Обучение
каратэ - педагогический процесс, направленный на овладение знаниями,
умениями и навыками, на физическое, умственное и нравственное совершенствование
учеников
Процесс
обучения включает в себя деятельность учителя-тренера и деятельность
учеников. Эти два вида деятельности тесно связаны и взаимодействуют
между собой.
Обучение каратэ носит воспитывающий характер. Оно неразрывно связано
с формированием личности (мировоззрением, нравственным поведением, выработкой
определенных черт характера, воли, привычек и вкусов, развитием физических
качеств).
В
обучении и воспитании бойца руководящая роль принадлежит учителю. Обучая,
он воспитывает в спортсмен морально-этические нормы. Развивает у него
чувство патриотизма, любви к труду, к своему обществу, дружбе, товариществу,
развивает волевые качества (смелость, решительность, инициативность,
настойчивость, выдержку), черты характера - принципиальность, стойкость
в преодолении трудностей, скромность. Учитель добивается от учеников
сознательной дисциплины, воспитывает привычки в соблюдении спортивного
режима, гигиены труда и другие полезные навыки. Личность бойца формируется
в общей системе воспитания: в семье, школе и внешкольных организациях.
Здоровый и сильный коллектив, в котором живет, трудится и тренируется
боец, помогает формированию личности спортсмена.
Коллектив
бойцов в секции объединяется вокруг учителя и им направляется. Обучая
каратэ, он воспитывает у занимающихся черты характера, присущие человеку,
добивается, чтобы для спортсмена нормами поведения в жизни был моральный
кодекс.
Процесс обучения строится на основании общих закономерностей с применением
специальных приемов, соответствующих особенностям изучаемого материала,
задачам и целям обучения, возрасту занимающихся.
Основной
целью обучения каратэ является подготовка спортсмена, имеющего высокие
спортивные достижения и моральные качества, готового к защите себя,
свих близких и своей Родины.
Эта
общая цель в процессе обучения может конкретизироваться и иметь узкое
направление: подготовка бойца-разрядника, тренера или судьи по каратэ.
В зависимости от поставленной конкретной цели и создается коллектив
занимающихся, объединенных единым стремлением.
В
коллективе учитель стремится передать, а занимающиеся усвоить знания,
умения и навыки, необходимые для конкретной деятельности.
Конкретная
цель обучения определяет сроки обучения, состав обучаемых, содержание,
методы и формы обучения. Для достижения поставленной цели в процессе
подготовки спортсмена-бойца, тренера или судьи обычно решаются следующие
задачи:
1) укрепление здоровья;
2) развитие физических и волевых качеств;
3) усвоение знаний по теории каратэ;
4) овладение техническими и тактическими
действиями в каратэ, обучение судейству;
5) совершенствование навыков. Для ведения
каратэ в соревнованиях, инструкторско-методических навыков и судейства.
Основные
задачи обучения, в свою очередь, включают в себя целый ряд частных задач:
приобретение знаний и умений по методике обучения и тренировки, по правилам
соревнований профилактике травматизма и т. д.
Задача
привития занимающимся умений и навыков каратэ включает овладение общеразвивающими
и специальными упражнениями, действиями и упражнениями из других видов
спорта, приемами, защитами, сложными техническими и тактическими действиями.