Феномен Окинавы: «все, что нас не убивает - делает нас сильнее»

Окинава - остров каратэ окутанный тайнами и легендами... Чем же является Окинава на самом деле?! Какая правда открывается тем кто попадает туда впервые, когда за патиной мифов об этом острове открывается его реальная история, его жизнь и его люди...

Каратэ на Окинаве

Окинава – правда и мифы

В достаточно далеком 1979 году, когда я начинал заниматься тем, что тогда я считал каратэ, Окинава представлялась мне землей обетованной, где живут «страшные снаружи, но добрые внутри» крестьяне. Они с утра до вечера, вместо того, чтобы собирать рис, отоваривают мозолистыми кулаками макивару и мечтают встретить ненавистного самурая, дабы продемонстрировать ему очевидные преимущества голой пятки перед остро заточенной катаной.

Прошло время… Летя на «Остров карате» вполне половозрелым адептом, я уже точно знал, что Окинавские крестьяне были всего лишь крестьянами, а большинство услышанных мной в отрочестве рассказов об Окинаве – красивыми и далекими от правды легендами.

Но что-то осталось от того чувства, которое возникало у прыщавого советского подростка, когда звучало магическое слово – Окинава. И это «что-то» заставляло с волнением ожидать встречи с бывшим королевством Рюкю, то ли, опасаясь разочарования, то ли в предвкушении подтверждения.

Забегая вперед, хочу сказать, что Окинава оказалась другой, нежели в моих фантазиях и она точно не разочаровала. На протяжении восьми лет я, не реже двух раз в году, летаю в Японию. В этом году я побываю на этом замечательном острове пять раз. То есть каждые два месяца буду исполнять десятичасовой аттракцион «железная задница» ради ежедневных семичасовых тренировок.

Тот факт, что все вышеописанное не является моим индивидуальным наваждением подтверждают мои ученики, которые, побывав на Окинаве, возвращаются туда снова и снова.
Что же движет мной и моими последователям?
Постараюсь ответить на этот вопрос и доступно объяснить, что такое Окинава и как тренируются Окинавские практики «пустой руки».

История Рюкю

Окинаву окинавцев невозможно понять, не познакомившись с историей этого замечательного острова. Люди, которые живут здесь, смогли создать мир - утопию со своим уникальным отношением к вечности, собственным недостаткам и смыслу человеческого существования. С трепетной любовью к собственной истории, как бы мало от нее не осталось, и собственной культуре, даже несмотря на то, что самыми значимыми ее достижениями стали карате и кобудо.

А ведь начиналось все как у нормальных людей. К XII веку местное общество дозрело до появления первых феодалов - андзи, которые, как им и положено, стали активно делить земельные наделы со своими соседями, такими же феодалами. Неминуемые, при таком положении дел, столкновения привели к тому, что андзи стали возводить на своих землях крепости – Гусуку, не прекращая бороться за то, чтобы его Гусуку стала самой Гусукистой из всех Гусук.

Борьба это проходила с применением военной силы, вследствие чего одни становились победителями, а другие побежденными. Причем, чем больше побежденных закапывали под стенами догорающих Гусук, тем больше порядка становилось на острове.

В XIV веке появились три основных силы, так называемые «три горы»: Хокудзан с центром в замке Накидзин, Тюдзан с замком Урасоэ и Нандзан с замком Симадзириоодзато.

В 1350 году королем Тюдзан был провозглашен блестящий стратег и дипломат Сатто. Он принял абсолютно гениальное для того времени стратегическое решение – заручился поддержкой самого большого «авторитета» в Азии в то время, то есть объявил себя вассалом китайского императора, и тем отбил у соседей всякое желание вынашивать милитаристские планы в отношении Тюдзан.

Положение вассала, конечно, предполагало выплату китайцам дани, но зато сулило немало преимуществ Сатто и другим окинавитянам. Китайские туристы и чиновники стали частыми гостями на острове; в свою очередь студенты, дипломаты и купцы Тюдзан были допущены в Китай.

Преемник Сатто, военачальник Се Хаси, объединил весь остров под своим правлением и основал королевство Рюкю. Первым указом он подтвердил вассальную клятву китайскому императору.

