DataLife Engine / Большая история маленького Додзе Масутацу Оямы

Большая история маленького Додзе Масутацу Оямы

Мы хотим познакомить читателей с историей Доджо Оямы, что за университетом Риккё, являющимся местом рождения Киокушин каратэ. И хотя зародился Киокушин в Мэдзиро, но с точки зрения методики обучения, системы техники, «Ояма Доджо» больше соответствует такому статусу.

Вход в Доджо Оямы


Ну что ж, добро пожаловать в Доджо.
"Нихон Каратэ-до Киокушинкай", обычно называемый "Ояма Доджо" располагалось под табличкой в одной из комнат по адресу Токио, Тосима-ку, Икэбукуро 3-1360.
В связи с реформой обозначения жилья нумерация территории изменилась, поэтому теперь официальным адресом считается Ниси=Икэбукуро 3-16. Это место находится в двух шагах от здания Хонбу.
Светлым кругом обозначено место расположения Ояма Доджо

Ранее в 1952 году здесь висела табличка "Балетная школа Макото Эномото" (Сейчас ей руководит Масаюки Кавасима), но в 1956 году она переехала в сторону станции Окубо и право пользования помещением перешло к Масутацу Ояме.
И сейчас по-прежнему "Балетная школа Макото Эномото" работает, уже под именем "Балетная школа при Токийском Балетном театре", недалеко от станции Окубо линии JR.
Почему же именно здесь разместился Доджо?
Дело в том, что Ояма взял кредит у друга и выкупил квартиру в Мэдзиро и переехал в район Итабаси. К этому времени в семье Оямы уже родились две дочери. Младшая занималась балетом. Этим залом для занятий балетом и была "Балетная школа Макото Эномото”.
Вот как о тех временах рассказывает Тияко, жена Оямы.
Тияко: Это правда. Кстати, когда мы арендовали этот балетный класс, во время занятий иногда приходили якудза. Но занятия продолжались.
Преподаватель балета часто с ними сталкивался. Они говорили с ним очень агрессивно: "Пошел вон!”
- И тогда приходили исполненные чувства справедливости каратисты и выгоняли якудза!
Тияко: Ну я не говорю, что они были настолько смелые (смеется).
В конце концов, этот балетный класс не вытерпел, и переехал в другое место. Но контракт был действителен еще на несколько лет.
Тогда преподаватель по балету сказал Ояме: "Мы бы не хотели вас выгонять, оставляя зал при действующем контракте - это было бы очень досадно. Сэнсэй Ояма, давайте так сделаем: вы не будете платить деньги, занимайтесь каратэ в этом Доджо каждый день".

Итиро Минамимото рассказывал, что кредитор (видимо, якудза) решил, что балетная школа обанкротилась и забил досками всю дверь школы. Ояма по просьбе Эномото сорвал все доски и отбил атаку кредитора, за что и получил зал в пользование.
Как бы то ни было точно можно сказать, что право на аренду Ояма получил от Эномото, который получал угрозы от людей с нехорошим прошлым.
В окне - название Балет Эномото

Какие бы ни были неприятности, однако ученики, ранее тренировавшиеся во дворе и на свободных участках земли, теперь были рады. Теперь была крыша, под которой можно было укрыться от дождя, благодаря полу можно было не пачкать ноги, а правильность выполнения можно было сверять с зеркалом. Более того, место было оснащено водопроводом, всегда можно было попить воды, а тренироваться можно было и ночью благодаря электрическому свету. Сделавший новую вывеску "Ояма Доджо" Кэндзи Мидзусима (ныне Кэндзи Като) радуясь изменениям в округе вышел на контакт с одним из занимающихся. Это происходило в июне 1956 года.
Вывеска того времени

В это же время Ояма стал членом Японской Ассоциации Годзюкай и получил 7 дан. Мидзусима, который повесил вывеску, также ходил и в Хонбу Годзюкай в районе Асакуса. Вышеупомянутый Минамото на факультете искусств Японского Университета изучал Годзюрю, а его старший товарищ по университету Исибаси Масаси также занимался Годзюрю. И появившийся в период Мэдзиро Эйдзи Ясуда тоже в период обучения в старших классах школы занимался Годзюрю каратэ... Таким образом поначалу Доджо Оямы был Доджо Годзюрю. Влияние этого стиля на Киокушин ощущается до сих пор. Основа обучения имеет истоки в годзюрю.

