Философия Брюса Ли. Часть 2: Поглощай то, что полезно
Вниманию читателей Superkarate.ru предлагается перевод второй части статьи Билли Л Грира для Blackbeltmag о философии Брюса Ли.
Напомним, в первом материале автор размышлял о выражении «Будь как вода» и его актуальности в боевых искусствах.
Брюс Ли известен не только своим боевым мастерством, но также своими идеями и философией. Ему приписывают популяризацию кунг-фу в западном мире, и его часто называют отцом смешанных единоборств. Сегодня трудно найти мастера боевых искусств, который бы не был знаком с этой знаковой исторической фигурой. Авторству Ли приписывают и несколько ставших крылатыми выражениями цитат. Пожалуй, самые известные из них – «Будь как вода» и «Поглощай (впитывай) то, что полезно». На самом ли деле эти мудрые слова исходят от Брюса или у них более глубокая история? Означают ли эти выражения именно то, что большинство людей понимает под ними?
Поглощай то, что полезно. Это сокращенная версия полного высказывания Брюса Ли: «Поглощайте то, что полезно, отбрасывайте то, что бесполезно, и добавляйте то, что принадлежит именно вам». Опять же, эти слова принадлежат Ли, но эта концепция широко распространена в китайской письменности. Почти идентичную цитату мы можем найти в книге Мао Цзэдуна «Проблемы стратегии в войне за независимость Китая»: «Мы должны подвергнуть эти выводы проверке на собственном опыте, усваивая то, что полезно, отвергая бесполезное и добавляя то, что является конкретно нашим».
Этот тезис также часто сравнивают с другой цитатой Ли: «Используйте только то, что работает, и берите это из любого места, где сможете найти».
Люди, использующие обе цитаты, часто отмечают, что Ли изучал многие боевые искусства и свободно заимствовал эффективные техники, чтобы включить их в свою собственную систему. Из-за такого подхода его часто называют отцом ММА. Идея состоит в том, что, выбрав наиболее полезные техники из разных искусств и отбросив бесполезные, вы можете построить систему, включающую только лучшие техники.
Китайские боевые искусства признают четыре основных элемента, которые необходимы для полноценного искусства: да (удар рукой), ти (удар ногой), шуай (тейкдауны/броски) и на (захваты/блоки). Кажется логичным, что если мы найдем искусства, специализирующиеся в этих областях, и объединим их лучшие методы, мы создадим совершенную боевую систему. В ММА под этим обычно подразумевают бокс для ударов руками, муай-тай для ударов ногами, борьбу для тейкдаунов и бросков и BJJ для болевых приемов и сабмишенов.
Эта идея выбора техник из разных стилей привела к тому, что многие люди перекрестно обучались различным искусствам вместо того, чтобы специализироваться на одном. Они надеются быстрее освоить навыки, усвоив хорошие вещи, чтобы затем перейти к чему-то другому.
Приводит ли смешение лучшего из разных вещей к чему-то превосходному? Не всегда, как я узнал в раннем возрасте. Когда я был ребенком, моими двумя любимыми бутербродами были жареная колбаса с сыром и клубничный джем с кусочками арахисового масла. Каждый из них казался настолько хорошим, что меня поразила идея, насколько замечательными они были бы, если бы я смешал их вместе – вдвое вкуснее! К сожалению, когда я объединил их, чтобы сделать свой идеальный сэндвич, скажем так, он не совсем оправдал мои ожидания.
Вот еще один пример: если вы недавно получили травму, вам могут посоветовать опустить пострадавшую конечность в ледяную воду. Если у вас старая хроническая травма, вам могут посоветовать распарить ее в горячей воде. Вряд ли кто-то посоветует вам смешать ледяную и горячую воду и использовать полученную теплую воду для лечения травмы. Когда мы смешиваем вещи, они могут разбавлять друг друга, а не усиливать.
Еще одна проблема с подходом к сбору великолепных индивидуальных техник заключается в том, что мы считаем, что, собирая «кирпичики» отличных приложений, мы в конечном итоге получим красивую структуру. К сожалению, реальность такова, что мы часто оказываемся просто кучей кирпичей.
Вот что происходит, если мы собираем техники, а не усваиваем их. Если мы объединим масло и воду, как бы мы их ни трясли, в конце концов они разделятся. Чтобы что-то поглотить, у нас должно быть место, чтобы вписать это в существующую структуру. Губка впитывает воду, потому что она имеет в своей структуре есть места, в которых может поместиться вода.
