В его честь назвали знаменитый болевой прием. Кем был "мятежник" дзюдо Масахико Кимура
Кимура трижды становился чемпионом Японии. В 30-летнем возрасте он получил 7-й дан, но этот титул был у него отобран после конфликта с руководством Кодокана. Причиной конфликта стало желание Кимуры стать профессиональным борцом, что вызвало недовольство спортивных чиновников. Кроме того, Кимура отказался вернуть флаг Всеяпонского чемпионата по дзюдо и начал присваивать даны от своего имени, что также было воспринято как неприемлемое. Однако изначально он был прилежным учеником. Рассказываем историю легендарного "мятежника" дзюдо.

С чего все началось
Масахико Кимура появился на свет 10 сентября 1917 года в городе Кумамото, Япония. В возрасте десяти лет он начал заниматься дзюдо. Причиной этого стало недовольство, которое мальчик испытывал к своему школьному учителю. Во время уборки в школе Масахико обнаружил, что их преподаватель, мистер Тагава, неожиданно исчез. Это вызвало у него бурю веселья, и он, не задумываясь, вскочил на учительский стол. Учебная мебель, не выдержав такого обращения, сломалась, а Кимура начал прыгать на обломках, выкрикивая «Банзай!». Его проделка завершилась, когда наставник увидел все это и ударил Масахико, назвав идиотом и выставив вон. Юный Масу решил отомстить. Он узнал, что у учителя есть первый дан по дзюдо. Тогда Масахико подумал, что, имея второй дан сможет победить обидчика. Вскоре он начал посещать секцию Додзе Шодокан, которая располагалась рядом со школой.

Ранние годы
Юный дзюдоист настолько увлекся этим видом спорта, что вскоре продемонстрировал впечатляющие успехи. В 15 лет Масе получил коричневый пояс. В том же году он сдал экзамен на 1-й дан, а через год уже достиг уровня 2-го дана. Однако его амбиции не знали границ — он решил отправиться в Киото, чтобы получить 3-й дан.
Помимо техники дзюдо, Масахико должен был сдать письменный экзамен, но теоретические знания подвели его. Время на подготовку почти истекло, а ответов у него не было. В отчаянии Кимура украл у соседа, который тоже готовился, листок с ответами и подписал его своим именем. Позже он горько сожалел об этом поступке, считая его одним из самых постыдных в своей жизни. Тем не менее, это не помешало ему стать обладателем 3 дана.
Летом 1933 года юноша одержал победу на соревнованиях, одолев четверых обладателей 3 дана и шестерых – 4 дана. В итоге Кимура получил 4 дан и признание, так как во всей Японии учеников 10-го класса с 4 даном можно было пересчитать по пальцам. За один год он поднялся от коричневого пояса до 4 дана, что стало выдающимся достижением.

Кимура одержал восемь побед подряд и получил по лицу от своего сенсея
В 18 лет Маса Кимура стал самым юным дзюдоистом Японии, получившим 5-й дан. На соревнованиях Кодокана он одержал восемь побед подряд в поединках «красные против белых». Но в схватке с девятым соперником силы покинули его, и он потерпел поражение. Тем не менее, благодаря многочисленным победам, ему без промедления присвоили 5-й дан.
С радостной вестью он вернулся к своему наставнику Тацукуме Ушиджиме, но вместо одобрения получил от него несколько пощечин. В те времена в Японии некоторые учителя практиковали такой способ общения с учениками, который воспринимался скорее как эмоциональное воздействие, нежели как физическое наказание.
«Сиай (соревнования) подобны настоящему поединку у настоящего буси (воин). Либо победишь – либо погибнешь. Бросить противника, значит, обезвредить врага. Быть поверженным – значит, погибнуть. Ты победил восемь человек, но девятый сразил тебя. Запомни, если ты посвящаешь жизнь дзюдо, то выживешь только в том случае, если будешь все время побеждать. Или хотя бы своди поединки к ничьей. И не важно, сколько крепких противников ты встретишь», - сказал наставник юному Масахико

