16.05.2016
11 044
+29

Джема Белходжа: «Мне кажется, в России заниматься киокушином это большое счастье»

Джема Белходжа оказался очень открытым, общительным человеком, с хорошим чувством юмора. Во время интервью нам удалось обсудить много вопросов и от души посмеяться. Пообщавшись с вице-чемпионом 11-го Абсолютного чемпионата Мира, я в очередной раз убедилась в мысли, что на пьедесталы сильнейших киокушиновских турниров может подняться только человек с высокими моральными качествами. Это в первую очередь хорошие, достойные люди, с потрясающим воспитанием. Они заслуживают эти места не только упорными тренировками, но и воспитанием в себе духа настоящего бойца киокушинкай! Я счастлива, что у меня есть возможность дружить и общаться с такими людьми.

Джема Белкоджа / Djema Belkhodja
Джема Белходжа, 3 дан, 12-кратный чемпион Франции, чемпион Японии по тамэсивари, чемпион Европы, вице-чемпион Абсолютного чемпионата Мира.

В первую очередь хочется поздравить тебя с таким высоким результатом на Абсолютном чемпионате Мира!

Спасибо большое!


Расскажи о сборной команде Франции на этот турнир.


В Токио мы поехали втроем – я, мой спарринг партнер и начинающий боец, который знает японский язык – он помогал нам с переводом. Всего за сборную команду Франции выступали 6 бойцов. Мы все знакомы и поддерживаем дружеские отношения. С некоторыми мы даже раньше вместе занимались, но около 2 лет назад я ушел и открыл собственное додже, чтобы иметь возможность самостоятельно тренироваться, по собственным методикам.

Как ты строил свою подготовку? Ты тренировался в разных залах или только в своем додже?

Мне очень повезло с моим додже – я нашел его совершенно случайно, оно расположено в 5 минутах ходьбы от моего дома. В центре Парижа вообще очень сложно найти бойцовский зал для тренировок, а здесь я могу заниматься практически круглосуточно. Все свое время перед чемпионатом мира я провел здесь – тренировался сам и тренировал своих учеников. Время от времени приезжали мои друзья и другие члены сборной Франции, мы имели возможность вместе поспарринговаться.

Джема Белкоджа / Djema Belkhodja

За какое время до чемпионата ты начал свою подготовку?

Возможно я готовился к этому всю жизнь (смеется – здесь и далее примечание автора). Очень серьезной подготовкой для меня стал чемпионат в Нью-Йорке, который прошел в июне. Там было много русских бойцов - очень сильных и тяжелых. Этот турнир стал для меня хорошим летним испытанием. После Нью-Йорка я продолжал поддерживать форму и тренировался ежедневно уже до самого чемпионата мира.

Я бы хотела уточнить еще раз. Ты готовился к чемпионату мира без тренера?

Да, без тренера, полагаясь только на опыт, который у меня был. Плюс у меня есть 2-3 ученика, которые очень сильные. Видимо я очень удачливый (улыбается).

Ты не впервые принимал участие в Абсолютных чемпионатах мира. Видела тебя в 2011 году на татами 10-ой абсолютки. А в 2007-ом ты участвовал?

Помню очень хорошо 2011 год, помню против кого дрался и все подробности моих боев. А впервые я принял участие в абсолютном чемпионате мира в 2007 году. Тогда я получил очень большой опыт. Мы уже летели в самолете и вдруг у меня начала опухать нога, видимо на последней из тренировок я получил травму, сломал кость. В этот момент я четко понял – ничего не получится.

Ты съездил зрителем и не участвовал?

Участвовал, дрался с Эдуардо Танака. Хорошо дрался, но не мог использовать ногу. Это был мой первый чемпионат подобного уровня, очень большой масштаб, очень много стресса, травма ноги, у меня были огромные синяки под глазами от смены часовых поясов. Но это был очень хороший опыт, он показал мне, как вообще надо собираться, как тренироваться, к чему готовиться.

И к чему ты готовился в этот раз? Какие цели ставили перед собой?

