Интервью с Шиханом Александром Ипатовым

Российская Национальная Федерация Киокушинкай Каратэ-до одна из крупнейших российских организаций, развивающих данный стиль в стране. После нескольких застойных и даже провальных в плане спорта лет она вновь набирает обороты.

Нас пригласили на Зимнюю Школу РНФКК для руководителей и инструкторов организации в подмосковный Чехов, где мы и побеседовали с президентом организации шиханом Александром Ипатовым.


Шихан Ипатов благодарит и поздравляет спортсменов


Оправдал ли себя формат инструкторских сборов?


Когда мы приглашали генерального секретаря IKO Шихана Горая, мы преследовали вполне определенные амбициозные цели. Под его руководством мы хотели значительно повысить свой технический уровень (кихон и ката), а также провести серьезный обучающий судейский семинар. Также в планах значился экзамен по судейству, при успешном прохождении которого наши судьи могли бы получить международные категории и возможность работать на соревнованиях мирового уровня.

Я считаю, поставленные цели нами достигнуты. Готовность Шихана Горая, с которой он делился своим богатым опытом и мастерством, позволяет быть уверенным в этом на 100%. И это была лишь часть работы, запланированная на первые два дня сборов.

Еще три дня прошли в общении с Шиханом Франциско Филио, который знакомил нас с секретами подготовки сборной Бразилии по киокусину. У нас была отличная возможность прочувствовать в полной мере требования к экзаменам на кю и даны, принятые в Бразилии. Нельзя не отметить существенное отличие этих требований от японских. Оказывается, при тестировании техники на экзамене бразильцы не показывают ее, а просто произносят термины по-японски. Причем связка может состоять из 7-9 движений, поэтому неудивительно, что тут и там попадались совершенно незнакомые для русского уха слова.

Мы общаемся с японцами 30 лет, знаем какие-то словосочетания, но когда говорят полчаса на японском с акцентом, а ты при этом на слух должен понять, что от тебя требуется и выполнить несколько сложных связок в определенной последовательности, мозг в какой-то момент отказывается воспринимать команды экзаменатора. А для бразильцев такая подача материала – это норма; они произносят задание вслух, а сдающий должен исполнить требуемое. Было очень интересно и полезно, ведь таким образом развивается не только тело, но и разум.

Франциско Филио дал много упражнений на развитие баланса. Для бойца важна не только физическая подготовка, необходимо на фоне усталости сохранять равновесие, выполняя все на максимальной скорости в движении.

Тренировка, посвященная профессиональным поединкам по К-1, оказалась интересной и полезной для тренерско-преподавательского состава нашей организации, кое-что вполне можно брать на вооружение. Франциско Филио показал основные элементы, которые он использует при подготовке к выступлениям в ринге и которые он преподает своим ученикам.

Чемпионка мира Ольга Руденок аттестуется на 3-ий дан

Сколько человек заявились на дан-тест и как проходила аттестация?

После двух дней тренировок под руководством Шихана Филио состоялся дан-тест. Требования на экзамене сочетали в себе как привычные для нас российские и японские, так и бразильские черты. Думаю, для всех участников – и сдающих, и принимающих, и ассистирующих – это был бесценный опыт. Но сдающим пришлось тяжелее, чем обычно, особенно, если учесть, что в этот раз на получение 3 дана претендовали девять человек. Планка была поднята высоко; думаю, в дальнейшем подобная практика станет привычной для нашей организации.

Стоит отметить собственно боевую часть экзамена. На каждом из четырех татами сдающие на 3-й дан должны были биться по 30 боев со свежими противниками. Затем шли 6 претендентов на вторые даны – по 20 боев, и уже после них – 13 претендентов на 1-е даны по 10 боев. Сдающие на цветные пояса ассистировали; кроме них в качестве ассистентов могли быть привлечены все, без исключения, участники сборов.

