Ушел из жизни старейший историк боевых и спортивных единоборств России

Михаил Николаевич Лукашев3 августа 2014 года ушел из жизни Михаил Николаевич Лукашев (27/12/1926 – 03/08/2014), старейший историк боевых и спортивных единоборств России, человек, сделавший чрезвычайно много для воссоздания истории российского спорта и рукопашного боя, а в особенности – истории самбо. Без преувеличения, это колоссальная утрата для всех, кому дорога история спорта в нашей стране.

В мою жизнь Михаил Николаевич пришел в середине 1980-х, когда мне было лет 11-12. Я тогда уже увлекался единоборствами, занимался дзюдо и пытался освоить азы каратэ, а еще, по склонности своей к истории, по крупицам собирал информацию о великих мастерах, школах и системах борьбы прошлого.

Колоссальное впечатление произвела на меня тогда написанная Михаилом Николаевичем книга «10 тысяч путей к победе» (1982), которая, уж не помню как, оказалась у меня в руках: то ли нашел я ее в библиотеке гарнизонного дома офицеров, то ли дал почитать кто-то из друзей. Читал я «10 тысяч путей к победе» запоем, переписывал в тетрадочку самое понравившееся.

Увлекательная книга Михаила Николаевича, написанная ярким, живым, «вкусным» языком захватила меня, еще больше разожгла интерес к истории боевых и спортивных единоборств, во многом определила весь последующий мой жизненный путь, которых с тех пор и по настоящее время связан с изучением боевых искусств и рукопашного боя.

Уверен, что такую же роль «10 тысяч путей к победе» сыграли в судьбах тысяч других парней и девчонок, ведь за время, прошедшее с момента ее выхода в свет, эту работу М.Н. Лукашева прочитали представители нескольких поколений, сотни тысяч наших прежних и нынешних соотечественников.

А ведь были у Михаила Николаевича и другие, не менее увлекательные книги, которые также будоражили и вдохновляли: «Слава былых чемпионов» (1976), настольная книга всех наших самбистов 80-х – «Родословная самбо» (1986), «Чем счастлив тренер...: Очерки, зарисовки, интервью» (1987), «И были схватки боевые...: Рассказы о неизвестных эпизодах из славного прошлого отечественных борьбы, бокса и кулачного боя» (1990)... А еще – десятки статей, очерков, которые Михаил Николаевич более чем за полвека своей журналистской деятельности, начавшейся в далекие 1960-е годы, опубликовал в десятках газет и журналов, включая самые популярные и массовые спортивные издания СССР – газету «Советский спорт» и журнал «Физкультура и спорт».

Без всякого преувеличения, Михаил Николаевич Лукашев – это целая эпоха в изучении истории боевых искусств, а в особенности – спортивных единоборств и рукопашного боя нашей страны, в «единоборческой» спортивной журналистике. Ведь это именно Лукашев своим талантливым пером впервые рассказал действительно широкому читателю и о всемирно известном ныне монастыре Шаолинь, и о забытых традициях рукопашного боя средневековой Европы. Это именно он на страницах журнала «Физкультура и спорта» впервые познакомил советских любителей спортивной борьбы с «канонами дзюдо» от мэтра Мифунэ.

Огромен вклад М.Н. Лукашева в воссоздание подлинной истории самбо. Достаточно сказать, что это именно он вернул из полного забвения имя Виктора Афанасьевича Спиридонова, и именно он познакомил широкий читательский круг с жизнью и деятельностью Василия Сергеевича Ощепкова, раскрыв в том числе и те связанные с разведывательной работой в Японии страницы его биографии, которые были совершенно неизвестны даже ближайшим ученикам мастера. Влияние Лукашева на освещение истории становления самбо настолько велико, что не будет преувеличением сказать, что подавляющее большинство печатных и электронных публикаций на эту тему вплоть до сегодняшнего дня представляют собой всего лишь более или менее удачные переложения тех или иных очерков Михаила Николаевича, зачастую, к сожалению, сдобренные собственными фантазиями и измышлениями, которые лишь замусоривают тему.

