Этот стиль унаследовал традицию каратэ, разработанную несколькими поколениями дворян из Сюри – столицы Окинавы и резиденции ее короля. Город Сюри был в ту пору средоточием политической жизни Рюкю. Отсюда отправлялись дипломатические миссии в Пекин ко двору китайского императора, сюда прибывали официальные посольства из Китая. Имея дело с высокопоставленными китайскими чиновниками, дворяне из Сюри перенимали у них приемы боя и методы тренировки. В результате синтеза разнородных технических элементов и стилей, с которыми окинавцам удалось познакомиться в ходе этих контактов, постепенно сложился самостоятельный стиль каратэ, который окончательно и оформил Мацумура.
Точные даты рождения и смерти Мацумуры неизвестны. Нагами-нэ Сёсин отыскал сведения о том, что в 1897 г. мастер отпраздновал собственное 88-летие. Исходя из этой информации, он высчитал, что Мацумура родился в 1809 г. Мияхира Кацуя из школы Коба-яси-рю и ряд других специалистов утверждают, что умер мастер в возрасте 92 лет. Соответственно, если он действительно родился в 1809 г., то умер приблизительно в 1901 г. В настоящее время эти даты жизни мастера признаны большинством исследователей, но называют и другие – 1796/1798/1800-1884/1899.
Телохранитель трех королей Рюкю
Мацумура Сокон родился в деревне Ямакава, что находилась в Сюри к западу от королевского замка. Это был очень одаренный человек, умный, проницательный, замечательный каллиграф. В тех благоприятных условиях, которое ему обеспечило благородное происхождение, он получил прекрасное классическое образование окинавского дворянина: закончил начальную школу в родной деревне, а потом, предположительно, в 19-летнем возрасте, в 1829 г., – школу для подготовки чиновников в Сюри, сразу успешно сдал экзамен на высший гражданский чиновный ранг и поступил на государственную службу.
В то время на престоле находился 17-й король династии Сё по имени Ко (прав. 1804-1828). Правителем он стал в возрасте 18 лет, можно сказать, случайно, благодаря счастливому для него стечению обстоятельств. Человек он был совершенно безалаберный и мало заботился о благосостоянии страны. Помимо жены, он завел себе еще 10 наложниц и проводил все время в занятиях любовными утехами и пьянством. Сацумское правительство относилось к Сё Ко крайне настороженно, не доверяло ему, справедливо полагая, что такое правление может пагубно сказаться на экономике острова, а, значит, и на доходах Сацумы. Поэтому в 1828 г. оно добилось смещения Сё Ко с трона, а на его место посадило нового короля – Сё Ику (прав. 1829-1847).
Японский исследователь Фудзивара Рёдзо предполагает, что Мацумура Сокон с осени 1829 г. стал служить телохранителем у отставленного Сё Ко и жить вместе с ним в поместье Минатогэва, где Сё Ко вел жизнь затворника. По его мнению, Мацумура был приставлен к Сё Ко не столько для защиты от врагов, сколько, чтобы удерживать в узде его эксцентричные, безудержные порывы. Намек на это видится ему в том, что, по слухам, которые ходили среди жителей Сюри, Сё Ко был убит по приказу группы влиятельных лиц, заправлявших политикой рюкюсского двора, или же покончил с жизнью самоубийством, доведенный ими до отчаяния (в официальных источниках, правда, говорится, что гибель Сё Ко была связана с какой-то серьезной психической болезнью).
Похоже также, что Мацумура был не по нраву Сё Ко, который не любил его за прямолинейность. Рассказывают, будто однажды каратист довел его до такого бешенства, что Сё Ко даже приказал посадить его под домашний арест! В конце концов, не поладив со своим неугодливым «телохранителем», он отослал в Сюри ко двору короля Сё Ику.
По возвращении в замок Сюри Мацумура стал личным телохранителем (о-собамаморияку) короля Сё Ику и служил ему верой и правдой на протяжении многих лет. После смерти Сё Ику Мацумура в уже солидном возрасте стал телохранителем последнего рюкюсского короля Сё Тай (1848-1879) и занимал этот пост, предположительно, до 1860 г.
Изучение каратэ
Из того, что Мацумура в течение трех правлений занимал пост телохранителя короля, можно предположить, что он пользовался особым доверием рюкюсских правителей и обладал незаурядным боевым мастерством. Однако как он его приобрел, мы почти ничего не знаем. Особенно много неясного в вопросе о том, как будущий великий мастер каратэ познакомился с этим боевым искусством.
«Учитель "тэ" Мацумуры Сокона точно неизвестен, но говорят, что уже с детских лет он полюбил воинские искусства и уже в 17 или 18 лет приобрел известность в кругах любителей боевых искусств», – пишет Нагаминэ Сёсин.
