Анзор Шихабахов: Планирую порвать всех!
Я очень рад, что тренирую Анзора. У него очень хорошие удары ногами, быстрые руки, хорошая защита. Он умеет комбинировать удары ногами и руками. Он может играть, но вовремя взвинтить темп, выбрать нужный момент для удара. Он все умеет! Надо подправить некоторые нюансы, а в общем, меня все в нем устраивает. Через полгода он уже будет драться в Японии и очень скоро станет чемпионом.
После того, как ты выиграл Абсолютный Чемпионат Мира, о тебе не было ничего слышно. Чем ты занимался?
После Мира все было так, как я и планировал. Я хотел постепенно выйти на мировую арену по K-1. Когда достигаешь одной цели, нужно ставить вторую, постоянно к чему-то стремиться. Иначе зарастешь мхом, жизнь станет неинтересной. После победы на Чемпионате мира я захотел попробовать свои силы в чем-то абсолютно другом, противоположном карате. В этом плане мне были больше всего интересны кик-боксинг, К-1. Хотелось помериться силами, проверить себя - смогу ли, получится ли... То есть я, можно сказать, взял себя на «слабо». И для этого выбрал К-1, т.к. это направление меня больше всего привлекает.
Ребята, с которыми ты занимался до этого, в предатели не записали?
Нет, я ведь никого не предавал, со всеми продолжаю общаться, всегда готов помочь, если нужно. Душой и сердцем я всегда предан киокушину. И я никогда этого не скрывал. Цель, которую я преследую, - это лишь способ доказать всем, что киокушин - не слабый вид спорта, что опыт киокушина может быть очень полезен. Ведь часто приходится слышать, что да, каратисты сильны духом, сильны телом, у них хорошие удары ногами, но против хорошего боксера или кик-боксера они бессильны. И меня это всегда задевало, задевало мое самолюбие. Все должны знать, что на самом деле мы не такие бессильные и можем сражаться на чужом поле. Даже сейчас, когда меня спрашивают, чем я занимаюсь, я отвечаю: киокушинкай. И я никого не предавал, потому что душой я по-прежнему в киокушиновском братстве.
Расскажи, где ты занимался кик-боксингом?
Если честно, из-за работы и семьи я обычно освобождаюсь поздно вечером, когда все секции уже закрыты. Поэтому я просто приглашал домой друзей, которые имели боксерский опыт, кто что показывал, то я и отрабатывал… Я самоучка, до всего доходил «методом тыка». Поработав руками месяц или полтора, точно уже не помню, я поехал на чемпионат Юга России. Достойно подрался, даже отправил в нокдаун серьезного боксера, вышел в финал. Но из-за того, что еще до турнира у меня была серьезная травма, врач меня не допустил к финальному бою. Все были удивлены, что всего после месяца отработки ударов руками в голову я смог неплохо боксировать весь бой. И даже выиграть, послав в нокдаун боксера под два метра ростом. Для меня это был успех и удачное начало.
Вот уже три года, когда появляется возможность, я тренируюсь в секции кикбоксинга у Алима Кудаева.
Когда получил приглашение от Карбина, долго думал?
Нет. Что бы мне ни мешало, какие бы бытовые проблемы ни возникали, я всегда находил время, чтобы держать себя в форме на случай, если подвернется подобное предложение. Я не хотел набирать форму с нуля, куда лучше подбираться к пику уже со среднего физического ОФП, ну и технического, конечно. Так что с этой точки зрения я был готов в любое время собрать чемоданы… Но, несмотря на это, когда предложение поступило, все равно было много «но», ведь и финансовая сторона требует серьезной поддержки и затрат. Семья, работа, ребенок только родился ... Спасибо супруге, что она понимает и поддерживает, переживает вместе со мной. Да еще я и сам такой человек, что не люблю ни у кого просить. Со стороны все может выглядеть гладко, как будто я в шоколаде и сам могу решить любую проблему... Но нет, я живу на одну зарплату, простой трудяга. И вот мой друг, совершенно случайно узнав за чашечкой чая о предложении, заинтересовался и решил меня поддержать, выделил крупную сумму и… вот я здесь.
