Ката – визитная карточка Каратэ

В основе подавляющего большинства так называемых азиатских школ боевых искусств от Китая, Кореи и Японии до Вьетнама и Индонезии  лежат формальные комплексы движений. Они же являются предметом жарких дискуссий среди современных поклонников единоборств на предмет их важности и необходимости для подготовки бойца.

Ката в каратэ

К сожалению, адепты тех направлений, которые предполагают обязательное изучение ката, таолу и пумсэ, сами не всегда могут объяснить смысл практики формальных комплексов, что служит дополнительным аргументом для противников такого вида тренировки.

Темная история

Боглан КурилкоПочему именно ката стали краеугольным камнем подготовки бойцов в традиции воинских искусств Азии? Я считаю, что причину столь повсеместного распространения именно такого вида наработки необходимых в бою качеств надо искать в истории, которая, к сожалению, туманна и представляет собой набор различных, порой противоречащих друг другу версий.
Исследователи вопроса сходятся только в одном – источником распространения (но не факт что возникновения) данного тренировочного приема стал Китай.

Являясь не теоретиком, а скорее интересующимся практиком, я могу предположить, что на определенном этапе ритуальные воинские танцы с оружием вошли в практику подготовки воинов, как отличный метод наработки координации движений, в том числе тех, которые затруднительно отработать с партнером в силу смертности последнего.
Что касается рукомашества и ногодрыжества, то в эти дисциплины формальные комплексы пришли позже, как прямое продолжение традиции подготовки к вооруженному бою.
Впрочем, оставим историю историкам. Меня в первую очередь интересует формальный комплекс (с этого момента ката, так как речь пойдет по большей части о каратэ), как тренировочный прием, призванный взрастить искусного поединщика.

Древняя флешка

На мой взгляд, основная задача, которую решает ката – это перепрограммирование двигательной матрицы человека. Мы все, приходя в этот мир, с первой минуты пребывания в нем начинаем учиться двигаться определенным образом. Мы впитываем стереотипы движений от наших родителей, родственников и знакомых. Эти, назовем их, мобильные навыки – не плохие и не хорошие. Они - данность. С точки зрения боевых искусств у них только один существенный минус – они абсолютно не годятся для того, чтобы вести поединок.

Именно поэтому подавляющее большинство систем, которые претендуют на цельность в обучении, сначала с помощью специальных упражнений (в китайском цюаньфа - цзибеньгун, в моей школе окинавского каратэ годзю рю – дзюмби ундо и ходжи ундо) помогают адепту познакомиться со своим телом и взять его под контроль с тем, чтобы на следующем, достаточно сложном и продолжительном этапе выстроить с помощью этого самого тела контролируемую структуру, основной целью которой является совершение необходимых в бою действий, будь то удар или бросок, с наибольшей эффективностью и наименьшими затратами сил и энергии.

Практически во всех школах юга Китая, как и в производных от них стилях Окинавского каратэ Годзю рю и Уэчи рю, эта задача решается с помощью ката семьи «хайшо» (закрытое) Сан чин (Сан чжан (кит.)), которое является фундаментальной базой стиля.

Если обратиться к историческим свидетельствам того, как выглядела тренировка в традиционных школах каратэ юга Китая и Окинавы до того, как она была изменена в целях повышения массовости, мы увидим, что это была монотонная и тяжелая наработка движений цзибеньгун – дзюмби ундо – ходжи ундо – сан чин. в результате которой адепт стиля получал необходимые навыки оптимального управления телом, укреплял опорно-двигательный аппарат, подстраивая его под задачи, которые ставит школа, менял способ и ритм дыхания, после чего мог приступать к изучению формальных комплексов «кайшо», то есть к изучению, собственно техники школы.

От формы к содержанию

Бункай в действииДля дальнейшего понимания такого феномена как ката необходимо уточнить, что они представляют собой набор более коротких комбинаций движений, связанных в единый комплекс. Каждая такая комбинация является реализацией того усилия, которое адепт научился находить с помощью базовых упражнений и ката Сан чин.
То есть это способ применения той структуры тела, которая наработана базовой практикой. Случится это применение или нет, зависит от соблюдения двух условий: неизменно правильной формы ката и умения управлять этой формой с помощью единого центра – танден.

Все это напоминает ремесло гончара. Если он плохо сделает свою работу – кувшин будет уродлив и непрактичен, но даже хороший кувшин бесполезен, если его ничем не наполнить.

