14.10.2022
2 566
+35

Фотограф Валерий Шарифулин: «Хочется крови..., потому что это красиво»

Представляем вам интервью с мастером фотографии Валерием Шарифулиным.


Валерий Шарифулин – шеф-фотограф агентства ТАСС (российское государственное федеральное информационное агентство), известный фотограф документалист. Помимо войн, нескольких Олимпиад и многочисленных политических и общественных событий, он много лет снимает профессиональные турниры по кикбоксингу, боксу и ММА. Мало кто знает, что Валерий Шарифулин в прошлом сам боец муай-тай, выступавший на профессиональном ринге в Таиланде, и черный пояс по шотокан карате.

Автор: Ирина Попова

- Сколько лет занимаетесь фотографией и что в основном снимаете?

- Я работаю с 2008 года, поскольку нас нет специализации я снимаю все, что в интересах агентства - это и спорт и политика и повседневная жизнь, все что угодно.

- Что вас привело в фотографию?

- Я занимался бизнесом у меня было свое рекламное агентство, и был такой кризис целей, я не очень понимал зачем это все, каждый день был похож на предыдущий и единственная цель – зарабатывание денег, что для меня было странным. Деньги были и бизнес был достаточно успешным, но было чувство бессмысленности и хотелось чем-то заниматься, что мне нравится. Я завидовал своим дизайнерам, счастливые люди, рисуют, получают удовольствие еще и деньги за это получают. Поскольку я рисовать не умел, а умел фотографировать, я брал камеру и уходил в город снимал просто на улице. Дошло до того, что я приходил на работу, что-то подписывал важное и уходил. 

Понял, что с этим надо завязывать, агентство продал, пришел в ТАСС сказал, хочу быть вашим фотографом. Не знаю, почему именно ТАСС, просто было на слуху. Мне сказали, хорошо покажи портфолио, я показал, они попросили принести что-то нужное, а что нужное я сам должен был подумать. 

В это время как раз началась война в Южной Осетии в 2008 году. Я прошу отправить меня туда, мне говорят:  «Ты, что, совсем дурак?». Конечно, мы тебя никуда не пошлем, там только что убили нашего штатного корреспондента. Тогда я поехал сам, купил билет и уехал туда. И так получилось, что из-за гибели штатного корреспондента ТАСС остался без материалов, они взяли мою съемку из Южной Осетии и меня взяли тоже на работу.

- Где учились фотографировать?

- Ходил в лагере в фотокружок. Учился снимать на Смену-8 и потом как-то сам учился.


- С чего началась спортивная фотография?

- Спорт среди фотографов тема популярная, его все хотят снимать, потому что это интересные командировки, на Олимпиады, например. Вообще по сравнению с другой фотографической работой, эта работа не «пыльная»: пришел к началу мероприятия, там уже все организовано, тебе не надо ничего придумывать, не надо много бегать, занял свою фото-позицию, стоишь или сидишь - снимаешь. Я, конечно, сейчас утрирую, там есть свои тонкости и сложности. И если ты хочешь быть универсальным фотографом, ты должен уметь снимать все и спорт в том числе.

- Какие виды спорта интереснее всего снимать?

- Интереснее снимать не циклические виды спорта, там, где нет предсказуемости, например, велогонки снимать не очень интересно, но там можно сделать очень красивые фотографии, но ты их сделал и дальше уже все знаешь что происходит и приходится повторяться. А циклические виды спорта как футбол, хоккей единоборства, когда ты не знаешь, что произойдет в следующую секунду – они самые интересные.

- Когда снимаете единоборства, это элементарная для вас работа - стоишь и ждешь, пока боец повернется лицом или кровь брызнет?

- В фотографии единоборств интересны две вещи, это эмоции у людей и какие-то моменты, которые ты невооруженным глазом не увидишь. Ты можешь смотреть трансляцию и там все видно, но этого момента, когда кулак врезается в лицо и лицо расплющивается не увидишь, а на фотографии это видно и это интересно. Вот эти два момента и ловишь.