Насколько мне известно, дорога складывалась не гладко?
Да. Все время возникали какие-то препятствия. То самолет сломается и задержат рейс, то в Шереметьево заявили, что нас нет в списках пассажиров. Визу получал в последний момент, в Амстердаме два часа проверяли паспорт... Сколько я вылетал и выезжал за рубеж до этого, ничего подобного со мной не случалось. Никогда ни у кого на таможне не было сомнений, тем более, что мой паспорт уже весь испечатан этими визами. И тут вдруг именно меня останавливают, задерживают. Все вместе это уже начинало нервировать, ведь я постоянно был в ожидании: а получится ли? Но с боем все-таки добрались.
Каким было первое впечатление от того зала, где тренирует Люсьен Карбин?
Сразу скажу, увидел именно то, что и ожидал. Я был наслышан и о тренере, и о зале, и о голландских спортсменах. И то, о чем я имел устную информацию, подтвердилось воочию.
Великолепный тренер, великолепный человек, отличная команда. Каждый знает свою роль и грамотно выполняет свои обязанности. И подход у них человеческий, с пониманием. Но самое главное, что мне понравилось в тренере, кроме его личных человеческих качеств и колоссального багажа тренерского опыта – Карбин смог совместить все самое лучшее из карате и тайского бокса. Что важно, он добавил в систему своих тренировок что-то духовное от киокусинкай. Видны почет и уважение людей к друг другу, которые присутствуют как во время работы в зале, так и после занятий. Я увидел, что до и после тренировки выполняется наш традиционный киокусиновский ритуал, чего никогда не увидишь в кикбоксинге. Но это все равно нельзя передать словами. Надо просто находиться рядом с Люсьеном Карбином, чтобы по-настоящему прочувствовать, как все можно организовать.
Хорошо, а что Карбин добавляет в тренировочный процесс из киокусина в чисто техническом плане?
Например, в классическом тайском боксе всего три удара ногами. Выражаясь нашим каратистским языком, это хиза-гэри, маэ-гэри и маваси-гэри. Такие любимые многими удары, как усиро маваcи гэри, усиро гэри отсутствуют. Отсутствует и многое другое. Карбин со всей этой техникой работает. Вставлятет ее в связки, дает отрабатывать на тренировках. Правда не у всех это получается. Затем в его системе есть такое знакомое какждому киокусиновцу упражнение, как спарринги без ударов рук в голову, но с мощными ударами по корпусу. Очень кондиционное упражнение, в котором присутствуют и набивка для корпуса, и отработка навыка чувствовать соперника. Но при этом Карбин постоянно акцентирует внимание на то, чтобы человек не расслаблялся и откладывал себе в подсознание, что в любой момент может прилететь удар в голову. Получается, что ты фокусируешь внимание на удары в голову, но не выполняешь их, и проводишь сильные удары в корпус. Очень интересное упражнение! Ты одновременно закрепляешь полезные рефлексы и избегаешь ненужных травм головы.
Что еще интересного ты отметил для себя?
Возвращаясь к возможным травмам. Что мне тоже понравилось у Карбина, его тренировки поставлены с точностью хирурга. Процесс идет с минимальными травмами. Он и технику тебе хорошо ставит, и силу в ударе прибавляет, и о набивке не забывает, и у тебя при этом ничего не болит. У нас в России как обычно принято – встали на тренировке друг перед другом и вперед - ломать друг друга. К соревнованиям все подходят покалеченными. А у Карбина как-то так получается, что ты одновременно и силу ставишь, и технику, и еще он с тобой на лапах и падах повозится, и на мешке весь выложишься и цел останешься. Я получил огромное удовольствие от таких занятий! И обратил на это внимание, потому что у нас в России все равно кто-то с кем-то на тренировке зарубится и начинается работа кость в кость. Здесь такого нет, хотя все вроде вкладываются тогда, когда надо.
