15.08.2024
876
+6

Проблема преподавания боевых искусств: много исправлений или одно точное слово

Если вы, как учитель боевых искусств, делаете ученику одно исправление, а на следующем занятии обнаруживаете, что он не сделал изменений и не показывает никаких признаков того, что пытается это сделать, это вина ученика. Он не слушает или не слышит, что вы говорите. Однако, если он ожидает какого-либо прогресса в искусстве, он должен изменить свое отношение. Об этом говорится в материале BlackBeltMag, перевод предлагается посетителям Superkarate.ru.


 
С другой стороны, если вы сделали пять или шесть исправлений, а ученик не применяет ни одного из них на следующем занятии, это ваша вина. Вам нужно изучить свое отношение и поведение и внести некоторые изменения.
 
В целом, одна из самых важных проблем в додзе, которую часто упускают из виду и недооценивают, – это вопрос эффективного обучения. В слишком многих школах боевых искусств существует представление, что техническая компетентность – это все, что необходимо для обучения. Почему это представление стало общепринятым – загадка.
 
Подумайте: сколько великих или даже очень талантливых боксеров работают тренерами в боксерском зале? Многие люди могут свободно говорить на каком-либо языке, но делает ли это их автоматически хорошими учителями языка? Никто не будет делать таких предположений, однако идея о том, что черный пояс, обернутый вокруг пояса, внезапно, автоматически становится признаком того, что его владелец – учитель, широко распространена в боевых искусствах.
 
Если вы серьезный учитель, когда вы размышляете о том, чтобы тренировать ученика, который сам может стать хорошим кандидатом на роль учителя, вы осторожно начинаете процесс создания нового учителя. Здесь есть много уроков, много тонкостей. Если будущий учитель сразу же зазнается и решает, что он на пути к тому, чтобы стать «мастером», вы быстро сбиваете его с ног. Вы смотрите, как он учит, и тут же критикуете его перед другими, демонстрируя, сколько ошибок он совершает и сколько ему еще предстоит выучить.
 
Учитель, который говорит одному из своих учеников «учить остальных», а затем уходит в свой кабинет или покидает додзе, поступает плохо и по отношению к кандидату в учителя, и по отношению ко всем остальным ученика. Когда ученик достигает той точки в своем обучении, когда вы думаете, что он готов преподавать, ваше внимание должно быть значительно усилено.
 
Больше всего вам нужно искать в кандидате тенденцию «переучивать». Желание объяснить все новому ученику при представлении техники или концепции. Иногда это происходит из-за эго: кандидат в учителя хочет показать ученику, как много он знает.
 
В других случаях это искреннее желание помочь: «Я помню, как мне было трудно это выучить – позвольте мне показать вам, как я с этим справился». Это чувство понятно, но почти наверняка бесполезно. Ученик будет учиться точно так же, как и кандидат на должность учителя: медленно, с долгим и усердным повторением. Никакой учитель не может дать ему никаких коротких путей, как и вам.
 
Вот почему чрезмерное обучение не просто бессмысленно; оно может быть контрпродуктивным для учеников. Также важно понимать, что такой подход может быть непродуктивным для вас, признанного учителя. Ваша задача – вести учеников за собой, показывать им путь, не держа их за руки, а «мягко» направляя, давая советы в нужное время и правильным образом.
 
Кстати, «мягкий» – это не термин, который мы ассоциируем с традиционным додзе, и найдутся люди, которые будут громко смеяться над этим словом, когда вспомнят о своих собственных суровых тренировках. Здесь «мягкий» означает «косвенно». Несмотря на жесткую подготовку, цель никогда не заключается в том, чтобы издеваться; скорее, это терпеливое привитие ученикам правильного мышления, чтобы они могли усвоить приемы искусства.
 
При ведении всех учащихся на этот путь, вы должны быть рассудительны. И критически мыслить. Да, вы можете видеть полдюжины ошибок, которые они совершают. Как их учитель, вы можете исправить каждую из них – что утомительно и, вероятно, еще больше запутает и расстроит их. Или вы можете проанализировать проблемы и определить, во-первых, что наиболее важно в данный момент, а во-вторых, как все они могут быть связаны и более эффективно исправлены, уделяя внимание только тому фактору, который их объединяет. Вы можете попытаться залатать дюжину разных дыр в садовом шланге или перекрыть воду у крана. Найти этот кран с точки зрения проблем ученика – основа хорошего обучения.
 
Требуется интенсивная концентрация, чтобы проделать этот анализ для учеников.
 
Часто даже опытный учитель смотрит на ученика и видит что-то, что кажется неправильным, но не может точно указать, что именно. Вот тогда вам, возможно, захочется позвать кандидата в учителя и спросить: «Видишь, здесь что-то не так? Что это?»
 
Такой подход позволяет по-новому взглянуть на человека. Он также готовит кандидата в учителя к его собственному будущему в качестве учителя. В любом случае, вы должны быть осторожны, как и когда вы исправляете. Плохой учитель считает, что многочисленные исправления, которые он делает, являются доказательством его таланта и понимания. Хороший учитель понимает, что просто одно слово, вовремя и тщательно выбранное, гораздо лучше.

Добавить новость