По счастливой случайности я получил возможность общения с настоящим «окинавским дедушкой». Давно мечтал и вот, на тебе. Не все оказалось просто, но в итоге вместе с находящимся в вечном поиске кшатрием Вадиком Дормидонтовым мы отправляемся на тренировку. Как это все случилось, кто в этом участвовал, не скажу. Скажу только, что все через Николая Коровина закрутилось.
«Дед», практикующий Дзен и Сёрин-рю (самый древний, «корневой» окинавский стиль), не каждый день попадается на пути, скажу я вам. И вот после семинара «Будь панчером!» мы едем в Додзё «Окинава Гёдзю-рю», куда нас любезно пригласили для встречи с Накадзато-сенсеем.
Я не хочу много рассказывать, Вадик довольно толково все описал. Скажу выводы (свои личные):
- Все гораздо проще, чем в японском каратэ. Нет длинных стоек, хлопков рукавами доги, мстительных взглядов и заметно шевелящихся «танденов». Это порадовало, значит в кёкушине все не так плохо (в смысле кихона). Может и не надо надевать маску Тэнгу во время исполнения ката. Дед просто работает с сосредоточенным лицом.
- Видимо техника действительно развивается, потому что поймал себя на том, что по определенным соображениям делаю тот же цуки с другим пониманием. И подумал, что мое понимание имеет место быть, и имеет право на это «быть».
- Понял, что все сводится к работе центром (коши – бедрами), что собственно и знал. То же самое я понял, тренируясь в Хонбу Кёкушинкайкан. Главное, делать все ЦЕНТРОМ, при опущенных плечах и, конечно, с кимэ (которое, как известно, является «сущностью каратэ» по Накаяме). Остальное – дело второе и третье.
- На Окинаве знают про Мулабанху! ? Значит, мы на правильном пути.
- Даже в Сёрин-рю основательно подходят к набивке тела. (Обычно этим гордятся в Гёдзю-рю и Уэчи-рю). У деда классные такие, коротенькие «мослы» загорелые. Набивались по традиционной методике, и мне она понравилась.
- Важно держать центр низко. Но это не значит, что надо стелиться над полом. Это, в общем-то, понятно; просто «дед» это дополнительно подчеркнул.
- Понял, что я на правильном пути и надо заниматься тем, чем я и занимаюсь. Тем более отсутствие нарочито строгих требований к кихону в Кёкушине, позволяет делать его со своим пониманием.
- Каратэ-до – это просто Путь. Практика, которую делаешь всю жизнь в месте, к которому относишься как к Храму. И не важно, что о тебе думают другие.
- И еще услышал основную мысль деда: ЕСТЕСТВЕННО. Делай все естественно. Вот, в общем, и все мои выводы от первой встречи с Окинавским Каратэ.
Дедушка, конечно, очаровательный. Глаза хорошего человека. И от него как будто пахнет теплым морем и солнцем. И удивительным островом Окинава, где такие вот дедушки, кряхтя, каждый день собираются в Додзе, чтобы сохранить свое островное сокровище – Каратэ.
И никто не собирается никого убивать 😉
Спасибо, дедушка Наказато! Надеюсь, мы еще с Вами увидимся.
Домо Аригато Годзаимасу!
«Будь проще» – Вот, пожалуй, главный вывод из встречи с дедушкой.
Чего себе и вам желаю! 😉
P.S. У Накадзато-сенсея, по моему, 8 дан Сёрин-рю. Ему за 60.
* Кейко (яп.) – Практика, тренировка в отношении к традиционным искусствам, в т.ч. и боевым.
Max Dedik
Пока не перегорело…
Посчастливилось нам с Максом побывать на тренировке у настоящего мастера настоящего окинавского каратэ. Стиль Серин-рю (школа Шаолиня). То есть самое настоящее первое каратэ. Я лично давно мечтал о чем-то подобном… Очень уж много написано, рассказано, показано по ТВ про Настоящее окинавское каратэ. Сразу скажу, что каратэ, действительно, оказалось настоящим.
