Статьи: | ИЗВЕРЖЕНИЕ ДУХА КИОКУШИН БЕЗ ВСЯКОГО СНИСХОЖДЕНИЯ! |
Накамура
Такабуцу
Весна 2001 г.
ИЗВЕРЖЕНИЕ
ДУХА КИОКУШИН БЕЗ ВСЯКОГО СНИСХОЖДЕНИЯ!
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ КИОКУШИНА ЛИБО ПОБЕЖДАЕТ, ЛИБО ПОГИБАЕТ!
ДЬЯВОЛЫ КИОКУШИНА НА АРЕНЕ СХВАТКИ
СВЕРХЖЕСТОКОЕ НАКАЗАНИЕ ЖЕЛЕЗНОЙ РУКОЙ
На летних сборах в Киокушине - глобальные перемены! Шихан Рояма подверг жестоким
карам спортсменов, представлявших Японию на прошедшем чемпионате Мира, которым
не хватило киай.Что же случилось в Киокушине? Полагая, что лучше самого шихана
никто не расскажет об этом, я попытался посетить додзё в Сайтама, где шихан
в резком тоне говорил о духе Киокушин. И факт поражения Японии на прошлогоднем
чемпионате Мира, и провал на арене К-1 шихан объясняет недостатком морального
духа Киокушин.
Накамура: Сегодня есть очень много вопросов, которые хотелось бы задать,
однако что бы там ни было,сейчас - о летних сборах. Шихан подверг жестоким карам
представителей сборной Японии, начиня с Нодзи. Было что-то, что вывело Вас из
себя?
Рояма: Прежде всего это то, что у спортсменов полностью отсутствует честолюбие.
То, что я действительно весьма сомневался в том, на сколько глубоко спортсмены
Японии осознали факт поражения Японии на прошлом чемпионате Мира - реальная
действительность. И вместо того, чтобы с первых сборов проникнуться мыслью о
необходимости возвращения Японии через 4 года утраченных позиций первенства
в мире - разброд и шатание.
Накамура: У спортсменов не хватает серьезности?
Рояма: Вовсе нет! Члены сборной со всей серьезностью внимают тому, что
мы говорим. Но ведь этого мало! У них нет в душе стремления осознать и воплотить
в жизнь хотя бы что-то одно из того , чему мы их учим. Вот через 4 года возьмет
и само собой придет!
Н: У спортсменов не хватает инициативы?
Р: Да! Поэтому я почувствовал необходимость решить это проблему на едином
дыхании, вбить в них чувство исполнительности и честолюбия! Если можно так выразиться,'
другого времени, для того, чтобы вбить в них дух Киокушина, просто нет. Поэтому
мне пришлось осуществлять руководство с таким чувством, будто меня самого выставили
на поединок.
Н: Среди спортсменов, подвергнувшихся избиениям шихана, были с поврежденными
барабанными перепонками. Я слышал, шихан объяснял:"Гордись тем, что барабанную
перепонку тебе сломал сам шихан". Неужели шихан чувствовал опасность до такой
степени, что было необходимо так сильно натягивать удила?
Р: Что касается лично меня, то не без веских же оснований ломают препонки?!
Просто если сейчас, в этот период не вбить в них дух Киокушина, то к чемпионату
Мира просто опаздаешь.Разговор пойдет о прошлом, когда еще Киокушин называли
додзё Ояма. Тогда крушений всевозможных додзё было множество, и если проиграл
- это был конец. Такой был мир. И если задаться вопросом откуда в таких условиях
бралась энергия, позволившая в мгновение ока распространить влияние маленького
додзё в Икэ-букуро на весь мир, то это, безусловно, дух Киокушин. Он подобно
Биг Бэну стал известен всему миру. И именно величайшее честолюбие всех сэмпаев
- вот, что поразило мир. Именно этому нам необходимо учиться.
Н: В действительности мне предоставили материал о сборах, однако я почувствовал,
что спортсмены, уже все, начали это осознавать.
Р: Давайте откровенно. Во время проведения 1 чемпионата Мира сосай Ояма
сказал: "Если Япония проиграет - я вспорю себе живот". Его воодушевление передалось
и нам, и мы действително думали: " Негоже расплачиваться одним сэнсэем". Мы
очень остро чувствовали ответственность быть избранными. Каждый раз, взваливая
на себя это чувство ответственности, хотя и чувствуешь честь от сознания быть
избранным, однако до какой степени чувствуешь ответсвенность , понимаешь ли
всю ее - вот в этой части понимание стало мало помалу ослабевать.
