Хиросигэ Цуёси: «Кадзуми Хадзимэ - фантастическое владение техникой перемещения центра масс тела»

Хиросигэ Цуёси о своем ученике Хадзимэ Кадзуми


Кадзуми Хадзимэ: биографическая справка
Казуми ХаджимэРодился 14 декабря 1971 года в префектуре Канагава.
Начал заниматься в отделении Дзёнан (руководитель – Хиросигэ Цуёси) в октябре 1986 года.
180 см, 98 кг (данные 1997 г.)
Серебряный призер 24-го Абсолютного чемпионата Японии.
Победитель 25-го Абсолютного чемпионата Японии.
Серебряный призер 26-го Абсолютного чемпионата Японии.
Серебряный призер 6-го Абсолютного чемпионата мира.
Победитель 28-го Абсолютного чемпионата Японии.


Если попытаться охарактеризовать Кадзуми одним словом, то это слово, я думаю, будет сидзэнтай – «естественность». У Кадзуми не было такой высокой скорости, какой обладал Мидори, не было такого фантастического чувства боя, какое бывает только от природы. У него было таких физических данных, какими был одарен Ямаки, он не обладал такой же гибкостью.

Так в чем же был особенно хорош Кадзуми? Кадзуми был таким человеком, в исполнении которого даже весьма сложные технические приемы выглядели обычными. Так вот, Кадзуми был замечательным обычным человеком.

Кадзуми очень хорошо знал себя. И именно поэтому он шаг за шагом, настойчиво создавал самого себя. И при этом он всегда достигал поставленной цели. Сила Кадзуми – это, прежде всего, сила его духа. Встречаясь на татами с противниками более низкого класса, чем он сам, Кадзуми никогда не позволял себе относиться к ним пренебрежительно, а когда встречался с самыми знаменитыми бойцами, никогда не преувеличивал их возможностей и не дрожал от страха.

На какие же приемы Кадзуми следует обратить внимание? В первую очередь – на гэдан маваси-гэри (лоу-кик) левой ногой. Хорошо присмотритесь к этому приему у Кадзуми! Этот удар у Кадзуми был поистине невидимым. Никакого подготовительного движения! Четкая и решительная реализация! На самом деле, на первых порах нам пришлось очень много работать, чтобы выправить этот удар. Казалось, что он никогда не будет эффективным в исполнении Кадзуми. Однако все, кому доводилось встречаться с Кадзуми в кумитэ, повторяют хором: «Ничего подобного! Это очень сильный и эффективный удар!»

Со стороны кажется, что при нанесении этого удара Кадзуми вообще не включает в работу поясницу. Но на самом деле, он очень эффективно использует поясницу, просто техника очень специфическая. В отличие от обычного удара, Кадзуми мог наносить свой фирменный лоу-кик из любой исходной позиции по кратчайшей траектории. Это был удивительный и чрезвычайно эффективный прием. Вероятно, уникальный прием Кадзуми, который больше никто не сможет повторить.

Меня часто спрашивают: «В чем секрет стиля кумитэ Кадзуми?» На самом деле, никакого секрета нет. Можно только сказать, что стиль кумитэ Кадзуми – это результат его упорной, настойчивой и последовательной работы. Можно сказать, что весь стиль кумитэ Кадзуми есть не что иное, как воплощение всего Кадзуми, как он есть. Здесь нет смысла выделять какие-то конкретные приемы. А поскольку это уникальный личный стиль, то бессмысленно пытаться копировать его. Его стиль кумитэ – это такой стиль, который, даже попытавшись скопировать, скопировать невозможно.

«Ну, все-таки, стоит ли на что-то обратить внимание у Кадзуми?» - проявит кто-то настойчивость. Если такая вещь и есть, то это его умение перемещать центр масс тела. Техника Кадзуми опирается на полное отсутствие каких-либо лишних, бессмысленных перемещений центра масс тела.

Ну, а если, все-таки, говорить о какой-то технике, которой Кадзуми владеет лучше всего, то это умение использовать «нэриаси». «Нэриаси» – это специфический термин, существующий только в сленге отделения Дзёнан. «Нэриаси» – это особая техника перемещений, которая вырабатывается упражнением нэри, пришедшим из арсенала Тайкикэн. В общем, это умение делать шаг вперед с выставлением задней ноги вперед.

Обычно на соревнованиях для совершения перемещений используется способ окури-аси, при котором сначала шаг вперед делает передняя нога, а за ней подтягивается задняя. Однако такая техника перемещений не позволяет догнать противника, который применяет технику перемещений вроде знаменитого стэпа Гарри Онила. В то же время нэриаси позволяет за счет быстрого и длинного шага без проблем вести бой с противником, применяющим стэп.

Бойцы, встречавшиеся с Кадзуми на соревнованиях, часто говорят: «Кажется, что он перемещается не так уж и быстро, однако раз – и он уже на своей дистанции. А соберешься перейти в контратаку, а его уже нет на том месте, где он был». Вот эти слова о Кадзуми, который отнюдь не обладает выдающейся скоростью, очень точно характеризуют его умение исключить все ненужные, лишние движения.

Кадзуми – правша, но за счет использования нэриаси он может бить как справа, так и слева. И это тоже большое его преимущество. Для Кадзуми не существует разницы между левой и правой руками. Он только смещается в ту сторону, которая неудобнее для противника. Он перемещается так, словно просто идет прогулочным шагом, но при этом выбрасывает удары руками и ногами. Хотя он постоянно в движении, его удары обладают мощью, потому что, когда удары наносятся в сочетании с перемещениями нэриаси, сила удара определяется работой поясницы.

Поэтому я хочу посоветовать читателям в первую очередь поучиться у Кадзуми его умению не совершать лишних перемещений центра масс тела. Когда Кадзуми опускает ногу на пол после удара, он уже готов к удару рукой, а когда бьет рукой и заставляет противника остановиться на мгновение, у него тут же вылетает удар ногой. Обратите внимание на это умение Кадзуми бить руками и ногами так же просто, словно он просто идет по дороге. Научиться этому – важная цель для каждого бойца.

Перевод А. Горбылёва по: Хиросигэ Цуёси. Кёкусин каратэ: Дзёнан сибу цуёса-но химицу [«Каратэ Кёкусин: секреты силы отделения Дзёнан»]. Токио, «Бэсубору магадзин ся», 1997, с. 141-142. [www.kyokushinkan.ru]

Публикуется с разрешения Алексея Горбылева

Купить книги Алексея Горбылева

Добавить новость
Russian Open Cup - 2025