Широкое распространение получила версия о том, что первым учителем Мацумуры в каратэ был Сакугава «Тодэ» – один из самых первых известных каратистов Окинавы. Некоторые авторы обставляют историю взаимоотношений Мацумуры и Сакугавы самыми, что ни на есть, трогательными подробностями, сообщают, что отец Мацумуры, окинавский дипломат и высокопоставленный чиновник, был другом Сакугавы. Он рано лишился жены и на смертном одре просил приятеля позаботиться о его трехлетнем сыне – будущем Соконе. Сакугава выполнил этот наказ и растил как собственного сына. В самом раннем возрасте под его руководством Мацумура начал постигать премудрости боя голыми руками, упорно тренировался, за что получил от восхищенного его успехами наставника прозвище «Буси» – «Мастер каратэ» – и к 17-18 годам стал сильнейшим мастером каратэ на Окинаве. : Несмотря на всю привлекательность этой истории, в ней есть одна проблема. Дело в том, что в источниках никаких сообщений даже просто о личном знакомстве Мацумуры с Сакугавой, не говоря уже о перечисленных подробностях, нет. Известно лишь, что Сакугава был старшим современником Мацумуры, правда, с датировкой его жизни тоже есть проблемы. Так, до относительно недавнего времени большинство историков каратэ считало, что Сакугава жил в 1733-1815 гг., хотя некоторые, например, американец Б. Хайнес, утверждали, что родился он на добрых полстолетия ранее. Но затем, исследуя «Реестры наместников островов Яэяма», специалист по истории Рюкю Нагаминэ Сёсю обнаружил записи, свидетельствующие о том, что в 1835 г. тогдашний король Сё Ику назначил 54-летнего чиновника по имени Тэруя тикудон-но пэйтин Канга губернатором на островах Яэяма и в награду за его заслуги пожаловал ему остров Сакугава, по которому чиновник стал называться Сакугава Канга. Если это и был тот самый «Тодэ» Сакугава – а так в настоящее время считает большинство исследователей, то по расчетам получается, что родился он в 1782 г., на полвека позднее, чем считалось ранее. Отыскались и потомки Канга. Они сообщили, что Сакугава Канга прожил более восьмидесяти лет, и, если считать от 1782 г., то умер он около 1862 г. Если эти данные соответствуют действительности, то правильные даты жизни Тодэ Сакугавы –1782 –ок. 1862 гг.
Потом оказалось, что сохранились и потомки другой, боковой ветви рода Сакугава. Один из них, Сакугава Тёсе, из семейных преданий узнал, что Сакугава Канга был похоронен в Пекине, где находился с окинавской дипломатической миссией. Во время поездки в Пекин в 1932 г. он сумел разыскать его могилу на особом кладбище, где хоронили официальных лиц, приезжавших из вассальных Китаю государств. На небольшом памятнике, установленном на ней, значилось, что Сакугава умер в 17-й год Даогуан, т.е. в 1837 г. В соответствии с дальневосточной традицией, сообщалось, что в пору кончины ему было 56 лет от роду. Таким образом, по мнению Тёсе, правильные даты жизни «Тодэ» Сакугавы – 1782-1837 гг. Правда, во время войны кладбище было разрушено, так что каким-то образом проверить информацию этого источника мы уже не можем. Тем не менее, эту датировку признает правильной Фудзивара Рёдзо.
Если исходить из этих сведений о Сакугаве, можно сделать вывод, что Мацумура вполне мог быть с ним знаком – как по времени жизни, так и по положению в чиновном аппарате, хотя, повторюсь, никаких конкретных подтверждений того, что он у него учился каратэ, нет.
Другой «кандидат» в учителя Мацумуры – Макабэ Тёкэн по прозвищу «Сямо» – «Боевой петух». Макабэ удон – род весьма знатный, связанный родственными узами с королевским родом Сё. Как установили историки, Макабэ Тёкэн родился в 1769 г. в качестве третьего (по другой версии – четвертого сына) Макабэ адзи Тёги. По предположениям исследователей, ему довелось изучать ушу в Пекине, и он достиг в этом искусстве довольно высокого уровня. По мнению Ара-гаки Киёси, исходя из тридцати или сорокалетней (в зависимости от даты рождения Мацумуры) разницы в возрасте между Макабэ и Мацумурой, можно предположить, что умудренный жизнью Макабэ мог быть идеальным наставником для энергичного юноши. Но, опять-таки, никаких фактов, подтверждающих эту версию, не найдено.
Зато совершенно неожиданно обнаружились сенсационные сведения об изучении Мацумурой японской школы фехтования мечом Дзигэн-рю.
