку она применяется в интересах боевого искусства, они являются необходимым элементом. Однако, нужно понимать один момент:
основная задача - с помощью концентрации воли закалять душу и сердце.
Я считаю, что поучения мастеров необходимо знать. Сердце, послушное советам людей, - это важнейший элемент при изучении "чжаньчунь".