Развитие профессиональных навыков
Кимура, помимо дзюдо, также некоторое время занимался каратэ. Однажды Масахико был поражен отработкой ударов на макиваре (связка соломы на упругой доске, вкопанная в землю). Он обратил внимание на то, что, нанося удары, каратисты сжимают кулак таким образом, что большой палец накрывает указательный и средний. Это не позволяло кулаку расслабляться во время удара. В то время дзюдоисты обычно использовали захват четырьмя пальцами, что значительно усложняло удержание кимоно противника.
Кимура осознавал значимость большого пальца в боевых искусствах, однако ему потребовалось время, чтобы адаптироваться и научиться использовать все пять пальцев для захватов. Для укрепления своих рук он начал регулярно тренироваться на макиваре. Поначалу это было болезненно, но после трёх месяцев занятий он почувствовал, что захват всей кистью стал для него автоматическим движением. Кимура отрабатывал удары ребром ладони, удары кулаком и тычки пальцами в песок, выполняя по тысяче повторений каждый день. Его руки стали крепкими, как сталь, как он позже отметил в своей книге. Два года он изучал стиль Сетокан под наставничеством мастера Гитина Фунакоси, а затем перешёл к стилю Годзю-рю, где его тренером был Со Нэйтю, ученик легендарного мастера каратэ Тедзюна Мияги. Он также стал помощником инструктора вместе с Масутацу Оямой, который впоследствии основал знаменитый контактный стиль каратэ Киокушинкай и стал прототипом героев нескольких фильмов.
Осенью 1937 года в Кодокане состоялся VII Всеяпонский чемпионат по дзюдо. В первых двух встречах Кимура победил обладателей 5 дана, используя свой коронный бросок о-сото-гари. В финале его противником стал Масаюки Накоджима, также обладатель 5 дана и признанный мастер дзюдо. Рост Накоджимы достигал 182 см, а вес — 100 кг, при 169 см и 85 кг у Кимуры.
Кимура не справлялся с натиском Накоджимы. Оба дзюдоиста передвигались по татами, избегая бросков. Несколько раз они даже покидали пределы татами, падая на стулья журналистов. Спортсмены были измотаны до предела, но ни один из них не смог заработать оценочных баллов. В итоге был назначен дополнительный раунд.
Накоджима и Кимура едва держались на ногах, их кимоно промокли от пота. Когда дзюдоистам предоставили перерыв, Кимура заметил, что его соперник активно разминает ноги. Он понял, в чем заключается слабость противника. Когда прозвучал сигнал о возобновлении схватки, Кимура стремительно бросился на Накоджиму, сбил его с ног и провел удержание. Поединок, длившийся 40 минут, завершился – Кимура стал новым чемпионом Японии.

Трудные годы
По завершении университета Кимура вернулся в Кодокан, где сосредоточился на доведении до совершенства своего излюбленного приема о-сото-гари. Чаще всего он занимался в одиночестве, а его партнером по тренировкам нередко становилось дерево, которое он пытался бросить через бедро с помощью эластичной веревки. Ежедневно, в течение долгих часов, Кимура оттачивал этот прием. Благодаря нескольким месяцам интенсивных тренировок он достиг такого уровня мастерства, что во время тренировочных схваток в Кодокане его атаки стали причиной травм у соперников. Многие из них начали умолять его не использовать этот «смертоносный» о-сото-гари против них.
Весной 1940 года Кимура был выбран для участия в чемпионате Тэн-Ран Сиай, который посетил сам император. Он уверенно дошел до финала, где его соперником стал Такахико Исикава. Оба борца уже имели опыт встреч на татами, и дважды победу одерживал Кимура. На этот раз схватка оказалась напряженной, но также короткой. Менее чем за минуту Кимура одержал верх над противником и стал чемпионом турнира.