- Когда снимаете бой понимаете, что происходит, или это для вас только две движущиеся фигуры? 

- Я понимаю, потому что я сам дрался на ринге, я выступал по тайскому боксу, поэтому я хорошо читаю бой. 
Например, я не могу прочитать фигурное катание. Я у своего коллеги спрашивал ты понимаешь, какой это прыжок: тулуп аксель, сколько оборотов, я сколько ни пытаюсь, смотрю я не могу понять, просто не вижу этого. А коллега Юрий Кадобнов (шеф-фотограф AFP в России) занимался фигурным катанием, он говорит, конечно, я вижу сразу, как ты свой бокс видишь - это тоже самое. 

Человек, который занимался, он видит бой и понимает, что там происходит. Ему легче работать, потому что тут не проходит просто нажимать кнопку на автомате, будет много лишних карточек, а нужного момента не снимешь, упустишь. А когда ты понимаешь, вот это финт и тут не будет удара и нажимать бессмысленно, или здесь будет удар, но человек перекрыт и будет по перчаткам и картинки не будет. Или боец стоит затылком и прилетит с другой стороны - опять картинки не будет. А вот здесь может быть силовой удар и может быть картинка, тогда ты нажимаешь.


- Есть мнение, что через несколько лет фотографы могут стать не нужны на спортивных мероприятиях, в разных точках будут стоять камеры, автоматизировано снимать фото или видео, а потом вырезать с помощью искусственного интеллекта нужные картинки.

- Все возможно, какое-то время назад не могли предположить, что будет сейчас. Я думаю, что в любом случае работа фотографа будет в большой степени роботизирована, это уже сейчас пытаются сделать, камеры уже сейчас позволяют снимать видео 8к и нарезать шикарные фото из этого видео, которые не уступают в разрешении фото с фотокамеры. Осталось только научить камеру композицию строить, как фотограф. Да фотографам будет сложно через какое-то время, но они все равно останутся. В спорте даже художники есть и на турниры по единоборствам их приглашают, хотя профессия такая уже древняя. На наш век хватит точно еще.

- Чем бы занялись, если не фото? 

- Тем что связано с разнообразием, что-то не рутинное. Работа фотографа идеальная, потому что ты снимаешь разные вещи и события, путешествуешь, причем путешествуешь за чужой счет и у тебя всегда что-то новое. Во-вторых, у тебя есть возможность творчества, не каждая профессия это позволяет делать.

- Есть амбиции выигрывать профессиональные конкурсы или получать какие-то премии?

- Приятно когда тебя считают хорошим фотографом, у тебя есть какое то имя, заработанное. Насчет конкурсов, тоже приятно получать призы. Но участие в конкурсах для меня мучительно. Потому что зуд фотографа удовлетворяется тогда, когда делается фотография. Нажимая на кнопку я знаю, что я сделал фотографию. Сидеть отбирать, а потом составлять какие-то истории, сложнее, не мое это. Это такая мука для меня большая. Ну, в каких-то конкурсах участвую, но чтобы это было именно целью - нет.


- А вообще есть какая-то цель?

- Профессиональный рост. Интересно сделать что-то, что ты еще не делал, и не делал никто другой, интересно снять лучше, чем кто-то. Каждый раз, когда снимаешь в компании коллег, интересно смотреть за ребятами, что они увидели. Думаешь - почему же я этого не увидел. Цель - сделать работу хорошо, получить удовлетворение.

- Когда все подходят, хвалят, говорят как все круто, это не расслабляет?

- У меня такого нет. Каждый раз - новый вызов. Каждый раз приходится доказывать, и каждый раз у меня нет стопроцентной уверенности, что можно не прикладывая никаких усилий получить результат. Стараюсь. Может быть всякое. Если будет скоротечный бой, и у тебя будет только один шанс, одна секунда, показать суть этого боя, а ты пропустишь этот момент, то это провал. Это недопустимо, страшно.

- Почему вас считают крутым фотографом. Почему рядом с вами другой фотограф нажимает на кнопку такой же камеры, но у вас фотография лучше, чем у него?