Удивительные зигзаги порой выписывает Судьба. Пару недель назад ко мне в руки попал фильм с телеканала «Боец» про то, как Вениамин Гармаев и Николай Коровин ездили на Окинаву, где проходил Сакумото Фест – фестиваль каратэ Цугуо Сакумото. (Сакумото – чемпион мира по ката ВУКО, сори, не помню годы… Он первым показал на мировой арене ката семейного стиля Ruey-ryu и уже в солидном возрасте выигрывал мировые чемпионаты.) Так вот, помимо семинаров Сакумото и соревнований, наши счастливчики побывали в нескольких додзе у мастеров различных стилей.
Вошел в фильм и очень любопытный репортаж про додзе мастера Накадзато, преподающего серин-рю. Три раза в неделю в его зале тренируются мужчины старше 50. Некоторые значительно старше…Кихон, ката, якусоку-кумитэ, силовые упражнения, растяжка, кобудо. Большое количество повторений, организующая дисциплина… Очень любопытно. В зале люди солидного возраста с зелеными и черными поясами. Сэнсэй Накадзато ведет тренировку, делает все вместе со всеми, но явно лучше многих.
И вот мы попадаем на тренировку к сэнсэю в Москве. Я не сразу догадался, что это именно он.
А поехали мы на нее после очень интересного семинара Бату Хасикова и Ромы Узуняна – «Будь панчером!». Я не тренировался, а снимал семинар. Поэтому имел возможность оценить со стороны, тем более что я и так со стороны (практикую сито-рю и каратэ WKF). Семинар очень понравился, увидел стройную систему, грамотные объяснения, понятную технику и представил себе объем работы, которую надо проделать, чтобы все это реально заработало…
И вот после такого высокого спортивного уровня мы попадаем в традиционное додзе. Сильный контраст. Воистину Москва – город контрастов… самых разных…
Традиционная неспешная суставная разминка – Дзюмби Ундо. Чувствую, что несколько поколений делало именно так. Сэнсэй по-стариковски покряхивает, растягиваясь и наклоняясь… Не потеем… Кихон на месте. Короткие экономичные траектории. Внешне все очень просто. Может быть, и действительно все очень просто…
Цки из фронтальной стойки, много повторений, в хорошем темпе. Что-то среднее между кин-гери и маэ-гери из обычной стойки. Много повторений. Сэнсэй все делает вместе с нами, в хорошем темпе… Доги уже промокли..
Идо кихон. Высокие стойки, небольшая скорость, акцент на кимэ и вращении бедер, но делается все немного не так, как привык лично я. Кажется все намного проще и спокойнее. Сэнсэй все делает с нами, много объясняет, по-моему, все очень искренне…
Пресс, спина, отжимания, акцент на правильном дыхании. Работа в парах типа блок-удар, немного набивки. Некоторые элементы делал с сэнсэем Накадзато, почувствовал нехватку силы или умения ей управлять, или и того и другого. Очень крепкий «Дед».
Простое ката по схеме тайкеку. Сэнсэй так и сказал: «Просто», правда, потом добавил, что кихон надо менять. Ну, вот почти и все… В заключении сэнсэй сказал: «Вот так и занимаемся, много базовой техники, ката, работа с традиционными окинавскими снарядами, якусоку-кумитэ, свободного боя почти нет, боремся сами с собой, побеждаем главного врага – самого себя».
Потом была еще тренировка по кобудо. Но это, вообще, для нас новая тема. Работали с шестом. Очень интересно. Базовая техника тоже показалась несложной. Представляю, что совсем другое – это ее реализация в поединке. А так различные удары, перехваты, преводы и т.п. – конечно, не для людей с топографическим кретинизмом, обладателем которого себя почувствовал. Развивает.
НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ:
1. Большое спасибо сэнсэю Накадзато за возможность прикоснуться к настоящему окинавскому каратэ. Очень открытый, искренний и энергичный человек, никак не обозначивший свою материальную заинтересованность. Искренний, и без внешних претензий на обладание какой-либо боевой истиной «…мы просто побеждаем самих себя…». Кажется, он крайне спокойно относится к тому факту, что где-то есть спортивное каратэ, прайд и т.п. Говорят, что островные люди вообще – другие. Наверное, так и есть.
