Давид Стаинко: о чем из методик прошлого современные тренеры могут только догадываться
В чем преимущества современных боевых искусств перед методиками прошлого? И, наоборот, какие знания были у мастеров традиционных единоборств, о которых нынешние тренеры могут только мечтать? На эти вопросы в материале для ShotokanMag пытается ответить консультант по боевым искусствам и учитель физкультуры, автор статей о боевых искусствах и спорте из Хорватии Давид Стаинко. Перевод статьи публикуется на страницах Superkarate.ru.
Мы все знаем о различных формах традиций. Традиции – это правила, которые повторяются из поколения в поколение. Традиция – это то, что не нарушает правил, что-то, что повторяется в течение многих лет, из поколения в поколение, непрерывно, без каких-либо изменений.
Термин «традиция» (лат. tradere = переносить, перенос) определяется как память или сохранение историй и обычаев прошлого. Они передаются из поколения в поколение, соблюдая процедуры, которые иногда даже не записаны, а передаются из уст в уста. Если мы говорим, что кто-то традиционен, это означает, что он или она условен, обычен и предсказуем. Он или она строго соблюдает обычаи и правила, которые были установлены давным-давно по договоренности.
Можно просто сказать, что термин «традиционный» может относиться к тому, кто ведет себя в соответствии с некоторыми старыми правилами и нормами, не желая навязывать какие-то новые обычаи, потому что этот набор правил уже установлен. Такой человек не ищет чего-то обязательно нового или современного. Сегодня, когда мы говорим, что кто-то «современен», это означает, что он соответствует времени, а тот, кто не соответствует времени, несколько отстает.
В наши дни занятия боевыми искусствами бывают двух вариантов: как воинское боевое искусство или как спортивная дисциплина. В соответствии с этим существует два основных подхода к боевым искусствам. Первый – традиционный способ, при котором человек совершенствует определенные приемы и воинско-боевое мастерство в целом. Второй – это освоение боевых искусств как современной спортивной дисциплины. Традиционное обучение боевым искусствам включает в себя гораздо более широкий аспект философского мышления и следование определенному кодексу чести. В спорте этот аспект не является необходимым и поэтому им пренебрегают.
Итак, мы можем спросить себя, должны ли боевые искусства быть исключительно традиционными или мы можем стремиться к определенным изменениям и новому образу мышления? Кроме того, должны ли мы принимать все современное, живя в соответствии с этими новыми принципами и культивируя этот новый набор правил, которые иногда могут быть искажены? Или традиция должна помочь нам найти изначальные и забытые правила, служащие жизни?
В боевых искусствах мы часто можем услышать, что некоторые «стили» являются «традиционными», в то время как некоторые другие стили считаются современными. Но какой из этих стилей действительно «современный»? Модерн – это то, что происходит прямо сейчас. На латыни это буквально означает «модо» – прямо сейчас, а то, что ему предшествовало, стало постмодерном. Это значит, что многие из этих более новых, то есть «более современных» стилей через какое-то время становятся постмодернистскими, то есть просто уже не в тренде. Из-за своей неэффективности некоторые стили игнорируются или даже забываются.
Лишь те стили, которые зарекомендовали себя как лучшие и наиболее эффективные благодаря своим приемам, принципам и правилам, постепенно становились традиционными. Часто для такого стиля или способа обучения боевому искусству используется термин «старая школа». Каждый новый период приносит определенные изменения. Поэтому, когда отдельные мастера боевых искусств вносят усовершенствования в различные, так сказать, традиционные стили, это не означает, что стиль изменился каким-либо существенным образом. Улучшить стиль, сделать его более современным и модернизировать не означает, что его изменят с традиционного на какую-то новую версию, потому что по своей сути он останется неизменным. Все важные техники, правила и обычаи этого стиля, а также его кодекс чести останутся неизменными.
Изменения в определенном стиле начинаются, когда некоторые преподаватели хотят создать для себя новый, более современный стиль. Тем самым они меняют базовые приемы. Другими словами, изменения начинаются тогда, когда эти инструкторы начинают искажать некоторые основные приемы, правила и обычаи «старого» стиля, то есть изменяя большинство основных приемов, правил и обычаев традиционного стиля. Некоторые из этих инструкторов даже нанесли определенный ущерб и разрушили традиционный стиль, потому что считали изменения существенными и необходимыми. Тем самым они создали новый, другой и, по их мнению, лучший и «более современный» стиль.
