Контакт с противником в Окинавском каратэ
На мой взгляд, одним из важнейших понятий любой единоборческой системы является «точка
контакта». Речь идет о взаимодействие любой из частей тел сражающихся с телом оппонента и в
первую очередь во время выполнения защитных действий. Например, в чрезвычайно мной
уважаемом английском боксе чаще всего предпочитают вообще не создавать точку контакта при
атаке противника, используя уклоны. Что позволяет не только уходить от удара, но и создавать
неожиданные и разрушительные траектории для атаки рукой.
В Окинавском каратэ «агентами влияния» на противника являются конечности, что на мой взгляд связано с наличием бросков, выведений из равновесия, которые сильно сокращают возможность маневрирования телом и связанные с этим смещения центра тяжести.
На примере Годзю рю каратэ, я хотел бы показать, как решает вопрос работы с точкой контакта традиционная школа окинавского каратэ и насколько это решение важно для системы построения тренировочного процесса.
В китайском стиле «Белый журавль», который является одним из наиболее вероятных предтечей, без сомненья синтетической школы годзю рю говорят: «Увидел силу – прояви силу, увидел силу – измени силу». Эти слова, как нельзя лучше отражают принципы взаимодействия с противником, которые предлагает своим адептам Окинава Годзю Рю каратэ. Речь идет о том, что любой подобный контакт изначально жесткий.
На первом этапе обучения все взаимодействия с партнером посвящены выработке этой самой жесткости, умению останавливать атаку в оптимальной точке, то есть там, где она не может дальше развиваться, а атакующий оказывается в наиболее уязвимом положении для контратаки. Следующий этап - умение трансформировать эту жесткость в мягкость и тогда точка контакта используется как опора и текущий контроль противника в момент выхода на траекторию однозначного преимущества то есть туда, где возможность эффективно атаковать наиболее вероятна, а противодействие этой атаке со стороны противника наименее возможно. Еще один способ использования жесткой точки контакта – возможность взять под контроль центр тяжести противника и разрушить его структуру тела, что дает массу преимуществ от возможности тем или иным способом сбить его с ног до простого факта – человек, потерявший равновесие не может эффективно действовать в поединке.
При этом, независимо от развития и трансформации контакта, момент его создания это всегда взаимодействие не только конечностей, но в первую очередь всей структуры тела от стоп до макушки, причем преимущество достигается именно на этапе первого мгновения контакта со стороны того бойца, у которого эта самая структура существует, она центрирована и управляема. Именно поэтому фундаментальной базой школы является форма Санчин, цель которой «перепрограммирование» тела адепта с целью создания подобной структуры.
Санчин – это ката, которое обучает тело действовать как одно целое, когда колени, локти, стопы и плечи участвуют в движении одновременно и связано. В качестве важных помощников, которые почти принудительно «объясняют» телу принципы синергии в движении выступают предметы ходзе ундо, которые являются обязательным дополнением практики Санчин.
Говоря о построении жесткой точки контакта необходимо понимать, что в условиях плотного ближнего боя, на котором делает акцент школа годзю рю, она может быть выстроена практически любой точкой тела и эта точка должна быть к этому контакту готова, также как все тело обязано уметь мгновенно приходить в состояние структурного центрирования. Этим целям служат упражнения удэ танрен и таи атари, которые иногда ошибочно считают исключительно набивкой рук, ног и тела, и которыми так богата практика годзю рю.
Если Санчин и Тэнсё, которые относятся к семье Хайшо ката посвящены выстраиванию структуры тела (санчин) и базовым манипуляциям с этой структурой (Тэнсё) необходимым для достижения преимущества в момент создания точки контакта, то остальные формы, относящиеся к группе Кайшо ката – варианты развития контакта. Своего рода «Коллекция» оптимальных способов работы с той самой централизованной структурой тела (в Окинавском каратэ – кокучи) с точки зрения наиболее эффективной обработки точки контакта при различных видах атак. Вот почему рассматривать ката Годзю рю, как набор «приемов» занятие бессмысленное. Скорее – это набор принципов для эффективного воплощения, которых в жизнь существует система парной проработки этих самых принципов и в первую очередь через уникальную практику какие кумитэ.
Чтобы понять важность какие в практике Годзю я хотел бы привести вот такой пример. В один из своих визитов на Окинаву я задал учителю, Морио Хигаонна Сэнсею, вопрос – какие упражнения в годзю рю наиболее эффективны для подготовки к бою. На что он мне ответил – какие кумитэ – это и есть бой. Практика какие, чрезвычайна разнообразна – от базовых принципов, до импровизационных спарринговых заданий с акцентом на различные способы и стратегии взаимодействия с противником.