При этом важно понимать, что красивые слова типа «танден», «киноварное поле», «энергия ки» и прочая, любимая западными поклонниками азиатских боевых искусств, экзотика – это исторически сложившиеся маркеры на совершенно определенные физиологические и механические процессы, которые должны происходить с вашим телом во время выполнения ката.
Если перевести весь этот феншуй на родной язык, речь идет о том, что ката должны выполняться так, чтобы каждое движение являлось подготовкой следующего и логичным продолжением предыдущего. При этом во время исполнения ката надо задействовать не отдельные группы мышц, а синергию всего тела, что приводит к наиболее эффективному его использованию. Звучит тоже достаточно заумно, но на практике достижение такого результата – это и есть итог правильной практики и наградой является чувство, извините за пафос, яркого восторга от удивительного ощущения контроля над собственным телом.

В рамках каждого элемента – дорожки ката, существует единый для всего стиля источник силы и способ ее реализации, который в годзю рю каратэ называется сан чин гоши (способ найти «сан чин» в движении «кайшо» ката).

При этом форма этой реализации уникальна и имеет своей целью определенные действия тела, которые предполагают различные способы взаимодействия, назовем это «точкой контакта», которой может быть как атакующая конечность противника, так и тушка этого самого противника или одновременная либо последовательная работа с конечностью и тушкой (что в годзю рю называется «мосты»).

Цель парной расшифровки ката «бункай» - продемонстрировать занимающемуся единство принципов при нескольких вариантах реализации. То есть бункай - не самоцель и не так называемый «прием». Это иллюстрация принципа, задача которого помочь адепту лучше понять движение ката и побудить к дальнейшему творчеству, которое само по себе является отличной подготовкой к непредсказуемому рисунку ката и еще одним аспектом его наработки.
Демонстрация эта происходит по принципу от простого к сложному. При этом речь не идет об усложнении самого движения или кардинальном отходе от движения ката. Никаких «арабесок» - техника должна оставаться простой и результативной.

В ката все просто и красиво

Под простым исполнением понимается академичное воздействие: один удар или захват с минимальным сопротивлением, тогда как сложный вариант - это эффективное применение бункай при серийной работе в полную силу либо активно сопротивляющемся противнике в случае захвата.

Сам себе стратег

Как было сказано выше движения ката – это набор коротких связок, соединенных в непротиворечивую последовательность движений. Комбинации дорожек в рамках именно этого комплекса не случайны и связаны единой стратегией использования тела в бою. Если приводить в качестве примера ката Годзю рю, то Сайфа – это очень подвижный и очень хлесткий и быстрый боец. Когда я думаю о Сайфе, я представляю себе небольшого, легкого и очень шустрого гуманоида, вооруженного двумя хлыстами.

Сейунчин – это сила, источником которой являются ноги. Сейунчин – вязкий, с многочисленными понижениями центра тяжести. Это ката очень близкого контакта. Это ката борьбы. Почти все техники тянут, толкают, выводят из равновесия, бросают либо всему этому противодействуют. А еще Сейунчин – это локти.

Шисочин… Из всего, что я видел в плане хорошего исполнения Пей хо или Бай хэ – Шисочин ближе всего по стратегии к этому стилю южного цюань фа.
Шисочин – это танк, который никуда не сворачивает. Оборона противника вскрывается словно консервным ножом, все что встречается на пути атаки сметается, так, чтобы подготовить новую атаку. Очень агрессивная по своей стратегии форма.

Сансейру – это Шисочин, который научили бить ногами и от этого он стал еще «злее».

Сэпай – это (да простят меня поклонники ТКБИ, сравнение очень условное) почти Багуа. Этакий волчок, любые попытки воздействия на который либо отскакивают от него, либо бывают, затянуты в эпицентр смерча. И так далее вплоть до Супаринпей, в котором принципы открытых и закрытых ката растворяются.



Но потрясающая гениальность ката, как материала для обучения и изучения – это то, что в Окинавском каратэ это называется «Учехиче». Речь идет о наличии в формальных комплексах не только способов воздействия на оппонента в рамках единой стратегии, но и контрприемов от них, а также способов развития, в случае контрприема противника. Ярким примером является ката Сейсан: в случае захвата за руку противник выводится из равновесия с одновременным ударом кансэцу в колено, следующее движение демонстрирует не только, как защититься от удара кансэцу в колено, но и эффективно перехватить инициативу, и это же движение является рецептом на случай, если супостат, которому били кансэцу в колено, успел его убрать.

Таким образом, ката – это уникальный, доставшийся нам в ходе нескольких столетий экспериментов, тренировочный прием, который требует внимания, большого труда и вдумчивых исследований. И я считаю, что одна из основных задач тех, кто выбрал для себя путь традиционных боевых искусств - бережное сохранение этого наследия.

P.S. Я не стал после каждого предложения писать, что все это итог моих наблюдений и того, что мне объяснял мой наставник. Тем не менее – это именно так.

Добавить новость