Попробовав со студентами разобраться с бункай, столкнулся со следующими трудностями:
— «дырки» в кихон-вадза. стойка не мобильна, быстрый вход тори не получается. Замахи, отсутствие правильных представлений о дистанции входа, нереальность атаки. Студенты не привыкли пользоваться базовой техникой. Блоки — не блоки, удары — не удары;
— некоторые элементы объясняемые «в процессе» невозможно повторить. Например, очень странно работает элемент второго пинана с еко-гери (5й счет);
— следование в динамике низким базовым стойкам, напрочь убивает возможность действовать более-менее убедительно.
В целом, занимаясь со студентами, поймал себя на мысли что мы занимаемся непонятно чем. Слишком неубедительно. Главная проблема — мертвый кихон. Если не подходить на начальном этапе к кихон как к осознанному действию, дальше в этом ключе развиваться немыслимо.
Мы потратили на это год. Артем не научился не чему за это время. Воспринимать ничего не готов, слишком много представлений которыми он отчаянно закрывается. А скорее просто ленится включаться.
Сергей, в течение года прибавил в осознании заметно. Особенно что касается техники кумитэ. О кихон тоже начал формировать свои представления. Видно что ищет опоры, старается поймать динамику перемещений. Но, в ката пока похвалится нечем. В динамике все разваливается. Бункай выполняет техникой кумитэ, практически в боевой стойке. Спина кривая.
Валя… сломала руку и бункай не делала. Но, в исполнении ката (по моим критериям) у нее заметные преимущества. Хорошо поймала динамику перемещений и слитность комбинаций. Видно что делает с тем же духом, с каким дерется. Пожалуй, в данном случае, это самое важное.
Итак, главной проблемой является формализованный кихон. Или напротив неоформленный.
При изучении блоков и ударов, необходимо, видимо, обязательно практиковать якусоку-иппон, санбон и гохон кумитэ. Иначе ученик не имеет предстваления не о том как в этой самой дзенкутцу двинуться вперед, насколько глубоко шагнуть, как попасть что бы по дороге тебя не убили. То же касается блоков. Они (дзедан, учи, гедан) совсем не рабочие.
В то же время, ловлю себя на том, что для себя постоянно придумываю новые прочтения движений ката. И они вполне применимы. Более того, они очень интересны.
Правда… мало похожи на каратэ 😉
Во всяком случае на то, что мы привыкли под этим понимать.
Прочитал «Еще про бункай» , уже после написания своего коммента к предыдущей статье про ката и бункай. Еще раз понял, что почти все в нас определяется личным опытом.
Очень интересно, когда человек с опытом Макса анализирует ката и бункай… неизбежно возникает свой смысл…важно понимать, что при всех легендах, у старых мастеров такого опыта не было…возможно был какой-то другой, отсюда и взгляды несколько другие 🙂
Есть такой мастер шотокана — Кагава. На мой взгляд идеальное воплощение японского «классического» каратэ. Такое впечатление, что методика подготовки к бою (по различным версиям «бесконтактных» правил) через кихон в его системе работает. Лично я не сомневаюсь, что его ученики и в уличной драке достаточно опасны :-). Вот у них и низкие стойки и высокие и разные варианты рэндзоку-рэнраку и т.д. Правда по правилам WKF, японцы не очень успешно конкурируют с европейцами, но думаю, что японская техника ближе к драке… Опять же он опирается на свой опыт тренировок в академическом шотокане и соревнований по правилам себу-иппон.
» Бытие (битие) определяет сознание.»
Маркс-Энгельс-Ленин 🙂
Себу-иппон именно японский очень опасен, с ограмным удовольствием пересматриваю записи Кагавы, Яхара и других бойцов, напряжение сумашедшее и бьют друг дружку нежалеючи…..