Экзамен завершен, но работа по его итогам продолжается, всем, особенно бранч-чифам, предстоит сделать определенные выводы и, возможно, скорректировать свою работу на местах. Мы повышаем требования с каждым годом, я бы не назвал это каким-то новшеством, но процесс этот длительный, к тому же, сложно говорить о ежедневном влиянии на наших региональных представителей.

Именно во время подобных сборов мы стараемся уделить максимум внимания повышению уровня мастерства наших тренеров и бойцов. Думаю, мы на правильном пути, положительные результаты есть, с каждым годом представители нашей Федерации в регионах со все большим пониманием относятся к стремлению РНФКК повышать профессионализм ее участников.

Артур Бабаев прошел тест 30 боев

Как идет процесс развития организации?

У нас такой принцип: «Для того, чтобы получать урожай со своего огорода, надо вспахивать его ежедневно». Работать постоянно, засучив рукава. Системно и терпеливо выполнять рутинные обязанности. Этот путь, рано или поздно, но обязательно приведет к положительному результату в любом деле. Что в огороде с урожаем будешь, что в киокушине – с хорошим качеством, хорошими бойцами, хорошей школой.

Мы неплохо реализовали свои планы на прошлый год. Выиграли практически все турниры, в которых участвовали. Может быть, доля везения в этом есть; но, на мой взгляд, организация, только сосредоточив усилия на качестве, смогла достичь таких значительных результатов. Наши бойцы выступают очень хорошо; мы выиграли всю Европу, два чемпионата Японии, в наших руках первые места на чемпионатах и первенствах России. В спортивном плане все пока идет неплохо.

Что же касается школы, то люди стали понимать, что прежде всего нужно менять что-то в самих себе, а не обижаться, например, на экзаменаторов, которые рассчитывают увидеть более высокий уровень мастерства, чем в прошлые годы. Необходимо повышать требования к себе и своим подопечным. Думаю, можно говорить не только о положительной тенденции в этом вопросе, но и о первых реальных результатах: заметно вырос уровень технической и физической подготовки бойцов.

Возвращаясь к сборам, стоит отметить, что они прошли спокойно и по-доброму, с пониманием и уважением друг к другу и общему делу. И мне кажется, это главный итог этой школы и нашей деятельности в целом – мы воспитываем настоящих патриотов нашей Родины, как бы высокопарно это не звучало.

Не взирая на даны и заслуги

C чем связано то, что в прошлом году представители РНФКК на соревнованиях были успешнее, чем представители ФККР?

Думаю, такой высокий результат стал возможен благодаря слаженной работе всей организации, как тренерско-преподавательского, так и руководящего состава; немаловажную роль сыграло и системное финансирование организации. Отдельно стоит упомянуть и о самоотверженности наших спортсменов, без этого человеческого качества в киокусине – никуда.

Все эти составляющие создали основу для доверительного общения в звеньях спортсмен-тренер, тренер-руководитель. Есть общее понимание того, что Федерация развивается в нужном направлении, появляется нацеленность на результат, при этом есть ощущение команды, всесторонней поддержки в стремлении к победе. Мы так и говорим нашим спортсменам, если у вас что-то произойдет, мы вас будем лечить, кормить, поить. Какие-то травмы – не проблема, вы не будете брошены. На мой взгляд, для людей, которые рискуют своим здоровьем, очень важно знать, что они кому-то нужны, что есть кто-то, кто беспокоится о них. Это очень важный аспект как тренировочного процесса, так и соревновательного периода в жизни бойцов.

У вас сильный основной состав сборной, состоящей из звезд киокушина. А есть ли достойная смена уже сейчас?

Да, есть. И это опять следствие нашего системного подхода в руководстве и развитии Федерации. Тем более, что сейчас у нас нет такого провала, какой случился в 2004-м, после Абсолютного чемпионата Мира 2003 года. Тогда наша команда выступила не слишком успешно, а главный тренер команды, который не справился с поставленной задачей, испугавшись ответственности, перешел на работу в другую организацию, уведя за собой значительную часть сборной. И мы на несколько лет лишились своей полноценной команды.

