Макс Дедик о Чемпионате мира по киокушинкай

"Не стоит прогибаться под изменчивый мир,
пусть лучше он прогнется под нас"

Машина Времени

Вернувшись с последнего чемпионата мира, я решил рассказать о своих впечатлениях и выводах.

1. Японцы молодцы.

Макс ДедикЯпонские сборники показали красивое Каратэ. Это именно Киокушин Каратэ, так как его понимают японцы. Раз уж они его придумали, нам нельзя с этим не считаться. Киокушин - это их Каратэ. От этого и такие судейские решения.

Современный японский киокушин ИКО - это каратэ основанное на кихоне. Да, да, да - на кихоне. Это не муай-тай фром Москоу, и не ... не важно. То, что показали Мори и Савамура это современное прочтение Киокушина. Баланс и Динамика. В меньшей степени акцент, в большей степени движение, темп, комбинаторика.

Меня впечатлила техника молодых японцев. Еще вчера мы их ломали жесткостью своих ударов и призрением к их росту и человеческому достоинству. Еще немножко и мы бы сказали им: "Нам у вас учиться??? Эй!". Вот как бы мы сказали, если бы не последний чемпионат.

Японцы свободны. Плечи свободны. Замахов нет. Совсем.

Японцы сбалансированы. Они действуют поясницей. Танден.

Финалисты Зенжуро Мори и Юта Савамура - сегодняшний образец Каратэ ИКО.

Юта Савамура и Зенжуро Мори
Савамура бьет поясницей, идет поясницей. Свободно. Тело само выбирает насадку - шито, маваси, лоу. Он просто затекает в пустоты. Естественно и без напряжения. Стремительно и нацелено. Савамура очень нацеленный. На печень. У него прекрасный маваси дзедан слева. Но, он его практически не бил. Хороший парень.

Мори красавец. Лучший. Да он упал. Да его вытащили. Никто не спорит. Иппон, конечно же, был. Но, друзья, давайте вспомним, куда мы приехали! Мы приехали в Японию на праздник Канчо Мацуи и его последователей.
Да, мы тоже последователи Мацуи Канчо, но мы не снимали Токио Джимназиум, не готовили этот праздник, не пыхтели над пулькой... в общем, мы не делали этот спектакль!

Мы приехали, такие большие, такие наглые, дерзкие, невоспитанные Гайджины и хотим все забрать у маленьких, воспитанных, сдержанных и отважных японцев которые придумали свое Каратэ?!
Они печатали буклеты на дорогой бумаге, они снимали кино, они дали нам выиграть абсолютный чемпионат мира, а мы вот так вот их благодарим? Коленом в челюсть первому номеру сборной? Гордости, славе и силе Великой Японии? Вот так вот? На первых секундах боя???

Андрей Зуборев и Зенжуро МориАндрей Зуборев нокаутирует Мори
Стоять. Так не пойдет. Давайте по-порядку. Кто за все это великолепие заплатит? За детей, ветеранов, женщин, катистов - за всех? Вы? Мы вам сделали такой праздник, мы вам... А вы хотите нам все испортить? Ну, нет Гайджины. Мы народ вежливый, но не до такой степени.

... И вот Мори, встает на шатающихся ногах. И вот зал стонет. И вот бой продолжается. И Мори делает все, что в его силах и даже больше. Он бросается как лев, нет, как два льва и атакует, атакует и атакует. Он бьет все что умеет и, о чудо! На последней секунде он таки цепляет русского бойца. Тот теряет равновесие! Вазари! Им долго думать нельзя. Было не было - не важно. Это ШАНС. И Мори сделал это.

Зенжуро Мори атакует Андрея ЗубореваЗенжуро Мори зарабатывает вазари на последних секундах боя
Конечно, ведь это именно то, ради чего все было. Такая ЖАРА! Народ ревет: "Мори, Мори!!!" И вот этот красавец начинает наращивать преимущество. Несмотря на несколько по ходу пропущенных колен в челюсть, он делает свое дело.

Что говорить, техника разная. Русские прагматично заточены на убой в пределах существующих правил. Японцы показали свое понимание Каратэ. Это когда десятилетиями формируется мастерство кумитэ. Это когда из непонятно для чего нужного кихона и идо-гейко, появляется Зенжуро Мори и показывает такое свободное и красивое каратэ. Такое каратэ нельзя сделать, оно растет само, как дерево. И произрастает долго. Сколько обидных поражений за плечами этого парня? Сколько лет он был младшим и кланялся по три раза за раз Кияме, Кадои, Танаке? Сколько терпения, уважения, стойкости ему пришлось проявить, пока Организация сказала: "Пора Мори. Иди и делай. Ты станешь нашим новым символом. Только не облажайся." "Ооссс!!!" - Закричал Зенжуро Мори - "Я не подведу вас Канчо!"

И тут "БАХ!" - КОЛЕНО СУДЬБЫ. Да молодец Мори. Сделал все что мог. Оправдал доверие Канчо.

