«…будем следовать истинному смыслу воинского пути…»
Иногда бывает так, что на высоте своего положения, в текущих организационных вопросах «главные люди» киокушина не успевают заметить самых маленьких, но не менее важных людей своих федераций. Конечно, дети - не международные бонзы и не лидеры сборной, пересечься и запомнить таких людей непросто. Их проблемы воспринимаются примерно на уровне неправильно завязанного ими пояса, всё остальное для них прописано в всевозможных регламентах... Но бывает, что они сталкиваются с несправедливостью на татами. А именно эти, пока еще маленькие люди - будущее всех организаций!
Наш сайт дал возможность высказаться о наболевшем, родителю юного каратиста одной из киокушиновских организаций. Не для того, чтобы кто-то кого-то наказывал, просто чтобы услышали.
Автор: Станислав Бронякин
Соавтор: Новосёлова Валентина
Карате возникло в нашей жизни абсолютно случайно. Но случилось так, что за очень короткое время стало частью жизни всей нашей семьи. Все началось два с половиной года назад. Мой шестилетний сын играл на PlayStation и сказал, что хочет драться так же, как герои одной из видеоигр.
Вспомнился сразу небольшой рекламный щит над входом в неприглядного вида здание с обшарпанными стенами и местами выбитыми стеклами в окнах. Но, как говорится: «попытка не пытка». Решили зайти и спросить.
Нас встретил молодой парень с выбритыми висками с ирокезом и в белом доги (только потом мы узнали что это так называется) с непонятным иероглифом на груди.
Окружающие называли его «сенсеем». Все это выглядело несколько необычно и даже забавно для нас. После короткого разговора с сенсеем мы решили, что начинаем. Посещать детскую группу у нас не получалось по времени, поэтому решили попробовать сразу начать со средней. Возраст ребят в группе минимум на год превышал возраст сына. Так все и началось.
Прошел месяц и сенсей сказал, что можно покупать доги. Дальше больше…! Через месяц первые соревнования, потом еще одни и еще одни, сдачи экзаменов на пояса, летние спортивные сборы и лагеря. Ну и конечно горящие глаза ребенка, который, ложась спать, говорит, что на первом месте для него мама, папа и братья, а на втором – карате!
Каждую неделю три двухчасовые тренировки, одна индивидуальная с сенсеем, ну и для полного счастья еще пару раз в неделю бассейн. Так прошел год, началась школа. До сих пор помню фразу одного из педагогов в школе: «Такой спорт – главный враг обучения!». Но вышло как раз наоборот – заканчиваем второй класс абсолютными отличниками. Уверен, что и в этом заслуга нашего сенсея – концентрация, собранность, дисциплина – это как раз то, чему он учит своих воспитанников. Я говорю «нашего сенсея» не случайно. Он заразил карате ни только ребенка, но и нас с женой. Так что теперь всей семьей ходим заниматься в старшую группу.
Много всего произошло за эти два с небольшим года. Пояс сына сначала приобрел апельсиновый оттенок, потом неожиданно стал синеть, и вот уже на желтом фоне наклевывается зеленая полоска. В комнате для кубков и медалей приспособили специальную полку на стену, вчера на нее с трудом впихнули очередной трофей.
Старались не пропускать ни одного турнира, среди которых и российские и международные, включая поездки в Молдавию и Японию. Конечно, на это мы тратим немало денег, слава Богу у нас есть такая возможность, но думаю, инвестиции в собственного ребенка никогда не было неблагодарным занятием.
Я пишу это развернутое вступление не для того, что бы заниматься пропагандой этого вида спорта, а для того, что бы читатель понимал что мы не совсем уж новички в этой области. Хотя и просто спортом, назвать карате язык не поворачивается. Для нас это все больше становится образом воспитания и жизни в целом.
Часто слышал о проблемах судейства на детских и подростковых турнирах. Однако, старался не обращать на это внимания. Ну во-первых, мое мнение никак не может быть объективным – свой ребенок всегда лучший и всегда находится масса возможностей оправдать те или иные недочеты в его технике. Во-вторых, практически в каждом положении к турнирам находишь просьбу организаторов предоставить судей для предстоящего соревнования. Так что тут все просто – не нравятся судья – предоставь своих.
Очевидно, что находится немного желающих отложить свои дела для того, что бы за тысячу рублей, в состоянии максимальной концентрации просидеть на табуретке в углу татами с двумя флажками в руках под шквалом обрушивающихся оскорблений и упреков в некомпетентности от многочисленных «компетентных» зрителей, в числе которых, к большому сожалению, не только родители, но и тренеры спортсменов, демонстрирующих нагляднейший пример «спортивного поведения» в том числе своим детям и своим воспитанникам.
Так что: «Спасибо вам, судья молодые и старые, опытные и не очень за вашу нелегкую работу!»
Но вот вчерашнее происшествие меня, как родителя, сильно огорчило. Оно коснулось не меня лично и не моего ребенка, но наших хороших знакомых.