Но действительно ли этот новый стиль лучше и эффективнее по сравнению со старым? Это, конечно, другое. Возможно, в некотором смысле это соответствует сегодняшнему образу мышления, а также тенденциям. Возможно, сейчас он даже более популярен, но это еще не значит, что он обязательно лучше или эффективнее. Для некоторых методов большинство этих изменений в правилах и обычаях оказались ненужными и, что самое главное, неэффективными. Однако время от времени появлялись настоящие мастера боевых искусств и вносили определенные «важные» изменения как в стиль, так и в боевые искусства в целом.
Такого рода изменения произошли в боевых искусствах во время жизни Бодхидхармы в 520 году нашей эры. Важные изменения внесли и другие мастера боевых искусств, например, новые приемы боя на мечах нито-рю, введенные знаменитым фехтовальщиком Миямото Мусаси (1584-1645). Изменения произошли и на Западе: в 1867 году маркиз Куинсберри опубликовал первые системные правила бокса. В 1899 году Эдвард Бартон-Райт внес изменения, открыв в Лондоне клуб, где можно было обучаться многим западным и восточным боевым искусствам, например. боксу, борьбе, савату, фехтованию, дзюдо и джиу-джитсу.
Изменение традиций в боевых искусствах продолжалось и в дальнейшем, например, правило ношения белого кимоно и черного пояса было введено мастером Дзигоро Кано (1860 – 1938). Изменения произошли, когда мастера с Окинавы решили сломать традицию семейного преподавания и показать свое мастерство остальной японской нации. Тогда и пришла в голову мысль, что лучше бы национальное искусство называлось каратэ («пустая рука» или «рука пустоты»), а не «китайская рука». Этот переход значения был легко осуществлен, потому что слово «кара» может иметь разное значение, в зависимости от того, как оно написано. Этот поступок или переименование навыка обычно приписывают Фунакоси Гичину, основателю стиля Сетокан, хотя изменение было предложено мастером Чомо Ханасиро. Само слово было введено в 1936 году как новое название.
С этого момента развитие каратэ, как и некоторых других единоборств, пошло в ином направлении – возникает вид спорта. Изменения начались также с ранжирования по цвету пояса, введенного мастером дзюдо Миконосукэ Кавайси (1899 – 1969). Более крупные изменения были внесены и мастером Ип Маном (1893 – 1972), когда он придумал приспособление для занятий – деревянный манекен. Изменения коснулись и преподавания боевых искусств: обучение тем боевым искусствам, которые ранее были традиционно «запрещены» для иностранцев, стало доступно каждому, независимо от расы и пола. Можно также упомянуть многочисленные демонстрации различных боевых искусств и показ ранее «секретных» техник людям на Западе. Некоторые из этих демонстраций были начаты Брюсом Ли (1940–1973), а также некоторые другие изменения, которые в сегодняшних боевых искусствах являются обычными и поэтому стали традиционными.
Многие из сегодняшних спортивных тренеров, а также некоторые инструкторы по боевым искусствам пренебрегают традиционными и старыми методами преподавания и обучения практике. Они защищают свой подход, говоря, что эти старые методы в наше время устарели. Они считают их неэффективными, особенно в некоторых сегодняшних «современных» боевых искусствах. Настоящая правда несколько иная. А именно, многие из сегодняшних инструкторов и тем более спортивных тренеров никогда не знали всего о традиционных методах тренировок, поэтому они не могли в полной мере воспользоваться их преимуществами. Вот почему они предпочитают придерживаться новых и более знакомых методов обучения, которые они освоили сами. Новые поколения приносят новые методы и, следовательно, новые правила обучения, якобы научно обоснованные. Но это не обязательно означает, что они лучше.
Некоторые старые системы тренировок могли быть смешными или совершенно непонятными сегодняшним тренирующимся, то есть спортсменам. Назовем лишь несколько примеров различных способов тренировок между мастерами боевых искусств прошлого и нынешними инструкторами. Например, если ученика вообще могли принять на обучение к определенному мастеру, ему нужно было приходить к нему несколько дней подряд, а иногда и дольше. Мастер не всегда впускал пришедшего в додзе. Новые ученики приходили и ждали перед додзе, пока мастер не соглашался их принять. Те, кому не хватало терпения и настойчивости, сдавались в самом начале.
