Тренировки в сезон дождей или немного о наполнении жизни смыслом

Время на Занзибаре как-будто остановилось. Во всяком случае так кажется большинству туристов. Что это значит для человека, практикующего боевые искусства?! В первую очередь - это возможность вернуться в недавнее прошлое, оглянуться на пройденный путь и попытаться ответить себе на очень важные вопросы.

Время на Занзибаре как-будто остановилось... Большой сезон дождей, туристы разъехались, без них жизнь на острове течет не спеша. Сезон дождей - отличное время! Цены падают, жары нет... Можно полной грудью вдыхать прохладный и влажный воздух и тренироваться в любое время дня, не перегреваясь.



Тренировки в додзе сэнсэя Дула проходят три раза в неделю независимо от сезона. Их продолжительность лимитируется только длиной светового дня, в здании нет электричества. В солнечные дни приходится расходиться где-то в шесть - в половине седьмого. В сезон дождей, когда пасмурно, приходится расходиться раньше. Благо рабочий день на Занзибаре по нашим представлениям короткий, заканчивается он примерно в три часа дня, просто начинается раньше чем у нас, в шесть утра на местных дорогах уже час пик.



Додзе действительно страшный. Зал находится в каком-то административном здании, часть здания выглядит прилично, есть даже какая-то отделка внутри, но додзе - это просто цементный пол, голые стены, текущая крыша, а под ней какие-то узкие проемы вместо окон. Через них в зал и попадает свет и воздух. Но, в додзе сэнсэя Дула есть татами, что выгодно отличает его зал от других на Занзибаре.



Сэнсэй - интересный человек. Он владеет небольшим магазинчиком всего необходимого для рыбаков и недалеких прогулок по океану. Несколько раз в год летает в Дубай за товаром. Подержанное татами сенсэй купил в Эмиратах на свои деньги, каратэ для него важная часть жизни, хотя он уже давно "не умирает" на тренировках, занятия в додзе идут регулярно.

Благодаря сенсэю Дуле мы попали на Занзибарское телевидение в программу Сандей Спорт (было очень весело, но это отдельная тема).



В сезон дождей бывают и солнечные дни, тогда мы выбираемся потренироваться на пляж, в дождь прячемся в зале. Выглядит это примерно вот так.



У группы "Крематорий" есть такая песенка "Собачку, что бежит за мной, зовут последний шанс", среди прочего там есть такие слова:

Грязный подвал и на стенах женщины,
Отчизна которых - туземный атолл,
Сомнительный звук, но в каждом аккорде
Слепая вера в Rock-n-roll.

Зал (правда не подвал) действительно грязный, каратэ (на мой взгляд) немного сомнительное, но в каждой тренировке действительно настоящая вера в происходящее. Только женщин нет на стенах (остров все-таки мусульманский), зато их достаточно на улицах и их отчизна действительно туземный атолл.

Кроме всего прочего, такое каратэ - это еще и последний шанс и настоящий рок-н-ролл, хотя мои товарищи по тренировкам и слушают совсем другую музыку. Для них - это последний (или один из немногих) шанс наполнить свою жизнь смыслом. Возможности для развития на Занзибаре для большей части населения невелики, социальное расслоение общества огромное, шансов куда-то вырваться и что-то изменить в своей жизни ничтожно мало. А в тренировках можно найти смысл и развитие.

Для меня это тоже последний шанс - увидеть такое отношение к занятиям, увидеть такую систему тренировок, постараться ответить себе на важные вопросы относительно техники и методики, постараться что-то изменить и улучшить.

Дело в том, что Занзибар, как оказалось - это естественный заповедник боевых искусств. Кто-то когда-то привез на Занзибар каратэ сетокан и годзю-рю. Так они и существуют тут в почти неизменном виде, в котором их смогли передать первые учителя. Влияние извне минимально. Думаю, в силу многих причин, даже в Японии каратэ сейчас трансформируется сильнее, чем на Занзибаре. Телевизор тут, как правило один на деревню (не берем в расчет относительно небольшое количество богатых местных), интернет медленный, видео особо не посмотришь (есть и быстрый, конечно, но он дорогой, да и компьютеров мало). Так что каратэ здесь - это кихон, ката и бункай (там где он есть), и кумитэ в не слишком разнообразных его вариантах. Соревнования по каратэ на Занзибаре проходят раз в год. Я их еще не видел, так что рассказать пока ничего не могу. При всем при этом тут есть очень неплохие каратисты, как в шотокане так и в годзю-рю.

Благодаря помощи японских бизнесменов на Занзибаре построен большой Кодокан и существует традиционное дзюдо. Честно сказать, я был просто поражен, увидев показательные выступления дзюдоистов в Международной Школе Занзибара. Дзюдоисты показывали обычную детскую тренировку. Главным был весьма пожилой сухой африканец, ему помогали два молодых парня. Интересно, что этот уважаемый дзюдока показал фактически йоговскую разминку. Все было очень спокойно, выдержано в духе традиций с нужным количеством поклонов, традиционной спокойной разминкой и очень  хорошей техникой. Вряд ли такое дзюдо конкурентно на современных соревнованиях, но оно точно настоящее.



