Каратэ – с голой пяткой на...

Каратэ – спорт или прикладной рукопашный бой, система воспитания подрастающего поколения или необходимая вещь в арсенале военнослужащего?! Споры об этом идут уже много лет, а в последнее время, на волне все более доступной информации, с одной стороны и попыток сделать каратэ Олимпийским видом спорта, с другой – получили новый виток развития. Как мне кажется, для того, чтобы понять сферу применения каратэ необходимо вернуться назад во времени. Без претензий на истину я хотел бы предложить свою версию развития событий.


Воинское или военное искусство?

Воинское или военное

Главным критерием в оценке качества школ воинских умений является применимость того, чему они обучают своих адептов, которая, в свою очередь оценивается по боевитости этих самых адептов. Например, если мы будем анализировать некую систему фехтования мечом, то в пользу ее эффективности будут однозначно говорить тела врагов, которые пали в боях с учениками этой школы. С рукопашными практиками все немного сложнее. И не только потому, что отправить человека в мир иной голыми руками несколько сложнее, чем острой железякой, но и в связи с неясным пониманием области применения этого «голорукого» искусства. С тем же мечом все более менее ясно – это оружие значит создавалось для войны и там же предполагалось применяться. Позднее все это трансформировалось в чистое искусство и даже вид спорта, что не отменяет истории происхождения и как следствия корневого обоснования техник.

Представить себе невооруженного человека на поле боя достаточно сложно. Неоднократные попытки некоторых авторов популярной литературы изобразить развитие азиатских школ безоружного боя, как неотъемлемую часть военного дела того времени, на мой взгляд не выдерживает критики. Да и сама история развития системных стилей безоружного боя, говорит, на мой взгляд, о том, что в отличии от оружных техник – они являлись продуктом мира, а не войны.


Однажды в Китае

Я вам не скажу за весь Китай, но юг этой страны, который собственно и дал толчок к развитию каратэ на Окинаве, до 17 века был местом чрезвычайно беспокойным. Пиратские набеги, превратившиеся в качественную войну с осадой южно китайских городов и даже захватом южной столицы Нанкина, крестьянская война в ходе, которой один истинный император повесился, зато три новых появилось. Борьба с маньчжурами, падение Фуцзяни и Шаосина и осада Гуанчжоу. Антиманьчжурское восстание юга под руководством Гэн Цзинчжуна и окупация Тайваня. На протяжении десятков лет южные провинции Китая были центром борьбы самых различных сил, этаким бурлящим котлом истории в котором тысячами гибли люди. Время, более менее попадающее под определение мирного наступило только в конце семнадцатого века, а золотым веком боевых искусств юга Китая стал век восемнадцатый.

В качестве материнского стиля для окинавского каратэ чаще всего называют наиболее известный фуцзяньский стиль хэ цюань, или кулак журавля, создание которого, в конце семнадцатого века, приписывают представительнице слабого пола по имени Фан Цинян. При этом фактическое формирование стиля было осуществлено уже в начале восемнадцатого века ее наиболее выдающимся учеником Чжэн Ли впоследствии заслужившим титул «великий наставник». К этому же времени относится появление еще одного из возможных прорадителей окинавского каратэ - «Хусин цюань» или кулак формы тигра. Основание одного из старейших Фуцзяньских стилей Лохань Шиба Цюань или кулак архата приписывают пришедшему с севера монаху Кунъинь, который в середине 19 века обучил этому стилю Юнь Ишаня, который в начале двадцатого века перебрался в Фуцзянь, где взял себе в ученики Ван Цыци, которому мы и обязаны тем лоханем, который сегодня наиболее распространен в фуцзяни.


Тем временем на Окинаве

В отличии от Китая Окинава не может похвастаться значительной военной историей. Единственный "серьезный” военный конфликт – оккупация Окнавы войсками самурайского клана Симадзу в 1609 году, никак не повлиял на развитие Будо на островах. Но даже здесь появление техник имеюших своей целью прихлопнуть ближнего своего с помощью подручного инструмента, позднее получившее название кобудо, продиктовано исторической целесообразностью. Так в одном из первых упоминаний о боевом мастерстве продемонстрированом на Окинаве говорится о неком Мао Фенг Ю, который прославился тем, что в конце шестнадцатого века принял активное участие в отражении пиратских набегов на берега Рюкю, во время которых демонстрировал высокое искусство владения шестом.