Чтобы впитать полезное, мы должны быть подобны воде, имеющей определенную структуру. Структура определяет, есть ли у нас пространство для того, чтобы что-то поместилось и было поглощено. Но помните, что мы не должны впитывать что-то подходящее, а только то, что полезно. Как определить, что полезно? Важно понимать разницу между полезным и используемым. Под полезным мы подразумеваем полезность по прямому назначению. Ролики могут быть полезны для передвижения по набережной на пляже, но если вы планируете гулять по песку вдоль кромки воды, они не так уж и полезны.
Если вы дадите короткую палку человеку, не имеющему опыта обращения с оружием, он почти сразу же поймет основы использования ее для ударов по нападающему. Человеческие существа знакомы с такими движениями, поэтому палка почти мгновенно становится продолжением рук и дает пользователю преимущество в большей досягаемости. Вот полезный инструмент, позволяющий нам добраться до злоумышленника до того, как злоумышленник сможет добраться до нас, и его можно использовать с помощью естественных движений.
С другой стороны, если вы дадите тому же человеку кнут, ему будет сложно им воспользоваться. Если он будет размахивать им как палкой, у него будет больший радиус действия, но он будет двигаться медленно и в точке удара ему будет не хватать силы. Если он попытается использовать его, чтобы нанести удар нападающему, кнут покажется бесполезным.
Имея выбор между короткой палкой и кнутом, неквалифицированный человек, скорее всего, выберет палку, считая кнут неэффективным и бесполезным в качестве оружия. Но если человек умеет обращаться с кнутом, легко увидеть его преимущества перед короткой палкой. Это позволяет поразить нападающего с большего расстояния. Наконечник может двигаться достаточно быстро, чтобы создать силу, способную разорвать плоть и даже сломать кости. Он также может запутать и сбить с толку нападающих или заманить их в ловушку и связать на близком расстоянии.
Кнут может быть более полезным оружием, чем короткая палка. Однако он меньше используется. Требуется практика, чтобы развить правильные движения, чтобы получить доступ к истинной мощи оружия, и еще больше практики, чтобы развить точность, необходимую для доставки этой мощности к намеченной цели.
С этой проблемой сталкивается коллекционер техники, экспериментирующий с применением различных боевых искусств. Без прочного фундамента, обеспечивающего структуру, адепт не знает, есть ли подходящее место для техники. Без этой структуры он мог бы смешивать техники, а не усваивать их. Кроме того, без специальной практики он может попробовать применить технику, но не сможет заставить ее работать.
Он отказывается от этой техники, потому что думает, что она не работает, хотя на самом деле он недостаточно практиковался, чтобы научиться заставить ее работать. Некоторые из наиболее полезных навыков требуют сложного обучения и малопригодны для использования, пока вы не потратите время и усилия на то, чтобы заставить их работать.
Так как же научиться быть как вода и впитывать в себя то, что полезно? Обучение старой школы следует философии подражания и ассимиляции, а уже затем инноваций. Ожидается, что новые ученики будут делать все возможное, чтобы подражать своему учителю. Через исправление и повторение они стремятся двигаться так же, как их учитель. По мере продвижения исправления и практика усваиваются умом и телом. Тело можно физически изменить посредством правильной практики, а ум настолько тщательно впитывает движения, что их можно выполнять без сознательных усилий. Это создает основу боевого искусства.
Как только обучение будет усвоено, наступит время для инноваций. Это этап, на котором кунг-фу персонализируется для практикующего, и появляется свобода действий и реакций, которые можно бесконечно адаптировать, а не полагаться на фиксированные реакции. Парадоксально, но именно первоначальная жесткая и точная тренировка со строгой формой в конечном итоге создает основу для «бесформенных» движений.
Это путь развития навыков, которым следуют во многих дисциплинах. Традиционное обучение живописи начиналось со «скучных» основ измельчения пигментов, подготовки холстов и смешивания красок. Затем они учились, копируя искусство своего мастера или других известных художников. Благодаря этому подражанию они усвоили знания своего учителя. Благодаря знаниям, которые они впитали, они смогли внедрять инновации и развивать свой собственный узнаваемый стиль.