Итак, название места стало «Ояма Доджо», однако Масутацу Ояма, хозяин доджо, здесь так и не показался.
Назначив Мидзусиму первым шиханом доджо, поручив тренировочный процесс Минамимото, а также Ясуде (продолжавшем обучение в университете Гакусюин и числившийся в Сётокай), сам Ояма в этом 1956 году в ноябре, как и было запланировано, уехал на «сельский колизей» - на бои с быками. В районе Кимицу префектуры Тиба, он начал свои сборы примерно в августа и пробыл там около двух месяцев. Доджо остался без внимания. Тем не менее, в отсутствие хозяина доджо постепенно набирал обороты.
План Доджо Оямы

На рисунке – набросок плана доджо Оямы до 1958 года. Этот рисунок не является точной копией плана, однако основан на рассказе Хацуо Роямы и сверен с фото того времени.
Расположение менялось время от времени, но размер зала был 10 на 15 метров. Слева и справа – оконные стекла, в окне виднелась надпись «Балет Эномото».
В окне – надпись «балет»

Считается, что если выйти через левую дверь, при выходе сразу располагался туалет. В месте для переодевания сверху свисала проволока, на ней висела большая ванная занавеска, и таким образом получалась простая раздевалка.
Здесь на стене висели многочисленные доги.
На стене множество Доги

В углу напротив стоял стол, за которым вел записи Ояма. На стороне домашнего алтаря ставили стулья для зрителей.
Мешки с песком висели на одной из четырех балок, располагавшихся по стенам.
Большое количество снаряжения: скамьи, макивара, «конь», орудия: шесты и другое оборудование стояло и висело здесь и там на стенах.

У этой деревянной квартиры, похоже, был не очень устойчивый фундамент, пол шатался, и несмотря на то, что это был первый этаж, крыша потекла, а зеркало и окна треснули.
Настало время перестроить здание по обычному образцу.



Наступил следующий год, зимой дул холодный ветер, а летом пошел сильный запах из туалета. Иногда кто-то вставлял новые зеркала и окна, но через некоторое время они снова трескались. Тренировки проходили четыре раза в неделю: по вторникам, четвергам, субботам и воскресеньям. Мидзусима работал на фирме, Минамимото и Ясуда – на факультете каратэ в университете. Из-за этого занятия шли с 18 до 21 часов.
Впоследствии время и дни тренировок менялись, но в начале расписание было именно таким.
Ежемесячная плата за обучение составляла 300 йен за первый месяц и 500 йен за последующие. «Мы разучивали, как сжимать кулак, стойки, блоки, удары рук и ног».
В середине 50-х в Японии началась мода на бодибилдинг. В Доджо Оямы также приходили люди, заинтересованные в бодибилдинге. Но оборудование в доджо было как на фотографии сверху: были скамьи, штанги, гантели, шесты, но не более того.

Помимо Мидзусимы остальные ученики Оямы со времен Мэдзиро бесконечно повторяли элементы Кихона и до спаррингов как правило дело не доходило. Но на тренировки стала сильно влиять система обучения секции каратэ факультета искусств Японского Университета. В годзюрю реальный бой произвел революцию.

Уровень кумитэ учеников и членов театральной труппы, приведенных с факультета сэнсэями Исибаси и Минамимото, был довольно высок. Они значительно превосходили остальных по силе. Так стали улучшаться система тренировок и техника боя.

Как проходили тренировки в то время
«На тренировках мы, сперва размяв тело в упражнениях на гибкость, на пресс, поприседав, держа товарища на плечах, затем разучивали, как сжимать кулак, стойки, блоки, удары рук и ног».
Техника перемещений начиналась с простого, но постепенно становилась все сложнее и сложнее. Затем изучали элементы Ката. Учили Ката так: запоминали по одному движению, затем постепенно связывали их в одну Ката.
Затем – самбон кумитэ, якусоку кумитэ.

Была и тренировка «Сикодати». Все участники вставали в стойку «Сикодати», выравнивались по одинаковой высоте головы и до бесконечности ходили по доджо. Добавив цуки и гэданбараи, снова принимались перемещаться по доджо.
Если кто- то получал замечание, вся группа должна была замереть в этом положении. И если кто-то пытался вытянуть ногу, он получал удар и летел кувырком.
Про эту тренировку Сикодати даже Кэндзи Като говорил: «Бедра страшно распухали, так, что и в туалете было непросто присесть».
Кроме того, тогда счет во время тренировки кихона был медленным. Сегодня на каждый крик делается одно движение, а тогда целая комбинация. Новичкам было очень сложно поспевать.


После окончания боев с быками Ояма практически не появлялся в Доджо.
Причиной тому было показательное выступление на учредительной конференции Федерации Каратэ в Яманаси и затем скорый отъезд в Европу, Америку и бои с быками в Мексике.
В октябре 1961 года Мидзусима поехал к Ояме с просьбой начать тренировки, и с тех пор периодически Ояма тренирует в доджо.

Перейти к второй части >>>
27.08.2012
Вернуться назад