В 2000-м году мне посчастливилось познакомиться с М. Н. Лукашевым и впервые оказаться у него в гостях. К моей удаче случилось так, что Михаил Николаевич был уже заочно со мною знаком по подаренной ему сыном моей книге об истории ниндзюцу «Путь невидимых», которую он оценил как первый в России серьезный труд на тему средневекового японского шпионажа.

С того времени я стал частым гостем в его доме. В наших многочасовых беседах, а порой и в спорах, когда я со своей молодой горячностью стремился указать Михаилу Николаевичу на отдельные, неизбежные при его условиях работы (незнание восточных языков, недоступность источников) неточности в отношении тех или иных аспектов истории японских боевых искусств и убедить в своей правоте, он раскрывался передо мной как пытливый и скрупулезный исследователь.

Благодаря этому общению, я имел возможность заглянуть в «творческую кухню» исследователя. Узнать, что за легкостью слога, лишь только и видимой читателю, скрывается колоссальная работа в архивах и библиотеках, многолетние розыски очевидцев, бесконечные уточнения и поправки, напряженная работа над текстами, выражающаяся в их переписывании десятки раз, чтобы сделать мысль предельно ясной, а слог – звонким и доходчивым.

Я счастлив, что имел возможность помочь Михаилу Николаевичу реализовать его мечту – опубликовать книгу «Рукопашный бой в России в первой половине ХХ века. Системы и авторы» (5 томов), которая подвела итог его многолетних исследований. Эта книга явилась результатом огромного труда, и я уверен, что потребуются еще многие годы, прежде чем появится книга, которая сможет превзойти монографию М.Н. Лукашева по широте охвата, точности и глубине осмысления проблем. Считаю для себя честью, что мне довелось редактировать этот труд и получить его в дар от автора с самой дружеской дарственной надписью.

Книга «Рукопашный бой в России в первой половине ХХ века. Системы и авторы» вышла в свет, когда ее автору шел уже восьмой десяток. Но и тогда, несмотря на возраст и мучившие его болячки, Михаил Николаевич не собирался оставлять перо. Так, в журнале «Додзё», который я редактировал до весны 2005 года, появлялись новые и новые его статьи.

Михаил Николаевич мечтал дополнить главный труд своей жизни новыми главами, посвященными рукопашному бою в годы Великой Отечественной войны, и главами о зарождении самозащиты в России еще XIX века, продумывал все новые и новые сюжеты, делал все новые и новые наброски…

Он работал до последнего дня жизни и ушел, полный планов на будущее, многие из которых были нашими общими планами…

Уже вырисовались контуры будущей совместной книги о В.А. Спиридонове, которая должна была быть насыщена редкими архивными документами и вскрыть неизвестные страницы биографии этого неутомимого пропагандиста самозащиты, о которых в свое время М.Н. Лукашев не захотел или не посчитал нужным рассказывать…Задумывалась отдельная работа о разведывательной деятельности В.С. Ощепкова, в основу которой должны были лечь уникальные архивные материалы, полученные Михаилом Николаевичем в архиве Главного разведывательного управления…

Увы! Этим планам не суждено сбыться, потому что Михаила Николаевича уже нет с нами…

Несмотря на большую разницу в возрасте, думаю, что Михаил Николаевич был для меня другом, старшим товарищем и, наверное, все-таки, единственным человеком, с которым я мог обсуждать волнующие меня вопросы истории самбо и рукопашного боя в нашей стране.

И, конечно, он был для меня Учителем.

Он учил меня любить свою родину, ее историю, культуру, родную литературу. Учил литературному мастерству. Учил исследовательской честности и скрупулезности. Учил полной бескомпромиссности в поиске и отстаивании исторической правды. Учил не специально, а исподволь, собственным примером и дружеским советом, за что я искренне благодарен Михаилу Николаевичу и Судьбе, которая дала мне возможность общаться с этим замечательным человеком.

Светлая тебе память, дорогой Михаил Николаевич!

Спасибо тебе за всё!


Алексей Горбылев

Добавить новость