Что для тебя было совсем новым?
Я ведь никогда тайским боксом не занимался. И почувствовал тайский бокс именно здесь. Хотя вроде кикбоксингом занимался. Но по сравнению с кикбоксингом здесь абсолютно другие связки, другие дистанции, другая технология. Те же клинчи, они были абсолютно новы для меня.
Может отрабатывать работу в клинчах бесполезно, если клинчи все равно нельзя применять по правилам К-1?
Да, применять их нельзя, но они хороши, во-первых, для ОФП. Организм прям изматывается, нагрузка хорошая. Во-вторых, просто познать тайский бокс уже интересно. Да, может клинч из тайского бокса не разрешен в К-1, но в тайском боксе такая великолепная техника работы коленями, если ты ее освоишь, то станешь обладателем серьезного оружия. И владение этим оружием даст хорошее преимущество в К-1.
Применяет ли Карбин на тренировках терминологию из карате? Есть ли проблемы с пониманием?
Карбин дает названия ударов из карате и одновременно выполняет сам. Все сразу становится понятным, проблем не возникает. Тем более, что Карбин находится в великолепной для своих лет форме. От и до стоит на тренировке вместе со всеми. А кроме этого еще и после тренировки работает на лапах с теми, кто должен в ближайшее время выступать на соревнованиях.
Есть ли в зале спарринг-партнеры твоего уровня?
В отличии от России, проблем со спарринг-партнерами здесь у меня нет. Если у нас для того, чтобы поспарринговаться с более-менее приличными бойцами, приходится ехать куда-то, договариваться, то в зале у Карбина я имею возможность работать с самыми разными бойцами высочайшего уровня. То есть партнеры есть на любой вкус. И ты можешь выбирать с кем хочешь постоять в паре исходя из своих текущих задач. Если хочешь поработать на технику, или на скорость, или жестко подраться, всегда есть подходящий спарринг-партнер.
Тебе удалось найти общий язык с тренером, с менеджером, с ребятами в зале?
С Марком (Марк Мюллер - менеджер), с Люсьеном, мы сразу договорились, что наши отношения будут открытыми. Чтобы каждый из нас сразу прямо говорил, что думает. И мы отлично поняли друг друга. Марк оказался простым, компанейским человеком, и Люсьен открытый, мягкий. В общем, нашли общий язык. Ребята в зале тоже простые, включая ведущих бойцов. Ни единого намека на звездную болезнь... В зале царит хорошая, дружная атмосфера.
Когда состоится твой первый бой в It's Showtime?
Я должен выступить 26 марта на турнире в Брюсселе. Уже есть договоренность о противнике. Он из Японии. На прошлой неделе даже японское телевидение приезжало по этому поводу. Как раз, когда приехали японцы, шла тренировка. Они стали снимать. Люсьен позвал меня, представил, рассказывал обо мне. Попросил поработать ногами. Я побил свой любимый маваcи гэри. Так что теперь главное, чтобы не было проблем с визой.
Ты уже подписал контракт?
В принципе Мюллера и Карбина все во мне устраивает. Они готовы работать со мной в плане профессиональной карьеры. Я со своей стороны доступным языком дал понять, что их не подведу. Я никого никогда не подводил, никогда не шел против своего слова. Мы ничего пока не подписывали, договорились на словах. Мне приятно, что мне доверяют. Это гораздо больше, чем отношения по бумажке.
Какие планы? Каковы программа минимум и программа максимум?
Лишь бы не подвело здоровье, а так... планирую порвать всех! (смеется) Вот такие мои планы. Но без жертв. Просто хочу, чтоб все нормально получилось, поэтому далеко загадывать не буду. Но как человек честолюбивый, скажу, что хочу всего по-максимуму.
Благодарим Сосланбека Израилова
за подготовленный материал и интервью с Анзором Шихабаховым
специально для www.superkarate.ru