Изучение Дзигэн-рю
Отцом сенсации стал известный окинавский мастер каратэ и основатель школы Мацубаяси-рю Нагаминэ Сёсин. По его воспоминаниям, приблизительно в августе 1942 г. для исследования генеалогии семьи Мацумура он посетил дом праправнучки мастера в г. На-ха. В ее доме в ящичке буддийского алтаря Нагаминэ обнаружил мэнкёдзё – мастерскую лицензию – по школе Дзигэн-рю и листок цветной бумаги со стихотворением на нем, которые Мацумуре вручил сацумский мастер кэндзюцу Исюин Яситиро.
Мэнкёдзё представляло собой свиток. Видимо, из-за небрежного хранения он поразительно выцвел, верхний и нижний края его были очень сильно истрепаны. Кроме того, лицензия была написана скорописью с большими подтеками туши, так что прочесть можно было только отдельные фразы.
На листе цветной бумаги было написано стихотворение, которое вручил Мацумуре его наставник Дзигэн-рю:
Чем больше я гляжу тебе в лицо, тем горше расставание
При мысли, что уезжаешь ты на родину…
Исюин Яситиро. Адресовано Мацумура пэйтин-доно.
Нагаминэ скопировал это стихотворение, благодаря чему мы сегодня можем с ним познакомиться, поскольку оригинал погиб во время большой бомбардировки Окинавы 10 октября 1944 г. В тот же день сгорел и дом праправнучки Мацумуры, так что от него не осталось и следа. В страшном пожаре погибла и генеалогия семьи Мацумура, и все предметы, связанные с великим мастером.
Школа Дзигэн-рю, которую довелось изучать Мацумуре, была секретной школой княжества Сацума, к изучению которой допускались только вассалы дома Симадзу. Отличительная особенность ее – необычайная агрессивность: за исключением техники боя против копейщика, во всех остальных случаях Дзигэн-рю настаивает на решительной атаке противника. По этой причине в ней даже не существует оборонительных позиций. При этом Дзигэн-рю требует, чтобы фехтовальщик был способен первым же ударом рассечь противника «на полы» и таким образом мгновенно окончить бой. Для выработки такого сокрушительного удара используется упражнение татикиути – «удары по стоящему дереву». В нем фехтовальщик использует дубовую палку с неснятой корой диаметром около 3 см и длиной около 120 см, которой попеременно наносит удары справа и слева по стоящему дереву или столбу. Нормой считается ежедневное повторение 11000 таких ударов – 3000 утром и 8000 вечером. Последователи Дзигэн-рю полагают, что фехтовальщик может «поставить» базовые движения за 3 года таких тренировок.
В период военных столкновений середины XIX в. самураи из Сацумы, прошедшие подготовку по школе Дзигэн-рю, сражавшиеся на стороне антисёгунской коалиции, наводили ужас на своих врагов. Даже такой прекрасный фехтовальщик, как Хидзиката Сайдзо, заместитель командира карательного отряда сёгуната Синсэнгуми, возможно, знакомого читателю по художественному фильму «Табу», предостерегал своих подчиненных от стычек с бойцами Дзигэн-рю. Эти предостережения диктовались опытом и кровью, пролитой в боях с самураями Симадзу: в одной из стычек с воинами Синсэнгуми известный мастер Дзигэн-рю того времени Накамура Хандзиро за несколько минут прикончил девятерых противников и ушел безнаказанным.
Фудзивара Рёдзо выдвинул две гипотезы относительно того, при каких обстоятельствах Мацумура начал изучать школу Дзигэн-рю.
Обе они связаны с представительством Сацумы на Окинаве, которое возглавлял японский наместник – дзайбан бугё. Достоверно известно, что все сацумские наместникики на острове были знатоками Дзигэн-рю.
Согласно первой гипотезе Фудзивары, Сокон начал овладевать японским фехтованием еще до сдачи экзамена на чиновничью должность и назначения на пост телохранителя Сё Ко в 1829 г. Собственно, назначение на эту должность, возможно, явилось признанием его успехов в овладении искусством меча. Если это предположение верно, то первым учителем Мацумуры в Дзигэн-рю мог быть дзайбан бугё Сибуя Кимидзаэмон Цурамити из ветви Якумару Дзигэн-рю, который был наместником на Окинаве в 1826-1828 гг.
По другой гипотезе Фудзивары, знакомство окинавца с Дзигэн-рю состоялось уже в 1830-е гг. после возвращения из поместья Мина-тогава в Сюри, когда Мацумура познакомился и завязал дружеские отношения с тогдашним дзайбан бугё Матида Минору. Возможно, эта дружба и стала ключиком, открывшим окинавцу возможность знакомства с секретной школой фехтования княжества Сацума.
