-впечатления ВАДИМА ДОРМИДОНТОВА —
Примерно за полгода до поездки в Гималаи, когда еще и планов таких не было, я купил в магазине музея Рерихов длинную фото панораму Гималаев. Сделал рамку и повесил дома на стену. Естественно, поглядывал на нее время от времени.
Потом вдруг возникла возможность поездки…
Конечно, тут вспомнился Р. Желязны и его «Принц Амбера» с картинами, затягивающими смотрящего внутрь.
Говорят, если хочешь надолго сохранить какие-то новые ощущения или новое понимание и не потерять их среди повседневности, надо оставлять разнообразные напоминания о пережитом: фотографии, какие-то привезенные вещи (не хочется говорить «сувениры»), или просто написать об этом.
Говорят, эти же магические приемчики помогут вернуться и пережить все снова. Для этого и пробую записать. И еще, конечно, чтобы делать какие-то выводы…
Выводы из первой части про дорогу:
Ну, конечно, «ничего на свете лучше нету, чем бродить друзьям по Белу свету…», и еще «нет надежней и вернее средства от тревог, чем ночная песня шин…». В общем понятно, но одно дело на словах и совсем другое… другое.
И главное, стоит съездить туда, где жива традиционная культура, часто и уровень жизни там совсем другой (его, как правило, называют «низким»). Интересно понаблюдать за людьми, за собой, можно заметить многое.
Вывод из второй части про Джиби:
Здорово было бы жить вот так в горном убежище и делать только самые необходимые вещи. Кстати, некоторым это удается, как минимум на какие-то достаточно продолжительные периоды времени. Знаю это точно.
Трекинг:
Рана-король устраивает для своих гостей различные трекинги (походы) в горы продолжительностью от 1 до 6 дней. Когда мы узнали об этом, то впали в некоторый ступор.
С одной стороны, мы приехали тренироваться, с другой — посмотреть горы и окрестности. Сразу стало ясно, что времени у нас достаточно мало.
Недолго думая, остановились на однодневном походе в Чани-форт и двухдневном походе в горы повыше. Еще договорились о двухдневной поездке в соседние городки Маникаран и Кулу. (Об этом отдельно).
Итак, Чани-форт. Это деревушка, расположенная видимо чуть выше Джиби и недалеко, если идти по горной дороге, а потом по тропинке вверх. Но воины не ищут легких путей. Рана повел нас горными тропами.
Поднимались то достаточно круто вверх, то шли вдоль склона, опять поднимались, намного спускались и т. д.
Повезло с погодой.
Перед нами открывались бесконечные панорамы:
горы, долины,
где-то внизу река,
маленький автобус, везущий куда-то муравьев-людей.
Делали привал, пили горячий масала-чай из большого термоса, который нёс маленький худенький человек в стоптанных ботиночках. Этот невзрачный с виду мужчина покажет всю свою силу в нашем втором походе… Короче, было здорово !
Чуть не забыл. Когда только начинали подъем и отошли еще не далеко, мы стали свидетелями церемонии освещения нового дома, куда должна была переселиться молодая семья.
Несколько групп людей, одетых празднично или, как минимум, с какими-то элементами национальной праздничности, собрались около нового дома. Рана объяснил нам, почему люди стояли группками. Они разделялись по принадлежности к кастам. Вот так-то, гордые «кшатрии» без рода и племени из Москвы!
Мы видели какие-то музыкальные инструменты, не буду их называть, т.к. не знаю названий. Но были среди них и длинные трубы, напоминающие трубы тибетских монахов. Настроение у всех было приподнятое, люди улыбались, не зависимо от касты. Играли на инструментах, переговаривались, чего-то ждали.
Наконец, появились расцвеченные яркими красками носилки.
Уже не помню, кого несли на них. То ли изображения или куклы молодоженов, то ли местных богов, то ли молодоженов, в которых на время церемонии вселились боги, возможны и другие варианты.
