7.02.2014
11 789
+17

Интервью начистоту (№2.) Или зачем стучаться в открытую дверь?

Опубликовав обращение С.И. Якунина, а потом опровержение по нему, мы невольно заронили в умы наших читателей зерно сомнения, так и не доказав истины. Мы обратились за разъяснениями к Председателю исполкома АКР (Ассоциации Киокусинкай России) Сергею Суворову.

В итоге у нас получилось небольшое интервью с развернутыми ответами.

Сейчас в сети гуляет много различных слухов с претензией на достоверную и даже официальную информацию о создании альтернативного киокусина в рамках вида спорта каратэ. Хотелось бы узнать, какой информацией обладаете Вы и что думаете по этому поводу?

Такие слухи, как правило, возникают из-за недостатка информации. Всё очень просто. Если кто-либо публикует на своём сайте официальное заявление или письмо о том, что существует новая дисциплина в виде спорта каратэ – пусть опубликует официальный документ. Это может быть либо решение коллегии Минспорта о признании такой дисциплины, либо приказ министра о включении в ВРВС (Всероссийский реестр видов спорта) новой дисциплины. Такого документа нет, и вряд ли он может появиться.

Почему? В чем сложность?

Логика Минспорта и ВРВС как раз в том и заключается, чтобы исключить дублирование уже существующих видов спорта и дисциплин. Да, подать документы на такое признание может любая физкультурно-спортивная общественная организация, в соответствие с установленным перечнем документов. И такая подача со стороны С.И. Якунина действительна была. Но ни о каком признании в данном случае речи быть не может с названием киокусин (с любым прочтением этого слова). Т.к. это создаст нездоровый прецедент для всех существующих видов спорта. И руководство Минспорта как никто другой это прекрасно понимает.

Но в обращении С.И. Якунина говорится о сотрудничестве с уже признанным видом спорта каратэ.

Я общался на эту тему и в Минспорте, и с президентом Федерации каратэ России Сергеем Соколовским ещё в прошлом году. Мнение единодушное, что такие действия не приемлемы.
Разве недостаточно в нашем виде спорта 4-х групп дисциплин? И это наше большое достижение десятилетней давности.

Относительно вида спорта каратэ WKF. У них достаточно жёсткая позиция относительно новых дисциплин на уровне международной организации и соответственно по всему миру, включая Россию. Есть только 2 вида соревновательной практики – кумитэ и ката. Причём, кумитэ, как всем хорошо известно, с ограничением контакта, а ката – некий синтез базовых форм основных окинавских школ каратэ.
Мы, например, в рамках KWU, на площадке СпортАккорда на протяжении 3-х лет пытаемся доказать право на существование в рамках каратэ WKF полноконтактной версии кумитэ. Продвигаемся, но очень медленно. В руководстве WKF уже нет единого отрицательного мнения на этот счёт, как было раньше… Думаю, это вопрос времени.

Но согласитесь, проблема множества непризнанных федераций существует? Есть ли какой-то способ её решения с Вашей точки зрения?

Конечно, есть. Но есть свои особенности этого процесса. Всем нам хорошо известна поговорка о том, что безвыходных ситуаций не бывает, но бывают ситуации выход из которых, нам не всегда нравится. Примерно то же самое происходит, на мой взгляд, и в этом случае.

Лидеры различных общественных объединений зачастую осознанно не идут в открытую для них дверь АКР, предпочитая выстраивать конспирологические версии о монополии АКР и нежелании сотрудничества.

Давайте разберёмся. Ну, во-первых, монополия – это право одного. А в АКР входят 5 общероссийских организаций и 63 региональных аккредитованных федерации – полноправных членов АКР. Во-вторых, я лично неоднократно общался с 5-ю лидерами общероссийских организаций, не входящих в состав АКР. Во всех случаях это были доброжелательные беседы с абсолютно прозрачной перспективой сотрудничества. На этом месте остановлюсь подробней, чтобы читатели сайта уловили наличие нашей доброй воли к широкой интеграции новых участников на площадке АКР.

Мы ещё в 2004 году разработали «Положение о принятии новых членов в АКР».

Коротко, всё очень просто: надо иметь достаточно регионов, признавать устав и правила АКР, привести свой устав в соответствие с требованиями Минспорта и АКР и пройти испытательный срок – 1 год, в ходе которого одна из федераций-членов АКР по договору будет взаимодействовать с кандидатом в члены в части формирования ЕКП и присвоения званий.

Т.е. уже на данном этапе можно было подать наиболее значимые турниры в ЕКП и присваивать разряды и звание. Для чего испытательный срок? Существуют очень жёсткие рамки законодательства и требований Минспорта по отношению к аккредитованным федерациям. Вся деятельность АКР регулируется целым рядом положений, регламентов и программ, выстраданных годами каждодневной работы, опыта и ошибок. Все эти документы разрабатываются на основе методических рекомендаций и приказов Минспорта. В Исполкоме АКР созданы комиссии и рабочие группы по нескольким направлениям деятельности, а исполнительная дирекция находится в постоянном контакте с различными подразделениями Минспорта.

