Подходит к концу мой первый учебный год который я прожил в качестве преподавателя.
Много чего было хорошего, что-то понял…
Ну, не об этом сейчас.
Мы рассмотрели довольно подробно кихон, увидели что в нем важно для кумитэ и что на самом деле работает, а что нет.
Делали ката, и тоже вроде что-то начали понимать. На уровне Тайкиоку 😉
Структура, точка, танден, скорость перемещения, ритм …
Моя концепция проста: техника должна РАБОТАТЬ. Если не работает, значит что-то не так.
Подошли к Бункай — расшифровке ката.
Посмотрели то, что предлагается в качестве классической расшифровки…
Кое-что поняли.
Вот что СЕЙЧАС об этом думаю я.
Ката — это текст, написанный на старом языке. На этом языке сегодня не говорят, его знают только специалисты. Сейчас так не нападают. Техника претерпела многие изменения.
Тем не менее, ката — это священный текст каратэ. Он написан на особом языке и требует особого прочтения. Это можно сравнить с церковными книгами, там тоже ничего не понятно, однако священники умеют их читать.
Кроме того, молитвы на старославянском работают особым образом, погружая молящегося в реальность древних старцев, молитвы эти создавших.
Возьмем другой пример — мантры. Там совсем ничего не понятно, однако они работают. И еще как.
Они древнее старославянских, и пронзают время и пространство. Практикуя мантры, начинаешь чувствовать о чем они. Их эффект ощутим, они работают.
Теперь о ката.
Ката — Форма. Сейчас Наталья Сергеевна Демченко работает над диссертацией, посвященной ката. В Хиден есть её статья о Форме, как особом явлении в японской культуре. Советую почитать.
Ката Каратэ — формы довольно старые. Ката Кёкушинкай — формы довольно новые.
К Бункай мы подошли только к концу второго семестра. Долго не решался.
Я внимательно рассмотрел, что предлагает нам в качестве расшифровки Пинан1,2 официальная кассета ИКО Мацуи («Идо и Кихон»).
Еще внимательнее я посмотрел официальную кассету Ситокай (Ситорю). Там бункай показывается наиболее понятно, отработано и системно (в ИКО кассете, бункай дается на ходу и «по мотивам». Кстати, может это и правильно ;)). Кроме того, ката Сито-рю наиболее близки окинавским, поэтому их бункай рассматривается как наиболее «корневой».
Я спросил о Бункае Н.С.Демченко, как трактуют это в Кане.
И на сегодняшний день я понял следующее:
— Ката — особая форма реальности, и элементы ката работают только в безусловном принятии этой формы; Это как легенды, где Луна воюет с Солнцем, а земля плоская и у нее есть край. Если не принять этого, легенда ничего тебе не даст. Логика бессильна. Но, приняв это с детской непосредственностью, ты начинаешь понимать, о чем на самом деле эта легенда.
— Ката — это Символ. Буквальная, вульгарная трактовка ката может быть неверна и даже опасна; В качестве примера можно привести все то, что принято делать на различных «школах», посвященных технике. Все показывают гедан-барай, но никто в него не верит. Никто не верит, что успеет замахнуться, но все делают вид, что все нормально, что вот так вот можно защитится.;
— Даже уверенное и эффектное выполнение Бункай, не означает что он реален; Дело в том, что во всех бункаях Тори (атакущий) на самом деле пассивен. Да, он бьет в голову «со всей силы», но потом стоит как «тормоз» и получает контратаку. Это УСЛОВНОСТЬ. Так не бывает.
— Старый (в данном случае ситорюшный) бункай работает лучше нового. Он проще и не надуманный. Пробуя со студентами отрабатывать бункай, я поймал себя на том, что работаю в простых удобных стойках, не утяжеленных излишней эстетичностью;
— Бункай дает только направление, классифицирует возможности реакции определенным образом на определенные виды атаки. Изучать эти Формы необходимо, но абсолютизировать их опасно.
Итак, ката и бункай, это изучение… латинского или санскрита. На них не поговоришь, но если ты решил всерьез изучить Школу и понять её Суть, выучить их придется.
Это Опыт. Его надо изучать. Принципы (законы) неизменны.
Но, как известно, «все течет, все изменяется». И вечно только постоянное изменение.