1 место, конечно (смеется). Когда мы так далеко путешествуем, из Парижа в Токио, мы сталкиваемся с очень долгим перелетом, с большой разницей во времени, с акклиматизацией, с сильной усталостью. Уверен, русские меня поймут. Я старался следовать советам и опыту, например, не спать в самолете или делать практики, которые мне помогали оставаться сконцентрированным и в хорошей форме до самого чемпионата мира.

Джема Белкоджа / Djema Belkhodja

Согласно «пульке» у тебя на чемпионате было 8 боев. Все помнишь? Расскажи о боях.

Первый мой бой должен был быть с невысоким участником из Южной Африки. Его рост 160 см. Он не явился, возможно не решился выйти на татами против человека с моими габаритами (рост 190 см, вес 100 кг – примечание автора). Получилось, что в первый турнирный день я не дрался.

Второй бой был с бойцом из Ирана. Он был больше меня по весу и у него была крайне странная манера ведения боя - он пинался во все стороны. С иранцами плохо драться, так как они чаще всего не очень техничные и с ними легко получить травму. Я работал с ним по коленям и джодан хидза гери (удар коленом в верхний уровень).

Третий бой был с японцем. Моя стратегия в этом бою – бить сильно, по корпусу, акцентируя на солнечное сплетение. Чтобы он потерялся и не понял, что происходит. Это сработало.

Дальше Игорь Титков. Он сильный, что я могу сказать! Последние 10 секунд в этом бою были решающие, вазари джодан хидза гери.

Опять колено?!

Да, это мой специальный удар (улыбается).

Белходжа - Титков

Следующий бой с Владиславом Екимовым.

До меня он в нокаут всех отправлял, он хитрый! Смотрел его бои – он очень сильный в части джодан (верхний уровень). Я знал, что если хорошо блокировать, то всё будет хорошо. Я настроился, очень сильно бил лоу-кик и правильно всё сделал стратегически.



А вообще, во время подготовки, смотрел бои предполагаемых соперников?

Со многими я уже встречался на разных турнирах, поэтому был знаком с их тактикой боя. Чаще всего мне помогает подготовка уже на месте, во время самого чемпионата, когда я смотрю бои. Я вижу реальное состояние бойцов и как они дерутся сегодня. Анализирую и готовлю свой бой.

После Владислава ты вышел на японца Микио Уэда.

Да, нокаут коленом - гедан маваши гери (удар ногой в нижний уровень). Его унесли на носилках.



Если честно, хорошо, что бой быстро закончился, потому что травмы уже давали о себе знать и у меня начинало всё болеть. В Японии всегда так, турнир длится 3 дня и если ты получил травму в первый или во второй день, то к третьему дню это всё начинает очень сильно давать о себе знать.

В моей команде не было врача, так что я просто возвращался в отель, брал много льда и готовил себя морально, думал «у меня ничего не болит». Это помогало мне сконцентрироваться, я точно знал, что всё зависит от меня и я сам всё решаю.

Дальше Кочнев Кирилл из России.

Он большой, очень большой, очень хороший! Мы два мастера хидза гери, которые встретились, у нас у обоих сильные колени. У Кирилла были отличные результаты до моего боя, он многих вытеснил с татами. Я знал, что у него хороший темп, что каждый мой удар должен быть точным и эффективным, иначе я быстро устану и выбьюсь из этого темпа, мне нужно было доминировать при каждом ударе. Это был очень хороший бой.

Кочнев - Белходжа

В какой момент ты начал понимать, что есть шансы драться за первое место?

В зале с двух сторон были табло, которые афишируют результаты, на них были имена. Сначала около 200 человек. Время шло и имена просто уходили, уходили, уходили. Я думал о том, что нужно идти от боя к бою: один бой выиграл – дальше иду, один бой выиграл – дальше иду. Я не думал, что будет в конце, я концентрировался на конкретном поединке. Каждый раз у меня была определенная стратегия, не было одинаковых боев. Не было сразу мыслей о первом месте. Нужно было сделать максимум в каждом бою.

Твой самый тяжелый бой на этом турнире?

Финал был самый тяжелый, потому что уже и травмы были, и усталость. Титков был в хорошей форме, с ним был сложный бой. Вообще русские больше всего заставили меня устать. Перед финалом самым сложным был бой с Кириллом.

Как был настроен на финал? Были еще силы?