-  Это не всегда так. Я не могу себя сравнивать с другими, я могу сказать, какие качества позволяют мне быть хорошим фотографом.
Ну, во-первых это понимание предмета. Во-вторых - ответственный подход. То есть для меня недопустимо сорвать съемку, недопустимо отвлечься, снимать левой рукой как-то небрежно, потом пропустить. Для меня это неприемлемо вообще. Я отвечаю полностью за результат. Я не могу, если я сорвал съемку, не снял какой-то момент, который надо было снять, сослаться на какие-то обстоятельства. Это полностью моя ответственность.
В этом помогает бэкграунд фотографа агентства. Потому что мы всегда работаем в конкурентной среде. И если ты снял хуже, чем другие, или передал позже чем другие, то это будет сразу видно, это будет разобрано, тебе будет на это указано. Поэтому мы привыкли работать в таком быстром графике и четко.

- Во время боев хочется больше крови, чтобы пожирнее кадры были?

- Как не цинично это звучит, да. Хочется крови, чтобы были пожирнее кадры, потому что это красиво. К тому же, как человек, который дрался, я понимаю, что кровь это самое не страшное для спортсмена, что может быть. Ну, потек нос, или сечка. Заживет и все. Нокаут гораздо страшнее. Когда человек падает и выключается. Вот этого не хочется. Потому что здесь понимаешь, что спортсмен получает травму на всю жизнь. Переживаешь, конечно, за ребят, и хочется, чтоб этого не было. А кровь это красиво, и практически безопасно для спортсмена.


- Некоторые спортсмены связываются с организаторами и просят удалить фотографию где их бьют, или что-то подобное. Есть какие-то нормы, что нельзя снимать?

- Нет, я не сталкивался с таким. Человек выходит в ринг, он отвечает за то, что с ним там происходит. Если он там упал, это не вина фотографа, это его ответственность. В профессии фотографа есть какие-то моменты, когда лучше не нажимать, это связано с этическими вещами, но это не относится к тому, что происходит в публичной зоне, на ринге или на футбольном поле. Здесь люди выходят под камеры, они знают, на что идут. И все, что там происходит, мы можем снимать и можем показывать.

- Миссия фотографа, в чем она?

- Я, честно говоря, такими пафосными категориями не оперирую. Я занимаюсь тем, что приносит мне удовольствие, и что нужно другим людям. Потому что, если бы это не было нужно, они бы этого не заказывали. Ну и все, для меня этого достаточно. Да, будет приятно, если мои фотографии будут иллюстрировать события через 50 лет или 100 лет, и на них будут смотреть. Это конечно очень приятно. Но сказать, что мы только для этого работаем? Мы работаем для себя. Для того, чтобы получать удовольствие от того что мы делаем.


- Хотелось бы спасти мир фотографиями?

- Да, хотелось бы, чтобы твои фотографии влияли на что-то, на судьбы людей, делали мир лучше, но... Работая в профессии понимаешь, что это чаще всего идиллия. Чаще всего бывает не так.
К сожалению, наиболее распространенная ситуация - это не тогда, когда проблема неизвестна никому, приходит фотограф, освещает, и она становится известной. Как правило любая проблема уже давно известна, и есть люди, которым она известна, и эти люди либо хотят ее скрыть, и тогда они закрывают доступ фотографам. Либо они хотят ее осветить, привлекают фотографа, и с его помощью, используя его, они это показывают. В каком-то смысле ты инструмент в чужих руках. Но от фотографа, конечно, зависит то, чтобы не быть инструментом в плохих руках, а быть инструментом в хороших руках. Если он конечно не законченный циник, и для него не только деньги имеют значение.

- Как выглядят спортсмены для вас имеет значение?