Поэтому, изучив и осмыслив этот опыт, интересно понять, как и в каком виде применяются эти Формы в современном мире атаки и нападения.
Посвятим этому следующее занятие.
Так интересней.
Ос
P.S. Мысли изложенные здесь, являются личной точкой зрения автора и не претендуют на фундаментальность и истинность. Это авторский блог, а автор находится в Поиске 😉
Ом
ОСУ!!
Здравствуйте Максим!
Вы затронули очень серьёзную и глубокую тему. Но работать в этом направлении необходимо. Потому что скептики от боевых искусств уже давно ставят под сомнение жизенность традиционной работы в каратэ: кихон, ката и бункай. Наверное «ставят», потому что так легче и удобнее, нежели посвятить изучению этого явления полжизни и неизвесно ещё, что из этого получится.
Наверное многое зависит от личного опыта в БИ.
Моя история в каратэ складывалась стандартно: тренировался у хорошего тренера, Виталия Кушнирика, выступал на соревнованиях- дрался…. Потом сам начал тренировать, тому же учил и своих учеников…. годы шли и я начинал думать на ту же тему: кихон, ката и бункай….
Благо есть на свете люди, которые иногда меняют нас просто своим появлением.
В 2004 году в Украину приехал, ныне покойный, шихан Токуджун Иши, и сказал одну фразу: «хотите понимать ката- изучайте их истприю.».
Это и стало поворотной точкой.
Я заинтересовался Годзю Рю, ведь половина ката в Киокушине оттуда…. Особенное внимание обратил на Санчин и Тэнсё…..
Потом дела житейские, заболели почки…, «врачи» ставят пиелонефрит…. Я на них обиделся))) и начал более упорно практиковать Санчин…. В результате практики ушла вся хворь…. прошло 3 года, о почках и не вспомнаю!))))
Шихан Иши трижды приезжал в Украину, ему я и здал на 3й Дан, исполнив на экзамене Санчин , как любимое ката.
Эта история меня заставила задуматься над тем скрытым смыслом который несёт традиция.
Было время, когда я обижался на японцев за то , что они нам не все секреты открывают…. но потом понял, что в теории и методике спорта ещё и мы можем их научить, а что касается смысла, ощущений от традиционной практики, то они просто зачастую не могут нам объяснить вкус экзотического фрукта, если мы его не попробовали…. ведь многое нельзя передать словами, многое приходит только с опытом практики на инсайтном, «сатори» уровне. Поэтому во многое надо просто поверить, и практиковать. Естественно, жёстко придерживаясь базовых фундаментальных принципов. Это как с лекарствами, надо четко придерживаться предписания, ато передоз или наоборот со своими последствиями….
Что касается кихона, то я однозначно понимаю, что кихон в своём чистом виде не работает…., как прикладная техника, но у него и нет такой задачи!!! Кихон это УПРАЖНЕНИЯ для обучения, развития и воспитания! От которого формируется правильный динамический стереотип движения (мой термин))) ), это что касаемо техники.
Кихон это и намного большее, если правильно применять, то это и психотренинг и т. д.
Ката- это та же йога, только в ином исполнении…. концентрация, дыхание, вместо асан позиции(они самые важные) и техника .
К таким выводам я пришел за 25 лет занятий Киокушином.
Не знаю, может и ошибаюсь, но такое понимание даёт мне силы и мотивацию практиковать уже после спорта. хотя, вру… еще иногда выступаю по ката, в этом году был 4м на чемпионате Европы по Шин Киокушинкай.
…. вот такие спонтанно беспорядочные мысли.
Осу!
Максим Викторович, глубоко. Пропустил через себя — принял, буду обдумывать. Спасибо за эти мысли, благодаря им сделал ещё один шажок к абсолютной истине. Ос.
Правда сохранилась только в мантрах… очень специфичных. Другое — история.
Осу!
Спасибо Максим Викторович, очень интересное мнение (статья).
Наверное сила не в сюжете бункай, а в самодостаточной наполненности формы.
Со многим согласен. Ос
«Делали ката, и тоже вроде что-то начали понимать. На уровне Тайкиоку
Структура, точка, танден, скорость перемещения, ритм …»
Аналогично.)))))
как то летом 2 месяца у меня в зале тренировалась девушка из годзю-рю. Сравнивали ката. Тэнсе, Сайха. Было офигенно интересно!!! После этого просто по другому смотреть на это дело.