Слишком часто люди думают, что совет «быть как вода» означает сразу перейти к «инновациям» и выработать свой собственный стиль. Они делают упор на творчество и естественное выполнение дел, но первые два шага – подражание и ассимиляция – необходимы для развития настоящих навыков. Без этих шагов начинающие художники могут не понять полезности таких техник, как подмалевок, и задаться вопросом, зачем им тратить время на то, что будет просто закрашено. Они могут прийти к выводу, что можно улучшить то, что делали старые мастера, пропуская то, что кажется бесполезным.
Поэт Каммингс изучал латынь и греческий язык в средней школе, исследовал многие традиционные формы поэзии и писал по стихотворению в день с 8 до 22 лет. Он получил степени бакалавра и магистра в Гарвардском университете. Без подражания и усвоения традиций он не обладал бы знанием языка, необходимым для того, чтобы стать новатором. Возможно, он просто стал бы необразованным писателем, не разбирающимся в грамматике.
Если вы хотите быть как вода, коротких путей не существует. Во-первых, вы должны разработать форму и структуру, которые позволят вам быть бесформенными и текучими. Вы должны потратить бесчисленные часы на подражание и усвоение основных принципов движения, прежде чем сможете выражать их без ограничений. Это основа, в которую вам следует вкладывать больше всего времени и заботы.
Старые мастера скажут вам, что можно построить самое красивое сооружение, но если построить его на песке, оно со временем рухнет. Если вы правильно подготовите фундамент, строительство может занять больше времени, но то, что вы построите, выстоит. Вы не только должны выбрать хорошие строительные материалы, но и убедиться, что они хорошо сочетаются друг с другом. Если вы начнете со случайного сбора материалов, а затем попытаетесь построить что-нибудь из того, что у вас есть, вы быстро обнаружите ограничения, вызванные несовместимостью материалов.
Вода – это просто. Есть только два элемента и три атома. Но, как любит говорить мой учитель Вилли Лин: «Просто – не значит легко». Простота требует строгой дисциплины. Будьте подобны воде, идеально выровненной и точно структурированной. Только тогда вы сможете усвоить то, что полезно, перейти от жесткого к мягкому, перейти от обхода к прохождению и, таким образом, плавно адаптироваться к меняющимся ситуациям.
Напомним, в первом материале автор размышлял о выражении «Будь как вода» и его актуальности в боевых искусствах.
Брюс Ли известен не только своим боевым мастерством, но также своими идеями и философией. Ему приписывают популяризацию кунг-фу в западном мире, и его часто называют отцом смешанных единоборств. Сегодня трудно найти мастера боевых искусств, который бы не был знаком с этой знаковой исторической фигурой. Авторству Ли приписывают и несколько ставших крылатыми выражениями цитат. Пожалуй, самые известные из них – «Будь как вода» и «Поглощай (впитывай) то, что полезно». На самом ли деле эти мудрые слова исходят от Брюса или у них более глубокая история? Означают ли эти выражения именно то, что большинство людей понимает под ними?
Поглощай то, что полезно. Это сокращенная версия полного высказывания Брюса Ли: «Поглощайте то, что полезно, отбрасывайте то, что бесполезно, и добавляйте то, что принадлежит именно вам». Опять же, эти слова принадлежат Ли, но эта концепция широко распространена в китайской письменности. Почти идентичную цитату мы можем найти в книге Мао Цзэдуна «Проблемы стратегии в войне за независимость Китая»: «Мы должны подвергнуть эти выводы проверке на собственном опыте, усваивая то, что полезно, отвергая бесполезное и добавляя то, что является конкретно нашим».
Этот тезис также часто сравнивают с другой цитатой Ли: «Используйте только то, что работает, и берите это из любого места, где сможете найти».
Люди, использующие обе цитаты, часто отмечают, что Ли изучал многие боевые искусства и свободно заимствовал эффективные техники, чтобы включить их в свою собственную систему. Из-за такого подхода его часто называют отцом ММА. Идея состоит в том, что, выбрав наиболее полезные техники из разных искусств и отбросив бесполезные, вы можете построить систему, включающую только лучшие техники.
Китайские боевые искусства признают четыре основных элемента, которые необходимы для полноценного искусства: да (удар рукой), ти (удар ногой), шуай (тейкдауны/броски) и на (захваты/блоки). Кажется логичным, что если мы найдем искусства, специализирующиеся в этих областях, и объединим их лучшие методы, мы создадим совершенную боевую систему. В ММА под этим обычно подразумевают бокс для ударов руками, муай-тай для ударов ногами, борьбу для тейкдаунов и бросков и BJJ для болевых приемов и сабмишенов.