2. Сэнсэй в хорошей форме, дай Бог каждому. Один раз хорошо поняли друг друга, когда Накадзато-сан красноречивым жестом дал нам понять, что необходимо держать мулабандху. Видимо, все глубже, чем, кажется на первый взгляд…
3. Неоднократно приходилось слышать о невероятной боевой эффективности окинавского каратэ. Думаю (конечно, одного занятия мало, чтобы делать серьезные выводы), что если она и есть – то это точно неспортивная эффективность. Эффективность системы в самой ее практике, в том, что она (практика) возможна и даже где-то существует много лет, есть люди, которые ей следуют. И одно дело, когда видишь это по телевизору или читаешь в книге и совсем другое, когда сталкиваешься воочию. Удивительно, честно говоря.
4. Вроде бы простой кихон. Возможно, кихон в классических японских стилях каратэ (сито-рю, годзю-рю, сетокан, вадо-рю) – это развитие окинавского кихона, придуманное с целью придать больше атлетизма, зрелищности, японской завершенности и пр. Возможно, именно поэтому он потерял в эффективности и далеко не всем удается извлечь из него практическую пользу.
5. И самый интересный для меня вывод «…запад есть запад, восток есть восток, и с мест они не сойдут…». Как же мы смогли извратить идею Практики. Конечно, не без помощи иностранных инструкторов (как звучало бы, наверное, в каком-нибудь отчете КГБ). Заблудившиеся вели желающих заблудиться…
«Учение всегда оказывается не тем, что от него ожидаешь». Дон Хуан. (Можно, наверное, воспринимать и так, что недавнее всеобщее увлечение каратэ стало импульсом для развития единоборств…) Сколько гордости испытывали ребята, попавшие в запретные секции, изучая секретные приемы и передавая друг другу вымышленные легенды про мастерство своих учителей. Сколько необоснованных поводов для гордости и заблуждений появлялось, и к какому разрушению это порой приводило. А просто идея была понята неправильно…потому что запад есть запад….
Нечто подобное сейчас происходит с йогой: есть музыка для йоги, магазины с йоговским питанием, йоговская одежда, йоговский глянец и йоговская тусовка… и столько новых поводов для гордости, а где-то по гималайской тропинке, в этот самый момент, бредет йог с охапкой хвороста, чтобы обогреть пещеру….:-) КАЛИ ЮГА…
Большое спасибо Максу Дедику за приглашение поучаствовать в тренировке, всем тем людям, благодаря которым это стало возможно и, конечно, сэнсэю Накадзато.
ОМ! и ОС!
В. Дормидонтов.
Макс,спасибо за комент и интересный рассказ! Я дико завидую,как ЭТОГО нам не хватает!
Так я и знал…
Vse ni4ego, tol’ko neponiatno,on kakoe napravlenie predstavliaet?
Matsubayashi,kobayashi,sobayashi,ili matsumura?
A voobshe-to govorit’ o tom 4to eto okinavskoe karate ne sovsem verno.
Potomu 4to Hisataka Kori koe 4to privnes tuda iz techniki ostrova Kudaka.
naprimer , v kata Wankan.
No,eto moia lichnaua to4ka zrenia.
Esli kto-to dumaet ina4e-mogno prodolgit… .
я не так сведущ, но понимаю вот что:
1. Дедушка живой, я его щупал.
2. Он с Окинавы, это косвенно подтверждается тем, что его там видел Гармаев и Коровин, а им вроде как незачем врать 😉
3. Он каратист.
Вывод: его каратэ — окинавское ;)))))
Ос! Это я так шучу 🙂
Если действительно интересно, то, судя по всему, именно о нем рассказывает М. Бишоп в книге «Окинавское каратэ» — Сюгоро Накадзато….
Макс, очень здорово. А что можешь сказать про ката? Показывал?
Сенсей Наказато действительно очень радушный и добрый человек. Он встретил меня и Николая Коровина на Окинаве, потратил на нас кучу времени, катая на своём авто по острову.
Думаю, наверное нет такого человека, который после общения с этим мастером не проникся бы к нему большим уважением и любовью. Узнав о том, что сенсей Наказато в Москве, я приехал выказать ему своё уважение, даже смог совместно с Вадимом и Максом позаниматься кобудо. Но потом случился Филимонов…….
И чего Александр Филимонов? Колись Веня…
Сначала он сказал» О! Чемпион Гармаев!» и сердечно поздоровался.