Более менее системное обучение кулачному искусству начинается на Окинаве в середине семнадцатого века и связано с деятельностью семьи китайских переселенцев Цай в Окинавском произношении Кодзё.  Почти мифический мастер Окинавского кулака Сакугава предположительно родился в 1782 году, а его ученик Мацумура Сокон – основатель наиболее старого направления Окинавского каратэ Серин рю, опять же предположительно в 1800 году. Канрио Хигаонна привез из Китая систему боя впоследствии получившую название Годзю рю в период 1882-1887гг.

В центральной Японии развитие школ безоружного боя, известных под общим названием дзю дзюцу, происходило еще более контрасно и напрямую было связано, одной стороны с упразднением и как следствие разоружением самурайского сосоловия после революции-реставрации Мейдзи в 1868 году, с другой с наступлением длительного мира, как следствие все той же революции.


Полиция как двигатель прогресса

С другой стороны трудно себе представить, что за какие то сто лет, одновременно, почти вовсех транах Азии возникает мощный спрос на рукопашный бой, способный обеспечить массу талантливых людей достаочной мотивацией для создания сотен школ. Не секрет, что в той же Японии безоружные техники существовали как факультатив в школах вооруженного боя. Я думаю эта исторяи справедлива и для Китая, с поправкой на Шаолинь – давший толчек развитию монастрыского цюань фа, ставшего своего рода лабораторией изучения возможностей человеческого тела. И наконец Окинава, куда китайские рукопашные школы попали в готовм виде, но изменились под влиянием местных же техник, как оружейных, так и специфических пусторуких, но опять таки факультативных к вооруженным.

Японская полиция отрабатывает приемы с бо (шестом)

Если процессы зарождения безоружных школ в Азии видятся мне примерно одинаковыми, то их дальнейшее развитие наоборот, имеет свою историческую специфику. Рискуя быть подвернутым остракизму со стороны поклонников ТКБИ предположу, что именно Япония стала флагманом развития рукопашного боя в меньшей степени в силу специфической особенности местного населения бырать чужое и доводить его до максимального совершенства по дороге делая совим и в большей степени в силу исторических особенностей развития этйо страны. Одним из серьезных факторов развития школ дзю дзюцу в стране восходящего солнца, а также той силой, которая позднее обеспечит жизнеспособность, а также сферу практического применения и своего рода полигон для испытаний всех направлений рукопашного боя Японии, в том числе каратэ Окинавы стало формирование новых сил правопорядка, пришедших на смену средневековым.

Что получилось в итоге отлично иллюстрирует история времен второй мировой войны, когда Глава оккупационной администрации Японии генерал Макартур издал приказ в котором говорилось о необходимости для каждого японского полицейского иметь при себе револьвер и который, впервые, за время окупации, был фактически проигнорирован. По сей день японский полицейский будет стремиться решить свои проблемы в рукопашной схватке – если уж необходимость в применении физической силы возникнет. А началось это все в том же 1868 году, после устранения Бакуфу. Самураи, лишенные своих сословных привелегий, в том числе самого наглядного из них – ношения меча и вынужденные искать средства к пропитанию живо откликнулись на призыв нового правительства пополнить ряды полиции. Они принесли с собой кодекс чести согласно которому настоящий воин должен решать свои проблемы в честном и равном поединке. Поскольку Япония – это страна с самыми строгими законами регламентирующими владение огнестрельным оружием, то преступники, как правило, им тоже не располагают (забываем кровавые голливудские боевики про Якудза). Если они и вооружены, то ножами, кастетами и прочим подручным инвентарем. Самое забавное, что согласно Японским законам применение огнестрельного оружия в этих условиях считается неоправданным. В этих условиях силы правопорядка, весьма кстати многочисленные, сформировали устойчивый спрос на безоружные техники ведения поединка создав в Японии уникальную среду обеспечившую боевым искусствам не только выживание, но и давшую им серьезный толчек для конкуренции и как следствия развития.


Каратэ на службе порядка

Если в "большой" Японии силы правопорядка однозначно предпочитали дзю дзюцу, а точнее, как мы знаем из фильма Гений дзюдо – микс на основе различных школ мягкого искусства созданный Дзиогоро Кано, то на Островах Рюкю было все не так однозначно. Учитывая тот факт, что дзюдо было признано официальным боевым искусством полиции, группы по изучению этого боевого искусства были созданы во всех участках, в том числе на Окинаве. Мой учитель Морио Хигаонна Сенсей рассказывал мне, что еще до реставрации Мейдзи и присоединения Окинавы к Японии среди Окинавских полицейских было обычной практикой приглашать на задержание особо буйных нарушителей правопорядка местных мастеров тэ.

