Ката Сан чин - визитная карточка кулачного боя королевства Рюкю

Сан чин

Среди многочисленных техник и способов их отработки, которыми богата школа Окинавского каратэ годзю рю, значение ката Сан чин трудно переоценить. Это фундаментальная база школы, ее начало и конец, визитная карточка одного из самых известных направлений кулачного боя королевства Рюкю.

Про Сан чин ходит множество легенд и с ним связано еще большее количество заблуждений. Его называют «энергетическим», в его движениях пытаются найти сакральный смысл, а в его своеобразном дыхании услышать эзотерическую мелодию буддийских мантр. Реальность как всегда намного проще и при этом значительно интереснее.

Ката Сан чин

Шерше ля фам

История ката Сан чин началась в середине восемнадцатого века в Китае, точнее в южной провинции Фуцзянь. На протяжении многих лет эта часть страны была центром борьбы самых различных сил, этаким бурлящим котлом истории, в котором тысячами гибли люди. В ходе постоянных войн коренное население мигрировало в соседние страны юго-восточной Азии, а им на смену приходили беженцы с севера - носители совсем другой культуры. С одной стороны, эти условия не способствовали зарождению системных школ кулачного единоборства, с другой, являлись благодарной средой для высокой концентрации не чуждых войне и насилию людей, готовых эти самые искусства принять и совершенствовать. Вот почему массовое развитие южного цюаньфа начинается только в восемнадцатом веке, но при этом носит достаточно бурный характер.

Именно в это время в нашей истории появляется чрезвычайно одаренная представительница прекрасного пола по имени Фан Цинян (1764г. ориент.), дочь известного кулачного бойца Фан Чжуна, который, согласно преданию школы, в совершенстве владел такими стилями южнокитайского ушу, как Лохань Шиба Цюань (18 рук Архатов) и Кулак императора Тайцзу. Их основам он и обучил девушку.

Опуская подробное жизнеописание мастера Фан, а также чрезвычайно поэтичное повествование о ее нелегких поисках, необходимо сказать, что в процессе своего постижения кулачного искусства эта женщина столкнулась с тем, что большинство единоборческих школ юга делали ставку на физическую силу и мощные, сметающие, амплитудные движения. Конкурировать на этом поле с крепкими мужчинами для Фан Цинян было практически невозможно. Но вместо того, чтобы сдаться и стать одной из многочисленных китайских домохозяек, она совершает настоящую революцию в мире южного цюаньфа (*кулачного искусства). Она создает кардинально новый метод генерации усилия, то есть иной способ поиска источника силы для удара, броска, толчка либо другого воздействие на «тушку» противника и кардинально новый вариант реализации этой силы. Так, согласно легенде школы, появился стиль Байхэ или Пайхо – Белый журавль. Его стержнем стал комплекс движений, у которого была одна единственная цель: научить адепта формировать совершенно определенную структуру тела, с помощью которой реализовывался уникальный способ формирования усилия. Имя ему Сан чжан.

Способ ведения боя, предложенный мастером Фан, был настолько революционным и эффективным, что в последующие годы в провинции Фуцзянь возникла целая плеяда школ цюань фа, в основе которых был свой сан чжан.

Королевство Рюкю, с 14 века находящееся в вассальной зависимости от Поднебесой империи, познакомилось с "журавлем” благодаря многочисленным торговым и культурным связям с Китаем - и Сан чжан на Окинавской земле превратился в Сан чин.

Богдан Курилко

Практика

Для того чтобы понять, что делает Сан Чин уникальным, нам предстоит пройти несколько этапов. И начать необходимо с внешней формы. Она определяет то внутреннее содержание, которое является главной ценностью этого ката, и которое, наряду с Тенсе, относит его к категории форм семьи Хайшо ката – "формы закрытой руки", что говорит не о сжатой кисти, а о концентрации на "внутренней" работе.