Через минуту вернулся с другим лицом и спросил: «Что вы делаете в моем додзе?» ;)))
Да, Юра такие вот дела, Макс всё кратко и лаконично рассказал, а потом мы поехали в «Шанти» и плюс ко всему у меня не завелась машина после ужина. Наверное Филимонов шаман……
Spasibo avtoru — maxakala,4to obratil vnimanie na moi vopros.
kak ya vyyasnil — on iz kobayashi shorin ruy.
v 4em tam otlichie ot drugih- eto v tom 4to oni ne vse kata stali vklu4at’ iz togo 4to ostavil posle sebia Yasutsune Itosu , v 4astnosti sokratili naifanchi.
naifanchi dachi eto to 4to potom stalo kiba dachi. Nu i koe kto tam iz predshestvennikov
treboval 4toby u4eniki nogi stavili poshire. V obshem kagdyi privnosil 4to to svoe…
Tol’ko on ne sensei on HANSHI.Vidimo JuDan.
Spasibo vsem , kto naidet terpenie pro4itat’ eto.
Наоборот, спасибо за грамотный комментарий! 🙂
что касается «Сенсей» то его вполне икорректно употреблять к любому учителю. Хоть он кеси, хоть он ханси. Сенсей — это «Раньше рожденный» 🙂
Spasibo vam esho raz .
kak vam ugodno.Ia ne priemlu vashu tohku zrenia.
Hanshi.I tol’ko.On glava shkoly. Moget byt’ ot gaidzina on i poterpit ….
Po4emu — vy vidimo ne tak mnogo gily na vostoke….
No eto tol’ko eto opiat’ moe predpologenie….
Ia nadeus’ eto ne pomeshaet nam byt’ v ser’eznom razgovore ili obsugdeniii.
V lubom slu4ae -esho raz spasibo.
A voobshe-zachem nugny ety kata — ved’ 3/4,moget byt bolshe naroda ne sposobny obiasnit ich smysla?
proshu proshenia -Ia znau tochku zrenia na eti voprosy posledovatelelei An’ichi Miyagy,
semeistva Higaonna i Shimabukoro.
No mne interesno — 4to vy dumaete seriozno po etomu povodu?
Mne bylo by interseno vashe mnenie.
Izvinite , esli othial vashe vremia.
Poyasnenia: Moi rodnoi style — shobayasi shorin ruy iz semeistava Shimabukuro- Watanabe.Kto ich razberet — tol’ko ne ia 🙂
Nadeus’ vy ponimaete po4emu ia vstrial . v razgovor
so vsei neskromnostiu.
No moi ia ideologia — eto mushi shugio — to est’ vechyui uchenik….
Voobshe ia posle dovatel’ Youshimoto Tagashi i ego Momunkai Karate —
ia mogu rasskazat’ ob etom.Pochemu.
Esli vy mne pozvolite ia popytraus’ rasskazat’ ….
Vse chorosho — esli boltat’….
Naidite vertikalnuu stenku -eto ne tak trudno …
otmerte 4 stupni ot neee — i poprobuite vyprygnut i sdelat’ mae -gery kaege v prygke i ne zadet’ stenky i vernut’sia obratno v ishodnoe pologenie -Ia neduus’ ia pravilno obiasnil…..
Kogda mne bylo 26-28 ia delal eto i esho mnogoe….. No mne uge za 50…
Kakie trebovania u Vas v ashei shkole ?
V lubom slu4qe — spasibo za vas serioznyi otvet .
Vladimir.
Народ, а видео есть хоть какое нибудь! Ну очень интересно!!!!!
Наконец то нашёл визитку сенсея Наказато, вот что там написано:
Okinawa shorin-ryu karate-do association
Shubukan zen ku dojyo
Hideo Nakazato (director)
Вот ,пожалуйста,сенсей Наказато
http://rutube.ru/tracks/921608.html
Ребята, спасибо за описание!
Накадзато, судя по всему, распространённая фамилия на Окинаве. У Вас в гостях был Хидео Накадзато. В комментариях проскальзывает Сюгоро (Шигуро) Накадзато — это 10-й дан, тоже Шорин-Рю, но, наверное, другой школы (их много разных, Шорин Рю не означает какую-то одну): http://www.wonder-okinawa.jp/023/eng/014/index.html