Ведь что такое – вырастить спортсмена мирового класса? Сначала необходимо найти бойца, имеющего определенный психотип, физическую и техническую подготовку, а затем вложить в его развитие минимум лет 5. И только после этого смотреть на результаты. При этом нет никакой гарантии, что боец, например, не получит серьезную травму и не сойдет с дистанции раньше времени.

Подготовка хорошего бойца – это колоссальные затраты, как времени, так и финансов. Но только так можно получить своего спортсмена, который 5-7 лет сможет выступать на высшем уровне на международной арене. Как раз этим мы и занимались после упомянутого мной провала. Работа принесла свои плоды – мы вырастили целую плеяду сильных спортсменов. В нашей сборной нет легионеров, все бойцы – исключительно свои. Это те вчерашние дети, имеющие богатый опыт выступлений на детских и юношеских соревнованиях, которые, вырастая, показывают высокие результаты на турнирах среди взрослых спортсменов. Достаточно упомянуть тех же Тариела Николеишвили, Анастасию Хрипунову, Елену Воробьеву, Лашу Габараева и других наших воспитанников, которые показывают серьезные результаты. Недавно прошла смена поколений, и теперь у нас новый молодой состав команды.

Чемпионки мира Анастасия Хрипунова и Елена Воробьева

Каковы перспективы команды на абсолютном Чемпионате Мира?

Пока в истории российского киокусина не было еще ни одной победы на абсолютном Чемпионате Мира. Были третьи, вторые места – и ни одного первого. Это тоже неплохо, тем более, что у нас призовых мест восемь. В восьмерку всегда попадаем. Но хотелось бы, конечно, большего. И на сегодня вероятность для российского спортсмена стать чемпионом Мира высока. В первую очередь мы возлагаем свои надежды на Тариела Николеишвили. Но кроме него у нас есть еще несколько бойцов, способных «выстрелить». Не забывайте, что еще до выступления на самом чемпионате, до него еще надо, что называется, «дожить». Не «сломаться» по пути к турниру, выдержать колоссальные тренировочные нагрузки и выступления на промежуточных стартах, избежать травм и психологических надрывов.

Не следует также забывать, что жеребьевка чемпионата Мира в очередной раз будет проводиться отнюдь не под нас. Ведь вы знаете, что, несмотря на международный статус турнира и декларируемые равные возможности команд, на деле эти возможности у всех разные. Помимо жеребьевки, это касается и судейства. Нам будет очень трудно. Если кому-то для победы необходимо будет всего лишь преодолеть сопротивление противника, то любому нашему спортсмену придется преодолевать трудности жеребьевки и судейства на фоне трибун, заполненных японскими болельщиками. И, если в таких условиях наш спортсмен станет чемпионом, то это будет настоящий чемпион.

Основные этапы подготовки сборной уже известны?

Таких этапов несколько. Сразу после прошедших инструкторских сборов мы начинаем первый этап. Сначала будем выполнять так называемые «объемы». Будут мощные сборы по силовой и функциональной подготовке. Затем наступает период «домашних заданий», когда спортсмены отрабатывают полученные задания индивидуально в своих додзе под руководством личных тренеров. Затем вновь сборы, теперь уже связанные с улучшением скоростно-силовых качеств. После пойдут уже первые прикидочные турниры, для того, чтобы люди не забыли, что такое киокусин. И это все мы должны сделать до лета. Затем пойдет индивидуальная работа над выявленными проблемами, в том числе, связанными с индивидуальными особенностями. Пойдет работа по улучшению техники, тактики, поиску каких-то новых «фишек».

