Aport Ranker

SUPERTOP

Our Site Is Listed at WWW.RU

 

14/08/01

Айкидо

А.Семёнов

      Айки-до было создано в первой половине XX века одним из наиболее выдающихся мастеров боевых искусств, которые когда-либо существовали: Уэшиба Морихэем. Айки-до иначе называют Син-Будо, то есть "Новый Воинский Путь" в отличие от Ко-Будо или "Старинных Воинских Путей" феодальной Японии. Как новое направление, айкидо стоит в одном ряду с дзюдо и другими дисциплинами, названия которых содержит суффикс "до". Однако, по мнению многих айкидока, оно сохраняет и старый, мистический аспект, который во многом связан с личностью создателя.

      В 1942 году Уэшиба регистрирует Бутокукае (официальном союзе японских боевых искусств) название своего искусства: Айкидо. В Ивама Уэшиба открыл новое додзё и заложил фундамент храма, посвященного Айкидо и Кото-Тама: Айки-Дзи.

Айкидо представляет собой одновременно и сумму, и превышение, и упрощение старинных восточных единоборств. В течение первых лет работы над ним, называя его "Айки-Дзюцу", "Ко-Бу-Дзюцу", "Айки-Бу-Дзюцу" и "Айки-Буду", Уэсиба думал о новом варианте старинного Айки-дзюцу. Но под влиянием доктрины Оомото-Кё он заимствовал идеи Каибара Эккёна (1630 - 1714), самурая из клана Курода.

      С точки зрения Уэшиба, айкидо несёт новый свет для всех религий. Следуя логике своих мистических концепций, Уэсиба постепенно модифицировал приёмы Дайто-рю-айки-дзюцу. Его приёмы носят защитный характер. Они воплощаются в круговых движениях, этих носителях "живой созидающей силы", в полном согласии с "универсальными законами". Защита осуществляется на основе Соединения Энергий (Айки): энергии нападающего и энергии защищающегося, который стремится контролировать нападение изнутри, сломить волю к совершению зла в порыве братского примерения.

      "Тот кто откроет секрет айки-до, откроет Вселенную внутри себя и сможет сказать: "Я есть весь мир!" Поэтому, когда враг пытается помериться со мной силой, он должен сперва сокрушить всю мировую гармонию. Но тот момент, когда он только подумает о том, чтобы меня ударить, он уже побеждён!

Поскольку айки-до, движения которого являются бесконечными движениями Вселенной, - это непротивление, оно всегда победоносоно.

      Природа айки-до - в любви к единственному истинному Богу, которого надо принять и телом и душой." Уэшиба Морихэй

      Таким образом, айкидо выступает как нравственная дисциплина, стремящаяся к тому, чтобы сохранить физическую целостность нападающего, что не только не свойственно айки-дзюцу, но и противоречит ему.

Возможно айки-до Уэсиба и формировало "лучшую личность" за счёт акцента на укрепление характера и духовные аспекты на основе доктрин секты Оомото-Кё, , но многие приёмы школы выродились до того, что стали неприменимы на практике. Теперь применение большинства из них стало невозможным без помощи "противника". Некогда эффективную систему рукопашного боя Уэсиба превратил в религиозную философию с изменёнными элементами айки-дзюцу.

      После поражения Японии во 2-й мировой войне сложились благоприятные условия для развития Айкидо. Философия Уэшибы пришлась очень даже вовремя и к месту., для ошарашенных поражением японцев.А потом и окупационные власти США рекомендовали Айкидо для изучения в Японии, в качестве "мирного" занятия.

Это привелу к очень быстрому распостранению Айкидо. Школы Айкидо повсеместно вытесняли школы айки-дзюцу, основанные учениками Токэдо.

      То что сам Уэшиба Морихэй мог свободно делать за счёт своего глубокого знания Такэда (Дайто) -рю айки -дзюцу и сверхчеловеческих личностных качеств, другие могли только изобразить выполняя ритуальную технику, непригодную в реальном бою. Это не критика, поскольку Уэшиба Морихэй считал айкидо Путём к Богу, а не методом достижения превосходства над другими смертными.