В то время для учеников было нормальным оставаться и убирать додзе после тренировки. Если бы сегодняшние преподаватели упомянули такую вещь, большинство студентов сочли бы это шуткой. Старые преподаватели боевых искусств иногда выгоняли ученика, если замечали в его характере недостаток (хвастовство, неконтролируемую агрессивность, ложь, скупость или жадность), который ученик мог бы исправить, если бы захотел. Если нынешний инструктор выделил ученика из-за какого-то его недостатка, этот ученик, скорее всего, сменит инструктора или перейдет в другой клуб, прежде чем заняться своим характером, своими привычками и взглядами. Раньше ученик не мог войти в додзе, не поклонившись сначала своему учителю. Сегодня в некоторых школах и классах этого обычая избегают, а зачастую и игнорируют. Именно поэтому о традиционном приветствии (поклоне) сопернику во время тренировок или соревнований часто забывают. Аналогичные изменения происходят в некоторых фехтовальных клубах, где тренирующиеся, как правило, пропускают традиционное приветствие шпагой перед началом поединка.
Раньше мастер заботился о своем ученике и служил своего рода примером для подражания. Сегодня за обычным спортсменом присматривают следующие люди: инструктор, помощник инструктора, фитнес-тренер, врач или физиотерапевт, диетолог и спортивный психолог, а его образцом для подражания обычно является воображаемый (часто с ложными ценностями), популярный в настоящее время и знаменитый актер или какой-то другой спортсмен. Раньше мастера боевых искусств учили своих учеников необходимости медитации, философии дзен или даосизма. Сегодня это никого не волнует, а спортивные психологи очень мало знают об определенном боевом искусстве или виде спорта.
Раньше наряду с длительными тренировками особое внимание уделялось умственной тренировке и усилению концентрации. Сегодня этот тип обучения обычно пропускают и считают ненужным. Раньше тренирующиеся полагались на свои навыки, а сегодня основное внимание уделяется уровню физической подготовки (физическая сила, выносливость и т. д.). В зимние месяцы старые мастера отправляли своих учеников к водопадам, чтобы тренировать концентрацию и медитировать. Сегодняшних тренирующихся иногда погружают в холодные ванны, чтобы «укрепить» тело и улучшить кровообращение, но обычно это делается без предварительной психологической подготовки (медитации).
Раньше старые мастера умели использовать атакующее умение воздействия на акупунктурные точки на теле человека (китайский дим-мак, японское кюсе, атеми), а сегодняшние инструкторы (тренеры) могут об этом только догадываться. Навыки некоторых старых мастеров сегодня полностью забыты. Многие их знания и многие навыки считаются плодом воображения или некой легендой о мастере боевых искусств, поэтому в них не верят. Некоторые из забытых техник не видели уже много лет. Вот несколько примеров забытых навыков, разработанных старыми мастерами боевых искусств, которые в сегодняшних условиях кажутся нереальными и вымышленными.
Среди множества невероятных навыков можно отметить корриду, которая проводилась на острове Крит (между Грецией и Египтом) примерно с 2000 по 1400 годы до нашей эры. Это умение можно увидеть на фреске, расположенной во дворце в Кноссе.
Здесь также можно упомянуть стиль корриды афроамериканского бойца Билла Пикетта, который дрался примерно в 1890 году. Он укусил быка за нижнюю губу и повалил его на землю. Нельзя не упомянуть и знаменитого мастера каратэ Масутацу Ояма. Он прославился своими боями с быками в 1960-х годах, ломая им рога или даже убивая их во время дуэли.
Навык стрельбы, когда мишенью является маленькая монета, которую ассистент держит между двумя пальцами (обычно большим и указательным), сегодня кажется невероятным. Этот навык был разработан как цирковой аттракцион во времена Энни Окли, примерно в 1890 году.
Техника, называемая мианг-чан (хлопковая или стальная ладонь), включающая в себя удары руками, также весьма неправдоподобна в сегодняшних условиях. Ее продемонстрировал мастер К. Чунг в Китае примерно в 1928 году. Техника так и не была полностью раскрыта публике.