Первая задача, которую необходимо решить при принятии позиции Сан чин, – это собрать всего себя в центре, то есть в Тандэн. Этот процесс весьма условно можно разбить на этапы. Условно потому, что все нижеописанное должно происходить в одном моменте времени.
Сначала исполнитель опускает центр тяжести, концентрируясь на стопе так, чтобы каждый ее миллиметр прилегал к поверхности (с особым вниманием на внутреннем ребре). Пальцы ног впиваются в пол. Используя данное "укоренение" как "источник", в буквальном смысле "прикручиваем ноги" к танден, создавая жесткий фундамент стойки.
Следующий этап – гамаку: бедра становятся гипер фронтальными. Многие исполнители ошибочно считают, что главная задача как можно выше поднять таз, словно они замерли в танцевальном па в стиле диско (и это еще самое мягкое сравнение). На самом деле ощущение подкручивания должно быть "внутри" и возникает оно само собой при правильной работе с фронтальностью бедра при неизменном упругом усилии между ногами. В этот момент позвоночник, который в естественном состоянии у любого здорового человека имеет форму латинской буквы S, теряет свой нижний естественный изгиб.
Чтобы исчез верхний изгиб и позвоночник вытянулся «в струну», плечи выводим на одну линию с ушами и серединной линией ноги (генеральские лампасы) и опускаем навстречу бедрам, как бы выдавливая точку на середине груди вперед. Макушка тянется вверх, в результате чего подбородок уходит как бы немного внутрь. Итогом всех этих манипуляций становится особая позиция спины, используя которую, как своеобразный проводник, мы можем в свою очередь прикрутить руки к танден, заканчивая процесс соединения себя в этой точке. Одним из первых и очень важных последствий такой структуры становится особый вид дыхания – абдоминальный.

Дело в том, что идеальная работа с фронтальностью бедер обеспечивает тонус мышц пресса на всем протяжении исполнения ката, а правильное положение плеч во время принятия гамаку не позволяет активно включать грудь в дыхание. Таким образом, единственным доступным способом остается дыхание диафрагмой, для инициации которого служит особый вид вдоха, активно связанный с работой мышц шеи. Это не только полезно для здоровья, так как обеспечивается приток крови к внутренним органам, но и делает практически незаметными фазы вдоха и выдоха что, в свою очередь, чрезвычайно важно с точки зрения ведения поединка.

Но главная цель необычной структуры тела в Сан чин и абдоминального дыхания – создание особого импульса усилия. "Усилие" в китайском понимании, (чжэн цзи(р) ) — это единое действие всей «тушки», проявляющееся в том или ином воздействии на противника, при котором тело работает максимально эффективно, то есть с наименьшими энергозатратами достигается наибольший результат. В годзю рю основными типами "фирменных" усилий школы являются тсиру но тян тян, тэ-но омон, таи но синсюку или таи отоши. Базой для них служит структура тела, которая в Окинавском каратэ называется "кокучи".

Пытаясь его описать, я придумал для себя такой образ. Кокучи – это словно саморез, который закрутили в область танден. От этого самореза через все без исключения части тела натянуты тросики. У тех, кто не занимается практиками подобными сан чин, они безвольно болтаются. Сан чин позволяет провернуть саморез и притянуть одновременно все тросики к центру. С этого момента, для того чтобы привести какую-либо часть тела в движение, достаточно потянуть тросик из центра, что значительно облегчает процесс самого движения, делает его эффективным и энергоэкономичным.

При кажущейся простоте это занимает достаточно много времени, но стоит каждого потраченного года. На этапе, когда тело усваивает принцип кокучи, для него становится понятным и способ образования всех видов усилия. Возникает связь сан чин с практикой ката семьи "кайшо" (открытая ладонь), а точнее появляется осознание принципа сан чин (именно принципа, а не напряженных мышц и шипящего дыхания) в каждом движении ката - «сан чин гоши». Сан чин гоши – это наполнение ката, его глубинный смыл. В этом случае ката из непонятной гимнастики превращаются в то, чем они и являются, а именно отработкой способа формирования усилия во всех возможных формах и ситуациях реализации его. На этом этапе исполнение ката становится кардинально другим: от внутренних ощущений до эмоциональных переживаний.

Все вышесказанное ни в коем случае не отменяет парной работы. Какие, мосты, одновременность и прочие классические стратегии Годзю рю не могут быть наработаны исключительно с помощью практики ката. И уж совсем обязательным является работа с ударом на макиваре, камне, бревне, мешках, лапах потому, как постановка удара невозможна при исключительной работе в воздух. Но именно ката Сан чин является тем стержнем, на который нанизываются основным практики Годзю: кайшо ката, парные практики подготовки к бою, кумитэ и работа с ударом на предметах составляя единую и цельную систему с мощной основой.

Практика ката сан чин

Богдан Курилко

Добавить новость
Международные соревнования Кубок Наций