В настоящее время существует не один, а несколько стилей айки-до.

      "Официальный" - это стиль Айки-кай в Токио, возглавляемый Уэшиба Киссомору и его сыном, Уэшиба Моритэру. Большинство считают эту школу основным направлением в развитии Айкидо. В действительности этот "стиль" больше похож на ЗОНТИК чем на специфический стиль, поскольку многие, входя в одну орга- низацию, имеют весьма различные способы тренировки айкидо. Айкидо О-Сенсея  Уэсибы амплитудное и подвижное с малым или вообще не использованием оружия в тренировках. Однако некоторые сэнсэи в Айкикай (Чиба-сэнсэй) много времени в тренировке отдают оружию.

      Достигший высокого уровня, не устанно тренируясь, Уэшиба Морихэй, до войны учил действительно эффективной технике реального боя, переданной ему Такэда Сокаку. Его лучшие ученики того периода были: Шиода Годзо, Томики Кэндзи, Хираи Минори и Мочидзуки Минору.

      Ученики Уэшиба Морихэя создали и свои собственные стили:

Ко-Бо-Дзюцу-Айкидо - Хоси Тэцуоми

Кориндо-Айкидо - Хираи Минори

Оцуки- Рю-Айкидо - Оцуки Ютака

Синва-Тайдо - Инуэ Ёичиро

Томики- Рю-Айкидо - Томики Кэндзи

Ёсейкан-Рю-Айкидо - Мочидзуки Минору

Ёсин-кан-Рю-Айкидо - Шиода Годзо

      Так что такое Айкидо? Это система воспитания личности, с определённым мировозрением, в духе секты Оомёто-Кё, на основе изменённых элементов Айки-дзюцу. Они отбирались и перерабатывались не по принципу целесообразности применения в бою, а исходя из основной задачи: воспитания определённого миропонимания. Именно этим объясняется своеобразие техники Айкидо: отсутствие "прямолинейной" техники и ударов.

      Что представляют собой многочисленные стили, называемые "Айкидо"? Их можно условно разделить на две группы:

1.стили стремящиеся постичь Айкидо в понимании Уэшиба Морихэя, фактически своеобразная ритуальная гимнастика.

2. стили пытающиеся дать айкидо практическое применение, поэтому представляющие собой переработанные варианты айки-дзюцу и не имеющие с Айкидо Морихэя ничего общего, кроме названия. Они основываются на довоенной технике, безусловно великого Уэшиба Морихэя, от которой он сам же отказался при создании Айкидо.

      Российское Айкидо явление безусловно интересное. Постичь религиозную философию Уэшиба Морихэя россиянам практически не грозит - не то воспитание. Возможно лишь достаточно поверхностное изучение его мировозрения (примерно сводя его к принципам "Гринписа"). Конечно реально достичь и "истинного" понимания Айкидо, но для этого надо создавать достаточно серьёзную сектантскую релегиозную организацию, что никто делать (пока) не собирается.

      Что же представляет собой российское Айкидо? В России историю Айкидо принято вести из глубин веков, выдавая историю айки-дзюцу за историю Айкидо. Так солиднее? Но ведь круговые движения осваивались ещё в поединках наших пещерных предков с медведями, например. Подовляющее большинство существующих у нас клубов изучают какую-либо разновидность "практического" айкидо (которого, как мы показали выше, в принцепе не существует). Их можно было бы отнести ко второй группе стилей айкидо, в соответствиии с нашим условным делением, если бы не ... (см.ниже). При этом почти все считают головным "официальный" Айки-кай с Уэсибо Моритэру.

      Философия Айкидо изучается довольно поверхностно (но с явным любопытством!), т.к.только религиозно-завёрнутых явно не хватает для развития Айкидо в России. Но зато это ( вместе с "отрывками из биографии" Морихэя) служит неисчерпаемым источником различных обсуждений. Техника сильно различается в разных клубах. Встречается и "чистое" Айкидо, и "реальное" Айкидо.