Н: В той части, чтобы быть удовлетворенным только тем, что тебя уже избрали?
Р:Поэтому, даже проиграв, если достаточно серьезно чувствуешь всю ответственность
этого поражения, то, вполне естественно, очевидно, должно появиться чувство
воодушевления к следующему чемпионату. Да, прошлый чемпионат Кадзуми действительно
проиграл, однако то, что больше всего нас волновало, было то, что Кадзуми сделает
харакири.
Н: Этот человек не слишком много говорит, однако было похоже,что он действительно
собирается это сделать, не так ли?
Р: Поскольку от Кадзуми исходило чувство готовности вспороть себе живот
без всяких свидетелей, мы все былы в напряжении. Это означает, что Кадзуми осознал
всю эту ответственность до глубины души. Однако, когда думаешь, что остальныее
японские спортсмены, испытавшие такой же шок,стоят как будто в стороне, вот
здесь и возникает ощущение кризиса. Если они выходят на арену мирового чемпионата
с чувством, что можно проиграть уже в первом бою или с чувством самоудовлетворенности
только тем, что тебя уже избрали, то и самой необходимости в их избрании с самого
начала не было! Я хочу воспитать в них чувство превосходства и честолюбия, осознания
своего права на существование, чтобы не было и малейшей робости или мысли о
проигрыше при встрече с Фейтозой или Филио. Если это не пойдет, то нужно ясно
сказать - бой уже проигран!
Н: Именно поэтому на днях Вы действительно объясняли: "Если будущий чемпионат
мира будет проигран - харакири"?
Р: Для нас делать на самом деле харакири или нет - глупый вопрос! Необходимо
делать! Колебания типа "а не вспороть ли живот" уже означают поражение.Остается
только одно - резать! Что бы ни случилось - резать! Именно поэтому необходимо
проводить тренировки на грани сумашествия, на грани смерти! Другого пути - нет.Так
делаю я. Такого же отношения жду от сборной, естественно.
Н: Или победа или только харакири ?
Р: Поэтому я не могу принять настрой на развлечения, который выбрали
спортсмены. Их выбор означает, что одной ногой они уже в могиле! Вот такая ответственность.
Вот такое давление.Вот, что означает высокая честь.Только так можно заслужить
уважение людей.
Н: И.напротив, разве у иностранных спортсменов нет такого настроя? Я
думаю,что до харакири у них не доходит, но в части ответственности за свою страну,
за свое додзе. Говорят, что они относятся с пренебрежением к японским спортсменам?
Р: Это в самом деле есть.Ведь поединок - гораздо больше противоборство
духа, чем техники. Следует иметь такое честолюбие, которое позволят не отступать
даже с отрубленной рукой, с отрубленной ногой! Это - основа всего!
Н: Потому, что в прошлом у спорсменов Киокушина был такой страх?
Р: Это в первую очередь дошло до сознания иностранных спортсменов. Что
они - самураи.Я хочу, чтобы они несли в себе ужас самураев, чтобы была такая
атмосфера. Что японец - сверхчеловек. Когда иностранные спортсмены радуются,
если им выпадает поединок с японцем, это уже означает нарушение порядка, что
все поставлено с ног на голову! Ими полностью пренебрегают! Иностранцы полностью
осознали хрупкость морального духа японцев. Поэтому то, что сейчас должны сделать
японские спортсмены, заключается в том, чтобы из них хлынул такой поток честолюбия,
который не позволял бы отступать даже в случае смерти. И отныне мы должны этому
обучать в ходе нашего руководства! В последующем представители сборной будут
все более активно участвовать во внутри-японских чемпионатах. И если среди них
будут такие, которые от боли в ноге от полученного лоу кика .будут валиться
на татами, или приседать на корточки от цуки в корпус, их будем гнать из сборной!
На прошлом чемпионате мира был иранец, который дрался даже с раздробленной костью,
и не только по физическому характеру, но и по чувству превосходства Япония уже
проиграла! Уже! Сейчас, глядя на на спортсменов, отобранных на чемпионат мира
я вижу только их радость по поводу избрания и только это!