И еще.
» Моя концепция проста: техника должна РАБОТАТЬ. Если не работает, значит что-то не так.»
вопрос только — что??!!! Вот и попробуй понять: то ли я делаю не так, то ли сэнсей не то показал\объяснил, то ли техника не работает по определению )))))))
А статья — хорошая.
Спасибо.
Уважаемый Максим!
Проблема изучения ката стоит для нас очень остро, а Вы как раз затронули эту тему, да еще и с не очень обычной стороны! Здорово! По возможности продолжите рассматривать эту тему, очень уж интересно.
Спасибо всем участникам обсуждения!
вроде мы все друг-друга понимаем.
сложность в том, что рассказывать о ката и придумывать смыслы можно бесконечно. Можно бесконечно придумывать бункаи и т.д. Вопрос в том, насколько это нужно.
Мне кажется, на каком-то уровне самое важное в ката — свое понимание. Если действие наполнено, это уже хорошо.
Еще, если чесно, мне кажется что самая простая и жизненная трактовка… у форм Тайцзыцуань. Там настолько хорошо выражен Принцип, что способов реализации может быть бесконечное множество.
Вадик Дормидонтов снабжает меня интересными видео. В том числе и с бункаем корневых китайских стилей. Очень интересно.
Бункай простой и очень… простой. Логичный. Бьют в голову, ныряй в ноги. Контролируй его центр, режь линию и т.д. чесно говоря, прикольно то что делается все очень естественно.
В японской традиции очень много Формы. В этом свои плюсы, но сейчас мне ближе естественность. Великое Дао 😉
Попрошу Вадика сделать ролик с Бунакаем. Пообщаемся.
ОСУ!
….. Свое понимание и осознанное наполнение ката- и есть основной из задач практики… Бункай дело механическое…. Ояма в какойто из саоих книг сказал, что если вьі нашли 3 применения движению в ката, то єто уже отлично(простите, украинская клавиатура))) ).
Мне кажется , что разобраться во внешней стороне каратє, в его практическом применении гораздо легче, чем во внутренней работе. Ведь каждьій человек имеет свои мотивации в практике, каждьій ищет свою истину, кто в практическом, боевом применении каратє, кто воспринимает каратє как интроспективную методику самоосознания и самоусовершенствования. Идеально, когда єти две мотивации в гармонии.
Еще надо определиться с бункаем, у некоторьіх стилей есть канонизированьій бункай, им наверное легко )))). А есть Ое-бункай ( свободньій бункай). Надо разобраться на каком єтапе практики, какой бункай практиковать…
ОСУ!
Да, вот свободный бункай и интересен.
Просто я плохо знаю классический 😉 Вернее, некоторые приемы кажутся странными.
наверное это от несовершенства ума 🙂
Макс,приятно было читать твои мысли…очень интересно…ещё один гвоздь в гроб спора»зачем нам ката и бункай».Удачи!Осу!
ОСУ!
…В том то и дело, что в киокушине очень на немногие ката есть класический канонизированьій бункай, или меня не учили, или японцьі его нам толком никогда и не показьівали… А заниматься Ое- бункай надо отталкиваясь от основного…
У нас в Шин Киокушинкай в октябре в Голландии должен состояться серьезньій форум, на котором жолжна в очернжной раз пройти унификация техники и ката, с учамтием всех «САМЬІХ»: Мидори, Мампей, Миеши, Кобаяши и т.д.
Может там и прояснится чтото…
В СПБ после Кубка Мира тоже будет семинар, то там вряд ли чтото подобное будет рассматриваться.
Но к теме о ката у меня есть один опьіт. В разное время у меня бьіло несколько учеников, которьіе хорошо дрались на чемпионатах Украиньіно постоянно 2, 3 место и никак вьіше… Я тогда промто начинал с нми больше работать в ката, заставляя и вьіступать в ката на соревнованиях. После єтого они становилимь чемпионами и в кумитє… Не говорил бьі об єтом, если бьі єто бьіл единичньій случай… Один из них в єтом году стал чемпионом Европьі и в ката и в кумитє, второй вьіиграл в кумите, в ката 4й…
Ката мьі делали без бункай, на технику, позицию, дьіхание…, и все…. Но работает же….