      Кто занимается Айкидо в России? Опять же чётко просматривается деление на две группы :

1-я группа: люди творческого плана, их привлекает: активное общение и множество тем для него (см. выше), некоторая физическая подготовка, развитие ловкости, умения владеть своим телом , при отсутствии серьёзных нагрузок, реальных спаррингов и т.п. "неприятных" моментов. Не смотря на, ласкающие души, рассуждения о применимости того, что они изучили в реальных условиях, они понимают, что это не так, но их это устраивает. Опять же налёт непонятной (им) "мистики" Айкидо. В таких клубах обычно оч. доброжелательная атмосфера, приятное общение, интересное времяпровождение, что привлекает много интелегенции . Но это НЕ занятия боевым искусством! (правда и Айкидо - не боевое искусство)

2-я группа: люди действительно не только интересующиеся, но и занимающиеся боевыми искусствами. (Напр.: "Реальное Айкидо"). Их тоже, конечно, привлекает некий "ореол" Айкидо ( созданный неординарной и легендарной личностью Уэсибо Морихэя). При серьёзных занятиях, эти люди достигают серьёзных результатов, которые, правда, ограничены как особенностями стиля, так и очень незначительным числом людей, могущим преподавать "реальное" айкидо.

      Таким образом Айкидо одновременно и привлекает престижностью и налётом мистики (легендарной личности Уэсибо Морихэя), и отпугивает своей непрактичностью (ограниченностью), с точки зрения боевого искусства.

 

Стили Айкидо:

 

 Ёсейкан.

      Эта форма разработана Минору Мочидзуки, который входил в число наиболее ранних студентов О-сэнсэя. Этот стиль включает в себя элементы Карате, Дзюдо, Кобудо и других искусств.

 

Ёсин-кан.

      Стиль разработан мастером Годза Шиода. Шиода-сэнсэй обучался у О-сэнсэя с середины 30-ых годов. После войны его пригласили начать преподавание айкидо в организации известной как Иосинкан. В отличие от многих других организаций Ёсин-кан всегда поддерживала дружеские отношения с Айки-кай как при жизни, так и после смерти О-сэнсэя. Ёсинкан - жесткий стиль айкидо, направленный на практическую эффективность и реальность применения техники. Его изучают в подразделениях полиции и армии. Международная организация, связанная с Ёсинкан-Рю-Айкидо, известна как Ёсинкай и имеет действующие отделения во многих частях мира. В последние годы появилось много ответвлений этого стиля, обычно появляющихся по политическим мотивам. Они входят в организацию Ёсиокай, возглавляемую Такаси Косида.


Ивама-рю.

      Является частью системы Айки-кай, хотя имеет ярко выраженные отличия стиля. Имеет собственное название по имени додзе его создателя сенсея Морисиро Сайто. Сайто-сэнсэй был долгое время учи-деши О-сэнсэя, начиная с 1946 г. и до самой смерти. Многие считают, что Сайто-сэнсэй был учеником самое большее учившемся у Учителя. Сайто-сэнсэй говорит, что он пытается сохранить и изучать это искусство точно так, как он изучал его у Учителя. Технически Ивама-стиль очень похож на Айкидо начала 50-ых. При отработке технических навыков очень большое внимание уделяется работе с оружием.

Айкидо Школы Уэсиба (ASU).

      Этот стиль Айкидо разработан г-ном Мачизуки Саотоме. Сейчас ASU объединены с Айкикай, хотя долгое время это были независимые организации с независимым развитием. Саотоме-сэнсэй весьма разносторонне подходит к Айкидо, включая в свою практику как сильные и жесткие формы, так и мягкие абстрактные упражнения для развития чувствительности. Уделяет значительное внимание работе с оружием.

 

Ниппон Кан.

      Ниппон Кан основано Гакки Хомма, одним из последних учи-деши О-сэнсэя. Хомма-сэнсэй преподаёт Айки-до  в очень традиционной манере с подчеркиванием точности во взаимодействии и технике.

 "Ki" Школы.