Н: Может быть, какая - то часть их самоуспокоенности базируется на возможности
положиться на кого-либо другого, ведь есть еще и сэмпай Кадзуми?
Р: Потому что не хватает чувства ответственности! Получать удовольствие
от поединка - это прекрасно! Но если так, я говорю - полулучайте удовольствие
от игры со смертью!
Н: И еще одно - есть люди, которые находят удовольствие в высоком положении.
Р: Именно это - исходная точка киокушин каратэ. Поэтому мы должны неустанно
передавать им это.И передать это, я полагаю, невозможно без самых жестоких мер
воздействия. Что мы настроены очень серьезно, что это - как фехтование на настоящих
мечах! Поэтому я думаю, что Кадзуми осознал это до самого конца только из одного
его высказывания: "Шихан! У меня чувство, будто я вернулся во время тренировок,
когда еще ходил с белым поясом".
Н: Однако, я думаю, объяснить это нынешнему поколению, очевидно, весьма
затруднительно.
Р: Если это попробовать проводить в обыкновенном додзе - ученики исчезнут
в мгновение ока. Программа управления додзе этого не предусматривает. Однако
они то - сборная! Если сказать откровенно - это все равно, что делать аборт,
убийство новорожденного!
Н: Убийство новорожденного?!
Р: Слово - плохое (смеется) Просто сейчас необходимо повернуться
к прошлому. Если заниматься только управлением додзе и увеличением количества
учеников, то каратэ умрет! Так невозможно воспитать по настоящему сильного человека!
Н: Для продолжения существования будо-каратэ (каратэ, как воинское
искусство. прим.МММ) в отличие от развлекательного каратэ?
Р: Объяснение этому было дано сосаем Ояма. который в давние времена говорил:
" чем 100 дэси, лучше один сильный дэси".(Дэси - ученик, последователь,МММ)
В связи с ростом организации появилась необходимость в объяснении правильному
управлению додзе, стало также необходимым привлечение все большего числа поддерживающих
организацию. В связи с этим киокушин не мог избежать перемен в направлении развития,
однако из-за этого нельзя допускать падения морального духа. Поэтому я хочу,
чтобы то, что делается на нынешние летних сборах, сборах представителей сборной
и других мероприятиях предназначалось не только для них, а чтобы посредством
их распространялся дух киокушина. Если можно так сказать, чтобы это было связано
и с повышением качества киокушин каратэ.
Н: По правде сказать, во время сборов я слышал от Нодзи и Танака разговоры
о том, что "воспитанность (этикет) и моральный дух имеют одинаковое значение".
Они искренне говорили что "получили действительно хорошее учение".
Р: Если говоришь - доходит, или наоборот, если не говоришь - то не понимают.
Как то раз я ездил на российский чемпионат вместе с молодыми японскими бойцами.
И во время судейства один из спортсменов, то ли поляк, то ли русский, четко
исполнил дзюдзи (укэ) и стал ждать результатов судейства. А японец стоял настолько
разбросано, что я невольно вскричал "держись до конца, ты, болван!". Он сказал
"извините за невежливость" и принял надлежащий вид, однако, если бы я этого
не сказал, то он бы ничего не понял. Он не осознавал себя как представителя
каратэ, представителя Японии, он не отдавал себе отчета о том, где он находится.
Н: Я думаю, что местом, где учат духу, должно быть додзе. Например, боец
Николас Петас на днях во втором бою на чемпионате К-1 ...
Р: В основе у Николаса по прежнему остается дух киокушина, однако в последнее
время он совсем затуманился, стало совсем непонятно что это -каратэ или кикбоксинг.
Н: И все-таки Вы собираетесь настаивать?
Р: Очевидно, должен настаивать. Говоят, что Киокушин каратэ - это победа
или поражение в поединке на настоящих мечах и я хочу, чтобы Вы еще немного прочувствали
смысл слова "синкэн" ("серьезно, по-настояще-му,как на настоящих мечах" МММ).
Если используются настоящие мечи, то разве поражение не означает смерть? Завтра
- нет! По крайней мере с таким настроем нужно выходить на поединок, если уж
ты на него выходишь,
Н: К примеру. Вы изволили наблюдать поединок бойца Николаса, прошедший
на днях на чемпионате К-1 в Нагоя?