Но по эффекту, произведенному их появлением, стало понятно, что люди ВЕРЯТ. Кто-то впал в религиозный экстаз, с ним что-то происходило, я не очень хорошо видел что именно. Мы удивлялись, местные — нет. ПО ВЕРЕ ВАШЕЙ….
Вышли мы утром, во второй половине дня добрались до Чани-форта. Не заходя в сам форт, под большим камнем сделали привал, сели перекусить.
Естественно, не удержались, забрались на камень и стали изображать каратистов (опять же фото на память).
Володя, человек с каким-то боевым прошлым,
прозванный нами ниндзя,
и действительно находящийся в очень неплохой форме, то же решил продемонстрировать свое искусство гашения обликов.
Мимо проходил местный житель, замыкая цепочку священных коров, возвращавшихся в форт. В это самое время, взрослый белый человек в хорошей одежде спрыгнул с камня, на секунду замер в угрожающей промежуточной позиции, вытянулся в длинном кувырке и покатился вниз по склону, не обращая внимания на кедровые шишки, камни и прочие неровности рельефа. Мастер стремительно набирал скорость по направлению к тропинке, по которой шел пастух, поравнявшись с тропинкой катящийся клубок распрямился, сделал несколько тормозящих шагов, чем заставил пастуха прижаться спиной к надежному кедру и, оказавшись лицом к лицу с изумленным местным жителем, скромно произнес: «Хелло!». После этого в форте нас уже ждали…
Местные жители разглядывали нас с любопытством, но было понятно, что Рана-король частенько приводит сюда белых варваров. Только вот акробатов раньше не было. Видел, как некоторые местные женщины приветствуют нашего короля. Они наклоняются, дотрагиваются до его обуви, потом той же рукой до своего лба и, улыбаясь, что-то произносят. По-моему, король смутился, когда увидел, что я видел.
В центре Чани-форта стоит высокая башня.
— Рана, сколько лет этой башне?
— Тысяча…
Король рассказал, что-то про историю этого укрепленного поселения, местных князя и княжну, про военный арсенал и многочисленные войны. Мой английский не позволил мне все понять, но воображение дорисовало остальное.
Главным же была удивительная атмосфера древнего места, где и по сей день, живут люди почти той же древней жизнью. Кто-то из местных достал платье-юбку из какой-то травы с мощными стеблями, она была довольно потрепанная, и было видно что использовалась не раз… Очень впечатляет.
Конечно, надели это на Ольгу.
— Тебе идёт!
Это заявление было весьма спорным.
У меня в голове возникли картины из старого «Кинг-конга», где черное племя плясало вокруг прекрасной блондинки, одетой примерно в такую же юбку. Кажется, у них были какие-то не хорошие планы на ее счет.
Спустились по крутой горной тропинке до дороги. На тропинке встретили девчонок в длинных бело-голубых платьях, возвращавшихся из школы. По дороге, уже в сумерках, вернулись в Джиби. К возвращению уже накопилась усталость.
Второй наш поход обещал быть куда более серьезным. Так и получилось. Несколько дней мы отдыхали, в смысле тренировались (об этом отдельно). Один день был целиком дождливым, река стала более бурной, многие вещи промокли и никак не хотели сохнуть при такой влажности.
Но солнечным и жарким утром мы двинулись в наш второй поход. Каждый взял с собой по бутылке воды, а все остальное необходимое для ночлега и еды в горах, команда Раны погрузила в джип и отправила вверх по горной дороге до какого-то места, от которого они должны были еще идти пару часов до нашей стоянки.Долго решали, пойдет с нами Ольга или поедет на машине. Спрашивали у короля.
-Она сможет?
— Да, конечно, она очень хорошо идет, мы не будем спешить.
Но главный тренер все-таки решил, что туда ей лучше доехать, а спускаться будем вместе.Рана тоже что-то решил про себя. Очень скоро мы поняли, что именно.
Подъем оказался довольно крутым. Было жарко. Шли, дышали, останавливались для передыха. Смотрели на бесконечную перспективу. Дошли до деревни, где начинались уроки в школе. Фотографировались в компании жизнерадостных кое-как одетых детишек.