Также можно упомянуть технику тамэсивари, которую обычно используют мастера стиля Киокушинкай. Они используют удары руками, и, предположительно, существуют три известных метода, хотя в них тоже не совсем верят обыватели.
По сегодняшним меркам исполнение ударов ногами в прыжке на высоту до 3,5 метров тоже звучит потрясающе. Эти прыжки в высоту исполняли старые мастера из Китая и Кореи. Подобную технику показывал в США примерно в 1977 году мастер Джу Бан Ли, который на глазах у свидетелей прыгнул на высоту 3 метра 66 сантиметров. Отдельно стоит упомянуть технику метания ножа на большие расстояния (около 10 метров), направленную, как правило, на воздушные шары, удерживаемые в руках партнера или между ног, вращающиеся на колесе. Такое умение было частью циркового аттракциона, проводившегося примерно в 1935 году (похожий номер был замечен в фильме о Джеймсе Бонде «Осьминожка» 1983 года).
Невероятной кажется и техника выполнения дистанционных ударов с использованием своей внутренней биоэнергии (внутренней энергию Ци). Более того, эта биоэнергетика никогда не была полностью исследована и объяснена. Техника упоминается в хрониках японского фехтовальщика М. Мусаси, а свидетели (Майкл Миник) видели ее в последний раз в Сан-Франциско и Гонконге в 1970 и 1973 годах соответственно. Многие из этих вышеупомянутых техник кажутся нереальными сегодняшним инструкторам (тренерам) боевых искусств и особенно спортсменам, занимающимся боевыми искусствами. Их даже называют фальшивкой и продуктом воображения.
Некоторые спортсмены иногда даже высмеивают эти, по их мнению, «мнимые» навыки. Однако факт, что даже в наше время некоторые мастера боевых искусств «старой школы», наряду со знанием медитации и глубокой концентрацией, могут заставить свое тело прилагать значительные усилия, некоторые из которых невообразимы для многих современных спортсменов. Они, в свою очередь, наблюдают за ними с большим трепетом и уважением.
Обязательно следует отметить, что если хочешь добиться определенного спортивного результата, нужно пойти на большие жертвы. В спорте, как и в спортивных достижениях, есть свои строгие правила, которые спортсмену необходимо соблюдать, если он/она хочет добиться успеха. Практика занимающегося боевыми искусствами (традиционного) или спортсмена может сильно различаться. Распространено мнение, что спортсмены тренируются усерднее, а представители «старой школы» занимаются не так серьезно. Такое мнение является полной ерундой, поскольку известно, что некоторые превосходные мастера боевых искусств «старой школы» подвергали себя чрезвычайно трудным и длительным тренировкам, а длительность их занятий достигала 2/3/4, а иногда даже больше часов.
Подавляющее большинство этих мастеров боевых искусств участвовали в соревнованиях в прошлом, хотя, возможно, это не относится ко всем из них. Этот строгий стиль тренировок иногда может граничить с фанатизмом, то есть с полной преданностью тренировкам и совершенствованию боевого искусства. Также распространено мнение, что занимающиеся боевыми искусствами «старой школы» в основном просто тренируют технику, которая в современном спорте и по правилам спортивных единоборств считается ненужной. Это неправда. Эти тренирующиеся, занимающиеся боевыми искусствами, обычно изучают, тренируются и испытывают определенное боевое искусство гораздо более сложным и разносторонним способом, и их знания этого навыка гораздо более полные и всесторонние по сравнению со знаниями спортсменов. Например, в спортивном каратэ выполнение ката (форм) не предназначено для тренировки навыков или знания техники (бункай), а скорее производит впечатление на публику и судей.
Часто можно стать профессиональным спортсменом, толком не зная техники, т.е. в выбранном вами виде спорта очень узкий выбор техники. Вы можете знать всего пару техник по сравнению с обширным и многочисленным спектром техник определенных боевых искусств. Например, из 30 различных ударов ногами, присутствующих в тхэквондо, спортсмены-соперники обычно выполняют только 5–6 различных ударов ногами. В каратэ из 30 известных и признанных ката участники обычно используют только 6–7 различных. Многие приемы дзюдо были исключены из дзюдо-спорта. Похожая ситуация произошла и в других боевых искусствах. Однако все виды боевых искусств и их спортсмены были ограничены спортивными правилами, и, следовательно, их выбор применимых техник был ограничен. Из-за этого многие из сегодняшних занимающихся дзюдо и каратэ (спортивные тренеры) забывают тот факт, что в традиционной технике дзюдо существуют удары руками и ногами, а в технике каратэ часто используются броски и болевые приемы.