Отработка задержания преступника

Причем делалось это исключительно из соображений заботы о преступнике, поскольку квалифицированный специалист в каратэ усмирял буяна с куда меньшими повреждениями тушки, нежели кадровые служители порядка с дубинами. Одним из таких мастеров был Канрио Хигаонна Сенсей. Вот отрывок из книги Морио Хигаонна "История Каратэ Годзю рю” – "После возвращения Хигаонна на Окинаву полиция часто обращалась к нему за помощью по захвату опасных преступников. Встречаясь с противником, он предпочитал технику молниеносного удара ногой, ошеломляя его и заставляя падать на землю.” После того, как острова вошли в состав страны восходящего солнца отношения между каратэ и полицией стали более официальными. Несмотря на то, что сотрудники правоохранительных органов Рюкю, как и во всей Японии, занимались дзю до и кендо, местное руководство полиции обратилось к Тседзюну Мияги с просьбой познакомить стражей порядка с каратэ. Школа годзю рю была выбрана в связи с высоким авторитетом Мияги и наличием огромного количества техник с акцентом на контроль противника и выведение его из равновесия. В 1922 году Мияги начал преподавать в Академии Полиции Префектуры Окинава. Его студенты - Сейко Хига, Дзинан Синзато, Юсеи Тамаки, Меитоку Яги и Эичи Миязато по его рекомендации стали стражами порядка. Именно благодаря связям с полицией Мияги – единственного представителя каратэ, пригласили в 1932 году приянть участие в Будо Тайкай, в Киото, организованном Бутокукай Японии.  После бомбежки Окинавы и оккупации островов Американцами префектура с трудом возвращалась к жизни. На фоне тяжелейших условий, разрухи и нищеты начался рост преступности.

Местные кланы Якудза, в том числе крупнейшие семьи Кёкурю кай и Кокурю кай начинают борьбу за сферы влияния, которая в последствии вылилась в одно из самых кровавых столкновений Якудза в Японии. Именно в это время, в 1947 году Сесней Мияги вернулся в Наха, где он был назначен инструктором по каратэ в Наха Кейсацу Гакко (полицейской академии).


Прикладное и спортивное

Уникальность японской полиции и напрямую с ней связанные прочные связи с боевыми искусствами позволили последним, именно в Японии, на протяжении долгого времени развиваться как исключительно прикладные практики эффективность которых не только не вызывала вопросов, но и ежедневно подтверждалась в реальных столкновениях. Что касается каратэ, то это утверждение было справедливо пока Окинавские мастера не предприняли попытку завоевать всю Японию.  И если на местной почве необходимость каратэ в органах правопорядка ни у кого не вызывала вопросов, то о том, чтобы потеснить в полицейских участках Токио, Киото и Осаки Дзюдо не могло быть и речи. Поэтому, в большой Японии каратэ пришлось искать новую аудиторию, которой стали студенты университетов, для которых тяжелые и однообразные тренировки Окинавского каратэ не представляли интереса и столкновения на улице не являлись обыденной частью жизни. Зато, в силу возраста, они хотели соревноваться и побеждать.

Морио Хигаонна и Богдан Курилко

20 марта 1967 года, недавно созданная Японская Федерация Карате провела первый японский чемпионат в Нихон Будокан. 20 октября 1968 года, в Сан Франциско прошел первый международный Чемпионат по карате, а в ноябре чемпионат прошёл в Мехико. В октябре 1969 года состоялся грандиозный всеяпонский чемпионат по карате в Нихон Будокан в Токио.

10 октября 1970 года, в Нихон Будокан, состоялся первый Чемпионат Мира по Карате, который привел к созданию Организации Всемирного Союза Карате До (WUKO), на мой взгляд поставив точку в истории разделения каратэ на бережно сохраняемое прикладное и не менее трепетно развиваемое спортивное.

Причем это разделение все таки условное. Сегодня в Японии существуют школы культивирующие традиционное каратэ времен его первой эмиграции с Окинавы или реставрирующие и развивающие традиции максимально приближенного к реальности контактного боя (Киокушинкай), а на Окинаве явно чувствуется влияние детально разработанного «Японского» кихон с влиянием кендзюцу. Японские специалисты «новых» школ с удовольствием перенимают «утерянные» техники бросков, выведений и болевых, которыми так богато старое Окинавское каратэ, а Окинавцы с уважением присматриваются к доведенному до абсолюта мощности цуки в школах Японского каратэ.

При этом хочется верить, что все эти процессы говорят о том, что явление, имя которому каратэ, продолжает развиваться и будет существовать и далее во всем его многообразии.

Каратэ - на века!


Добавить новость