Все вместе, от первых движений Дзюмби ундо до свободного поединка, создают замечательную в своей цельности и логичности систему подготовки школы Окинава Годзю рю каратэ.
Богдан Курилко
В Окинавском каратэ «агентами влияния» на противника являются конечности, что на мой взгляд связано с наличием бросков, выведений из равновесия, которые сильно сокращают возможность маневрирования телом и связанные с этим смещения центра тяжести.
На примере Годзю рю каратэ, я хотел бы показать, как решает вопрос работы с точкой контакта традиционная школа окинавского каратэ и насколько это решение важно для системы построения тренировочного процесса.
В китайском стиле «Белый журавль», который является одним из наиболее вероятных предтечей, без сомненья синтетической школы годзю рю говорят: «Увидел силу – прояви силу, увидел силу – измени силу». Эти слова, как нельзя лучше отражают принципы взаимодействия с противником, которые предлагает своим адептам Окинава Годзю Рю каратэ. Речь идет о том, что любой подобный контакт изначально жесткий.
На первом этапе обучения все взаимодействия с партнером посвящены выработке этой самой жесткости, умению останавливать атаку в оптимальной точке, то есть там, где она не может дальше развиваться, а атакующий оказывается в наиболее уязвимом положении для контратаки. Следующий этап - умение трансформировать эту жесткость в мягкость и тогда точка контакта используется как опора и текущий контроль противника в момент выхода на траекторию однозначного преимущества то есть туда, где возможность эффективно атаковать наиболее вероятна, а противодействие этой атаке со стороны противника наименее возможно. Еще один способ использования жесткой точки контакта – возможность взять под контроль центр тяжести противника и разрушить его структуру тела, что дает массу преимуществ от возможности тем или иным способом сбить его с ног до простого факта – человек, потерявший равновесие не может эффективно действовать в поединке.
При этом, независимо от развития и трансформации контакта, момент его создания это всегда взаимодействие не только конечностей, но в первую очередь всей структуры тела от стоп до макушки, причем преимущество достигается именно на этапе первого мгновения контакта со стороны того бойца, у которого эта самая структура существует, она центрирована и управляема. Именно поэтому фундаментальной базой школы является форма Санчин, цель которой «перепрограммирование» тела адепта с целью создания подобной структуры.
Санчин – это ката, которое обучает тело действовать как одно целое, когда колени, локти, стопы и плечи участвуют в движении одновременно и связано. В качестве важных помощников, которые почти принудительно «объясняют» телу принципы синергии в движении выступают предметы ходзе ундо, которые являются обязательным дополнением практики Санчин.
Говоря о построении жесткой точки контакта необходимо понимать, что в условиях плотного ближнего боя, на котором делает акцент школа годзю рю, она может быть выстроена практически любой точкой тела и эта точка должна быть к этому контакту готова, также как все тело обязано уметь мгновенно приходить в состояние структурного центрирования. Этим целям служат упражнения удэ танрен и таи атари, которые иногда ошибочно считают исключительно набивкой рук, ног и тела, и которыми так богата практика годзю рю.
Если Санчин и Тэнсё, которые относятся к семье Хайшо ката посвящены выстраиванию структуры тела (санчин) и базовым манипуляциям с этой структурой (Тэнсё) необходимым для достижения преимущества в момент создания точки контакта, то остальные формы, относящиеся к группе Кайшо ката – варианты развития контакта. Своего рода «Коллекция» оптимальных способов работы с той самой централизованной структурой тела (в Окинавском каратэ – кокучи) с точки зрения наиболее эффективной обработки точки контакта при различных видах атак. Вот почему рассматривать ката Годзю рю, как набор «приемов» занятие бессмысленное. Скорее – это набор принципов для эффективного воплощения, которых в жизнь существует система парной проработки этих самых принципов и в первую очередь через уникальную практику какие кумитэ.
Чтобы понять важность какие в практике Годзю я хотел бы привести вот такой пример. В один из своих визитов на Окинаву я задал учителю, Морио Хигаонна Сэнсею, вопрос – какие упражнения в годзю рю наиболее эффективны для подготовки к бою. На что он мне ответил – какие кумитэ – это и есть бой. Практика какие, чрезвычайна разнообразна – от базовых принципов, до импровизационных спарринговых заданий с акцентом на различные способы и стратегии взаимодействия с противником.
Все вместе, от первых движений Дзюмби ундо до свободного поединка, создают замечательную в своей цельности и логичности систему подготовки школы Окинава Годзю рю каратэ.
Богдан Курилко
Автор:
Похожие новости
Добавить новость