Кто стоял у истоков каратэ: крестьяне или аристократы?
В конце XX века в Советском Союзе была популярна теория о том, что каратэ в Японии было создано угнетаемыми крестьянами, которые с помощью подручных сельхоз-инструментов научились обороняться. Но есть теории, которые пытаются доказать, что боевое искусство развивали именно аристократы, а вовсе не крестьяне.
Так, известный западный блогер Джесси Энкамп решил порассуждать на весьма интересную тему. В ироничной форме, которая для него характерна, Энкамп попытался доказать, что каратэ придумали совсем не бедные крестьяне. Рассуждения Джесси мы постараемся сопоставить с другими точками зрения.
Как утверждает Энкамп, тотэ (так назывались все боевые искусства Окинавы, имевшие китайское происхождение), а позже и каратэ, играло роль общепринятого развлечения, так называемого своеобразного хобби и образа жизни состоятельных людей и аристократов. Не бедных крестьян и фермеров, не угнетенных жителей деревень, которым было необходимо отчаянно бороться с самураями-тиранами Японии. Согласно этой точки зрения каратэ было изобретено именно аристократами.
В Японию каратэ попало с острова Окинава в конце XIX века. Когда-то Окинава была центром независимого королевства Рюкю, у которого были тесные связи в торговой сфере как с Китаем, так и с Японией. В XVII веке королевство Рюкю завоевали самураи из княжества Сацума, которое после этого стало его вассалом. Сейчас в литературе Запада существует мнение, что проживающие на Окинаве люди вели постоянную партизанскую борьбу против японских захватчиков и в ходе таких противостояний и появилось искусство каратэ.
Кроме того, известно, что еще во времена, когда Окинавой правил король Се Син (1477-1526), на острове провели разоружение населения. Правитель хотел прекратить все вооруженные столкновения среди враждующих кланов и искоренить народные восстания. Но в итоге жители Окинавы стали беззащитны перед пиратами и шайками разбойников. Соответственно, народ стал активно проявлять интерес к борьбе без оружия. Так родились два направления. Первое называлось «тэ», в основном оно практиковалось местными аристократами и жителями городов. Второе позже получило название «кобудо». Его использовали крестьяне и рыбаки. В тэ акцент делался на борьбу голыми руками, в кобудо же применялись подручные средства (весла, мотыги, серпы и различные предметы, которые сейчас называют традиционным оружием каратэ). Но и в одном, и во втором случаях тренировки были секретными, в уединенных местах, обычно в ночное время суток.
Таким образом, существует информация, позволяющая говорить о том, что боевые искусства на Окинаве появились еще до японской оккупации. И они активно использовались как среди аристократов, так и среди простого народа и крестьян.
Но Джесси Энкамп не согласен с приведенными фактами, как и те, кто придерживается теории аристократических истоков каратэ. В доказательство блогер привел следующие факты: высокие удары ногами ката Ганкаку не могли применяться для того, чтобы крестьяне «пинали шлемы» самураев-наездников, ката Кусянку Дай/Канку Дай разработали не для противостояния крестьян воинам-ниндзя Японии, а ката Наиханчин/Тэкки изучали не для того, чтобы боевые навыки развивались на рисовых полях. Да, рыбалка, охота, земледелие и другие составляющие крестьянской жизни не давали им возможность от заката до рассвета тренироваться и совершенствовать собственные тела и боевые навыки.
В придачу Джесси прикрепил список известных людей, аристократов, которых также называют патриархами каратэ:
Мацумура Сокон (1809-1899): клан Печин. Телохранитель короля.
Сакугавы Кенга (1786-1867): клан Чикудун Печин.
Соеиши Риотоку (1772-1825): клан Ояката. Секретарь короля.
Наха Яра (1740-1812): клан Чикудун Печин.
Тауата Шинбоку (1814-1884): клан Чикудун Печин.
Суеёюши Аню (неизвестно): клан Печин.
Чикин Сейонори (1624-неизвестно): клан Ояката.
Чинен Умикана (1797-1881): клан Чикудун Печин.
Хида Канематсу (1790-1870): клан Печин.
Чинен Масанра (1842-1925): клан Чикудун Печин
Киян Чофу (неизвестно): клан Сидзоку.
Хамахига Ояката (1847 - неизвестно): клан Ояката.
и т.д...
Собственно, на этом все доводы Джесси исчерпались.
Но если вышеназванные «тэ» и «кобудо» на самом деле были развлечением лишь привелегированных жителей Окинавы, то зачем в кобудо применяли сельскохозяйственные орудия труда? Крестьянское оружие в множество раз уступало по своим данным снаряжению воинов того времени. Вряд ли кто-то из воинов-аристократов стал бы применять именно такое оружие.
Также Энкамп не учел и удивительный, ни с чем не сравнимый менталитет народа острова. Бесспорно, крестьянин, проживающий на территории Европы в то время, после тяжелого рабочего дня не захотел бы тренировать свои навыки в том или ином боевом искусстве. Однако это не значит, что крестьяне Окинавы его не практиковали, скорее наоборот – есть множество фактов, благодаря которым можно утверждать, что желание выжить, желание защитить себя и своих родных в совокупности с тем самым менталитетом и обстоятельствами подтолкнули людей к созданию боевого искусства.