Ну и, наконец, таэквондо. В той же международной школе я познакомился с очень интересным корейским миссионером, который лет 10 жил в Танзании, а недавно переселился на Занзибар. Ким - христианский миссионер, не знаю к какой конфессии христианства он принадлежит, кроме того он обладатель 5-ого дана по таэквондо WTF.

Ким активно занимался тайквондо будучи студентом, получил третий дан, а до пятого видимо был повышен после того, как стал предпринимать активные усилия по развитию тайквондо на Занзибаре.

Надо сказать, что помимо миссионерской деятельности, все свободное время Ким проводит на футбольном поле, самоотверженно играя (кроме всего он обучает футбольных судей) и плавает в бассейне.

Судя по всему, таэквондо он давно не занимался, но когда-то был очень не плох. Я всегда хотел разобраться в таэквондо, слишком много вопросов оно у меня вызывало. Конечно, я не упустил возможность позаниматься у настоящего корейца.

Таэквондо в его исполнении (так же, как каратэ и дзю-до) на Занзибаре тоже абсолютно "традиционное", если этот термин вообще тут применим. Дело в том, что у Кима абсолютно отсутствует кругозор в области боевых искусств. Я показывал ему наше старое видео, снятое на Занзибаре во время седьмой Кшатры. Тогда на показательных выступлениях для нас, мы впервые увидели некую невообразимую смесь из каратэ + ушу + кино про кун-фу и каких-то африканских коренных танцев в одном комплексе типа ката.  Увидев это Ким произнес: "О, каратэ!".

Но тренировки он проводит абсолютно нормальные, видимо, точно повторяя то, как это делается в Южной Корее в каком-нибудь студенческом спортклубе. Этим тренировки и интересны!



Про себя я всегда считал таэквондо особо извращенным видом каратэ. Русские перенесли дзю-до на свою почву - получилось самбо, корейцы взяли многое из каратэ - получилось тайквондо.

При ближайшем рассмотрении складывается такое впечатление, что базовая техника (кихон и идо-кихон) в таэквондо созданы специально так, чтобы сделать нечто, отличающееся от каратэ. Видимо, вся корейская культура росла в непрерывном соперничестве с японской.

На мой взгляд, изменены базовые принципы каратэ, все очень схематизировано, ката (тыль, пумсэ) сильно упрощены и сделаны как-бы понятными. Что есть в тайквондо, так это много интересных упражнений для развития техники ударов ногами. Но этот раздел существует абсолютно отдельно от базовой техники, а последняя существует только лишь для экзаменов-семинаров и общей дисциплины. Дисциплинировать группу (например, в армии) проще простыми схематичными движениями, все вместе, ритмично делают что-то.

Таэквондистский "кихон" в этом смысле гораздо удобнее каратистского. Но к обучению бою (реальному или даже спортивному) это уже не имеет никакого отношения. То есть существующее в современном каратэ противоречие между традиционной методикой обучения (кихон, ката, бункай) и спортивной практикой, в таэквондо доведено до логического завершения. База отдельно, соревнования отдельно.

Корейцы, конечно, очень умные и практичные. Есть ведь еще и хапкидо, некоторые "ценители" называют его просто фэйком (подделкой) японского айкидо.

Наблюдать за всеми этими единоборствами на Занзибаре для меня очень интересно. И вот какие вопросы заново возникают благодаря таким наблюдениям:
- что такое традиция, можно ли считать традиционным каратэ, практикуемое африканцами на Занзибаре, которое сами они считают традиционным;
- вообще, стоит ли вмешиваться в традицию, добавляя в нее что-то современное, имеем ли мы на это право?;
- насколько свободны мы можем быть в личной интерпретации базовой техники и в ее трансформации (учитывая опыт таэквондо);
- насколько классическая база вообще важна в современных условиях, когда есть множество новых эффективных методов тренировки.

Сейчас я веду регулярные тренировки для местных шотокановцев, стараюсь очень аккуратно показывать и объяснять им то, что знаю сам, так чтобы не разрушать их навыки и веру в "рок-н-ролл" (каратэ). В нашей небольшой группе все как везде, есть два очень неплохих каратиста с заслуженными (на мой взгляд) черными поясами, есть ученики послабее, видимо получившие первый дан за старание и заслуги, но все работают очень искренне и отношения в группе весьма уважительные. Мне интересно работать с ними, это настоящее творчество и поиск ответов на поставленные выше вопросы.

Сейчас наши тренировки выглядят примерно так.



Наблюдая, за традиционными тренировками на Занзибаре (каратэ, дзюдо, тайквондо), я могу точно сказать что:
1. Системы, прошедшие испытание временем, работают! Если Вам кажется, что что-то не так ("...каратэ - не работает...", "...айкидо - не работает..." и т.д.), то надо понимать, что проблема скорее в нас самих, а не в этих системах.
2. Традиционная разминка (в дзюдо своя, в разных стилях каратэ - своя, в тайквондо своя) имеет очень большой смысл, делайте ее как можно чаще!
3. Традиционное построение тренировки тоже очень глубокая вещь и этим стоит пользоваться.
4. Многие большие мастера достаточно легко относились к неким "незыблемым принципам", оставляя акцент на том, что они считали важным. Это и нам оставляет некоторую свободу для творчества и поиска!
Я так думаю...

Добавить новость