- Нет, для меня это не имеет значения совсем. Это спортсмен, и одно то, что он вышел на ринг заслуживает уважения. Он проходит через то, через что обычный человек не проходит. Ты знаешь, что он вышел сюда после таких ограничений, такого жесткого графика, на который мало кто решится из людей. И это заслуживает уважения. Я спортсменов уважаю уже за одно то, что они выходят на ринг. Дальше, конечно, имеет значение, насколько спортсмен показывает дух, или не показывает его. Насколько он может справиться с собой в ответственный момент. Конечно, бывает, что спортсмены своим поведением теряют уважение к себе. Но это не связанно с их внешним видом уж точно.


- Есть спортсмены, которых нравится снимать?

 - Нравится снимать живых людей, которые не скрывают эмоции. Хотя не только. Тот же Федор Емельяненко. Он сдержан, скрывает свои эмоции, но его снимать приятно, потому что он настоящий человек, и приятен тебе как человек. Пожалуй, тех, кто тебе приятен как человек, снимать приятно.

- Вы будете больше стараться, снимая таких людей?

- Сложный вопрос. Потому что я в любом случае буду стараться снимать. Я могу свое отношение позитивное или негативное передавать через фотографии. Но на старание это не очень влияет. На старание влияет требовательность к себе.

- А если человек наоборот неприятен. Можете снять его с кривым лицом или в некрасивой ситуации?

- Среди фотографов считается неприличным делать снимки, которые не отражают сути человека, а просто выставляют его в некрасивом виде. Потому что задача фотографа все-таки показать суть человека. Ловить какие-то моменты, где он с перекошенным лицом считается моветоном, если ты знаешь, что этот человек не очень хороший, и можешь это показать, не прибегая к приемам ниже пояса, то честь тебе и хвала. Но вот ловить с перекошенным лицом - это прием ниже пояса. Это говорит не очень хорошо о фотографе.


- Ощущаете чувство внутренней ответственности?

- Да, бывают ситуации, когда понимаешь, что твои фотографии могут принести вред людям. Бывают ситуации, когда есть конфликт между профессиональными обязанностями и человеческим видением. Можно отказаться. Я считаю, что человеческое важнее, чем профессиональное. Если ты совершаешь какой-то поступок, за который тебе должно быть по-человечески стыдно, ты не можешь оправдаться профессиональными обязанностями, сказав – «Ну, у меня работа такая». Нет, это не так. Человеческое важнее.

- Есть выбор снять турнир по боксу, или войну. Если оставить риски в стороне, что выберете?

- Это сложный вопрос. Потому что зависит от того, на каком этапе фотограф находится. Сначала мне было важно ездить на войны. Чтобы доказать себе и другим, что ты можешь снять не хуже, чем другие в опасной ситуации. Не испугаться, оказаться достаточно близко, и привезти материал, который никто другой привезти не может. Но когда этот период проходит, когда уже все доказал, наступает момент, когда война становится неприятной. Потому что ты снимаешь чаще всего не сами военные действия, а последствия. А последствия очень тяжелые. И конечно они оставляют отпечаток.
Человек со здоровой психикой на войну, когда он и себе и другим уже все доказал, старается не ездить. Все равно приходится, это такая обязанность. Приходится заставлять себя окунаться в это горе, в этот мрак, и потом долгое время себя вытаскивать из этого.

- Из спортивных фотографов есть кто-то, кто нравится, чьи фотографии смотрите?

- Много таких, очень много таких. Нравятся ребята, которые снимают бокс. Нравятся ребята, которые приносят в спортивную фотографию что-то новое, какую-то красоту. В спортивной фотографии есть какие-то кадры, которые обязательны. И ты можешь скатиться в качественную, но не творческую работу. А постоянно искать что-то, что еще никто не снял, это тяжело. Чтобы не обидеть никого из молодых фотографов, приведу пример известного гуру, Сергея Киврина. Сколько не снимает спорт, а у него всегда получается творчески и нешаблонно.

- Не надоедает снимать единоборства? Это ведь всегда одно и то же.

- Если бы я снимал только единоборства, может мне и надоело бы. Поскольку у меня нет специализации только на этом, у меня разнообразная работа, нет, не надоедает. До сих пор единоборства снимаю с удовольствием.



Добавить новость
Международные соревнования Кубок Наций