Санчин ката в Шанти Доджо

Богдан Курилко - мастер годзю рю каратэ, давал в Шанти Доджо мастер-класс по санчин-ката, для представителей разных стилей каратэ: киокушинкай, будокай, сито рю и сёриндзи-рю. Самое интересное, что это единственное традиционное ката придуманное женщиной, одно из самых жестких ката в каратэ, и в разных стилях оно исполняется и трактуется по своему.

Опыт взаимодействия группы опытных мастеров из разных направлений необычен, но уровень доверия позволил сделать это взаимодействие эффективным.

Доджо Шанти

Интересно работать в такой группе, особенно начиная с легкого предтренировочного чая и общения. Практически каждый участник - кладезь информации, включая истории и байки из мира единоборств. Николаем Коровиным можно просто заслушаться...



Но главное ради чего мы собрались в этот день - санчин-ката. Еще до начала тренировки большинство участников собрались в Доджо и стали разминаться. Тут, конечно, разница в разминках и энергетике разительна. Пока «бесконтактники» вытягивали руки, фиксировали стойки и громко дышали, Юра Федоришен выдернул меня на дружескую киокушиновскую набивку... и сразу все встало на свои места, тело запело, суставы смазались, связки ожили, а румянец зафиксировал полную готовность...



Но к началу тренировки все мы оказались достаточно разогреты и бодры, невзирая на способы и энергичность разминок.

Для меня киокушиновское ката санчин это теплые воспоминания об уральском киокушине, когда правильным исполнением считалось только ката с партнером. Круто было ощущать себя неуязвимым и безэмоциональным, в то время как партнер наносит по тебе любые удары, кроме ударов в пах, голову и позвоночник. Тогда санчин-ката само по себе становилось мощным, жестким и бронированным.

В киокушине санчин-ката больше похоже на проверку того из какого теста слеплен боец. И если в составе пластилин, обожженная глина, камень или сталь, то при исполнении с пробиванием это всегда заметно.

Но в киокушине санчин-ката не занимает какого-то обособленного тронного места, даже среди ката.

Годзю рю же временами кажется стилем созданным на санчин ката, оно как-будто бы является центробежной силой стиля. И, в самом деле, после детального объяснения и разбора этого ката с Богданом Курилко, становится понятным, что все самые главные структуры и «контроли» боевого тела в этом ката отражены.

И более того, чем больше ты практикуешь это ката, тем «острее твой боевой меч».



И если в киокушине санчин-ката можно оценить по материалу из которого слеплен каратист, то в годзю у санчин-ката все однозначно - как в кубиках лего.

Каждый палец рук и ног должен знать свое место, время и силу скручивания и сжатия, сжиматься вгрызаться или противопоставляться по четко заданным векторам. Уши, плечи, бедра должны сопоставляться в определенных соотношениях. Таз не должен быть просажен, но и не подбивается, как в киокушине, он просто выстраивается под остальные собранные структуры тела и должен фиксировать и комфортно удерживать их.

Ощущение перенапряжения в санчин-ката исчезает сразу, как только тело поймает все вертикальные оси на суставные пружинки и все вектора противопоставления из-за которых мы перенапрягаемся становятся точно направленными.



Я не понимаю, как это можно объяснить начинающим каратистам и тем более детям. Киокушиновский санчин более приспособлен под разные уровни подготовки и восприятия.

Особенно непростым является дыхание в санчин-ката от годзю рю. Для всех участников мастер-класса именно это дыхание вызвало большие сложности и вместе с этим интерес. Мы даже подискутировали на эту тему. Обычно в санчин-ката делается дыхание ибуки, достаточно жесткое и сильное, так вот в годзю рю умудряются делать дыхание ибуки слышимым, но невидимым. Если убрать звук и не смотреть на губы, то по животу и диафрагме невозможно определить, когда происходит фаза вдоха, а когда начинается выдох.

Сергей Бадюк

Учитывая, что в бою опытные бойцы контролируют чужое дыхание и наносят атаки на вдохах или разрывах дыхания соперника, то дыхание от годзю рю могло бы «засекретить» дыхание. Хотя конечно же нужно оценивать такое дыхание в бою, посмотреть как оно будет «скрываться» после первого удара в пузо.

Совместная практика доставила огромное удовольствие. Искренность и непосредственность зашкаливала. Возможно, такие встречи единомышленников с опытом в единоборствах больше 20 лет, снимают внутренние «контрольки», которые отвечают за «понты» и другие защитные реакции организма.

Когда другу нужна помощь...

Спасибо Сергею Бадюку за идею создания клуба боевого «Шанти» и возможность собираться вместе.

Участники встречи клуба Шанти

Добавить новость