Начну с того, что изначально отправляясь на турнир мы не сильно тешили себя надеждой оказаться в призерах. В положении к турниру по ката были указаны следующие возрастные категории: 6-8 лет, 9-11 лет, 12-17 лет. Логика такого разделения на категории мне до сих пор не ясна. Получается, что в одной категории могут оказаться, например, ребенок которому только исполнилось 9 лет (как мой сын) и подросток, которому вот-вот стукнет 12. Таким образом, разница в возрасте может составлять почти три года.
Имея высшее медицинское образования, могу уверенно судить о анатомо-физиологических изменениях в организме ребенка в течении трехлетнего периода. Эти изменения очевидно касаются веса, роста, физиологической зрелости центральной нервной системы и гормонального фона организма, что находит свое отражение в координационных способностях опорно-двигательного аппарата, концентрации и внимании.
Другими словами, дети с разностью в возрасте в 3 года едва ли могут конкурировать по своим физическим и психическим возможностям.
Говорить о категории 12-17 лет, в которой легко могут потягаться силами «выпускники начальной школы» и «абитуриенты ВУЗА», даже не хочется.
Ничто из выше изложенного не смогло остановить моего упрямого ребенка. Он выучил новое мастерское ката, которое непременно хотел «обкатать». Собственно это и было основной нашей задачей.
Состязания по ката закончились и, несмотря на все трудности, мы оказались с серебром. А вот нашим знакомым из дружественного клуба повезло не настолько. Их спортсменка оказалась четвертой в категории 6-8 лет.
И все бы ничего, если бы мой сын не узнал в мальчике, занявшем второе место в этой категории, своего соперника по предыдущему турниру. На вопрос моего сына о том, сколько ему лет, мальчик наивно ответил: «Девять, но скоро исполнится десять!».
Ответив, ребенок продолжил искренне радоваться победе. С той же самой детской наивностью мой сын принялся успокаивать свою шестилетнюю подругу, оставшуюся без призов, ее родителей и тренера, говоря о том, что та проиграла тем более достойно, раз ей пришлось состязаться с почти что десятилетним соперником.
Тут то и возник вопрос у тренера о том, как девятилетний ребенок оказался в категории 6-8 лет. Я махнул рукой и сказал, что это невозможно и наверняка мой ребенок все перепутал. Все сомнения развеял главный судья турнира, при этом сам являющийся «сенсеем», уверенно заявивший, что еще до начала соревнований был в курсе несоответствия реального возраст ребенка и указанного в заявке.
«Жизнь есть жизнь!… Да и какие соревнования проходят без нарушений…? И что вы собственно хотите?! Не о первом же месте речь идет! Может быть вашей спортсменке третье место дать? Она его все равно не получит! И не надо на нас наезжать! Соревнования закончены!» - вот вкратце то, что было сказано нам в ответ.
Мы оказались настойчивы, заявив, что нас интересуют не первые и не третьи места, а справедливость. Это стало причиной затянувшейся пылкой дискуссии, в ходе которой мы пытались убедить организаторов в невозможности честной борьбы между детьми с разницей в возрасте более 3-х лет и в необходимости следовать правилам положения о турнире с и без того абсурдно сформированными возрастными категориями.
Надо отметить, что, несмотря на явное недовольство и раздражение, наши доводы все же были приняты. Мальчика дисквалифицировали. «Масла в огонь подлил» главный судья турнира, он же «сенсей» несостоявшегося по нашей вине призера, заявивший расстроенному до слез мальчику о том, что нечего всем подряд «трепать» о своем возрасте.
Уверен, что случай описанный мною не единичный. Невольно возникает вопрос - что движет людьми, совершающими или закрывающими глаза на подобные нарушения?
Сомневаюсь, что тренер, воспитанники которого занимают призовые места подобным образом, может чувствовать себя удовлетворенным и успешным. Конечно, если только он не обманывает и себя самого. Возможно это попытка повысить престиж клуба, бравируя множественными «успехами» его воспитанников, и тем самым привлечь новых «будущих медалистов».
Самое интересное, что такого рода имидж рушится, как карточный домик на первом же серьезном турнире, когда этих «чемпионов» разберут по частям действительно опытные спортсмены.
Уважаемые «сенсеи», идущие по подобному пути, вспомните, что вы не только спортивные наставники, вы еще и учителя в прямом смысле этого слова. Вы работаете с юными чистыми душами. Вы действительно верите, что вы учите их «культивировать дух самоотрицания», «следовать высшим идеалам», «стремиться к мудрости и силе, не ведая других желаний»?
Возможно вы не в курсе, что для многих ваших учеников, карате значит значительно больше чем вы, возможно, себе представляете, а может быть и намного больше чем для вас самих.
Они не могут уснуть накануне соревнований, у них дрожат ресницы, стучат зубы и сохнут губы от волнения и ожидания. И вы готовы их обмануть? Ну что же, вам виднее, вы же «сенсеи»…
От SuperKarateRU. Сталкиваясь с подобными ситуациями и родительскими реакциями на них, понимаешь, что все законные требования министерских чиновников и нашего АКР, справедливы и обоснованы. Если нет печати спорткомитета на положении, то весь риск по всем турнирным ситуациям на тренерах выставляемых спортсменов. Не на организаторах, а именно тренерах!