МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ КАРАТЭ НА ЭТАПЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Методики обучения
 

            ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНИКИ

      Спортивная практика выработала атакующие, защитные и контратакующие структуры технических действий.
      Атакующие действия являются основными для всего комплекса технических средств.

      Приступая к обучению основным техническим действиям, необходимо учитывать физиологические закономерности становления двигательного навыка, закономерности механики, строение организма человека, процессы памяти, мышления и эмоций.
      На первом году обучения ведущей задачей является изучение техники каратэ. Оно и определяет содержание занятий: подбор средств и методов физической и тактической подготовки и режим выполнения специальных упражнений.
     Выявленные закономерности становления двигательных навыков и длительный педагогический опыт многих учителей и научных работников позволили определить последовательность изучения того многообразия технических приемов, которые существуют в каратэ.

       Все приемы делятся на группы. Например, удары ногами, удары руками, блоки руками, блоки ногами - в нижний уровень, в средний уровень, в верхний уровень;
удары и блоки в свою очередь разделяются по уровням выполнения - нижний уровень, средний уровень и верхний уровень;
удары также подразделяются по направлениям их нанесения - прямые, сверху, снизу, сбоку.
      В каждой из этих групп имеется наиболее типичный прием - основа структуры, который изучается вначале. В дальнейшем изучают другие варианты основы структуры (приемы данной группы). После изучения наиболее простого приема (основа структуры) легко овладеть и другими приемами из этой группы (вариантами).
      Такой перенос двигательного навыка, когда изучение одного приема способствует изучению целой группы приемов, называется положительным переносом.

      Однако в практике, если приемы изучаются сразу один за другим, встречается отрицательный перенос. Например, удар ногой ёко-гери мешает изучению удара уширо-гери вертушкой (если эти приемы изучаются сразу один за другим), так как при этом неизбежно возникает грубая ошибка:
- атакующий при повороте к партнеру спиной (в последнем ударе) значительно больше проворачивается корпусом к противнику переводя удар на ёко-гери (увеличивая время необходимое для удара).
      Все это необходимо учитывать. Если при усвоении каких-либо приемов наблюдается отрицательный перенос навыков, то такие приемы надо изучать в разное время.

     При изучении и закреплении какого-либо нового движения внимание бойца имеет разную направленность. На первом этапе изучения приема внимание направлено на последовательное выполнение каждого отдельного элемента технического действия. По мере повторения всех деталей приема одновременно и при условии правильного выполнения их наступает ослабление внимания к деталям. В результате у ученика вырабатывается умение целостно выполнять прием.      Умение провести прием - это способность ученика сознательно выполнять техническое действие с соблюдением определенных требований.

     Однако овладения приемом на уровне первоначального умения явно не достаточно. Если боец во время схватки будет обращать внимание на правильное проведение элементов приема, а не на выбор удобной ситуации для его реализации, он не сможет правильно подготовить прием и выполнить его.
     Поэтому, как только занимающийся овладеет техникой приведения приема в простых условиях (без действий партнера), необходимо научить его выполнять прием в сложных условиях спортивных спаррингов. Боец должен уметь выполнять прием в удобный момент схватки, не задумываясь над его деталями. Для этого надо, чтобы умение постепенно перешло в навык.

     Под навыком понимается действие, выполнение которого благодаря многократному повторению приобрело автоматизированный характер.
     Известно, что всякий навык (включая и умение), с точки зрения физиологии, представляет собой сложную, относительно установившуюся систему условно-рефлекторных связей. Становление технических навыков проходит на основе закономерностей образования сложных условных рефлексов.

     Образование двигательного навыка представляет собой формирование новой, сложной координационной деятельности нервных центров. Эта координация всегда включает в себя регуляцию как двигательных, так и нервных, секреторных, сосудистых и трофических функций организма, так как при осуществлении координационного двигательного акта требуется согласование не только двигательных, но и всех остальных функций организма спортсмена.
Процесс формирования двигательных навыков опирается на закон дифференцирования.
Выработка дифференцированного торможения способствует устранению сокращения излишних мышечных групп. Быстрота становления двигательного навыка зависит от количества правильно выполненных повторений, предшествующего опыта занимающихся, их физической подготовленности, верного представления о структуре технического действия и содержания занятий.

     Известно, что в структуре спортивных упражнений принято различать пространственные, временные и силовые компоненты. При овладении новым движением они усваиваются неодновременно - вначале закрепляются пространственные, затем силовые и, наконец, временные компоненты. Причем все эти параметры навыка тесно связаны и взаимодействуют между собой.

     Из практики известно, что даже незначительное изменение внешних условий оказывает сбивающее воздействие на структуру и, естественно, на эффективность выполнения основных движений спортсмена. Практически очень важно, чтобы технические приемы бойца имели определенную устойчивость, не расстраивались при помехах со стороны всех возможных факторов.
Но это не значит, что движение должно оставаться постоянным, оно, естественно, несколько изменяется, но основа структуры его сохраняется. Однако, при максимальных результатах, сохраняют постоянство структуры движения лишь мастера высокого класса. Такое постоянство достигается, с одной стороны, приспособительными механизмами, выработанными в ходе изучения и, особенно, совершенствования технического навыка в различных условиях, а с другой - приспособлением самой основы движений.
     Без учета этих положений трудно правильно строить процесс обучения техническим приемам.

     Таким образом, учитывая закономерности образования двигательного навыка, при изучении и совершенствовании технических действий, особенно сложных, учитель должен руководствоваться следующим:


       I. Проводить предварительную подготовку для лучшего усвоения технического действия.
С этой целью необходимо применять некоторые подводящие упражнения:
1) упражнения, элементы которых сходны по координации движений с изучаемыми техническими действиями в каратэ;
2) упражнения на развитие мышечных групп, принимающих активное участие при выполнении технических действий;
3) упражнения на растягивание и расслабление основных мышц, противоположных тем, которые несут основную нагрузку при выполнении технических действий.


       II. Упрощать условия изучения и выполнения технического действия за счет:
1) предварительной специальной подготовки перед освоением и в процессе изучения приема;
2) страховки и помощи при особенно сложных технических действиях;
3) предупреждения основных ошибок, возникающих при выполнении технического действия.
Примерные упражнения будут даны в главе "Упражнения бойца".


       III. Последовательно изучать технические действия.
     
Создав благоприятные условия для изучения технического действия, необходимо приступить к его изучению в следующей последовательности: в подготовительной части урока занимающиеся выполняют подводящие упражнения *; в основной - осваивают прием по частям (с партнером, чучелом, без партнера), объединяя последовательно изученную часть приема с изучаемой; наиболее простые приемы осваиваются сразу в обе стороны; сложные - в привычную сторону до того момента, как они будут выполнены в сложных условиях; затем приемы изучаются в непривычную сторону (обучение приемам в эту сторону начинается также с подводящих упражнений).

     В процессе совершенствования технические действия можно повторять в непривычную сторону большее количество раз. Благодаря этому уровень владения техническими действиями в одну и другую сторону становится примерно одинаковым.

   * Подводящие упражнения могут быть применены не только в подготовительной части урока, но и в основной, непосредственно перед выполнением части приема или приема в целом.