Сори за ошибки, набирал с коммуникатора 😉
Интересное обсуждение… Ролик постараюсь сделать, правда нужно подобрать большое количество любопытного материала.
Сам думаю вот что. Ката ( в боевых искусствах) — характерный для стран дальнего востока способ записи, сохранения и передачи знаний. Ката сегодня, в основном, удобный для запада и востока способ сохранения, структурирования программы школы и инструмент для аттестаций 🙂
Ката очень много и они часто очень разные. Санчин и Тэнсе — ката для отработки принципов совмещения дыхания и движения и связанной с этим отстройки тела. Нэйфанчин (Тэкки) — ката для отработки характерной для традиционного каратэ биодинамики, когда при совершении того или иного технического действия проекция центра тяжести находится в центре (или близко к нему :-)) площади опоры (это так называемое «внутреннее перемещение» массы тела).
Тайкеку (великий предел — тайдзи) — максимально простые и поэтому максимально сложные формы в которых можно отрабатывать скорость, равновесие, кимэ, правильную координацию частей тела, жесткость и отстроенность позиции. Все достаточно просто, поэтому легко почувствовать «ответ», пробуя наращивать скорость и кимэ: теряется ли равновесие, пропадает ли координация и кимэ, перенапрягаются ли плечи и т. п. На уровне бункая, тоже все понятно: основная идея — защита + контратака. На длинных дорожках — соответствие самбон-кумитэ. Кого смущают длинные стойки, типа не применимые в бою, стоит вспомнить, что в старых вариантах стойки высокие и вообще разные… Длинные стойки, видимо, надо рассматривать как тренировочный способ… Положение руки в хикитэ создает опору для бьющей руки., чтобы почувствовать… Замахи в блоках — опять же позднейшее привнесение… думаю это и особая задачка для «хара»…
Пинаны (Хэйаны) — ката, созданные Итосу, на основе разбора и упрощения более сложных ката, для обучения молодежи ( в наха-тэ их нет). Есть интересная трактовка смысла пинанов, которая становится понятна после разбора бункаев. Я ее услышал от Богатенкова В.В. (просьба уважать авторское право :-))
Пинан 1 — «однорукий» боец. Самое простое представление о бое. Одной рукой защита — другой контратака, почти как в тайкеку…
Пинан 2 — «двурукий» боец. Более развитое представление о бое — обе руки в защите и атаке.
Пинан 3 — «вращающийся» боец. Там несколько следующих друг за другом разворотов. Представление о бойце, который свободно передвигается…
Пинан 4 — «открытая» ладонь. Уровень бойца, владеющего открытой ладонью, что во многих стилях считается вершиной мастерства. Там в бункаях появляются захваты и броски.
Понан 5 (годан) — «сильный»(ГО-сила) боец. В бункаях появляются блоки двумя руками, сильные (как я понимаю) блоки, требующие явного превосходства в бою (больно они опасные). Вспомним ката Гарю Масутатсу Оямы…:-)
Вот такая любопытная трактовка…. такой конспект каратэ… Возможно, вот так Итосу высказал идею о постепенном прогрессе бойца?
Понятно, что многие бункаи условны… некоторые вообще вызывают улыбку… Всех смущает, что сейчас так не атакуют (правда, надо сказать, что атаки в бункаях бывают разные (не только ой-цки): и для освобождения от захватов, и против ударов ногами, некоторые даже показывают бункаи, сидя на стуле… Мне кажется, тут надо вспомнить, как начинают отрабатывать броски в борьбе — бросаемый просто стоит, что тоже само по себе условно… Или «удары» в айкидо… так атаковать может только выпивший дядя Вася или другой перевозбужденный тип….(в айкидо так бьют чтобы создать и почувствовать необходимую динамику)
Конечно, бункаи не имеют отношения к какому-либо варианту спортивного боя. Они не для этого и создавались. Мы же, как правило, начинаем оценивать их ценность с точки зрения своей спортивной практики.