В сухом остатке можно сказать следующее: благодаря особенностям японской системы проведения соревнований, мы, конечно, не увидели справедливости, но мы увидели в финалах образцы нового японского Каратэ. И они действительно были хороши. Они вдохновляют и окрыляют. Чемпион Японец - это важно для всех. Если чемпион не японец, ТО ЧЕГО ТУДА ЕХАТЬ?

Зачем тогда весь этот пафос? Приезжайте к нам! Мы вас научим побеждать! Только не надо про вот эти свои "Син-Ги-Тай", про которые любит задвинуть Канчо и "Кихон-Ката-Кумитэ", про которые любит рассказывать Артур. Это вот не надо. У нас все проще и надежнее - прямо и по делу.

Но, этого не произошло. Японцы написали сценарий и сняли фильм. Мы были его участниками и даже на что-то могли влиять. Но, конец получился именно такой, как планировался. И мы все получили сообщение - "ЭТО - Каратэ!"

Учитесь господа Гайджины. Наше каратэ выглядит так.


2. В Русском стане.

Ну, что тут скажешь... Главное разочарование конечно "Колено Судьбы". Украденный Иппон. Об этом уже сказано.

По моему мнению, лучшую технику показали Дармен и Титков. Они делали все, как надо. Они зрелые мастера. Они Бойцы.

Но, критерий был обозначен четко: равный бой с японцем - однозначная победа японца. Это очень важно понять для понимания всего, что происходило на данном чемпионате. И Дармен, и Титков были очень хороши, но японцы были моложе и тоже хороши. И это так.

Мезенцев был ужасающе хорош. Он классный ударник, дерзкий, молодой и заряженный. Из учеников Карена он мне нравится больше всех. Динамичный, острый. В его бою с Ильей Карпенко верх взял опыт. Карпенко рубил точно, по делу. Пермь дала ему многое. Прежде всего, спарринги с Дарменом, Игорем, Сергеем Увицким. Он "снял" школу. И это глубокая Школа. Позиция и разрушение опор и основ противника акцентированным ударом. Это тоже Каратэ. И оно не хуже японского.

Ромка Семченко, великолепно подготовленный и мотивированный боец попал под "схему". Он так хотел убить маленького японца! И конечно он побил его. Без вопросов. Но, тут появляется новый критерий, который нам, гайджинам, очень трудно понять. Некий "БАЛАНС". Вроде понятно, о чем это, но как его оценить?

Я понял так: если один противник сильно и точно бьет, атакует и стремится к победе нокаутом, а японец мужественно не падает и сохранят пирамидообразную структуру позиции, то по окончании первого времени, японец побеждает с помощью трех или четырех боковых флажков.

Предлагаю это вписать в правила и держать перед собой, когда сражаешься с японцем. Это очень важно помнить и не забывать.

Ромку подвела зацикленность на руках. Японцы их просто не оценивают. Они, в большинстве своем, не бьют руками, поэтому им такие удары не могут нравится. Они смотрят на позицию, территорию, активность, баланс и, только в последнюю очередь, на силу и акцент. Сейчас я это понял так. Таковы критерии последнего чемпионата.

В итоге, по окончании второго времени, судьи отдали японцу исключительно за то, что он: а) маленький; в) не умер; с) ОН ЯПОНЕЦ.
Вот как было дело.

Я привез одного бойца - Дильшоду. Мы сделали акцент на физической подготовке, так как технико-тактически Ди оснащена вполне неплохо. В итоге, прибавили в силе ударов, но потеряли в их своевременности. Дралась Ди хорошо. Но, нам не хватило опыта выступлений в Японии. И мне как тренеру и ей как бойцу.

В первом бою с Африкой, Ди хорошо отработала и славно размялась. Когда она не попала Кайтен, я даже облегченно вздохнул. Мне не хотелось чтобы эту спокойную, черную женщину жестоко вырубила Ди. Мне было жалко её, честно.

Но, во втором бою я уже пожалел об этом. Если бы африканку унесли, возможно, судьи по другому оценивали технику Ди. Но, они ее просто НЕ УВИДЕЛИ. Да, хорошие удары, ну и что? Японка вот стоит и даже двигается. У японки хороший баланс, хотя нет удара. Вот здесь она прихватила ногу и развернула Ди - это же бэд баланс! Вот японка делает попытку дзедан!... но падает. Это ничего, это просто но гуд баланс, но в целом... Жалко, что последний кайтен не попал в цель.

Но, я был уверен, что все в полном порядке. Ди чуть-чуть суетится, но уже достала живот. Я даже тормознул ее, когда она кинулась добивать "Спокойно, спокойно! Не спеши, все в порядке!" Концовка смазалась - не успели нарастить преимущество. Ничего, сейчас сделаем.

Но, этого не случилось. Просто отдали японке и всё. Я ничего не понял!



"Вчистую слили, может аппеляцию?" - сказал мне кто-то. Я подошел к Артуру.

- Что это было?

Артур развел руками

- Что Макс? Японка была получше. Ты не согласен?

- ??? В чем??? В чем получше Артур? В том, что не сложилась? Она же не бьет!

- У Ди плохой баланс. Она только и показала что свои стойки, уходы вот эти вот красивые.

