Гоген Ямагучи: История и основы Годзю-рю каратэ-до. Часть 1
Гоген Ямагучи был легендарным и ярким мастером каратэ начала XX века, который находился среди основателей японского каратэ Годзю-рю – одного из крупнейших и наиболее успешных стилей каратэ в Японии. Среди многих известных мастеров боевых искусств, на которых повлияло его учение, был и Мас Ояма. Такие организации, как Сейдо-дзюку каратэ, основанные Тадаси Накамурой, одним из лучших учеников Оямы, до сих пор практикуют многие ката Годзю-рю.
Данная статья основана на переводе отрывка из книги Ямагучи, англоязычная версия была опубликована на ресурсе FightingArts.
Каратэ-до
Каратэ-до зародилось из сочетания какуто-дзюцу (боевых искусств), которое изучалось на Окинаве 500 лет назад, и кэмпо, пришедшего из Китая. Как вы можете видеть, во многих странах боевые искусства были переданы из поколения в поколение. Некоторые остаются национальным видом спорта, а другие остаются просто спортом среди других.
На Окинаве долгое время было запрещено использование любых видов оружия. По этой причине им пришлось изобрести тошукукен, способ сражаться без оружия. Это было особенно актуально в начале XVII века, поскольку считалось, что боевые искусства, относящиеся к китайскому кэмпо, были распространены среди самураев Рюкю [Окинава], поскольку их оружие было запрещено. На Окинаве, до того как оно стало называться каратэ, у него было два названия: Наха-тэ и Сюри-тэ.
Это названия регионов. Источником современных стилей являются эти два тэ. Наха-тэ был изобретен Шиханом Тоно [Хигаонна] Канре, который отправился в Фуку-кен-се [провинция Фуцзянь] в Китае и изучил китайское кэмпо, которое было объединено с Наха-тэ и названо Серэй-рю.
Сюри-тэ представлял Шихан Мацумура Сокон. Он был разделен на Мацу-Тукан-рю, Сито-рю и Вадо-рю. История Годзю-рю начинается с Шихана Мияги Тедзюна.
Шихан Мияги родился в 20 году эпохи Мэйдзи [1888] в знаменитом доме в Нахе, Окинава. Он занимался каратэ с 14 лет у Шихана Тоно Канре. В 36 году Мэйдзи [1904], когда ему было 16 лет, ему было приказано отправиться в Фуку-кэн-се, Китай, и практиковать китайское кэмпо.
В Китае Мияги получил грубое и строгое обучение. При этом он изучал теорию по старым книгам. Вернувшись из Китая, он сравнил китайское кэмпо и Окинава-тэ. Мияги принял свой уникальный и эффективный способ дыхания, который он назвал икибуки [также ибуки], способ предварительных упражнений, необходимых для овладения каратэ-до. Икибуки также является вспомогательным научным упражнением, связанным со строением тела и его движением.
После этого Мияги продолжил изучение и реорганизовал как китайское кэмпо, так и достоинства Окинава-тэ, а также добавил свои собственные идеи. Так родилось Годзю-рю. Имя Годзю-рю было взято из «Бубиси», китайского трактата о боевой подготовке.
Одна из восьми фраз Ке (заповедей китайских боевых искусств) в «Бубиси» (некогда секретном тексте «Белый журавль и монах-кулак», принадлежащем многим окинавским мастерам каратэ) называется «Хогодзю». Поскольку это означает «метод поглощения и высвобождения жесткого [го] и мягкого [дзю], стиль получил название Годзю-рю. Мияги преподавал каратэ в школе подготовки полицейских на Окинаве, государственной бизнес-школе Наха, учительской школе Окинавы и окинавском медицинском центре. В 1929-м Мияги был почетно приглашен клубом карате Киотского университета и Университетом Кансай на должность преподавателя-консультанта. Затем его пригласили преподавать на постоянной основе в Университет Рицумейкан. Со временем Мияги распространил свои методы по всей Японии и взял на себя инициативу Годзю-рю.
К тому времени автор этой книги [Гоген Ямагучи] был признан Шиханом Мияги и на него возложили ответственность за распространение метода руководства Мияги, создание семьи Годзю-рю и организацию Всеяпонской ассоциации каратэ-до Годзю. Более того, Шихан Мияги был приглашен на Гавайи местной газетой, где он преподавал каратэ в течение одного года и внес свой вклад в развитие Годзю-рю каратэ-до в Японии и за ее пределами. После Второй мировой войны Мияги вернулся на Окинаву и спокойно работал в гражданской администрации тренером. В октябре 28 года Сева [1953] он скончался.