Эта идея выбора техник из разных стилей привела к тому, что многие люди перекрестно обучались различным искусствам вместо того, чтобы специализироваться на одном. Они надеются быстрее освоить навыки, усвоив хорошие вещи, чтобы затем перейти к чему-то другому.
Приводит ли смешение лучшего из разных вещей к чему-то превосходному? Не всегда, как я узнал в раннем возрасте. Когда я был ребенком, моими двумя любимыми бутербродами были жареная колбаса с сыром и клубничный джем с кусочками арахисового масла. Каждый из них казался настолько хорошим, что меня поразила идея, насколько замечательными они были бы, если бы я смешал их вместе – вдвое вкуснее! К сожалению, когда я объединил их, чтобы сделать свой идеальный сэндвич, скажем так, он не совсем оправдал мои ожидания.
Вот еще один пример: если вы недавно получили травму, вам могут посоветовать опустить пострадавшую конечность в ледяную воду. Если у вас старая хроническая травма, вам могут посоветовать распарить ее в горячей воде. Вряд ли кто-то посоветует вам смешать ледяную и горячую воду и использовать полученную теплую воду для лечения травмы. Когда мы смешиваем вещи, они могут разбавлять друг друга, а не усиливать.
Еще одна проблема с подходом к сбору великолепных индивидуальных техник заключается в том, что мы считаем, что, собирая «кирпичики» отличных приложений, мы в конечном итоге получим красивую структуру. К сожалению, реальность такова, что мы часто оказываемся просто кучей кирпичей.
Вот что происходит, если мы собираем техники, а не усваиваем их. Если мы объединим масло и воду, как бы мы их ни трясли, в конце концов они разделятся. Чтобы что-то поглотить, у нас должно быть место, чтобы вписать это в существующую структуру. Губка впитывает воду, потому что она имеет в своей структуре есть места, в которых может поместиться вода.
Чтобы впитать полезное, мы должны быть подобны воде, имеющей определенную структуру. Структура определяет, есть ли у нас пространство для того, чтобы что-то поместилось и было поглощено. Но помните, что мы не должны впитывать что-то подходящее, а только то, что полезно. Как определить, что полезно? Важно понимать разницу между полезным и используемым. Под полезным мы подразумеваем полезность по прямому назначению. Ролики могут быть полезны для передвижения по набережной на пляже, но если вы планируете гулять по песку вдоль кромки воды, они не так уж и полезны.
Если вы дадите короткую палку человеку, не имеющему опыта обращения с оружием, он почти сразу же поймет основы использования ее для ударов по нападающему. Человеческие существа знакомы с такими движениями, поэтому палка почти мгновенно становится продолжением рук и дает пользователю преимущество в большей досягаемости. Вот полезный инструмент, позволяющий нам добраться до злоумышленника до того, как злоумышленник сможет добраться до нас, и его можно использовать с помощью естественных движений.
С другой стороны, если вы дадите тому же человеку кнут, ему будет сложно им воспользоваться. Если он будет размахивать им как палкой, у него будет больший радиус действия, но он будет двигаться медленно и в точке удара ему будет не хватать силы. Если он попытается использовать его, чтобы нанести удар нападающему, кнут покажется бесполезным.
Имея выбор между короткой палкой и кнутом, неквалифицированный человек, скорее всего, выберет палку, считая кнут неэффективным и бесполезным в качестве оружия. Но если человек умеет обращаться с кнутом, легко увидеть его преимущества перед короткой палкой. Это позволяет поразить нападающего с большего расстояния. Наконечник может двигаться достаточно быстро, чтобы создать силу, способную разорвать плоть и даже сломать кости. Он также может запутать и сбить с толку нападающих или заманить их в ловушку и связать на близком расстоянии.
Кнут может быть более полезным оружием, чем короткая палка. Однако он меньше используется. Требуется практика, чтобы развить правильные движения, чтобы получить доступ к истинной мощи оружия, и еще больше практики, чтобы развить точность, необходимую для доставки этой мощности к намеченной цели.
С этой проблемой сталкивается коллекционер техники, экспериментирующий с применением различных боевых искусств. Без прочного фундамента, обеспечивающего структуру, адепт не знает, есть ли подходящее место для техники. Без этой структуры он мог бы смешивать техники, а не усваивать их. Кроме того, без специальной практики он может попробовать применить технику, но не сможет заставить ее работать.