Всё это я описываю так подробно, чтобы было понятно, что стать какой-то дисциплиной в виде спорта – значит стать частью государственной системы с её стандартами, отчётами и зачастую избыточной бюрократией.

Все как-то сурово. А что это в итоге дает?

Что имеем взамен? Медали и кубки на чемпионаты и первенства России, частичная экипировка сборной (не каждый год!) и присвоение спортивных разрядов и званий и судейских категорий. И это всё!
Никакого прямого финансирования от Минспорта АКР не имеет. Это чтобы пресечь домыслы и слухи. В регионах зачастую финансирование более значимое, чем от федерального министерства…

А господин Якунин, за все годы существования АКР предпринимал попытки интегрироваться в АКР?

Сергей Иванович Якунин, подавал документы и был внимательно выслушан президиумом АКР ещё в 2010 году. Было вынесено положительное решение с указанием дальнейших шагов (так называемая дорожная карта) по пути к полноценному сотрудничеству.

Эту ситуацию, насколько я помню, бурно обсуждали в то время на Вашем сайте (копия в распоряжении администрации сайта).

Так вот, очень простые требования со стороны АКР показались Сергею Ивановичу невыполнимыми. Например, в уставных целях его федерации были заявлены виды деятельности, не имеющие отношения к развитию спорта.

Для наглядности приведу простой пример. Когда в 2008 году вышел в свет новый Федеральный Закон «О физической культуре и спорте в РФ» № ФЗ-329, мы вынуждены были полностью ликвидировать ОАОО АКР и создать новую организацию, включая 56 (на тот момент) регионов страны!

На эту работу у нас ушло около 3-х лет. И всё потому, что по Закону союзы (ассоциации) общественных объединений не имеют права на аккредитацию по виду спорта. Теперь мы ООО (Общероссийская общественная организация) «АКР».

Поэтому АКР и предъявляет соответствующие требования к кандидатам в члены и этот путь некоторым нашим коллегам кажется тернистым и сложным, т.к. автоматически повышается уровень требований к ним.

Добавим сюда полный запрет на проведение кумитэ среди детей до 12-ти лет, плюс жёсткие требования к судьям, к официальным соревнованиям, медицинскому контролю и обеспечению, своевременные отчёты по всем официальным турнирам, соблюдение регламентов и утверждённых программ, жёсткие требования к сертификации тренеров по виду спорта и т.д. и т.п…

А вообще существование организаций связанных с единоборствами, но вне государственного регулирования, - законно?

Да, и очевидно, что неаккредитованным организациям гораздо проще существовать вне системы спорта. Правила соревнований утверждают сами себе, отсюда и кумитэ в 5-летнем возрасте; нет строгой системы отбора на чемпионаты – выезжают, как правило, все, кто смог найти деньги; сертификация тренеров отсутствует – есть цветной пояс – тренируй младших.

Согласитесь, так же гораздо проще «развивать» киокусин. К тому же всегда можно подогревать интерес публики, апеллируя к «прогосударственной могущественной АКР», которая де монополизировала весь киокусин в стране и душит бюрократическими процедурами… Очень удобная позиция, к тому же деятельность таких организаций неподконтрольна Минспорту, так как не входит в систему спорта.

К слову сказать, если даже гипотетически предположить, что наши визави интегрируются в Федерацию каратэ России, им всё равно придётся в корне пересмотреть весь свой процесс и привести его в соответствие с требованиями законодательства и Минспорта.

У меня иногда создаётся впечатление, что коллеги полагают, что достаточно получить признание Минспорта и на них посыплется золотой дождь в виде званий, денег и выездов за счёт бюджета…

Поверьте, отдать надо будет больше, чем получать. И в материальном, и в организационном, и в человеческом ресурсах.

Но раз эта деятельность не запрещена законом, то они имеют право тренироваться и проводить соревнования, объединяться в союзы и ассоциации, чтобы проще было конкурировать с АКР?

Надо понять, где поле для конкуренции. Получается, что соблюдать требования Минспорта и законодательства они не очень-то и хотят, а получать звания и привилегии хотелось бы. Но так не бывает. Надо определиться – либо вы хотите до поры до времени бесконтрольно осуществлять свой бизнес на киокусине, либо становится частью государственной системы с мерой ответственности и отдачи, о которой я говорил выше.

О соревнованиях. Конечно, любая общественная организация может проводить свои турниры, но и здесь есть законодательные ограничения. Вся деятельность подобных организаций регламентируется законом «Об общественных объединениях» и не подпадает под закон «О физической культуре и спорте в РФ».

