18.09.2015
24 680
+27

Ходзё Ундо - силовые упражнения в Окинавском каратэ

Среди многочисленных упражнений традиционного окинавского каратэ в последнее время наибольший интерес вызывают манипуляции со специфическими предметами известными под именем Ходзё ундо или Кигу ундо. К сожалению, многие практики боевых искусств, которые пытаются освоить эти движения самостоятельно, воспринимают их как специфический фитнес и в результате теряют смысл этих упражнений.

Ходзё Ундо


В тренировочном алгоритме школы Годзю рю Ходзё ундо занимает чрезвычайно важное место. Дело в том, что в рамках этой школы каратэ огромное внимание уделяется выстраиванию специфической структуры тела. Этой цели служат хайшо ката: сан чин и тенсё, подготовительные упражнения дзюмби ундо, подготовка рук – удэ танрен, укрепление тела – таи атари и упражнения с предметами ходзё ундо – последние в этом списке но далеко не последние с точки зрения важности в целостной картине тренировки бойца годзю рю. Основной задачей, которую решает ходзё ундо я бы назвал принудительное обучение. Дело в том, что при соблюдении правильных траекторий и техники выполнения упражнений тело само обучается принципам эффективного поиска источников силы и её наиболее экономичного расходования. Без дополнительных объяснений. С точки зрения физиологии процессов, которые происходят во время тренировки Ходзё ундо речь идёт, в меньшей степени о работе с мышцами и в большей о функциональной подготовке связок, а также балансе тела и дыхания.

Все предметы ходзё ундо в годзю рю можно разделить на три группы. Наиболее многочисленная – девайсы заимствованные из Китая, на втором месте местные разработки и наконец пришельцы из других стран. Почти все приспособления являются либо дарами природы либо чрезвычайно просты в изготовлении.



К выходцам из Китая относятся следующие тренажёры:

Богдан Курилко с Нигири ГамэМакиаги – камень верёвкой привязанный к палке. Задача занимающегося с помощью манипуляций кистями накрутить верёвку с камнем на палку.

Чи иши (Chi Ishi) – «каменный молот». Совершенно уникальный тренажёр для встраивания тела в единую конструкцию. Прекрасно подготавливает связки. Аналогичный девайс используется во многих школах китайского цюань фа. Менее известная разновидность Тсиси – двуручный вариант с грузом посредине.

Нигири Гамэ (Nigiri Game) – «кувшины силы» или сан чин гамми  - «кувшины сан чин» - один из самых главных предметов Ходзё ундо с точки зрения комплексного воздействия на тело. Упражнения с нигири гамми можно сравнить с приседанием со штангой во время которых атлет вынуждает тело защищаться от постоянного воздействия немалого груза на свою тушку и как следствие наращивать мышечную массу везде. В случае с нигири гамми речь идёт специфическом положение тела, которое называется гамаку, при котором тушка исполнителя как будто прессуется, а суставы скручиваются  по направлению к центру – танден. В результате достигается своего рода «натянутое» состояние всего тела, которое ведёт к укреплению всего связочного аппарата и в качестве бонуса – пальцев.

Тан (Tan) – азиатский аналог штанги. Несмотря на внешнюю схожесть упражнения с тан ничего общего не имеют с использованием европейского близнеца. Скорее речь идет о «накатывании» определённого чувства синергичной работы тела.

Иси саси - каменный замокИси саси (Ishi-Sashi) - «каменный замок». Чрезвычайно интересный предмет. Упражнения с «замками» можно разделить на две группы: те, которые помогают почувствовать единство тела и движения через соединение стопы и кисти и упражнений, которые можно назвать «жонглирование», они помогают понять принцип моментального перехода из расслабленного состояние, в состояние «структурной натянутости».

Какитэ бикей – больше всего напоминает колодезный журавль. Служит для отработки техники какие с точки зрения правильной и объединенной работы тела.

Тетцува – железное кольцо – предмет для отработки короткого усилия в защите и атаке, а также укрепления предплечий и плечевого пояса.

К аборигенам раздела Ходзё ундо, в первую очередь относится Макивара (Makiwara) - «скатанная солома». Вкопанная в землю доска с намотанной на нее рисовой бумагой в качестве тренажера для отработки удара кулаком – исключительно окинавская разработка.

Еще одна разновидность макивары – Тоу – связка бамбуковых стеблей с помощью которых укрепляют пальцы рук и ног.

Еще одним тренажёром для укрепление рук является Джари Бако – ведро с речной галькой, которую необходимо протыкать пальцами.