Уже многократно доказано, что практика ката и бункай была основной в старом каратэ (+ОФП, СФП), не было такого, как сейчас опыта различных спортивных боев… не хотели люди, торгующие чаем, чиновники, и представители других уважаемых профессий, травмироваться по чем зря, экспериментируя с различными вариантами «свободного» боя… Да и медицина тогда была на другом уровне… Каратэ было не спортом, а именно искусством самообороны, против неожиданной, но чаще «простой» атаки. Думаю, не рассчитывали окинавские мастера, принадлежащие не к самым низким сословиям общества, на неожиданную схватку с мастером М-1 🙂
Наверное, не стоит забывать, что боевые искусства, кроме всего, еще и способ самосовершенствования. В этом смысле усложненные и «не реальные бункаи» — вызов нашим способностям, координации, технике, сознанию 🙂
Кстати, интересен подход сито-рю, где ката существуют в различных вариантах (по аналогии с ката группы Пинан). Например: Бассай-дай, Бассай-се, Томари-бассай, Мацумура-бассай…. Появляется интересный новый взгляд, вариативность….и др.
Резюмируя, думаю, бункай не имеет (или почти не имеет) отношения к спортивному бою. Конечно, спортсмены-кумитисты не должны тратить на него время. Люди же изучающие Б.И. по каким-то причинам «для себя» могут обнаружить в ката и бункай много интересного. Некоторые «бункаи», на мой взгляд, на прямую реальны, в некоторых отражены принципы реагирования на те или иные действия (удар ногой в пах вызывает наклон вперед, следует удар локтем в приблизившуюся голову и т.п. :-))
Есть и священно-культурный аспект, о котором по-моему и говорил Макс в части своего текста.
А большинство окинавских практиков, кажется, вообще не параятся подобными вопросами, не оглядываются на стоящий за спиной призрак боксера, а просто практикуют, наполняя жизнь смыслом….
Красиво накатал Вадик! 😉
ОСУ!
Господину Дормидонтову респект, сильно написано, впрочем, как всегда! )))
Господ у нас всех в 1917 того….
Спасибо за отзыв 🙂
… Ооо, прошу прошения, товарищ…… )))))
🙂
Вообще понятие бункай появилось достаточно недавно и ввёл это понятие, как пиут историки сито-рю не кто иной, как Мабуни Кенва, основатель сито-рю. Итосу например не мог объяснить смысл некоторых движений, просто делал их потому что его так научили. При выполнении ката, очень важно знать бункай, пусть хотя бы тот формальный, который дают нам японцы, хотя иногда бункай не соответствует движению в ката. Ещё с сито-рю есть такая форма, как яку-соку кумитэ, это так называемый более развёрнутый бункай, их всего пять, которые соответствуют пинанам. C точки зрения реальности, или не реальности, то по поводу этого очень много споров, понятно, что атаки достаточто формальны, хотя у нас с Вадимом были попытки выполнять бункай на достаточно реальной скорости, иногда даже что то получалось. С другой стороны можно сказать, что колличественное перерастёт в качественное, но уделяем ли мы столько времени тренировки именно бункай, как правило переростания не происходит, из-за отсутствия колличества (исключительно моё мнение).
«КИХОН — необходимо рассматривать как упражнения изометрической тренировки мышц.Выполняя кихон или ката в правильном ритме с сильным сокращением мышц в точках напряжения, мы прокачиваем мышцы тела изнутри,приобретаем внутримышечную силу.ЭТО способ тренировки тела в каратэ.КИХОН на первом этапе обучения — это изучение форм,стоек,перемещений,координированные действия рук,ног,мышления.Приобретение первых понятий о центре тяжести.Первых навыков координированного дыхания с физическими действиями тела.Развивает необходимые для киокушин каратэ биомеханические навыки.КИХОН на втором этапе — это бункай каждого технического действия,стойки,тычка,удара,блока.Кихон на третьем этапе …….» Это начало моей статьи»Техника кихон в киокушинкай каратэ».Бункай начинается с базовой техники и лишь потом Ката.Именно техника Киокушина идеально ложится на бросковую и прикладную технику.Двойной блок Учи укэ- гедан барй прямо завязан на бросок О-Госи.Вся базовая техника Киокушина завязана на ближний бой и технику борьбы.Рассматривать Бункай с точки зрения Шотокан НЕВЕРНО! Где в движениях заложены сплошные мышечные блоки,подвижность поясницы,таза плеч сильно ограничиваются. Все движения в шотокан антибиомеханические.Чтобы рассуждать на эту тему надо иметь опыт и практику в шотокане и хорошо не только знать историю этого стиля хореографии но и понимать что и зачем .
Спасибо за коммент.