Фундаментальная идея Годзю-рю каратэ-до
Годзю-рю каратэ-до состоит из Йо [Ян], что является положительным; и Инь [Ин], который является отрицательным, на что указывают иероглифы [кандзи] «Го» и «Джу». Вот почему основная идея так уникальна и прекрасна. Вечная жизнь вселенной развивается при совместном взаимодействии положительного и отрицательного. То же самое касается и жизни людей. В жизни есть Йо и Инь, или Го и Джу, обе стороны на протяжении всей нашей жизни, иногда связанные, становятся волей и гармонией. Древние, выбравшие каратэ как средство борьбы, терпели строгие и грубые практики, чтобы защитить себя и победить.
Вы можете видеть, что Годзю-рю все еще сохраняет примитивную форму для настоящего боя, когда вы практикуете ката Санчин и Тенсе, которые представляют Го и Дзю. В Санчине вы напрягаете все тело, все нервы и не теряете бдительности ни на мгновение. С другой стороны, в Тэнсе вы не проявляете прилива боевого духа, вы держите его внутри своего тела и ждете возможности его использовать. В результате Тенсе рисует плавную кривую и течет. В техниках Годзю-рю используется свой уникальный метод дыхания, который называется икибуки. Технику можно изменить с Го на Дзю или с Дзю на Го; и пока вы двигаетесь, не отвлекаясь, вы все равно соглашаетесь с движениями противника. Если противник приходит в Го, вы отвечаете Дзю и удерживаете его. Если противник приходит через Дзю, вы используете Го и закаляете его. Икибуки – это способ дыхания, который отличает сознательное дыхание от обычного бессознательного. Вы следуете за движением и дыханием противника и доводите свое физическое состояние до максимально выгодного положения. Это полезно для концентрации мышц и ума.
В Годзю-рю есть множество поз, в которых используются имена животных, таких как кошка, собака, журавль, тигр и дракон. В икибуки вы представляете, как рычит лев. Когда животные готовы к бою, они настороже и вся их сила сосредоточена на борьбе. В этой форме нет беспокойства или страха. Они просто думают о победе над врагом. Нет стремления к самоудовлетворению и нет нечестности. Можно сказать, что они в отчаянии. Причина, по которой цвет старого Будо очень силен в современном Будо, заключается в том, что мы видим важность форм и икибуки этих животных. Эти аспекты являются изначальными аспектами Го, однако подчеркивать аспект Го, высоту формы, – не идеально. Если борьба в Го ведется на одной стороне, то на другой стороне должен быть Дзю, который избегает борьбы. Именно так можно построить характер с помощью Годзю-рю.
В будущем каратэ-до не должно стать техникой победы над людьми. Когда это дает преимущество другим и самому себе, тогда первоначально это становится заповедью, поскольку практика становится ценной. В наше время существует метод обучения и способ изучения каратэ-до как спорта, но я не знаю, как читатели интерпретируют каратэ-до, как Будо или просто спорт. Конечно, если обратиться к правилам игры, можно подумать, что нет никакой разницы с другими видами спорта. Кроме того, основная цель спорта – одновременно тренировать разум и тело. Это относится и к Будо. Тем не менее, трудно сказать, что многие соревнования, придуманные на Западе, являются просто спортом и что только древние японские игры в грэпплинг называются Будо. В настоящее время проводятся Олимпийские игры и множество других мероприятий. Дзюдо, кендо и каратэ-до были представлены как виды спорта. Их спортивные элементы подчеркиваются и внедряются многими людьми, а также были преобразованы в вид спорта. Тем не менее, будет большая разница в ментальном отношении между людьми, которые занимаются каратэ как спортом и Будо. Это потому, что наше общество состоит из множества организаций, иногда в семье, школе или на работе. В этих обществах цель спорта состоит в том, чтобы сделать разум и тело здоровыми, объединить чувство сотрудничества, чтобы заставить члена общества адаптироваться к этому человеческому обществу. Более того, оно способствует совершенствованию члена общества. Имея общие для всех видов спорта характеристики, эти мероприятия используются для содействия установлению мира во всем мире.
А как насчет Будо? Будо зародилось не в мирной атмосфере. В то время было необходимо защитить свою жизнь, научиться использовать Будо как оружие и достичь ответственности воина. Долг воина заключался в развитии духа. Это правило было установлено в иерархии. Это была теория воина, желающего выиграть войну.