Видели линейку перед уроками.
Дети пели какие-то местные песни. Худенький, сгорбленный, но молодой учитель внимательно обходил ряды. Вперед вышел мальчик и стал что-то спрашивать, обращаясь ко всем.
— Кто спасет нацию!
— Я спасу нацию!
И каждый бил себя кулаком по груди. Думаю, не видели они деревень, которые действительно надо спасать.
Шли дальше вверх, в какой-то момент тропинка стала совсем крутой, потом исчезла, т.к. ползли мы по плоским камням, стремящимся то и дело съехать вниз. Останавливались на передых, пили горячий масала-чай, который молча нес в огромном термосе все тот же человек в стоптанных ботинках. Он всегда был впереди, показывая пример, и мы быстро прозвали его Айрон-мэн.
На некоторых из нас уже начали сказываться последствия индийской еды, или воды или, чёрт знает, чего еще. Как можно было в таком состоянии ползти вверх, я не знаю. Просто не было выхода. Рана давал выпить какой-то целебной аюрведической жидкости изумрудного цвета, помогало слабо.
На одном из привалов я все-таки спросил: «И Вы, думаете, что Ольга легко преодолела бы этот путь?».
Выяснилось, что Рана-король, узнав, что Ольга поедет на машине, просто «немного» изменил маршрут.
Интересно, как в зависимости от высоты менялась растительность. На высоте наших домиков растут мощные кедры с каким-то лиственным подлеском. Немного выше подлеска становится меньше, воздух не такой влажный, напоен ароматом хвои, как на юге, а земля усыпана сухими иголками.
Еще выше появляются огромные ели и деревья какой-то лиственной породы. Один из наших привалов, был как раз на высоте елей и лиственных деревьев. Только присели отдохнуть, и Айрон-мэн потянулся к термосу, как все замерли, увидев орла, пролетевшего довольно низко над нами.
Погода начала портится, клочьями появлялся туман. Перспективу затянуло. Временами туман рассеивался, и мы видели необъятный простор под нами. Временами моросил дождик, стало прохладнее.
Мы медленно поднимались вверх по хорошо протоптанной тропинке. Постепенно лес стал целиком лиственным, и началась настоящая осень. Прохладный ветер, туман, дождит. Очень сильная влажность, деревья, их стволы и ветви покрыты мягким зеленым мхом, напитанным влагой. Под ногами ковер из пожухлых листьев. Деревья то уходили вниз по склону, теряясь в тумане, то неожиданно выплывали на встречу, когда порыв ветра отгонял клок тумана в сторону. В какой-то момент туман расселся, и сверкнуло солнце. Посмотрели вниз и поняли, что мы уже значительно выше, чем Джиби.
Вверх, до места лагеря, мы шли ровно семь часов. Пришли на высоту 3500 м. Наш лагерь расположился на холмистом живописном лугу, на котором во всю паслись горбатые быки, коровы и несколько мохнатых лошадок. Мирно настроенные собаки видимо охраняли скот. Пастуха видно не было.
Лагерь уже был готов. Стояли палатки для нас, мистера Раны и, большая — для его команды помощников.
Мужики из группы поддержки сильных белых спортсменов уже натаскали сырых дров, развели огонь, на котором что-то уже закипало.
Все было отлично, кроме погоды. Сильный холодный ветер, несмотря на это несдуваемый туман и иногда косой колючий дождь. Правда, это быстро кончилось и остался только туман.
Пока готовилась еда, мы разбрелись по интересам: кто-то рискнул уйти в лес и не заблудиться (иногда, из-за тумана ориентироваться можно было только по звуку), кто-то пробовал тянуться (сильные люди привезли на машине наши коврики), кто-то даже делал ката и т.д.
Иногда из тумана, в полуметре от бесстрашного кшатрия, выплывала серьезная морда быка, коровы или лошади. Хорошо быть смелым, но уж больно невозмутимо звери из тумана проходят мимо и наступают копытом на коврик для йоги фирмы Рибок. А вот Мас Ояма на моем месте не висел бы в чатуранга-дандасане.