Опыт Сетокана, худо-бедно, есть у всех. Поэтому вот так вот мощно задвигать что только вы понимаете «что и зачем» наверное, все-таки не стоит.
Более того, уверен, что ваше сегодняшнее понимание, это не более чем ВАШЕ СЕГОДНЯШНЕЕ понимание. Заслуживающие уважения, основанное на вашем опыте, но тем не менее не являющиеся истиной в последней инстанции. Просто потому, что относительно кихон нет никакой окончательной истины, и никакой инстанции которая может сказать: «это так и всё». В кёкушине-то точно — нет.
Каратэ — это поиск.
Поэтому давайте дискутировать с менее категоричных позиций.
Что касается утверждения «“КИХОН — необходимо рассматривать как упражнения изометрической тренировки мышц», то оно тоже не бесспорно. Это только одна из граней кихон. Важная, но не единственная.
С уважением, Макс
Смотрите хороший шотокан, Кагаву легко найти в инете. Какие мышечные блоки? Он пластичен, как пантера, а движения таза и поясницы настолько мощные и амплитудные, что остается только брать за образец. «Антибиомеханические» движения (если такие вообще возможны :-)), биомеханика — наука о движении биологических объектов)) должны приводить к разрушению организма, грыжам, вывихам, переломам… посмотрите на Кагаву с его антибиомеханикой :-), да еще в его возрасте…..
Сама позиция когда выделяется неправильный «Шотокан» и правильный Киокушин, по-моему, должна кануть в лету.
Это детское мировоззрение.
Мир шире и не нам решать что правильно, что неправильно. Мы можем определять что наше, а что нет.
определять преимущества, практиковать, искать, сражаться и формировать свое каратэ (или как вам угодно это называть).
Мы не получали «прямой передачи стиля», и Слава Богу! мы свободны Думать.
это гораздо лучше.
в конце-концов, с точки зрения простой эффективности Федя уже все «объяснил» 😉
Тем не менее я практикую каратэ, и полностью им удовлетворен. Правда это уже мое каратэ. Но, разве может быть иначе?
Вчера Николай Коровин объяснил мне, что оказывается Хигаонна Морио — это не совсем Гёдзю-рю (!!!). Оказывается последний Мияги говорил, что Морио внес много своего и т.д.
Ну и что? Разве могло быть иначе? Если человек практикует как Хигаонна, могут ли быть к нему вопросы?
и разве его вариант хуже корневого? Нет конечно.
хотя, с точки зрения любителя древности все иначе…
Я тоже люблю корневые вещи, но единственное что сегодня я понял — неизменный Дух Времени в постоянном, непрерывном изменении.
На самом деле, вот так вот округляя, по-крупному…. Калари-паятт, Ушу, Каратэ, Муай-Тай — это одно и то же.
Корень — Один.
Но, посмотрите какие они разные!
Кто может утверждать что-то? наверное только Морио Хигаонна…. потому что он Практик имеющий Передачу.
Мне скоро 43 года свою первую секцию я организовал в 16 лет,опыт в шотокане должен быть не худо бедный, а на хорошем уровне,я ушёл из шотокана в 1991 году после семинара Канадзавы в Москве,где сдал ему на 4 кю.Согласен что сейчас шотокан тоже нестоит на месте,и есть позитивные техники. И всё таки это Шотокан. А Кагава индивидуален со своим стилем. Я нелюблю устраивать дискусии, и делать то чего непонимаю.Практика,опыт работы в ИФК и ИКО,интуиция, мой тренерский опыт помог мне самому разобраться как базовые блоки Киокушина завязываются на бросковую технику, как некоторые техники и ката Киокушина связанны с йогой и цигуном. Тогда появилась вера в практическое значение базовой техники и смысл глубже изучать и делать базовую технику Киокушин каратэ. Но придумать новое невозможно, и мои искания свели меня с другими людми которые пришли к тому же что и я. И все вместе мы пришли к неплохим результатам в Бункай кихона и ката.
И ещё,насчёт последней инстанции где говорят «это делается так и всё». Это сами японцы. На одних из сборов шихан Сигимура учил что маэ гери надо бить только так как он показывает. Бранчиф ИКО Классен (Иркутская Обл)мне запрещал давать разминку так как я считал нужным, требовал только япоский стандарт в строгой последовательности.В ИКО-1 нас учили что базовая техника в ИФК это ересть, и многое многое другое.