Талант Кимуры сохранил ему жизнь во Вторую мировую
В 1942 году шла Вторая мировая война, и Япония была её активным участником. В январе того же года Масу был призван в армию, где ему предстояло служить в войсках противовоздушной обороны (ПВО).
В часть, где служил Кимура, прибыл мастер дзюкэндо с восьмым даном, чтобы показать свое искусство штыкового боя. В Японии его считали лучшим в обращении с винтовкой в рукопашном поединке. Солдаты собрались на поле, где мастер объяснил основные принципы дзюкэндо и предложил желающим попробовать спарринг. Однако никто не вызвался. Тогда капитан обратился к Кимуре, приглашая его принять участие.
Схватка началась. Впервые взяв в руки деревянную винтовку, Кимура лишь изобразил удар, но затем нанес настоящий, изо всех сил целясь противнику в лицо. Однако мастер уклонился. Дзюдоист, не теряя времени, бросился к ногам соперника и провел жесткий бросок, вынудив его упасть на землю. Капитан вмешался, предотвратив добивание, а мастер дзюкэндо, опустив голову, покинул поле боя. Он был повержен, его репутация оказалась под ударом.
Этот эпизод в итоге помог Кимуре избежать гибели. Он планировал отправиться добровольцем на сражение у восточных Соломоновых островов, но его прошение было отклонено. Капитан, впечатленный мастерством Кимуры в поединке с мастером дзюкендо, решил сохранить ему жизнь. Масахико, подчиняясь приказу, отозвал свое прошение. Впоследствии он узнал, что корабли с добровольцами были уничтожены американскими самолетами.

В честь Кимуры назвали болевой прием
После войны, когда Япония переживала острый экономический кризис, Кимура зарабатывал на жизнь, демонстрируя свои борцовские навыки за границей. В 1951 году его вместе с двумя другими мастерами дзюдо — Ямагути и Кадо — пригласили в Бразилию. В то время там уже гремел Элио Грейси, основатель бразильского джиу-джитсу.
Элио немедленно бросил вызов японским бойцам, но предложил свои правила: без оценки бросков, без ограничений по времени, до сдачи или удушения. Первым откликнулся мастер Кадо. В ходе схватки он несколько раз бросал Грейси на татами, но благодаря мягкости татами, удары не причиняли Элио значительного вреда. Тогда Кадо решил перейти к удушению противника на земле, что оказалось его ошибкой, так как бразильское джиу-джитсу специализируется на партерной борьбе. В результате японец сам попал в удушающий захват и потерял сознание. Элио стал национальным героем Бразилии: поклонники носили по улицам гроб, утверждая, что внутри лежит Кадо, поверженный Грейси.
После этого поединка Грейси бросил вызов оставшимся двум мастерам. Ямагути колебался, и тогда его место занял Масахико Кимура. На стадион пришло двадцать тысяч зрителей, среди которых были президент и вице-президент Бразилии. Фанаты снова пришли с гробом, уверяя, что их мастер Элио обязательно победит Кимуру.

Кимура сразу продемонстрировал свое мастерство в стойке, многократно бросая соперника. Затем он начал душить противника на земле. В 1993 году Элио в интервью признался, что в этот момент потерял сознание, но никто этого не заметил.
«Если бы Кимура продолжал душить меня, я бы точно умер. Но так как я не сдался, Кимура отпустил удушение и занялся следующей техникой. Освобождение от удушья и боль от следующего приема вернули меня к жизни, и я продолжил бороться».
Бразилец очнулся после приёма, известного как «обратный узел плеча». Стадион погрузился в мёртвую тишину, но Элио не отступил. В тишине раздался сухой щелчок — это сломалась его рука. Несмотря на это, он не сдался, и Кимура продолжил выкручивать его руку, сломав ещё одну кость. Бой завершился, когда угол Грейси выбросил белое полотенце, признавая поражение. Этот приём, который принёс победу Масахико, получил название «кимура» в его честь.

С шестидесятых годов Кимура отошёл от активной соревновательной деятельности и посвятил себя преподаванию. Среди его учеников есть выдающиеся спортсмены, добившиеся значительных успехов в дзюдо. Например, канадский мастер Дуглас Роджерс завоевал серебряную медаль на Токийской Олимпиаде, а японский дзюдоист Масаки Нисимура получил бронзу на Олимпийских играх в Мюнхене.
В 1993 у японца диагностировали рак легких. После операции он продолжал тренировки, но это не спасло его: в возрасте 75 лет Кимура ушел из жизни. Его имя навсегда осталось в истории и будет вспоминаться всякий раз, когда речь заходит о бразильском джиу-джитсу и смешанных единоборствах.