Мы все знаем о различных формах традиций. Традиции – это правила, которые повторяются из поколения в поколение. Традиция – это то, что не нарушает правил, что-то, что повторяется в течение многих лет, из поколения в поколение, непрерывно, без каких-либо изменений.
Термин «традиция» (лат. tradere = переносить, перенос) определяется как память или сохранение историй и обычаев прошлого. Они передаются из поколения в поколение, соблюдая процедуры, которые иногда даже не записаны, а передаются из уст в уста. Если мы говорим, что кто-то традиционен, это означает, что он или она условен, обычен и предсказуем. Он или она строго соблюдает обычаи и правила, которые были установлены давным-давно по договоренности.
Можно просто сказать, что термин «традиционный» может относиться к тому, кто ведет себя в соответствии с некоторыми старыми правилами и нормами, не желая навязывать какие-то новые обычаи, потому что этот набор правил уже установлен. Такой человек не ищет чего-то обязательно нового или современного. Сегодня, когда мы говорим, что кто-то «современен», это означает, что он соответствует времени, а тот, кто не соответствует времени, несколько отстает.
В наши дни занятия боевыми искусствами бывают двух вариантов: как воинское боевое искусство или как спортивная дисциплина. В соответствии с этим существует два основных подхода к боевым искусствам. Первый – традиционный способ, при котором человек совершенствует определенные приемы и воинско-боевое мастерство в целом. Второй – это освоение боевых искусств как современной спортивной дисциплины. Традиционное обучение боевым искусствам включает в себя гораздо более широкий аспект философского мышления и следование определенному кодексу чести. В спорте этот аспект не является необходимым и поэтому им пренебрегают.
Итак, мы можем спросить себя, должны ли боевые искусства быть исключительно традиционными или мы можем стремиться к определенным изменениям и новому образу мышления? Кроме того, должны ли мы принимать все современное, живя в соответствии с этими новыми принципами и культивируя этот новый набор правил, которые иногда могут быть искажены? Или традиция должна помочь нам найти изначальные и забытые правила, служащие жизни?
В боевых искусствах мы часто можем услышать, что некоторые «стили» являются «традиционными», в то время как некоторые другие стили считаются современными. Но какой из этих стилей действительно «современный»? Модерн – это то, что происходит прямо сейчас. На латыни это буквально означает «модо» – прямо сейчас, а то, что ему предшествовало, стало постмодерном. Это значит, что многие из этих более новых, то есть «более современных» стилей через какое-то время становятся постмодернистскими, то есть просто уже не в тренде. Из-за своей неэффективности некоторые стили игнорируются или даже забываются.
Лишь те стили, которые зарекомендовали себя как лучшие и наиболее эффективные благодаря своим приемам, принципам и правилам, постепенно становились традиционными. Часто для такого стиля или способа обучения боевому искусству используется термин «старая школа». Каждый новый период приносит определенные изменения. Поэтому, когда отдельные мастера боевых искусств вносят усовершенствования в различные, так сказать, традиционные стили, это не означает, что стиль изменился каким-либо существенным образом. Улучшить стиль, сделать его более современным и модернизировать не означает, что его изменят с традиционного на какую-то новую версию, потому что по своей сути он останется неизменным. Все важные техники, правила и обычаи этого стиля, а также его кодекс чести останутся неизменными.
Изменения в определенном стиле начинаются, когда некоторые преподаватели хотят создать для себя новый, более современный стиль. Тем самым они меняют базовые приемы. Другими словами, изменения начинаются тогда, когда эти инструкторы начинают искажать некоторые основные приемы, правила и обычаи «старого» стиля, то есть изменяя большинство основных приемов, правил и обычаев традиционного стиля. Некоторые из этих инструкторов даже нанесли определенный ущерб и разрушили традиционный стиль, потому что считали изменения существенными и необходимыми. Тем самым они создали новый, другой и, по их мнению, лучший и «более современный» стиль.