Но тут на помощь из тумана выбежал древний индийский воин из армии короля Раны, вооруженный дубиной, и бык почему-то ушел.
— Е-е-ежик!!!
— Ло-о-ошадь!!!
Из тумана бесшумно выплыл худой пастух. Очень бедно одетый, босяком по мокрой и холодной траве с одним глазом и в чалме. Просто невероятный персонаж. Лицо вытянутое, морщинистое и спокойное. Думаю, что я на своем коврике в разноцветных штанах из Гоа и с попытками сделать какую-то асану, тоже его удивил.
Поели, попили чай и опять разделились по интересам. Володя, Серега и я пошли немного вверх по холму к каким-то развалинам, смутно вырисовывающимся и пропадающим в тумане. Перед нами лежали развалины большой крепости, толстые стены терялись в тумане.
Мы, как дети, в полном восторге лазили по стенам, трогали камни, заглядывали в какие-то комнатушки, бросали камешки в большие колодцы для воды.
Примерно посередине крепости стоит маленький квадратный домик с решетчатой дверью и серебристым навершием на крыше в форме зонтика.
Его металлические пластины позвякивают на ветру.
Оказалось, что внутри, в углу, стоит маленькое мурти местного божества. Позже мы узнали, что раз в год в этом святилище, при большом стечении народа проходит местный религиозный праздник.
Мне говорили, что погода в горах меняется быстро, и я уже это видел, но что возможно произошедшее далее и не предполагал.
Туман неожиданно расселся и над крепостью мы увидели нагромождения из облаков, окрашенных заходящим солнцем в потрясающие цвета.
Облака над земной разрушенной крепостью громоздились небесным городом. Но и его быстро затянул вновь налетевший туман.
Мы опустили головы, посмотрели с горы вниз и увидели невероятный закат и бесконечную горную перспективу, слегка затянутую облаками и расцвеченную всевозможными закатными цветами.
Быстро спустились вниз
и обнаружили, оставшихся в лагере, стоящими с открытыми ртами и наблюдающими тот же закат.
Пока не стемнело, все вместе почти молча, мы смотрели на живые и сменяющие друг друга картины Рериха.
Уже в темноте вернулись к костру, очень вкусно поели, обсуждали увиденное, и пошли спать.
Я вылез из палатки в 5 утра, был очень сильный ветер и холодный дождь, но кто-то из команды короля уже развел костер и пытался что-то приготовить. У костра я успел несколько раз промокнуть и высохнуть, поворачиваясь к огню то одним, то другим боком.
Дождь закончился, появился зевающий, но довольный Макс и мы пошл искать место для утренней тренировки. Расположились по разные стороны от холма. Макс делал пранаяму, я пытался тянуться. Иногда шел дождик, иногда прекращался. Закончился он одновременно с утренней разминкой.
Проснувшись окончательно, мы с Максом пошли купаться в расположенное рядом озеро-лужу,
где обычно отдыхает крупный рогатый священный скот.
Освятившись таким образом, вернулись в лагерь, где все уже вылезли из своих спальных мешков,
вскипел чай и была готова каша.
На обратном пути была экскурсия с Раной-королем по развалинам крепости,
поход к священному горному озеру с маленьким храмом на берегу, фотографии у странного храма Кали-богини разрушения,
обед под огромным обломком скалы, поросшей лесом и бесконечный восьмичасовой спуск.
Вниз Ольга — выносливая спускалась вместе с нами, и это то же было не легко.
Уже когда дошли до дороги, Рана сказал:
« Вы очень хорошая команда, очень хорошо идете.
Обычно люди проходят этот маршрут за три дня,
правда, я прохожу за один» — сказал и закурил сигаретку.
Вернулись уже в сумерках, спустились к реке, искупались. Уже в полной темноте выползли вверх по скользкой крутой тропинке к нашей кухне. С аппетитом поужинали.
Почему-то решили завтра утром не бегать.
Вадим Дормидонтов