Да, имена мастеров каратэ-крестьян не сохранились, не дошли до наших дней. Но это не говорит о том, что каратэ было создано лишь аристократами. Ведь истина не может противоречить истине...
Так, известный западный блогер Джесси Энкамп решил порассуждать на весьма интересную тему. В ироничной форме, которая для него характерна, Энкамп попытался доказать, что каратэ придумали совсем не бедные крестьяне. Рассуждения Джесси мы постараемся сопоставить с другими точками зрения.
Как утверждает Энкамп, тотэ (так назывались все боевые искусства Окинавы, имевшие китайское происхождение), а позже и каратэ, играло роль общепринятого развлечения, так называемого своеобразного хобби и образа жизни состоятельных людей и аристократов. Не бедных крестьян и фермеров, не угнетенных жителей деревень, которым было необходимо отчаянно бороться с самураями-тиранами Японии. Согласно этой точки зрения каратэ было изобретено именно аристократами.
В Японию каратэ попало с острова Окинава в конце XIX века. Когда-то Окинава была центром независимого королевства Рюкю, у которого были тесные связи в торговой сфере как с Китаем, так и с Японией. В XVII веке королевство Рюкю завоевали самураи из княжества Сацума, которое после этого стало его вассалом. Сейчас в литературе Запада существует мнение, что проживающие на Окинаве люди вели постоянную партизанскую борьбу против японских захватчиков и в ходе таких противостояний и появилось искусство каратэ.
Кроме того, известно, что еще во времена, когда Окинавой правил король Се Син (1477-1526), на острове провели разоружение населения. Правитель хотел прекратить все вооруженные столкновения среди враждующих кланов и искоренить народные восстания. Но в итоге жители Окинавы стали беззащитны перед пиратами и шайками разбойников. Соответственно, народ стал активно проявлять интерес к борьбе без оружия. Так родились два направления. Первое называлось «тэ», в основном оно практиковалось местными аристократами и жителями городов. Второе позже получило название «кобудо». Его использовали крестьяне и рыбаки. В тэ акцент делался на борьбу голыми руками, в кобудо же применялись подручные средства (весла, мотыги, серпы и различные предметы, которые сейчас называют традиционным оружием каратэ). Но и в одном, и во втором случаях тренировки были секретными, в уединенных местах, обычно в ночное время суток.
Таким образом, существует информация, позволяющая говорить о том, что боевые искусства на Окинаве появились еще до японской оккупации. И они активно использовались как среди аристократов, так и среди простого народа и крестьян.
Но Джесси Энкамп не согласен с приведенными фактами, как и те, кто придерживается теории аристократических истоков каратэ. В доказательство блогер привел следующие факты: высокие удары ногами ката Ганкаку не могли применяться для того, чтобы крестьяне «пинали шлемы» самураев-наездников, ката Кусянку Дай/Канку Дай разработали не для противостояния крестьян воинам-ниндзя Японии, а ката Наиханчин/Тэкки изучали не для того, чтобы боевые навыки развивались на рисовых полях. Да, рыбалка, охота, земледелие и другие составляющие крестьянской жизни не давали им возможность от заката до рассвета тренироваться и совершенствовать собственные тела и боевые навыки.
В придачу Джесси прикрепил список известных людей, аристократов, которых также называют патриархами каратэ:
Мацумура Сокон (1809-1899): клан Печин. Телохранитель короля.
Сакугавы Кенга (1786-1867): клан Чикудун Печин.
Соеиши Риотоку (1772-1825): клан Ояката. Секретарь короля.
Наха Яра (1740-1812): клан Чикудун Печин.
Тауата Шинбоку (1814-1884): клан Чикудун Печин.
Суеёюши Аню (неизвестно): клан Печин.
Чикин Сейонори (1624-неизвестно): клан Ояката.
Чинен Умикана (1797-1881): клан Чикудун Печин.
Хида Канематсу (1790-1870): клан Печин.
Чинен Масанра (1842-1925): клан Чикудун Печин
Киян Чофу (неизвестно): клан Сидзоку.
Хамахига Ояката (1847 - неизвестно): клан Ояката.
и т.д...
Собственно, на этом все доводы Джесси исчерпались.
Но если вышеназванные «тэ» и «кобудо» на самом деле были развлечением лишь привелегированных жителей Окинавы, то зачем в кобудо применяли сельскохозяйственные орудия труда? Крестьянское оружие в множество раз уступало по своим данным снаряжению воинов того времени. Вряд ли кто-то из воинов-аристократов стал бы применять именно такое оружие.
Также Энкамп не учел и удивительный, ни с чем не сравнимый менталитет народа острова. Бесспорно, крестьянин, проживающий на территории Европы в то время, после тяжелого рабочего дня не захотел бы тренировать свои навыки в том или ином боевом искусстве. Однако это не значит, что крестьяне Окинавы его не практиковали, скорее наоборот – есть множество фактов, благодаря которым можно утверждать, что желание выжить, желание защитить себя и своих родных в совокупности с тем самым менталитетом и обстоятельствами подтолкнули людей к созданию боевого искусства.
Да, имена мастеров каратэ-крестьян не сохранились, не дошли до наших дней. Но это не говорит о том, что каратэ было создано лишь аристократами. Ведь истина не может противоречить истине...
Автор:
Похожие новости
Добавить новость