      Одно из самых значительных направлений развития мирового Айкидо было образовано в 1974 году, когда Коичи Тохей, будучи Главным Инструктором Айкикай ушел из этой организации и основал Ки-но-Кенкикай, чтобы изучать Айкидо с сильным акцентом на использование энергии Ки. С этого момента Ки-айкидо выделилось в отдельное направление, никак не связанное с Айкикай. Все школы Ки-айкидо подчеркивают свою самостоятельность, особенно в тех случаях, когда им приходиться контактировать с другими направлениями Айкидо.

 Чин-чин Тонзил Айкидо.

      Стиль основан Коичи Тохеем - Айкидо объединяющее Ум и Тело. Тохей-сэнсэй придавал большое значение пониманию концепции Ки, развивая этот аспект независимо тренировки в применении к повседневной жизни и здоровью. Этот стиль является одним из самых мягких стилей Айки-до и характеризуется текучими перемещениями, которые часто включают прыжки или остановки, что редко встречается в других стилях. Большинство Ки-школ первоначально не занимаются практическим физическим приложением техник, заменяя их упражнениями, предназначенными для разработки способностей объединения ума и тела. В последние годы Тохей-сэнсэй все дальше и дальше уходил от Айкидо и посвятил себя исключительно Ки тренировкам.

Кокикай.

      Основан Шизуя Маруяма, который был главным Инструктором Ки Общества США. Уходя из Ки Общества он основал Кокикай. Этот стиль представляет мягкую форму Айкидо, концентрирующуюся на достижении максимальной эффективности при использовании минимальных усилий.

Сейдокан.

      Основан Р. Кобаяси. Кобаяси-сэнсэй был главным Инструктором КИ Общества Южной Калифорнии и студентом Тохей-сэнсэя. Покидая Ки Общество в 1981г., он сформировал Сейдокан, который позднее вновь присоединился к Айкикай. Стиль характеризуется малыми перемещениями при исполнении техник.

Ки федерация.

      Основана Кеннетом Вильямсом. Сэнсэй Вильямс был основным ассистентом Кенширо Аббата-сэнсэя в середине50-ых и начал свое обучение с жесткой формы близкой к Айкибудо. После ухода из Айкикай в конце 60-ых он практиковал независимо несколько лет, прежде чем стать студентом Тохея-сэнсэя в 1976 г. и создать КИ федерацию Великобритании. В 1986  Сэнсэй Вильямс уходит в отставку из КНК. Ки Федерация продолжала свое существование как независимая организация, изучающая собственный стиль сэнсэя Вильямса, сохраняя все элементы его тренировки.

Томики Айкидо


      Один самых больших переломов в истории Айкидо, произошедших при жизни О-сэнсэя, было предложение Кендзи Томики рационализировать Айкидо, введя в практику "Ката" и соревнования. С тех пор было прервано какое-либо общение между школами Томики и традиционными школами Айкидо.
      Томики Айкидо было основано одним из самых первых студентов О-сэнсэя Кензи Томики. Также Томики-сенсей долгое время учился у основателя Дзюдо Дзигоро Кано.  Томики-сэнсэй верил, что "рационализация" Айкидо тренировок по направлениям сделанным Дзигоро Кано в Дзюдо, сделает Айкидо более легким для изучения, особенно в Японских Университетах. К тому же он верил, что введение соревновательного элемента должно служить ограничению и концентрированию практики, поскольку не существует лучшего теста, чем реальная схватка. Последнее было причиной разделения с О-сэнсэем, который твердо верил, что соревнованию нет места в Айкидо. Томики-рю характеризуется использованием Ката (форм) в изучении и проведении соревнований, как без оружия, так и с резиновым ножом.

 

Сайты по Айкидо:

http://www.aikiru.com/

http://shinryu.newmail.ru/rus/index-r.htm

http://www.sbor.net/~sacura/russian/home.htm

http://www.misogi-aikido.com/index_ru.htm

http://www.oduv.ru/ki/

http://irimi.chat.ru/index.html

http://aikido.online.kherson.ua/info.htm

http://shinryu.newmail.ru/index.htm

А.Семёнов

 

{code2}