Как полагает Фудзивара, Мацумуру так заинтересовала эта традиция боевого искусства, что он стал буквально терроризировать Матиду, упрашивая его преподать ему фехтование. Однако Дзигэн-рю считалась секретной школой Сацумы, и специальный указ князя Симадзу категорически запрещал даже демонстрировать ее самураям из других княжеств. Однако, несмотря ни на что, в конце концов, окинавцу удалось добиться разрешения изучать Дзигэн-рю. Правда, видимо, пришлось подписать клятвенное письмо, адресованное сацумскому представительству на острове, в котором Мацумура обязался «изучать школу Дзигэн-рю только в одиночку и ничего не передавать другим». Как бы то ни было, Мацумура уговорил кого-то из двух упомянутых наместников, начал изучать японское фехтование мечом и вскоре достиг в этом деле больших успехов.
Тем временем Мацумура получил назначение на службу в рюкюсском представительстве в Кагосиме, столице Сацумы. Естественно, он не хотел упустить эту замечательную возможность поучиться фехтованию у лучших сацумских наставников. Тогда Матида Минору, то ли по своему почину, то ли по просьбе своего предшественника Сибуя Кимидзаэмона, написал для Мацумуры рекомендательное письмо в главное додзё Дзигэн-рю, в котором преподавал наставник Исюин Яситиро.
Так тренировался Мацумура
Как предполагает Фудзивара, Мацумура впервые приехал в княжество Сацума в 14-й день 6-й луны 1832 г. К тому времени за его плечами, видимо, было уже несколько лет занятий Дзигэн-рю. Как рюкюсский чиновник, Мацумура поселился в представительстве своей страны Рюкюкан, которое размещалось к востоку от замка Цуру-мару-дзё, в котором жил сам князь Симадзу. Вскоре после приезда в Кагосиму он передал кикияку –японскому чиновнику по связям с Рюкю, приставленному к рюкюсскому представительству, – рекомендательное письмо от окинавского дзайбан бугё, аналогичное письмо рюкюсского правительства, а также личную письменную клятву. Такая ситуация не имела прецедентов, и, вероятно, сацумским чиновникам пришлось немало поломать головы над просьбой окинавца, но, в конце концов, они дозволили ему приступить к изучению Дзигэн-рю – все-таки Мацумура был телохранителем короля Сё Ику и имел рекомендательное письмо от имени наместника. О том, что занятия Мацумуры были санкционированы правительством Сацумы, свидетельствует предание, согласно которому окинавец ранним утром восходил на гору Тансиндзё, где занимался упражнениями в татикиути – дело в том, что рюкюсские чиновники могли покидать Рюкюкан только при наличии специального разрешения сацумской администрации.
От Рюкюкан до додзё наставника Исюин, где стал учиться Мацумура, по прямой около полутора километров. Тренировки в нем обычно проходили с 10 часов утра до 4 часов дня. Рассказывают, что Мацумура появлялся в додзё уже в 9 и в течение часа упражнялся один. Исходя из данных о стандартной тренировке в Дзигэн-рю и преданий окинавских каратистов, Фудзивара восстанавливает график занятий окинавского мастера. Он полагает, что Мацумура ранним утром в течение часа занимался практикой татикиути на горе Тансиндзё-дзан, нанося до 3000 ударов деревянным мечом, затем в одиночку час тренировался в додзё, потом в течение 2 часов упражнялся с партнером, а по вечерам еще в течение 2 часов тренировался в татикиути, нанося до 8000 ударов. Таким образом, Мацумура ежедневно занимался фехтованием по 6 часов, проявляя замечательное упорство и быстро совершенствуя свое мастерство.
Фудзивара предполагает, что приказ о возвращении Мацумуры на Окинаву доставил посланник короля Сё Ику Тибана пэйтин Тётоку, приехавший в Сацуму в 21-й день 6-й луны 1834 г. По случаю отъезда окинавца в признание его упорства и достигнутого мастерства главный наставник додзё Исюин, вероятно, дал разрешение передать ему технику высшей, четвертой ступени знания школы Дзигэн-рю «Унки» («Сияние среди туч»), а затем вручил ему мастерскую лицензию и прощальное стихотворение, которые и нашел Нагами-нэ. Всего Мацумура, предположительно, провел в Кагосиме 2 года и 2 месяца, на протяжении которых упорно тренировался в Дзигэн-рю. На родину, по расчетам Фудзивары, он вернулся в 1836 г.
Нагаминэ пишет, что Мацумура ездил в Сацуму дважды, но о второй поездке мастера мы, к сожалению, ничего не знаем.
Продолжение >>>
Публикуется с разрешения Алексея Горбылева