Он отказывается от этой техники, потому что думает, что она не работает, хотя на самом деле он недостаточно практиковался, чтобы научиться заставить ее работать. Некоторые из наиболее полезных навыков требуют сложного обучения и малопригодны для использования, пока вы не потратите время и усилия на то, чтобы заставить их работать.
Так как же научиться быть как вода и впитывать в себя то, что полезно? Обучение старой школы следует философии подражания и ассимиляции, а уже затем инноваций. Ожидается, что новые ученики будут делать все возможное, чтобы подражать своему учителю. Через исправление и повторение они стремятся двигаться так же, как их учитель. По мере продвижения исправления и практика усваиваются умом и телом. Тело можно физически изменить посредством правильной практики, а ум настолько тщательно впитывает движения, что их можно выполнять без сознательных усилий. Это создает основу боевого искусства.
Как только обучение будет усвоено, наступит время для инноваций. Это этап, на котором кунг-фу персонализируется для практикующего, и появляется свобода действий и реакций, которые можно бесконечно адаптировать, а не полагаться на фиксированные реакции. Парадоксально, но именно первоначальная жесткая и точная тренировка со строгой формой в конечном итоге создает основу для «бесформенных» движений.
Это путь развития навыков, которым следуют во многих дисциплинах. Традиционное обучение живописи начиналось со «скучных» основ измельчения пигментов, подготовки холстов и смешивания красок. Затем они учились, копируя искусство своего мастера или других известных художников. Благодаря этому подражанию они усвоили знания своего учителя. Благодаря знаниям, которые они впитали, они смогли внедрять инновации и развивать свой собственный узнаваемый стиль.
Слишком часто люди думают, что совет «быть как вода» означает сразу перейти к «инновациям» и выработать свой собственный стиль. Они делают упор на творчество и естественное выполнение дел, но первые два шага – подражание и ассимиляция – необходимы для развития настоящих навыков. Без этих шагов начинающие художники могут не понять полезности таких техник, как подмалевок, и задаться вопросом, зачем им тратить время на то, что будет просто закрашено. Они могут прийти к выводу, что можно улучшить то, что делали старые мастера, пропуская то, что кажется бесполезным.
Поэт Каммингс изучал латынь и греческий язык в средней школе, исследовал многие традиционные формы поэзии и писал по стихотворению в день с 8 до 22 лет. Он получил степени бакалавра и магистра в Гарвардском университете. Без подражания и усвоения традиций он не обладал бы знанием языка, необходимым для того, чтобы стать новатором. Возможно, он просто стал бы необразованным писателем, не разбирающимся в грамматике.
Если вы хотите быть как вода, коротких путей не существует. Во-первых, вы должны разработать форму и структуру, которые позволят вам быть бесформенными и текучими. Вы должны потратить бесчисленные часы на подражание и усвоение основных принципов движения, прежде чем сможете выражать их без ограничений. Это основа, в которую вам следует вкладывать больше всего времени и заботы.
Старые мастера скажут вам, что можно построить самое красивое сооружение, но если построить его на песке, оно со временем рухнет. Если вы правильно подготовите фундамент, строительство может занять больше времени, но то, что вы построите, выстоит. Вы не только должны выбрать хорошие строительные материалы, но и убедиться, что они хорошо сочетаются друг с другом. Если вы начнете со случайного сбора материалов, а затем попытаетесь построить что-нибудь из того, что у вас есть, вы быстро обнаружите ограничения, вызванные несовместимостью материалов.
Вода – это просто. Есть только два элемента и три атома. Но, как любит говорить мой учитель Вилли Лин: «Просто – не значит легко». Простота требует строгой дисциплины. Будьте подобны воде, идеально выровненной и точно структурированной. Только тогда вы сможете усвоить то, что полезно, перейти от жесткого к мягкому, перейти от обхода к прохождению и, таким образом, плавно адаптироваться к меняющимся ситуациям.
Об авторе: Билли Л Грир и его жена Нэнси владеют Институтом кунг-фу и тайцзи Цзин Инь в Аннаполисе, штат Мэриленд (США). В 1973 году Грир начал изучать борьбу, а в 1987 году перешел на традиционные китайские боевые искусства. Ученик Вилли Лина, Грир является наследнико тянь-шань-пай кунг-фу в третьем поколении. Он также является учеником Чэнь Чжэнлея и наследником тайцзицюань семьи Чэнь в 12-м поколении.
Автор:
Похожие новости
Добавить новость