Опа. Оказывается, я не вижу бой глазами японцев. То, что решение было неправильным - ясно. Но, исходя из критерия "если японец не согнулся, не упал и сохранил пирамидообразную позицию - он победил", получается что мы лажанулись.

Мы не готовились драться в таких условиях. Мы думали, что что-то понимаем в Каратэ, а оказывается, нет. "Гуд баланс и п..ц"

- Артур, а зачем тогда они дрались? Лучший баланс демонстрируют сумоисты. Может нам проводить соревнования по сумо?

Артур осуждающе покачал головой. Завожусь, согласен.

Я подошел к Сэнсею Рю Нарушима.

- Твоя девчонка была сугоИ (круто). Она цуеИ (сильная).

- Сенсей, когэки абунаи? (атаки опасные?)

- Абунаи. (опасные)

- Нихондзин но коггэкига абунакунаи? (Японка же не бьет!)

- Абунакунаи (не бьет).

- Нандэ? (почему тогда?)

- Максим-сан, ганнбатте кудасай. Кандоже цуей кедо... Мада, мада. Ганбатте Максим-сан. Цуги ва...
(Максим, не сдавайтесь, старайтесь, пожалуйста. Девчонка хорошая, сильная, но... Еще пока не то. Старайтесь Максим. В следующий раз...)

- Ос, Сэнсей.

Только после этого разговора с Сэнсеем Нарушима я немного попустился. Ну что тут скажешь. Все понятно.

Во-первых, что бы тебя начали ВИДЕТЬ, ты должен ездить не раз и не два.

Во-вторых, что бы победить японку, надо её уничтожить. Не должно быть простоев, нельзя давать шанса судьям. Надо заполнить все пустоты и, конечно, надо нокаутировать.

В-третьих, иногда поражение много ценнее, чем победа. Сейчас, когда есть понимание того как надо работать убирая слабости. Пришел черед мелочей. Именно это, знание мелочей, опыт выступлений в Японии отличает наших питерских чемпионок от остальных. При прочих равных они выигрывают пару "баллов". Где-то маленький эпизод, где-то серия ударов с проходом вперед. С точки зрения ущерба - ни о чем, с точки зрения правил - важные составляющие победы.

Опыт, знание и былые заслуги. Это важно. Я совсем про это забыл. Надо было кричать - "Давай! Давай! Демонстрируй преимущество!" Мне же хотелось точности и рациональной, правильной тактики. Красоты и чистоты хотелось. Мечтатель. Пора на землю.

Ладно, было и было. Не заслужили значит. Будем работать.


3. Алехандро Наварро

Кто преуспел в борьбе с судьями это брат Алехандро. Вот красавец! Он не дал им шанса, а когда он у них был, они им не воспользовались. Потому что слишком многое стерпел от них этот парень. Один прошлый весовой чемпионат, финальный бой с Танакой чего стоит. Именно за терпение получил горячий Испанец свое Золото.

Алехандро Наварро и Шохей Камада

И это было Счастье. Для нас всех.

Мы - учидеси, бойцы со-хонбу. Мы все знаем и все понимаем. Мы Гайджины. Мы ПОБЕДИЛИ! Наш Алехандро стал, наконец, чемпионом и мы счастливы.

Это счастье для всех. Это пример невероятного терпения, смирения, мужества, мастерства и ПОБЕДЫ. Это результат огромной работы над собой. Это обиды и муки, разочарования... Это кризисы и это БОЛЬ.

И ВСЕ ЭТО - КИОКУШИН так... вашу! Такой, какой есть ИКО - КИОКУШИН.

Таков путь бойца в этой школе. И вот пример высшей Победы над судьями, над противниками, над обстоятельствами, над судьбой. Над собой.

Это не спорт. Это что-то другое. Что? Не знаю. Что-то вроде Рок-н-Ролла - для диких, искренних и терпеливых, если говорить о гайджинах, а для японцев... в общем-то тоже самое. Но, по-японски.

Ос!

P.S. Победа неизбежна. Для того, кто упрямо идет к своей цели. Шаг за шагом. Всему вопреки.

Наверное, это и есть Киокушин. Который мы любим.

ВЫВОДЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Выводы в основном содержаться в тексте, но есть еще о чем стоит сказать. Сейчас нам дали новый образец Каратэ. Он великолепен, слов нет. Но, не стоит забывать, что мы не японцы. Никогда ими не были, не станем и не зачем нам ими быть. Да, мы воспитаны этой школой. Установлена именно такая операционная система. Но, не стоит стремиться воспроизвести оригинал. Он японский.

Японцы уважают тех, кто остается собой. Это я понял, живя в Японии. Они уважают Лечи Курбанова, Сергея Осипова, Дармена Садвокасова. Потому что они воплощают свое понимание, свой народ, свою Школу. Те, кто несет свою ИДЕЮ превосходя их, японцев. Вот кого уважают японцы. И пусть сегодня они чего-то не видят, ничего. Мы потерпим.

Если есть свое понимание, своя стратегия, свой стиль не стоит от этого отступать. Надо его улучшать, уточнять и делать ещё более эффективным.

Я так думаю: "Не стоит прогибаться под изменчивый мир, однажды он прогнется под нас"!

Ос!

Добавить новость