Современное Будо не является продолжением древнего Будо. Сейчас нет такой иерархии, как в самурайском обществе. Общество не заставляет вас разрушать человеческую жизнь; однако одна из концепций древнего Будо – это умение, унаследованное от современного Будо. Раньше воины практиковали Будо и уважали его как До, страдая и встречая смерть. Несмотря на то, что смерть — это удел всех людей, сама идея смерти ужасна. Я не сомневаюсь, что древняя философия Будо встречала сопротивление людей, столкнувшихся со смертью, а также пути формирования характера, позволяющего научиться преодолевать смерть. Для живого существа, вместо того, чтобы знать, что жизнь – самая драгоценная вещь, смерть была ничем. В результате они смогли игнорировать свой страх смерти.
В древней книге Будо «Хагакурэ» написано, что Будо – это смерть. В этих словах можно найти дух Будо, превосходящий смерть. Иными словами, объектом страха смерти являются не другие люди и не оружие, а вы сами. В результате необходимо было получить технику защиты себя и нужно было иметь сильный дух, чтобы ей соответствовать. Когда удалось преодолеть представление о смерти, произошло усовершенствование человека как самурая. Когда оно было разработано, каратэ-до использовалось вместо оружия и изучалось таким образом, что в начале его зарождения для изучения каратэ требовался дух самурая. Теперь есть правила, но техника и элементы не изменились.
Целью многих видов спорта является соревнование; однако есть ощущение развлечения или хобби. С другой стороны, каратэ – это борьба с самим собой, не имея цели. В спорте рекорды сохраняются, и достижение этих рекордов становится успехом. Их преподносят многим людям как средство формирования характера и гармонизации человечества, и их соблюдают. В каратэ-до нечего записывать. Более превосходное оценивается по используемой технике. Каратэ – это борьба с самим собой и средство образа жизни, позволяющее победить других и не умереть. Эта одинокая битва заключается в познании собственного духа и стремления к превосходству над ограничениями тела. Если стремлением является формальная победа или поражение, то это всего лишь этап обучения техникам. Как автор, я также изучал йогу и синтоизм. Я также тренировался, чтобы приблизиться к строгости и тайне До.
В заключение: не обязательно быть сильным, даже если вы занимаетесь каратэ-до. Вы хотите быть сильнее других, потому что сравниваете свою силу с другими. Целью каратэ-до является До, а не сравнение с кем-то другим, и это До будет продолжаться во веки веков.
Данная статья основана на переводе отрывка из книги Ямагучи, англоязычная версия была опубликована на ресурсе FightingArts.
Каратэ-до
Каратэ-до зародилось из сочетания какуто-дзюцу (боевых искусств), которое изучалось на Окинаве 500 лет назад, и кэмпо, пришедшего из Китая. Как вы можете видеть, во многих странах боевые искусства были переданы из поколения в поколение. Некоторые остаются национальным видом спорта, а другие остаются просто спортом среди других.
На Окинаве долгое время было запрещено использование любых видов оружия. По этой причине им пришлось изобрести тошукукен, способ сражаться без оружия. Это было особенно актуально в начале XVII века, поскольку считалось, что боевые искусства, относящиеся к китайскому кэмпо, были распространены среди самураев Рюкю [Окинава], поскольку их оружие было запрещено. На Окинаве, до того как оно стало называться каратэ, у него было два названия: Наха-тэ и Сюри-тэ.
Это названия регионов. Источником современных стилей являются эти два тэ. Наха-тэ был изобретен Шиханом Тоно [Хигаонна] Канре, который отправился в Фуку-кен-се [провинция Фуцзянь] в Китае и изучил китайское кэмпо, которое было объединено с Наха-тэ и названо Серэй-рю.
Сюри-тэ представлял Шихан Мацумура Сокон. Он был разделен на Мацу-Тукан-рю, Сито-рю и Вадо-рю. История Годзю-рю начинается с Шихана Мияги Тедзюна.
Шихан Мияги родился в 20 году эпохи Мэйдзи [1888] в знаменитом доме в Нахе, Окинава. Он занимался каратэ с 14 лет у Шихана Тоно Канре. В 36 году Мэйдзи [1904], когда ему было 16 лет, ему было приказано отправиться в Фуку-кэн-се, Китай, и практиковать китайское кэмпо.