Недавно одна из вновь созданных «федераций» провела в Троицке (Московской области) так называемый чемпионат России. Я несколько раз разговаривал с руководителем – не нарушай, не имеешь права на чемпионат России по закону. Проведи чемпионат своей федерации, в названии которой, кстати, тоже есть слово Россия. Не послушал, ввёл в заблуждение местные власти, бойцов, спонсоров, общественность. Бойцы теперь полагают себя чемпионами России… А на мандатной комиссии 7-8 регионов, скорая помощь отсутствует… Профанация. И как дальше выстраивать диалог?

Или детей от 5-ти до 10-ти лет на несколько кругов спарринговать выпускают. А на месте доктора фельдшер или медсестра… и никакой ответственности. А с родителей в лучшем случае расписка – дескать «в случае увечий и травм претензий к организаторам не имеем»… Вот чего надо бояться.

И здесь мы подходим к развилке: либо каждый подобный случай рассматривает прокуратура со всеми вытекающими последствиями, либо мы находимся в диалоге с коллегами и приходим к единой шкале ценностей. И шкала эта, на мой взгляд, очевидна – высшей ценностью является жизнь и здоровье занимающегося, а все отношения выстраиваются на основе взаимного уважения и соблюдения общепринятых норм и правил. Вот и весь секрет.

И я официально от имени АКР призываю все заинтересованные стороны к такому диалогу! Он будет не простым, так как нет единого понятийного аппарата. Но начинать с чего-то надо. Тут важно понимание со стороны наших коллег, что для встраивания в готовый и отлаженный механизм надо приложить определённые усилия и быть готовыми к компромиссам и диалогу.

Да, почти все федерации прошли в своё время такой организационный этап осмысливания и формирования норм и правил. Но за 10 лет существования вида спорта всё очень сильно поменялось. Разительно, в разы.

Тренер в АКР проходит систему сертификации. К детям допускается человек только с образованием, прошедший специализацию и, если необходимо, курсы повышения квалификации. Теперь это не единичные случаи, а система. И со следующего года никто не сможет попасть в школы и к детям без такого сертификата.

Исполком АКР готовит очень серьёзные меры, включая механизм перехода тренеров из любых организаций. Мы около года разрабатывали Положение о сертификации тренеров и здесь без системного подхода не обойтись. К слову сказать, сертификация тренеров - требование законодательства.

И следующим этапом будет утверждение государственного стандарта по каждому виду спорта, включая и наш. Нами уже разработан проект стандарта и передан в Министерство спорта РФ. И тогда всё встанет на свои места – кто захочет брать на себя ответственность, пуская в зал так называемого тренера-общественника с очень сомнительными бумагами на японском или английском языке? В то время как тренеры АКР становятся полноправными сертифицированными профессионалами, честно зарабатывающими себе на жизнь любимым делом!

Относительно права на ассоциации и союзы. Очевидно, что это конституционное право граждан на любые законные объединения. И наше законодательство позволяет хоть завтра создать любое объединение и хоть 10 новых АКР (есть только ограничение на совпадение названий). Меняй букву – и вперёд…
Достаточно написать типовой устав, протокол и несколько бумаг для регистрации.

Ну а дальше что с этим делать? Есть общие цели и задачи? Единое понимание структуры и траектории движения к этим целям? Пожалуйста. Мне представляется, что это вполне жизнеспособный план… Но только путь уж очень окольный, не находите?

Мы же предлагаем прямой путь в АКР с использованием всех уже созданных и опробованных механизмов и процедур.

Пожалуйста, спортсмены, тренеры, секции, клубы, организации, вливайтесь в ряды действующих аккредитованных в 63-х регионах страны федерации! АКР это организация зонтичного типа, созданная для объединения и развития вида спорта киокусинкай.

Ищите пути для реализации своих прав. Нужно только принять действующие законные требования, нормы и правила, вступить в соответствующую организацию, пройти процедуру сертификации и соблюдать общие нормы и правила.

Альтернатива – продолжать прозябать в организациях, собирающих 7 регионов на лже-чемпионаты по непонятным правилам, с судьями из числа тех, кто смог доехать, и зачастую под руководством людей, чьи личные амбиции позволяют манипулировать вашей привязанностью к киокусину.

Информация к размышлению.
В мире существуют более 20-ти международных организаций киокусин. Почти все они имеют своих адептов в России. И процесс деления не останавливается. Видимо, это веление времени, такой этап. Кому-то нужны сильные чемпионаты и серьёзная конкуренция, кому-то наоборот – отсутствие конкуренции, высокие звания, даны и статус…

На эту тему есть замечательные слова Юрия Левитанского, которыми я и хочу закончить это интервью:

«…Каждый выбирает по себе -
Слово для любви или молитвы,
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе...»


… найдите, почитайте полностью - будет интересно…

Приложения.


Добавить новость