Мы должны постоянно расти и привозить на каждый турнир что-то новое, чтобы соперники не смогли приспособиться. И вся подготовка должна проходить на фоне постоянного подъема функционального состояния. Теоретически спортсмены должны условно набегать в пиковые нагрузочные месяцы по 800-900 км. Причем набегать в «рваном» ритме. Потому что чемпионат Мира по киокусинкай – это марафон со «взрывами», и чтобы победить, нужно иметь три сердца.

Ваши впечатления от общения с Франческо Филио?

Я бы так сказал. Глубокое уважение и восхищение этим человеком, который, несмотря на свой личный успех, – ведь он стал первым абсолютным чемпионом Мира неяпонцем и известным бойцом К-1, Филио остается добрым порядочным человеком. Открытым, болеющим за дело. Человеком, всегда готовым прийти на помощь любому, с кем он общается, кого он видит. Филио – хороший методист, он постоянно генерирует новые идеи, постоянно думает, ищет. Великолепный тренер. Поэтому общение с таким человеком дает многое. И в техническом, и в общечеловеческом плане. Я рад, что у меня есть такой друг и соратник. Многому у него учусь.

Шихан Филио на зимней школе РНФКК

Не планируется ли в рамках Федерации подготовка спортсменов с базой киокусинкай для выступлений на соревнованиях по ММА и К-1, как это делается, например, в клубе у того же Филио? 


Безусловно планируется. Мы не можем терять своих спортсменов, которым стали интересны другие направления единоборств, и должны дать им возможность реализации в рамках нашей Федерации. Мы ведем интенсивные переговоры со специалистами по этому поводу. Ведь киокушиновская база, при небольшой корректировке, позволяет спортсмену быть универсальным бойцом. Например, наш глубоко уважаемый Шихан Филио готов прилетать к нам достаточно часто и делиться своим бесценным опытом. Проводить мастер-классы, даже тренировать здесь продолжительное время.

Мы можем все это сделать, но для этого мы сами должны быть готовы. У нас должна быть соответствующая база, которая только создается. И нам необходимо понять, где и с кем будут соревноваться наши спортсмены, прошедшие специальную подготовку. Мы не исключаем возможности кооперации в этом вопросе с какой-либо уже существующей структурой. Это вопрос переговоров, а также интересов Федерации, интересов спортсменов и тренеров. Возможно, когда-нибудь мы создадим и собственную структуру, которая займется организацией и проведением профессиональных турниров на системной основе. Будем отрабатывать все варианты.

Франциско Филио

Какому основному принципу должен следовать человек, занимающийся киокушинкай?

Масутацу Ояма сказал очень хорошую фразу, близкую мне по сердцу. Боюсь, что не дословно, но примерно она звучит так: «Главное в киокушинкай – это не победа или поражение в бою, а умение побеждать самого себя, свою собственную слабость». Это важно не только для киокушинкай, это важно для жизни вообще. Если мы научимся несмотря ни на что терпеть, идти вперед и при этом уважать окружающий мир, то это будет правильно.

Говоря о киокушинкай в целом, нельзя не упомянуть о том, что дает это учение своим последователям. Киокушинкай базируется на полувоенных принципах, это способствует развитию собранности, дисциплине, уважению старших, чинопочитанию – в хорошем смысле этого слова, смирению и преодолению, и мне кажется, что это совсем неплохо.

На мой взгляд, если рассматривать киокушинкай с воспитательной точки зрения, то невозможно найти другую, столь же целостную систему. Все-таки придумали японцы определенные интересные штучки. Мы взяли их на вооружение, и это помогает правильно воспитывать людей. Ведь, возвращаясь к нашей спортивной канве разговора, сколько спортсменов в итоге получается? Хорошо, если из тысячи человек – один. Остальные кто? 999 – это те люди, которых мы воспитываем. И надо сказать, воспитываем неплохих граждан. Мы пополняем наше общество духовно здоровыми людьми.


Беседовал Олег Бессуднов


Добавить новость