Р: Смотрел. По поводу этого поединка есть свои и "за", и "против". Есть
многие, которые. как свободные личности, принимают в них участие, однако, если
говорить о давнем киокушине, то думаю, что подобные поединки должны были проводиться,
несмотря на то, что приходилось каким-либо образом изменять лицо, либо навек
закрывать глаза. И здесь думаю Николасу еще далеко не хватает духа киокушин.
Н: ?! Все еще не хватает, несмотря на то, что он смело вышел на драку
с Банной, который совершенно превосходит его по весу?
Р: Что об этом сказать? Насколько глубоко дьявол киокушина залез в Николаса
- это немного сомнительный вопрос. Если сказать, что является проблемой, то
в ходе поединка, получив удар в лицо, Николас упал, не так ли? Здесь я уже переключил
канал.
Н: Почему?
Р: Потому, что в этот момент понял, что он проиграет.Потому, что понял
по тому, как он упал, насколько упал его дух. Вот здесь, я думаю, есть проблемы.
Н: В таком случае поединок Банны с Филио, где. он получил "Ко" и поединок
с Николасом отличаются?
Р: По сравнению с Филио, полностью потерял присутствие духа. Если человек,
находящийся в поверженном состоянии, приходит в себя, у него нет готовности
держаться до конца, не сдаваться. Просто осознания себя бойцом- представителем,
у которого боль, страдания от отрубленной руки, от отрубленной ноги пронзила
до самого сердца у него не было. А Николас вышел на арену К-1, как представитель,
киокушина. Я чувствовал по меньшей мере атмосферу его страха перед Банна. Если
бы эти слова могли хотя бы разозлить Николаса, было бы хорошо.
Н: Строго...
Р: Это то ли потому, что нет техники нанесения ударов лицо, то ли еще
по чему-нибудь, есть много причин. Поэтому я думаю можно сказать, что по тому,
как чувствовалось, что его поразили в самое сердце, ему не хватает духа киокушина.
И поэтому хочу сказать: в следующем бою -побеждать! Только это.
Н: Возможно, шихан этого и не видел, но сразу после поединка Банна ударил
Николаса. Что Вы думаете по этому поводу?
Р: Ударил после гонга?
Н: Да.Произошла драка. Николас, вначале не заметивший, что матч закончился,
собирался нанести удар Банна, но потом сразу же осознавший это, остановил свою
руку, однако Банна, обозленный его поведением, ударил Николаса и уложил его.
Р: Этого я не видел. Получается, что Николас был трижды повергнут.
Н: Да, видимо, так. И после третьего "дауна" Николае ничего не предпринял
в отношении Банна. Что Вы думаете по этому поводу.
Р: Это очень трудно комментировать. Потому, что, я прежде всего человек,
соблюдающий правила.. Люди, исповедывающие киокушин, особенно тщательно относятся
к соблюдению правил.
Н: Однако, нанесением удара Банна нарушил все существовавшие до этого
правила. И я думаю, что в момент, когда Николас поднялся, создалась обстановка
потасовки, когда ухе не существует никаких правил. Разговор принимает крайний
характер, однако в такой обстановке, я думаю, Николас должен был драться по
своим правилам, в некотором смысле проявить киокушиновский дух, не так ли?
Р: Разговор о прошедших временах, однако сосай Ояма в ярости кричал "Дураки!",
если противника не доставляли до скорой помощи, даже если происходили драки,
даже если рушились додзе. Я думаю, для того, чтобы сделать организацию больше,
это было необходимо. Я думаю, что это действительно было необходимой мерой,
если принять во внимание тот факт, что в это время рвались в мир представители
Дзюдо Кодокан во главе с Маэда - саном. Просто то - была другая эпоха, и многое
позволялось. Однако сейчас правила - есть правила, и их нужно строго соблюдать.
Поэтому по вполне понятным соображениям я должен уклониться от комментариев
по этой проблеме. Могу только сказать, что если бы это были прежние времена
я бы сказал "Вперед!".
Н: Я бы тоже хотел. Это отнюдь не означает, что относится только к бойцу
Николасу, Если только соблюдаешь нынешние правила, то это уже хорошо, однако
не чувствуете ли Вы опасности, что это может стать предпосылкой к нарушению
правил?
Р: Это было еще одной важной темой разговора и на нынешних сборах. Ведь
правила были привнесены в нашу эпоху по меньшей мере как бы из-за спины. Хотя
мы проводим, если можно так сказать, тренировки без правил, но поскольку наносить
удары в лицо на соревнованиях нельзя, то они и не использовались в поединке.