Перед финалом, несколько минут-часов я уже практически не мог ходить. В команде шихана Ипатова был русский врач, который мне помог. Он молодец, очень хороший и добрый доктор. Пользуясь случаем, я хотел бы выразить ему огромную благодарность. Для меня очень важно двигаться, тем более, когда дерусь с супер тяжелым противником.



На бой ты выходил побеждать?

Да! Всегда! С опытом я научился включать в себе какую-то кнопочку – ни смотря ни на что настраиваюсь ментально. Это как свечка с огнем, если дать ей потухнуть, то сложно ее вновь зажечь. Поэтому на бой я выходил с настроем побеждать. Я и додже свое назвал «Spirit Dojo». Для меня очень важно в несколько секунд находить в себе это состояние какого-то специального духа.

Финальный бой с Захари Дамьяновым. Это была ваша не первая встреча.

Да, мы с ним уже не раз встречались. Он очень хороший и сильный боец. Мне просто еще чуть-чуть не хватило удачи (улыбается). Я хотел посмотреть его бой против Дармена, но это был достаточно быстрый бой, я не успел. Дамьянов был в хорошей форме. Он профессиональный боец и его тренер Эмил Костов тоже профессионал.

Продолжи фразу: «Второе место на Абсолютном Чемпионате мира это...»


Это то место, которое сразу за первым (смеется). Конечно, для нас это мечта, это большое достижение, занять место на пьедестале чемпионата мира самому или подготовить кого-то из своих учеников.

Джема Белходжа

Когда выходил с татами, что чувствовал? Счастье или разочарование?

Было такое двойное чувство. Моя цель была войти в топ-8, то есть основная цель была достигнута. Но у меня был горький привкус этого поражения, потому что я всё таки был на татами в финале, но не чемпион. Все меня поздравляли и за меня были очень рады, со всего мира приходили поздравления, но сам, как боец, понимал, что мог бы сделать что-то иначе, мог бы что-то изменить. Поэтому небольшое разочарование. Теперь 4 года нужно ждать следующего чемпионата мира. Не знаю, что будет через 4 года и смогу ли я драться на нем.

Были ли для тебя сюрпризы на чемпионате мира? Кого не ожидал увидеть на пьедестале? Или может кто-то должен там быть, но не попал?

Были! Например, Алехандро Наварро рано выбыл из-за травмы, Александр Ерёменко из-за гантена. Эти люди были в фаворитах и их уход стал сюрпризом. Много японских бойцов рано выбыли.

Бой Садвокасов-Капанадзе. Два фаворита! Великий бой! И все понимали, что один из них по-любому дальше не пройдет.

Сейчас разговариваю с тобой и у меня весь чемпионат перед глазами визуализируется. Я настолько был сконцентрирован в течении этих трех дней, что только после начал анализировать, кто с кем дрался, что происходило вокруг. Карпенко тоже выбыл, я думал, что он выиграет против Уэда, но он проиграл.

Но тогда тебе бы пришлось драться со своим другом!

Да. У нас с Карпенко пока 1:1, я его выиграл в Нью-Йорке и он у меня выиграл в Нью-Йорке.

А как во Франции отреагировали на твой такой высокий результат? Был интерес со стороны СМИ?

Меня приглашают для интервью специализированные каналы и издания, вчера был на национальном канале. Для меня сейчас самое главное продвинуть спорт, который я люблю – киокушинкай, чтобы люди о нем больше знали и приходили тренироваться, чтобы он был развит в стране. Интернет, социальные сети, СМИ – это отличный способ, чтобы говорить о спорте. Во Франции очень развит футбол, ему уделяют много внимания, также известны дзюдо, тхэквондо, олимпийский спорт, а киокушин остается немного в тени. Слова «вице-чемпион мира» помогают открывать определенные двери, у СМИ появляется интерес. Но главное помнить, что самое важное это тренировки и не позволить настигнувшей славе отвлекать от них.

Джема Белходжа на ТВ

Российскому зрителю мало что известно о твоем пути в киокушинкай. Расскажи, как попал в каратэ? Сколько лет тренируешься?