В 1392 году 36 китайских семей эмигрировали в королевство Рюкю и поселились в местечке Кумэ. Китайцы привезли с собой технику традиционного кулачного боя и трактат о боевых искусствах «Бубиши», впоследствии ставший библией окинавского карате.

У переселенцев быстро появились ученики-островитяне, которые не только изучили приемы импортной борьбы, но и неустанно дополняли ее элементами местного боевого искусства удонти. Свой кулачный бой жители Рюкю называли либо «тоте», («кулак династии Тан», правящей в то время в Китае), либо просто «те» («кулак»).

Дальнейшая история островного искусства связана с правлением короля Се Неи и историческим недоразумением.

Дело в том, что в соседней Японии первый сегун Иэясу Токугава шел на всё, чтобы распространить свое влияние на максимум самурайских родов. Так, род Сацума, находившийся в оппозиции к власти, получил от Токугавы титул «властители десяти тысяч островов». Что именно это за острова, сегун не уточнил. Впрочем, об этом никто и не спрашивал: Сацума были уверены, речь идет об островах Рюкю (к тому времени государство распростерлось на целый архипелаг).

«Дело стоящее», - прикинули князья Сацума и предложение с удовольствием приняли. Считая Рюкю собственным владением, во время вторжения японской армии в Корею, Сацума потребовали от Окинавы военной помощи. Се Неи, разрываясь между уязвленной гордостью и страхом, тянул с ответом.

Гордые самураи расценили нерешительность окинавского короля как плевок в лицо, и в 1609 году князь клана Сацума Симадзу Иэяса с трехтысячным войском высадился на Окинаве. Несмотря на то, что небольшая армия Рюкю была разбита закаленными в корейских походах воинами, вторжение не стало для Окинавы бедствием.
Озабоченные пополнением клановой казны, представители Сацума стремились взять под контроль внешнюю торговлю разгромленного государства, при этом не возражая против сохранения его вассальной зависимости от Китая.

Сбор дани в Рюкю составлял около двадцати процентов всех доходов клана, при этом наибольшую прибыль Сацума получали от китайско–окинавской торговли. Роль труффальдино привела Рюкю к новому витку развития, в том числе в вопросе кулачного искусства.

Тоте начинало впитывать в себя элементы японских дзю дзюцу, а после революции мейдзи, когда королевство Рюкю официально вошло в состав Японии, получило современное имя «каратэ», означающее «пустая рука».

На протяжении многих лет, после падения дома Се, Окинава оставалась захудалой провинцией, активно растущей и накапливающей военную мощь японской империи.

В 1945 году, в ходе знаменитой «битвы за Окинаву», остров был подвергнут ужасающей по своим масштабам бомбардировке. Не уцелело практически ничего. После капитуляции Японии во второй мировой войне, Окинава попадает под административное управление американскими войсками.

В условиях страшной нищеты и разрухи на острове начинают набирать силу преступные кланы Якудза. Вскоре Окинава становится центром одной из самых страшных войн мафиозных семей, которая привела к качественному росту профессионального уровня полицейских и тотальному уничтожению Якудза в этом регионе.

Сегодня Окинава единственная префектура Японии, где мафии нет ни в каком виде.

В 1986 году началась реставрация замка Сюри, которая закончилась в 1992 году. Воссозданный с поразительной точностью, замок Рюкюсских королей стал важным символом возрождения Окинавы, ее духа и ее воли.

Окинаве, как никакому другому месту на земле подходят слова Ницше: «все, что нас не убивает - делает нас сильнее»… и мудрее.

Каждый раз, прилетая на Окинаву, общаясь с моими Рюкюсскими товарищами и учителями, я вижу этот уникальный дух Окинавы, воспитанный столетиями уникальной истории.
Истории, в которой абсолютный конформизм соседствовал с верностью традициям, а тяга к миру с удивительной жестокостью. В отличии от Японцев с «больших островов», Окинавцы улыбаются еще и глазами. Вместо слепого чинопочитания, руководствуются искренним уважением. Не склонны рефлексировать о своем будущем и абсолютные девственники в плане национализма.

Добавить новость