Но действительно ли этот новый стиль лучше и эффективнее по сравнению со старым? Это, конечно, другое. Возможно, в некотором смысле это соответствует сегодняшнему образу мышления, а также тенденциям. Возможно, сейчас он даже более популярен, но это еще не значит, что он обязательно лучше или эффективнее. Для некоторых методов большинство этих изменений в правилах и обычаях оказались ненужными и, что самое главное, неэффективными. Однако время от времени появлялись настоящие мастера боевых искусств и вносили определенные «важные» изменения как в стиль, так и в боевые искусства в целом.
Такого рода изменения произошли в боевых искусствах во время жизни Бодхидхармы в 520 году нашей эры. Важные изменения внесли и другие мастера боевых искусств, например, новые приемы боя на мечах нито-рю, введенные знаменитым фехтовальщиком Миямото Мусаси (1584-1645). Изменения произошли и на Западе: в 1867 году маркиз Куинсберри опубликовал первые системные правила бокса. В 1899 году Эдвард Бартон-Райт внес изменения, открыв в Лондоне клуб, где можно было обучаться многим западным и восточным боевым искусствам, например. боксу, борьбе, савату, фехтованию, дзюдо и джиу-джитсу.
Изменение традиций в боевых искусствах продолжалось и в дальнейшем, например, правило ношения белого кимоно и черного пояса было введено мастером Дзигоро Кано (1860 – 1938). Изменения произошли, когда мастера с Окинавы решили сломать традицию семейного преподавания и показать свое мастерство остальной японской нации. Тогда и пришла в голову мысль, что лучше бы национальное искусство называлось каратэ («пустая рука» или «рука пустоты»), а не «китайская рука». Этот переход значения был легко осуществлен, потому что слово «кара» может иметь разное значение, в зависимости от того, как оно написано. Этот поступок или переименование навыка обычно приписывают Фунакоси Гичину, основателю стиля Сетокан, хотя изменение было предложено мастером Чомо Ханасиро. Само слово было введено в 1936 году как новое название.
С этого момента развитие каратэ, как и некоторых других единоборств, пошло в ином направлении – возникает вид спорта. Изменения начались также с ранжирования по цвету пояса, введенного мастером дзюдо Миконосукэ Кавайси (1899 – 1969). Более крупные изменения были внесены и мастером Ип Маном (1893 – 1972), когда он придумал приспособление для занятий – деревянный манекен. Изменения коснулись и преподавания боевых искусств: обучение тем боевым искусствам, которые ранее были традиционно «запрещены» для иностранцев, стало доступно каждому, независимо от расы и пола. Можно также упомянуть многочисленные демонстрации различных боевых искусств и показ ранее «секретных» техник людям на Западе. Некоторые из этих демонстраций были начаты Брюсом Ли (1940–1973), а также некоторые другие изменения, которые в сегодняшних боевых искусствах являются обычными и поэтому стали традиционными.
Многие из сегодняшних спортивных тренеров, а также некоторые инструкторы по боевым искусствам пренебрегают традиционными и старыми методами преподавания и обучения практике. Они защищают свой подход, говоря, что эти старые методы в наше время устарели. Они считают их неэффективными, особенно в некоторых сегодняшних «современных» боевых искусствах. Настоящая правда несколько иная. А именно, многие из сегодняшних инструкторов и тем более спортивных тренеров никогда не знали всего о традиционных методах тренировок, поэтому они не могли в полной мере воспользоваться их преимуществами. Вот почему они предпочитают придерживаться новых и более знакомых методов обучения, которые они освоили сами. Новые поколения приносят новые методы и, следовательно, новые правила обучения, якобы научно обоснованные. Но это не обязательно означает, что они лучше.
Некоторые старые системы тренировок могли быть смешными или совершенно непонятными сегодняшним тренирующимся, то есть спортсменам. Назовем лишь несколько примеров различных способов тренировок между мастерами боевых искусств прошлого и нынешними инструкторами. Например, если ученика вообще могли принять на обучение к определенному мастеру, ему нужно было приходить к нему несколько дней подряд, а иногда и дольше. Мастер не всегда впускал пришедшего в додзе. Новые ученики приходили и ждали перед додзе, пока мастер не соглашался их принять. Те, кому не хватало терпения и настойчивости, сдавались в самом начале.