Я прочитал статью в журнале про Масутацу Ояму, в интернете смотрел много видео про каратэ, комбат, тайский бокс. Это была эпоха К-1, эпоха Франциско Филио, Глаубе Фейтоза. Стало интересно, что это за каратэ такое киокушин. Я начал тренироваться в 12 округе Парижа, мне сразу понравилось из-за тесного контакта между бойцами. По духу это был прям мой спорт, я с головой окунулся в тренировки.

Сколько лет тебе тогда было?

17 лет

Ой, поздно для спортивной карьеры!

Но в результате оказалось не так то и поздно (смеется). Я попал в очень хорошую атмосферу, в очень хороший клуб с отличными людьми!


А кто стал твоим тренером?

Жан Шато, француз. Это был единственный клуб поблизости. Как сейчас помню, когда пришел записываться, увидел афишу, на которой было написано, что тренер 3-кратный чемпион Франции, меня это очень вдохновило. Я подумал: «Вау! Пойду к нему тренироваться!».

А потом я сам 12 раз выиграл этот кубок Франции. У меня до сегодняшнего дня остались очень добрые, хорошие воспоминания про Жана Шато. Это он привил мне любовь к спорту, любовь к киокушину.

А долго ты у него занимался?

До черного пояса, почти 10 лет.

А потом перешел к другому тренеру?

Нет. Произошло разделение. Мы много лет были в ИКО и я хотел остаться в этой международной организации, поэтому я был вынужден сменить клуб. Мы начали тренировался с друзьями. Но настоящим сенсеем для меня остался на всю жизнь Жан Шато – мой самый первый тренер. Одна из причин, почему я два года назад решил открыть свой клуб – я хотел бы возродить атмосферу моего первого додже, хорошие и позитивные тренировки.

Ты ведешь занятия только у взрослых или есть еще и малыши?

У меня есть работа в другом клубе, где я тренирую две группы детей – 3-6 лет и 6-10 лет – около 50 детей. Очень маленькие французские детки. Когда им 3 года они только рождаются для меня.

Джема Белходжа

А про спортивный клуб «Сэйкен» что-то слышал?

Конечно! Анастасия Хрипунова и Тариел Николеишвили. Они очень очень сильные, очень очень большие чемпионы. Они создали легенду. Тариел в 20 лет стал Абсолютным чемпионом мира, выиграв практически все возможные турниры к этому времени. А Анастасия – 8-кратная чемпионка мира. У неё званий, побед больше, чем у мужчин. Мне очень нравится их душевное состояние, их настрой. Со стороны они кажутся немного холодными и очень дисциплинированными, но когда начинаешь с ними разговаривать, то они оказываются очень добрыми и приятными людьми.

Спортивный клуб «Сэйкен» это супер клуб. У них есть стержень, у них есть очень хорошая организация, у них есть отличный тренер. Из этого же додже – Сархошян Давид, Ахмедов Руслан. Я с ними обоими встречался в боях, с Давидом на Чемпионате Европы в Варне и с Русланом в Нью-Йорке.

Что может рассказать об этих боях? Что-то запомнилось?

У них примерно такие же основные характеристики, как у Тариела. То есть они очень молодые, динамичные, у них практически такая же техника. А если ты молодой, динамичный и с хорошей техникой – то это практически всё что тебе нужно, чтобы победить. Видно по этим ребятам, что у них регулярные тренировки, что они дисциплинированные, что всё у них очень серьезно.

Небольшая смешная история – Я знал всех этих ребят, но не знал, что у них клуб называется «Сэйкен». И когда я начал придумывать название для своего клубы, я выбрал «Сэйкен». Стал искать в интернете, нет ли чего-то похожего и понял, что уже существует очень очень известный клуб «Сэйкен». Тогда я выбрал другое название – Spirit Dojo.


Кого считаешь сильнейшими бойцами в мире? Кого бы ты отметил?

Хитоши Кияма, Тариел Николеишвили. Много выдающихся бойцов. Анастасия Хрипунова, видя всё, что она выиграла, все её кубки – Настя конечно очень сильная среди женщин.

Франциско Филио, Эвертон Тексейра это те люди, которые киокушину отдали должное место в кикбоксинге, в К-1. Они подарили мечту молодому поколению, которое только планировало или начинало заниматься. Выделили киокушин в мире единоборств.