В Китае Мияги получил грубое и строгое обучение. При этом он изучал теорию по старым книгам. Вернувшись из Китая, он сравнил китайское кэмпо и Окинава-тэ. Мияги принял свой уникальный и эффективный способ дыхания, который он назвал икибуки [также ибуки], способ предварительных упражнений, необходимых для овладения каратэ-до. Икибуки также является вспомогательным научным упражнением, связанным со строением тела и его движением.
После этого Мияги продолжил изучение и реорганизовал как китайское кэмпо, так и достоинства Окинава-тэ, а также добавил свои собственные идеи. Так родилось Годзю-рю. Имя Годзю-рю было взято из «Бубиси», китайского трактата о боевой подготовке.
Одна из восьми фраз Ке (заповедей китайских боевых искусств) в «Бубиси» (некогда секретном тексте «Белый журавль и монах-кулак», принадлежащем многим окинавским мастерам каратэ) называется «Хогодзю». Поскольку это означает «метод поглощения и высвобождения жесткого [го] и мягкого [дзю], стиль получил название Годзю-рю. Мияги преподавал каратэ в школе подготовки полицейских на Окинаве, государственной бизнес-школе Наха, учительской школе Окинавы и окинавском медицинском центре. В 1929-м Мияги был почетно приглашен клубом карате Киотского университета и Университетом Кансай на должность преподавателя-консультанта. Затем его пригласили преподавать на постоянной основе в Университет Рицумейкан. Со временем Мияги распространил свои методы по всей Японии и взял на себя инициативу Годзю-рю.
К тому времени автор этой книги [Гоген Ямагучи] был признан Шиханом Мияги и на него возложили ответственность за распространение метода руководства Мияги, создание семьи Годзю-рю и организацию Всеяпонской ассоциации каратэ-до Годзю. Более того, Шихан Мияги был приглашен на Гавайи местной газетой, где он преподавал каратэ в течение одного года и внес свой вклад в развитие Годзю-рю каратэ-до в Японии и за ее пределами. После Второй мировой войны Мияги вернулся на Окинаву и спокойно работал в гражданской администрации тренером. В октябре 28 года Сева [1953] он скончался.
Фундаментальная идея Годзю-рю каратэ-до
Годзю-рю каратэ-до состоит из Йо [Ян], что является положительным; и Инь [Ин], который является отрицательным, на что указывают иероглифы [кандзи] «Го» и «Джу». Вот почему основная идея так уникальна и прекрасна. Вечная жизнь вселенной развивается при совместном взаимодействии положительного и отрицательного. То же самое касается и жизни людей. В жизни есть Йо и Инь, или Го и Джу, обе стороны на протяжении всей нашей жизни, иногда связанные, становятся волей и гармонией. Древние, выбравшие каратэ как средство борьбы, терпели строгие и грубые практики, чтобы защитить себя и победить.
Вы можете видеть, что Годзю-рю все еще сохраняет примитивную форму для настоящего боя, когда вы практикуете ката Санчин и Тенсе, которые представляют Го и Дзю. В Санчине вы напрягаете все тело, все нервы и не теряете бдительности ни на мгновение. С другой стороны, в Тэнсе вы не проявляете прилива боевого духа, вы держите его внутри своего тела и ждете возможности его использовать. В результате Тенсе рисует плавную кривую и течет. В техниках Годзю-рю используется свой уникальный метод дыхания, который называется икибуки. Технику можно изменить с Го на Дзю или с Дзю на Го; и пока вы двигаетесь, не отвлекаясь, вы все равно соглашаетесь с движениями противника. Если противник приходит в Го, вы отвечаете Дзю и удерживаете его. Если противник приходит через Дзю, вы используете Го и закаляете его. Икибуки – это способ дыхания, который отличает сознательное дыхание от обычного бессознательного. Вы следуете за движением и дыханием противника и доводите свое физическое состояние до максимально выгодного положения. Это полезно для концентрации мышц и ума.
В Годзю-рю есть множество поз, в которых используются имена животных, таких как кошка, собака, журавль, тигр и дракон. В икибуки вы представляете, как рычит лев. Когда животные готовы к бою, они настороже и вся их сила сосредоточена на борьбе. В этой форме нет беспокойства или страха. Они просто думают о победе над врагом. Нет стремления к самоудовлетворению и нет нечестности. Можно сказать, что они в отчаянии. Причина, по которой цвет старого Будо очень силен в современном Будо, заключается в том, что мы видим важность форм и икибуки этих животных. Эти аспекты являются изначальными аспектами Го, однако подчеркивать аспект Го, высоту формы, – не идеально. Если борьба в Го ведется на одной стороне, то на другой стороне должен быть Дзю, который избегает борьбы. Именно так можно построить характер с помощью Годзю-рю.