В то время для учеников было нормальным оставаться и убирать додзе после тренировки. Если бы сегодняшние преподаватели упомянули такую вещь, большинство студентов сочли бы это шуткой. Старые преподаватели боевых искусств иногда выгоняли ученика, если замечали в его характере недостаток (хвастовство, неконтролируемую агрессивность, ложь, скупость или жадность), который ученик мог бы исправить, если бы захотел. Если нынешний инструктор выделил ученика из-за какого-то его недостатка, этот ученик, скорее всего, сменит инструктора или перейдет в другой клуб, прежде чем заняться своим характером, своими привычками и взглядами. Раньше ученик не мог войти в додзе, не поклонившись сначала своему учителю. Сегодня в некоторых школах и классах этого обычая избегают, а зачастую и игнорируют. Именно поэтому о традиционном приветствии (поклоне) сопернику во время тренировок или соревнований часто забывают. Аналогичные изменения происходят в некоторых фехтовальных клубах, где тренирующиеся, как правило, пропускают традиционное приветствие шпагой перед началом поединка.
Раньше мастер заботился о своем ученике и служил своего рода примером для подражания. Сегодня за обычным спортсменом присматривают следующие люди: инструктор, помощник инструктора, фитнес-тренер, врач или физиотерапевт, диетолог и спортивный психолог, а его образцом для подражания обычно является воображаемый (часто с ложными ценностями), популярный в настоящее время и знаменитый актер или какой-то другой спортсмен. Раньше мастера боевых искусств учили своих учеников необходимости медитации, философии дзен или даосизма. Сегодня это никого не волнует, а спортивные психологи очень мало знают об определенном боевом искусстве или виде спорта.
Раньше наряду с длительными тренировками особое внимание уделялось умственной тренировке и усилению концентрации. Сегодня этот тип обучения обычно пропускают и считают ненужным. Раньше тренирующиеся полагались на свои навыки, а сегодня основное внимание уделяется уровню физической подготовки (физическая сила, выносливость и т. д.). В зимние месяцы старые мастера отправляли своих учеников к водопадам, чтобы тренировать концентрацию и медитировать. Сегодняшних тренирующихся иногда погружают в холодные ванны, чтобы «укрепить» тело и улучшить кровообращение, но обычно это делается без предварительной психологической подготовки (медитации).
Раньше старые мастера умели использовать атакующее умение воздействия на акупунктурные точки на теле человека (китайский дим-мак, японское кюсе, атеми), а сегодняшние инструкторы (тренеры) могут об этом только догадываться. Навыки некоторых старых мастеров сегодня полностью забыты. Многие их знания и многие навыки считаются плодом воображения или некой легендой о мастере боевых искусств, поэтому в них не верят. Некоторые из забытых техник не видели уже много лет. Вот несколько примеров забытых навыков, разработанных старыми мастерами боевых искусств, которые в сегодняшних условиях кажутся нереальными и вымышленными.
Среди множества невероятных навыков можно отметить корриду, которая проводилась на острове Крит (между Грецией и Египтом) примерно с 2000 по 1400 годы до нашей эры. Это умение можно увидеть на фреске, расположенной во дворце в Кноссе.
Здесь также можно упомянуть стиль корриды афроамериканского бойца Билла Пикетта, который дрался примерно в 1890 году. Он укусил быка за нижнюю губу и повалил его на землю. Нельзя не упомянуть и знаменитого мастера каратэ Масутацу Ояма. Он прославился своими боями с быками в 1960-х годах, ломая им рога или даже убивая их во время дуэли.
Навык стрельбы, когда мишенью является маленькая монета, которую ассистент держит между двумя пальцами (обычно большим и указательным), сегодня кажется невероятным. Этот навык был разработан как цирковой аттракцион во времена Энни Окли, примерно в 1890 году.
Техника, называемая мианг-чан (хлопковая или стальная ладонь), включающая в себя удары руками, также весьма неправдоподобна в сегодняшних условиях. Ее продемонстрировал мастер К. Чунг в Китае примерно в 1928 году. Техника так и не была полностью раскрыта публике.
Также можно упомянуть технику тамэсивари, которую обычно используют мастера стиля Киокушинкай. Они используют удары руками, и, предположительно, существуют три известных метода, хотя в них тоже не совсем верят обыватели.