Н: В древнем киокушине допускались удары в лицо просто рукой и даже в
область кинтэки, не так ли?
Р: Да! И поэтому хотя в глубине души и осозновал,что бить в лицо нельзя,
необходимо было вести поединок, постоянно помня о том,что удар в лицо - это
вещь, которая очень даже имеет место быть. Поэтому мы на месте получившего удар
в лицо не можем критиковать ударившего, потому что пропустивший удар - виноват
сам.
Н: Да, но сейчас все отличается, не так ли?
Р: Да, и поэтому в этом смысле нынешняя молодежь - то ли более рациональна,
то ли, в определенном смысле, более мощна. Есть, безусловно, мощь в подчеркнутом
принятии правил. И даже слегка наплевательское отношение к правилам уничтожает
привлекательность киокушин каратэ. Именно этого опасался на закате жизни и сосай
Ояма. И выражал это прекрасным партнерам. То, что привлекает и потрясает большинство
людей - это должно быть каратэ. И еще о чем изволил говорить сосай - это о небрежных
позах и смеющихся лицах. В поединке вопрос "убить или быть убитым" в действительности
не стоит. Но хотя и не стоит, в киокушинкай каратэ мы постоянно выходили на
поединок в готовности к победе или поражению, в готовности к смерти. И здесь
даже не могло идти речи о свободном поведении, смехе и тому подобным вещам.
Н: И наоборот, если смеешься, то попробуй посмейся перед финалом чемпионата
мира.не так ли?
Р: Да, в этом духе. Поэтому увидев, как боец Кидати на прошлом чемпионате
в Осака смеется,болтая с бойцом Кимура перед очередным поединком, я подумал:
"Он, вне всякого сомнения, победить не сможет". Я почувствовал это. И еще одно
почувствовал - поколение менятся.(Смеется) Просто когда человек идет
навстречу возможной смерти, он должен проявить свою сущность, не важно, что
это - смех или что другое,но он должен проявить свою основу!
Н: И что же это за основа?
Р: Это - победа. Если проигрываешь - это смерть!
Н: Ну, вот ухе до чего дошли, если так говорить, то и для самого шихана
это - ужасный пресс.
Р: Нет, это - дух киокушин. Если это есть, то хоть смейся, хоть на голове
стой, это - не имеет значения. И такой дух должен быть и на тренировках всех
уровней.Спортсмен, которому невозможно не говорить "делай", уже отошел от истинного
духа киокушин. Если не желаешь погибать, нужно делать, другого ничего не остается.
До недавнего времени у людей, изучающих японское киокушин каратэ, я думаю, было
в какой то степени чувство самоуверенности. И именно сейчас мы должны вернуться
к первоистокам. И одной из причин этого я считаю поражение Японии в прошлом
году.
Н: Почувствовать разок вкус бездны?
Р: Конечно! Необходимо чувствовать вкус бездны. Необходимо протиснуться
наверх, извалявшись в ее дерьме и грязи. Здесь необходимым является властность.
И так называемая красота, когда речь идет о победе или поражении, неуместна.
И поэтому будет еще мучительнее. Представителям сборной. Видимо каждый день
будут мочиться кровью. (Смеется)
Н: Каждый день?!
Р: А кто не будет, будет еще раз тренироваться. Зачем? Потому, что сейчас
количество иностранных спортсменов, проводящих такие тренировки, пока невелико.
И поэтому японцы, уступающие им в физическом плане, могут победить только за
счет морального духа и таких тренировок. Если иностранные спортсмены будут проводить
тренировки спустя рукава, у Японии все еще есть возможность победить.
Н: И именно потому, что возможность победы существует, можно заниматься
пропагандой вспарывания животов?
Р: Конечно! Мы вовсе не хотим делать харакири. (Смеется) Мы говорим:
"На следующий раз победим!" И атмосфера победы любой ценой сама даст необходимые
для этого средства и способы. В дальнейшем необходимо будет вырезать у японских
спортсменов чувство безысходного тупика. Если не хотят подыхать, должны держаться
лучше Кадзуми,не так ли?
Н: Да..., сегодня я еще раз постиг истинную сущность духа киокушин. Большое
спасибо.
Перевел МММ