В будущем каратэ-до не должно стать техникой победы над людьми. Когда это дает преимущество другим и самому себе, тогда первоначально это становится заповедью, поскольку практика становится ценной. В наше время существует метод обучения и способ изучения каратэ-до как спорта, но я не знаю, как читатели интерпретируют каратэ-до, как Будо или просто спорт. Конечно, если обратиться к правилам игры, можно подумать, что нет никакой разницы с другими видами спорта. Кроме того, основная цель спорта – одновременно тренировать разум и тело. Это относится и к Будо. Тем не менее, трудно сказать, что многие соревнования, придуманные на Западе, являются просто спортом и что только древние японские игры в грэпплинг называются Будо. В настоящее время проводятся Олимпийские игры и множество других мероприятий. Дзюдо, кендо и каратэ-до были представлены как виды спорта. Их спортивные элементы подчеркиваются и внедряются многими людьми, а также были преобразованы в вид спорта. Тем не менее, будет большая разница в ментальном отношении между людьми, которые занимаются каратэ как спортом и Будо. Это потому, что наше общество состоит из множества организаций, иногда в семье, школе или на работе. В этих обществах цель спорта состоит в том, чтобы сделать разум и тело здоровыми, объединить чувство сотрудничества, чтобы заставить члена общества адаптироваться к этому человеческому обществу. Более того, оно способствует совершенствованию члена общества. Имея общие для всех видов спорта характеристики, эти мероприятия используются для содействия установлению мира во всем мире.
А как насчет Будо? Будо зародилось не в мирной атмосфере. В то время было необходимо защитить свою жизнь, научиться использовать Будо как оружие и достичь ответственности воина. Долг воина заключался в развитии духа. Это правило было установлено в иерархии. Это была теория воина, желающего выиграть войну.
Современное Будо не является продолжением древнего Будо. Сейчас нет такой иерархии, как в самурайском обществе. Общество не заставляет вас разрушать человеческую жизнь; однако одна из концепций древнего Будо – это умение, унаследованное от современного Будо. Раньше воины практиковали Будо и уважали его как До, страдая и встречая смерть. Несмотря на то, что смерть — это удел всех людей, сама идея смерти ужасна. Я не сомневаюсь, что древняя философия Будо встречала сопротивление людей, столкнувшихся со смертью, а также пути формирования характера, позволяющего научиться преодолевать смерть. Для живого существа, вместо того, чтобы знать, что жизнь – самая драгоценная вещь, смерть была ничем. В результате они смогли игнорировать свой страх смерти.
В древней книге Будо «Хагакурэ» написано, что Будо – это смерть. В этих словах можно найти дух Будо, превосходящий смерть. Иными словами, объектом страха смерти являются не другие люди и не оружие, а вы сами. В результате необходимо было получить технику защиты себя и нужно было иметь сильный дух, чтобы ей соответствовать. Когда удалось преодолеть представление о смерти, произошло усовершенствование человека как самурая. Когда оно было разработано, каратэ-до использовалось вместо оружия и изучалось таким образом, что в начале его зарождения для изучения каратэ требовался дух самурая. Теперь есть правила, но техника и элементы не изменились.
Целью многих видов спорта является соревнование; однако есть ощущение развлечения или хобби. С другой стороны, каратэ – это борьба с самим собой, не имея цели. В спорте рекорды сохраняются, и достижение этих рекордов становится успехом. Их преподносят многим людям как средство формирования характера и гармонизации человечества, и их соблюдают. В каратэ-до нечего записывать. Более превосходное оценивается по используемой технике. Каратэ – это борьба с самим собой и средство образа жизни, позволяющее победить других и не умереть. Эта одинокая битва заключается в познании собственного духа и стремления к превосходству над ограничениями тела. Если стремлением является формальная победа или поражение, то это всего лишь этап обучения техникам. Как автор, я также изучал йогу и синтоизм. Я также тренировался, чтобы приблизиться к строгости и тайне До.
В заключение: не обязательно быть сильным, даже если вы занимаетесь каратэ-до. Вы хотите быть сильнее других, потому что сравниваете свою силу с другими. Целью каратэ-до является До, а не сравнение с кем-то другим, и это До будет продолжаться во веки веков.
Автор:
Похожие новости
Добавить новость