Дзёко Ниномия: «Я поверил что Каратэ и есть Будо»

Продолжаем изучать развитие киокушина в мире в свидетельствах непосредственных участников. На очереди история из журнала «Kyokushin Karate» от Дзёко Ниномия, отправленного Оямой открыть доджо в провинциальном Денвере, США.

«Когда Ниномия в Денвере открыл собственное додзё, у него не было ни единого помощника, никого, кто мог бы поддержать его в трудную минуту, но Дзёко все же решился на этот шаг и, арендовав зал в одном из оздоровительных центров, набрал группу каратэ.


Становление додзё проходило трудно. Японцу пришлось бороться с конкурентами, которые не раз наведывались к нему в школу, чтобы проверить ее сэнсэя на прочность. Ниномия каждый раз принимал вызов и разделывался с визитером в весьма жесткой манере.»


Интервью шихана Ниномия, которое он дал в конце 1978 года во время поездки в Японию.

Как давно вы уже в США?
С 1974 года, почти 5 лет

Почему вы отправились в США?
В 1974 году Хонбу отправило в США команду тренеров для подготовки к Чемпионату Мира. Я был в составе, потому что вошел в восьмерку на 5-м Чемпионате Японии. Шихан Сигеру Ояма попросил одного из нас остаться в США, я согласился. Сразу после Чемпионата Мира я вернулся в США уже на постоянно и открыл свое доджо в апреле 1977 года.

И как вам было тренироваться у шихана Оямы?
Очень тяжело. Он учил меня следовать базе. Но иногда после тренировок он угощал меня шашлыками, очень приятные воспоминания.

Какой был ваш распорядок дня в США?
По утрам бегал, с полудня до 2 часов дня – тренировки в паре, иногда с Вилли [Вильямсом] или Кларком [Фрэнк]. Тогда-то и научился не отдавать пространство и не отступать в поединке. По вечерам вел 2-часовые занятия 3 раза в неделю. Итого по 6 часов занятий в день.

Были проблемы с преподаванием?
Самой большой проблемой было непонимание духа Осу. Ученики никак не могли понять суть Осу и отношения между семпаем и кохаем. Одyако, к коричневому поясу ученик уже мог разобраться в основах.

В чем очарование киокушина для вас?
Это Будо... настоящий бой. Я пришел в каратэ в 15 лет после дзю-до. Я был так поражен тренировками шихана Ашивары, его силой и скоростью, я увидел настоящее Будо. Я поверил, что Каратэ и есть Будо.

Почему вы выбрали Денвер для своего доджо?
Ну, у нас не было доджо в Денвере, а здесь живет больше миллиона человек.

Тяжело было открыть доджо?
Да. Пришлось сначал устроить показательные выступления в парке с моей ученицей (потом она стала моей женой). Это привлекло внимание и интерес местных жителей.

Как нашли помещение под доджо?
Повезло. Никак не мог найти подходящего помещения. Ходил в местную качалку рядом с домом. А там владельцем был японец, который удивился, увидев меня в зале в штанах от кимоно.

Оказалось, что он знал Мас Ояму. Его звали Тони Хамада. Он был на бое Канчо с быком много лет назад. Оказывается, он был одним из преподносивших тогда приз Канчо. Мне так повезло, что он решил отдать часть своей качалки под доджо.

Какие еще стили каратэ есть в Денвере?
Когда я приехал, здесь было около 30 доджо. Но потом большинство обучающихся перешло ко мне, и их осталось около 20. Из них большинство обучают какому-то тупому каратэ или тхэ-квон-до и кунг-фу. Многие учителя вообще не понимают, что они преподают.

А что денверцы думают о киокушине?
Большинство уже знали про Канчо. Некоторые из стариков застали его бои против рестлеров. Я был поражен, насколько Канчо Ояма велик. У меня уже 100 учеников, но приходят новые люди, и мне уже обещали дать дополнительные площади. Будем расти.

Какой у вас распорядок дня в Денвере?
Тренирую с 11.00 до 12.30, после обеда 2 часа занимаюсь сам, а потом снова преподаю с 18.30 до 20.00.

Каков уровень каратэ в США?
У учеников шихана Оямы (Сигеру) высокий уровень, но еще есть сильные ученики шиханов Канемура, Ясухико и Миура. Здесь постоянно проходят местные турниры, у них хороший соревновательный опыт. Я думаю, что японцам придется нелегко на следующем Чемпионате Мира.

Какие планы на будущее?
Я занял 2 место на 8 Чемпионате Японии, из-за травм пропустил 9-й, хочу победить на 10-м.

Удачи.
Спасибо.

«В этот период он тренировался и тренировал в основном по наработкам своего учителя Асихары Хидэюки, но одновременно и сам вводил некоторые технико-тактические приемы. Так, в этот период он разработал удар ногой в прыжке с кувырком – до-маваси кайтэн-гэри, который с тех пор прочно вошел в арсенал Кёкусин каратэ, – и блестяще освоил удар усиро-гэри в прыжке, который в то время японские бойцы еще почти не использовали. 

С этим новым арсеналом и богатейшим опытом поединков с самыми разными противниками за плечами Ниномия вышел на Х Чемпионат Японии (1978).

Первые бои на чемпионате Ниномия выиграл уверенно. В полуфинале он встретился с будущим двукратным чемпионом мира Накамура Макото, и этот поединок, несомненно, вписал его имя в когорту сильнейших бойцов Кёкусина: Ниномия одержал уверенную победу, ударом маэ-гэри послав соперника в нокдаун и получив вадза-ари – единственную оценку вадза-ари, которую когда-либо сумел заработать соперник Накамуры!

В финале Ниномия сражался с Санпэем, знаменитым своей невероятной стойкостью и упорством. Только во 2-ом продлении ему удалось взять верх и наконец осуществить свою мечту – стать абсолютным чемпионом Японии! Эта вершина покорилась Ниномия Дзёко только с 7-й попытки, а путь на нее занял 10 лет.

Это была славная и яркая победа, и для многих японцев, пришедших в Кёкусин в 70-е, сам Ниномия стал кумиром на всю жизнь, а его манера ведения боя – с легкими и быстрыми перемещениями по кругу и молниеносными жалящими ударами – образцом для подражания.

В 1980 году, после ухода Асихары Хидэюки из Кёкусина Ниномия последовал за своим сэнсэем и начал развивать Асихара каратэ. Такое решение было для него вполне естественным, так как он всегда считал Асихару своим единственным учителем.

Однако в 1988 г. Ниномия Дзёко принял решение создать свое направление каратэ, модернизировав Асихара каратэ на основе технико-тактических принципов дзюдо. Свою школу он назвал Энсин кайкан, где «Энсин» означает «Совершенное сознание».

Штаб-квартира Энсин кайкан находится в полюбившемся Ниномия Денвере.»


В материале использованы фрагменты статьи А. Горбылева


Добавить новость