Бойцы, с которыми я дрался или возможно еще буду драться, кто выступает сейчас, в нашей эпохе, их очень уважаю, они сильные ребята, но меня всегда больше вдохновляли бои на старых видео. Те люди, которых уже нет или которые уже не дерутся, вот такие бойцы меня вдохновляют – Хитоши Кияма, Канчо Мацуи.

Шокей Мацуи и Джема Белходжа

Если вернуться к современным бойцам – Дармен Садвокасов сильный, Алехандро Наварро был чемпионом мира в 35 лет. Я не говорю, что он старый, а то он меня побьет (смеется).

На самом деле мы с ним хорошие друзья. Во Франции, как и в Испании очень маленькая структура киокушин и мы очень маленькие страны на карте Мира. Я не профессиональный боец, потому что киокушин у меня денег больше забирает, чем я на этом зарабатываю. Я всегда думал, как хорошо в России заниматься киокушином, потому что у вас очень хорошая, отлаженная структура, государство помогает. И поддержка есть, и помощь. Мне кажется, в России заниматься киокушином это большое счастье.

Интересный взгляд. Если и помогает, то только чуть-чуть…

Я имею ввиду не обязательно финансовую поддержку со стороны государства. У вас в России определенный дух. Вот, например, ты – берешь на это своё время тратишь, встречаешься с людьми, интересуешься киокушином, то есть у вас там такая атмосфера общая, где люди этим живут.

Алёна Михайлова и Джема Белходжа

Во Франции очень сложно найти единомышленника – не бойца, который бы разбирался в киокушине. Мы смотрим всегда на русскую команду и сразу видно, что у вас хорошая координация и хорошая организация. У вас очень профессиональный уровень. Это хорошо, когда ты боец и ты знаешь, что за тобой структура, что всё организовано, тебя поддерживают, есть определенный общий дух. А боец занимается только боями.

Ты сам то выступать дальше планируешь?

Обычно, когда боец занимает 1 или 2 место на мире, он либо останавливается, либо переходит на какой-то другой, родственный вид спорта. Но у меня сейчас такой возраст, я это называю «сила возраста», то есть я начинаю себя очень хорошо чувствовать на татами, я понимаю чего я стою, чего стоят мои бойцы, у меня в голове есть четкое видение, что происходит и я больше наслаждаюсь боями. Поэтому такое двойное чувство, вроде и продолжать хочется, но с другой стороны, если посмотреть на опыт других бойцов, то не хочется выступать хуже, не хочется потом «упасть в грязь лицом». Сейчас я готовлю своих учеников на чемпионат Европы и сам поддерживаю хорошую форму, тренируюсь вместе с ними. А когда ты в хорошей форме и любишь дело, которым занимаешься, тебе всегда хочется кинуться в бой, выйти на татами без раздумий.

Ты еще окончательно не решил?

Пока нет, время покажет.

Дай, пожалуйста, пару советов читателям нашего сайта.

Всегда помните, что наш спорт, киокушин, направлен не только на развитие физическое, развитие нашего тела, но и на развитие моральное, на воспитание нашего духа. И когда мы тренируемся очень важно быть в хорошей, дружеской обстановке и заниматься киокушинкай стоит только если вы действительно получаете огромное удовольствие от этого дела. Когда у вас есть на тренировке постоянный спарринг партнер, важно не только самому прогрессировать, но и работать над своим напарником, чтобы вместе подниматься, вместе улучшать результат.

Есть такое французское выражение – «Держать пятки на полу», то есть устойчиво стоять на полу (по-русски «Сильно не задирать нос»). Даже если ты самый сильный в своем клубе, городе, стране, ты всегда помни, что у соседей есть масса людей, которые намного сильнее тебя.

И самое важное, если хочешь добиться высоких результатов необходимо быть в таком пузыре, где тебя окружают люди, которые тебе желают добра, поддерживают тебя и помогают. Окружайте себя такими людьми и не распыляйтесь по мелочам.



Спасибо большое за беседу! Было приятно познакомиться!


Беседовала Алёна Михайлова

За перевод выражаем огромную благодарность Оксане Соломаха.

Фотографии SuperKarateRU и из личного архива Джемы Белходжа.


Добавить новость