По сегодняшним меркам исполнение ударов ногами в прыжке на высоту до 3,5 метров тоже звучит потрясающе. Эти прыжки в высоту исполняли старые мастера из Китая и Кореи. Подобную технику показывал в США примерно в 1977 году мастер Джу Бан Ли, который на глазах у свидетелей прыгнул на высоту 3 метра 66 сантиметров. Отдельно стоит упомянуть технику метания ножа на большие расстояния (около 10 метров), направленную, как правило, на воздушные шары, удерживаемые в руках партнера или между ног, вращающиеся на колесе. Такое умение было частью циркового аттракциона, проводившегося примерно в 1935 году (похожий номер был замечен в фильме о Джеймсе Бонде «Осьминожка» 1983 года).
Невероятной кажется и техника выполнения дистанционных ударов с использованием своей внутренней биоэнергии (внутренней энергию Ци). Более того, эта биоэнергетика никогда не была полностью исследована и объяснена. Техника упоминается в хрониках японского фехтовальщика М. Мусаси, а свидетели (Майкл Миник) видели ее в последний раз в Сан-Франциско и Гонконге в 1970 и 1973 годах соответственно. Многие из этих вышеупомянутых техник кажутся нереальными сегодняшним инструкторам (тренерам) боевых искусств и особенно спортсменам, занимающимся боевыми искусствами. Их даже называют фальшивкой и продуктом воображения.
Некоторые спортсмены иногда даже высмеивают эти, по их мнению, «мнимые» навыки. Однако факт, что даже в наше время некоторые мастера боевых искусств «старой школы», наряду со знанием медитации и глубокой концентрацией, могут заставить свое тело прилагать значительные усилия, некоторые из которых невообразимы для многих современных спортсменов. Они, в свою очередь, наблюдают за ними с большим трепетом и уважением.
Обязательно следует отметить, что если хочешь добиться определенного спортивного результата, нужно пойти на большие жертвы. В спорте, как и в спортивных достижениях, есть свои строгие правила, которые спортсмену необходимо соблюдать, если он/она хочет добиться успеха. Практика занимающегося боевыми искусствами (традиционного) или спортсмена может сильно различаться. Распространено мнение, что спортсмены тренируются усерднее, а представители «старой школы» занимаются не так серьезно. Такое мнение является полной ерундой, поскольку известно, что некоторые превосходные мастера боевых искусств «старой школы» подвергали себя чрезвычайно трудным и длительным тренировкам, а длительность их занятий достигала 2/3/4, а иногда даже больше часов.
Подавляющее большинство этих мастеров боевых искусств участвовали в соревнованиях в прошлом, хотя, возможно, это не относится ко всем из них. Этот строгий стиль тренировок иногда может граничить с фанатизмом, то есть с полной преданностью тренировкам и совершенствованию боевого искусства. Также распространено мнение, что занимающиеся боевыми искусствами «старой школы» в основном просто тренируют технику, которая в современном спорте и по правилам спортивных единоборств считается ненужной. Это неправда. Эти тренирующиеся, занимающиеся боевыми искусствами, обычно изучают, тренируются и испытывают определенное боевое искусство гораздо более сложным и разносторонним способом, и их знания этого навыка гораздо более полные и всесторонние по сравнению со знаниями спортсменов. Например, в спортивном каратэ выполнение ката (форм) не предназначено для тренировки навыков или знания техники (бункай), а скорее производит впечатление на публику и судей.
Часто можно стать профессиональным спортсменом, толком не зная техники, т.е. в выбранном вами виде спорта очень узкий выбор техники. Вы можете знать всего пару техник по сравнению с обширным и многочисленным спектром техник определенных боевых искусств. Например, из 30 различных ударов ногами, присутствующих в тхэквондо, спортсмены-соперники обычно выполняют только 5–6 различных ударов ногами. В каратэ из 30 известных и признанных ката участники обычно используют только 6–7 различных. Многие приемы дзюдо были исключены из дзюдо-спорта. Похожая ситуация произошла и в других боевых искусствах. Однако все виды боевых искусств и их спортсмены были ограничены спортивными правилами, и, следовательно, их выбор применимых техник был ограничен. Из-за этого многие из сегодняшних занимающихся дзюдо и каратэ (спортивные тренеры) забывают тот факт, что в традиционной технике дзюдо существуют удары руками и ногами, а в технике каратэ часто используются броски и болевые приемы.
Автор:
Похожие новости
Добавить новость