DataLife Engine / Чье годзю рю годзюрюстее, а уэчи рю уэчирюстие?

Чье годзю рю годзюрюстее, а уэчи рю уэчирюстие?

То, что сегодня называется Годзю Рю каратэ привез из Китая замечательный мастер Канрио Хигаонна Сэнсей, имя школе дал не менее замечательный наставник Тседзюн Мияги Сэнсей, а дальше произошло тоже самое, что чуть позже произойдет с Киокушинкай каратэ.

Из истории мы знаем, что дробление государства на отдельные уделы – это всегда плохо. Но распространяется ли этот принцип на боевую традицию?

Девочка Катя занималась макраме у Анфисы Петровны пять лет, а девочка Лена занималась макраме у Анфисы Петровны три года. Потом Анфиса Петровна, будучи женщиной преклонного возраста умерла, и появились на просторах России две великих школы макраме ведущие свою родословную от самой Анфисы Петровны, признанной кудесницы макраме, чьи работы по сей день являются гордостью местного краеведческого музея.
Стали они (школы) выяснять, чей стиль макраме чище и ближе к учению почившего мастера.
Пока они это выясняли, в город вернулась внучатая племянница Анфисы Петровны, которая в свое время неудачно вышла замуж и уехала в другой город. Расставшись со своим некачественным мужем, она решила податься на родину, а будучи девушкой предприимчивой тут же объявила себя прямой наследницей искусства макраме своей родственницы, и в доказательство предъявила фотографию на которой претендентка радостно выдувала пузыри, сидя на руках у тогда еще молодой мастерицы...


Бред, скажете вы! Но согласитесь - при небольшой перестановке слов, история может приобрести вполне знакомое и главное реальное звучание.

Почему же, когда речь идет о, например, карате, нас не коробит факт подобных "разборок" и мы сами с удовольствием принимаем участие в исследованиях первоисточника школы и древа передачи знаний от мастера к мастеру.

Что отличает кулачное искусство от макраме или вышивания крестиком. Что есть в нем такого, что заставляет нас искать "истинный источник"? Что делает в карате факт "прямой передачи" настолько важным? Быть может все эти до миллиметра выверенные положения рук и ног не более чем хитрый маркетинговый ход, придающий этому конкретному стилю его особые конкурентные преимущества?

Отдав карате много лет, я не так давно начал понимать, что это не вековое заблуждение и не коммерческое решение. И это понимание стоило каждой минуты, проведенной в зале, в ущерб пиву и дивану. Потому что только сейчас я начал... чувствовать, что вот только при таком положении рук и ног, и никак иначе, включаются определенные механизмы и формируется определенное усилие.

Мой наставник, Морио Хигоанна Сэнсей, когда я был у него в ноябре, сказал интересную вещь - В японских школах есть традиция. Мастер передает ученику достигшему самой высокой ступени майке кайден - свиток со всеми секретами школы. В Окинавском карате нет такой традиции, но есть три великих секрета - внимательно смотреть, внимательно слушать и ... много потеть. Других секретов нет.

А еще, как неоднократно подчеркивал Хигаонна Сэнсей - главная драгоценность карате - это ката. Именно ката, тонкости и нюансы их исполнения, их наполненность, работа с усилиями и есть то, что должно! передаваться в неизменном виде. И в отличии от техники вязания макраме, для понимания этих деталей ката, необходимо очень много усилий и времени. А главное эталонный образец.

Но каждый человек - индивидуальность. В том числе в том, что касается двигательной модели. А каждый мастер - индивидуальность вдвойне. В том числе в том, что касается понимания ката.

Вот почему мое глубокое личное мнение - наличие нескольких направлений (если они созданы действительно мастерами со всеми вытекающими) не есть зло, а скорее полезная перспектива, позволяющая увидеть картину под разными углами. И в данном случае, эталон - не застывшая догма, а саморазвивающаяся и впитывающая в себя все самое лучшее, система, основанная на прочном фундаменте краеугольных принципов.

Поэтому бесполезны разговоры о том, чье годзю рю годзюрюстее, а уэчи рю уэчирюстие.

Мы выбираем не школу, а наставника. Я не мыслю другого каратэ, кроме каратэ Морио Хигаонна. Но это не значит, что я слепой догматик. Я с уважением отношусь ко всем последователям этого замечательного боевого искусства, так как каждый из них может научить, может дать свежий взгляд на движение и ответ на давно назревший вопрос. И низкий им поклон за это!

Потому что каждая НАСТОЯЩАЯ школа, рожденная настоящим, талантливым мастером - это грань алмаза, имя которому - каратэ.
20.02.2014
Вернуться назад