К разновидностям макивары можно отнести вкопанный в землю круглый деревянный столб – Удэ Китае – целью которого является укрепление предплечий и голеней.

Еще один местный предмет – Саси Гета – каменные сандалии. Впрочем каменными они были на заре становления каратэ. С развитием цивилизации очень быстро превратились в Тетсу Гета – железные «вьетнамки».

Подавляющее большинство жителей Рюкю, тем или иным образом имели отношение к рыболовству. Поэтому не удивительно, что на островах появился такой тренажёр, как Ишибукуро – морские камешки в мешочке из рыболовной сети – древний аналог кистевого эспандера в отличие от последнего существенно влияющий на крепость кончиков пальцев.

Конгокен – металлический овал – исключительно заслуга Тсёдзюна Мияги, который привёз этот любопытный предмет из своего путешествия на Гавайи. Конгокен стал своего рода кульминацией Ходзё ундо. Дело в том, что до его появления в комплексе упражнений с этими тренажёрами не было ни одного по настоящему объёмного и тяжелого девайса, который решал вопросы не только развития опорно-связочного аппарата, но и его связи с желательно функциональными и мощными группами мышц. Конгокен стал решением именно этого вопроса.

После революции Мейдзи и официального присоединения Окинавы к Японии местные мастера каратэ предприняли ряд попыток интеграции каратэ в мир боевых искусств страны восходящего солнца. Интересно, что несмотря на успех этого предприятия далеко не все тренировочные методики были приняты на вооружение сынами Ямато. Например, упражнения Ходзё ундо – обязательная дисциплина в каждом додзё Окинавы – остались за бортом Японского каратэ. Причиной стала явная спортивная направленность «новой» пустой руки. Необходимость жесткого взаимодействия с противником, управления им с помощью контроля телом, постановка мощного удара не только рукой, но и любой точкой тела – отошли на второй план, тогда как основным приоритетом стала скорость и результативность действий с точки зрения правил соревнований. Как следствие каратэ стало более атлетичным и Ходзе ундо вытеснили эффективные западные методики развития этой атлетичности.

Но так было не всегда и первые пионеры каратэ честно пытались показать методику преподавания этого боевого искусства, как цельную систему. Первый, изданный на Японской земле труд посвящённый каратэ и содержащий информацию о Ходзё ундо - книга создателя Сито-рю Мабуни Кэнва «Искусство каратэ кэмпо, эффективное в нападении и защите. Изучение Сэпай.» (1934 год). Ещё одной книгой того же автора с информацией об этом важном разделе традиционной подготовки стало «Введение в кэмпо каратэ-до, эффективное в нападении и защите.»

Упоминает о Ходзё ундо и создатель школы Сётокан – Гитин Фунакоси в своей книге «Каратэ для начинающих». Он приводит неполный список предметов для тренировок без описания упражнений. В дальнейшем, такие авторы, как Масатоси Накаяма (Сётокан) и Татсуо Судзуки (Вадо-рю) упоминают в своих трудах о Ходзё ундо, но касаются этого вопроса вскользь, как необязательного раздела подготовки. Пожалуй единственным исключением стала макивара, которая в отличие от своих менее удачливых собратьев осталась в арсенале японского каратэ. Остальные снаряды были благополучно забыты первым поколением японских учителей. Наряду с Ходзё ундо из подготовки каратиста в «большой» Японии исчезла работа с анализом ката с точки зрения дэнто и ойо бункай.

При этом на Окинаве, где каратэ, благодаря усилиям мастеров, которые были не согласны с существенными модификациями своего боевого наследия, Ходзё ундо по-прежнему занимало почётное место в тренировочном процессе. И если японцы выстроили всю систему подготовки бойца на знаменитых трёх «К»: кихон, ката, кумитэ; Окинавцы всегда опирались на четыре столпа: дзюмби ундо, ходзё ундо, ката (от хайшо к кайшо) и бункай во всем его многообразии.



Мне приятно видеть, что сегодня, всё больше адептов каратэ обращают внимание на традиционные методы подготовки понимая их уникальность и ценность.

Великий мастер Канрио Хигаонна, который привез из Китая боевое искусство, которое в последствии получило название Годзю-рю оставил нам три простых правила работы с предметами Ходзё ундо, которые сегодня не потеряли своей актуальности:

  • Никогда не торопись. Техника первична.

  • Тренируйся согласно своим возможностям.

  • Повторяй упражнения не определённое количество раз, а до предела своих возможностей постепенно увеличивая нагрузки.


Добавить новость