Макс Дедик: Киокушин без Ката – это нормально, но Каратэ без Ката невозможно
Нужно ли бойцу Киокушина изучать Ката? И какова роль Ката в современном Киокушине? С этими вопросами мы обратились к Шихану Максиму Дедику. Результат беседы предлагается вниманию читателей Superkarate.ru.

Вы как-то говорили, что Киокушин без Ката – это нормально, но Каратэ без Ката невозможно.
В некоторых организациях существует движение за то, чтобы полностью убрать обучение Кихон и Ката из Киокушина, или не практиковать Ката и использовать только для сдачи на кю/даны. Сталкивались ли вы с подобными размышлениями? Как думаете, откуда вообще идут подобные инициативы и к чему они могут привести Киокушин?
Конечно, даже без практики Ката атлеты могут быть фантастическими бойцами. Но остаются ли они тогда бойцами Киокушина/каратистами?
Как вы думаете, что бы сказал Сосай Мас Ояма о ситуации с Ката в Киокушине, если бы он был еще жив?
Правда ли, что, в отличие от Кумитэ, Ката можно практиковать и выполнять на протяжении всей жизни, даже в старости? Есть ли тут очевидный довод в пользу необходимости практики Ката?
Что вы могли бы посоветовать или даже пожелать тем адептам Киокушина, кто отказывается от практики Ката?
Материал подготовлен на основе аудиозаписи

Вы как-то говорили, что Киокушин без Ката – это нормально, но Каратэ без Ката невозможно.
Максим Дедик: «Это мое личное мнение. В некоторых организациях идет мощная работа по пересмотру Ката, по введение Бункаев, смыслов, поиски смыслов и возвращение к каким-то истокам. Насколько я знаю, в Киокушинкан консультируется в основном с мастерами Сито-рю или, скажем так, на основе Ката Сито-рю идет изменение. А Канчо Мацуи находит свои источники (общается с большими мастерами боевых искусств). Но, тем не менее, гораздо ближе к окинавским вариантам это стало. Почему Киокушин можно заниматься без Ката, а в Каратэ нельзя? Смотрите: Киокушин мы можем назвать видом спорта, где просто не бьют руками по голове, но дерутся в полный контакт. Тут можно Ката не делать. Они вообще тут никакого отношения к этому виду спорта особо не имеют. Если мы занимаемся Каратэ как системой, то Каратэ – это Ката. Каратэ так просто придумано, тут никто не виноват в этом. Просто Каратэ – это не бокс. Это не поединки по правилам, а это наборы приемов, которые записаны в таких текстах Ката, которые надо читать, изучать и читать разные прочтения и так далее. Каратэ так передавалось. И Каратэ без Ката не может быть. Киокушин как отдельный вид спорта может быть без Ката. В принципе, если человек практикует Киокушин как Каратэ, где Кумитэ является частью наряду с Ката, то тогда это будет более целостный подход. То есть, киокушиновец может быть без Ката, Каратэка без Ката не может быть. Если киокушиновец себя считает Каратэкой, то он практикует Ката».
В некоторых организациях существует движение за то, чтобы полностью убрать обучение Кихон и Ката из Киокушина, или не практиковать Ката и использовать только для сдачи на кю/даны. Сталкивались ли вы с подобными размышлениями? Как думаете, откуда вообще идут подобные инициативы и к чему они могут привести Киокушин?
Максим Дедик: «Ашихара Каратэ, Кудо – вот куда это все ведет. Никаких проблем с этим нет. Ничего против этого всего не имею. Просто каждый выбирает для себя, чем он занимается. Мне традиция нравится, мне нравится чувствовать себя в традиции. И я занимаюсь так. При этом я стараюсь традицию воплощать в современности. Кому-то это все не нужно совершенно, он думает только о практической эффективности. В принципе, можно поубирать все. Можно же не в Ката записать приемы, а в книжку написать, или сфотографировать, или снять видео. Так что Ката в этом плане именно как носитель информации, как флешка с информацией такой роли сейчас не несут, не играют. Плюс – приемы уже изменились, особенно от правил и от влияния бокса, борьбы, ММА. Все это, в общем-то, меняется. Я, конечно, сталкивался много раз. Такая система в отдельных организациях работает. То есть существует некая как бы система воспитания, такая военная муштра, которая не имеет никакого отношения к бою. Ну вот так устроено: Ката отдельно, бой отдельно. Вот, в принципе, так везде практически устроено. Но где-то идет работа над тем, чтобы они были связаны. Если говорить о самих японцах, то для них вообще даже странно все слушать разговоры, потому что они реально Кихоном готовятся к Кумитэ, это правда. И Ката используют в каких-то своих целях развития скорости, пространственного мышления, координации и так далее. Для переключения в конце концов с Кумитэ. А подобные инициативы ведут к тому, что это будет не Киокушин, а другой стиль. Это хорошо или плохо? Вам виднее. Но Киокушин – вот такой, какой есть. Он в себе Ката содержит, причем двух веток: Нахатэ и Сюритэ. С таким большим набором Ката я знаю только еще один стиль. Это Сито-рю. Там Мабуни Кэнва сэнсэй был фанатом Ката и насобирал все Ката, какие только мог найти. А в основном есть две ветки: Нахатэ, которая от Санчин идет, и Сюритэ, которая Найханчи, где Пинаны идут. Вот, а у нас перемешано. И даже народу пофигу на это все. Но Мацуи сам подчеркивает, что в Ката группа Нахатэ цуки бьется под сердце, а Ката стиля Сюрите – цуки бьется в солнечное сплетение. Насколько я понял, у нас в России даже это не услышали».
Конечно, даже без практики Ката атлеты могут быть фантастическими бойцами. Но остаются ли они тогда бойцами Киокушина/каратистами?
Максим Дедик: «На этот вопрос каждый сам себе отвечает. Я думаю, вполне себе остаются, почему бы и нет?»
Как вы думаете, что бы сказал Сосай Мас Ояма о ситуации с Ката в Киокушине, если бы он был еще жив?
Максим Дедик: «Знаете, я себя вообще равняю по личности Масутацу Оямы. Он говорил, что соревнований по Ката в Киокушине не должно быть, что Ката – это средство тренировки определенных качеств. Вот, я так и занимаюсь. Ката не для соревнований. В соревновательных Ката я с учениками не участвую. В том числе потому, что критерии, которые предлагают взять за основу, никакого практического значения не имеют. Это какие-то эстетические приколы в основном. И этим руководят у нас в стране в основном женщины, которым, в общем-то, я не очень сильно доверяю на эту тему. Думаю, что Сосай Мас Ояма гордился бы бойцами, которые побеждают в UFC. Но сам бы он, конечно, туда бы боялся развиваться, потому что он создал совершенно узнаваемый стиль, и он за это держался. Так и возникло Кудо, потому что Адзума хотел развивать школу, добавить боевого контекста, а Сосай сказал: развивай, но только там, а я уже все придумал. Но для меня Сосай Ояма является примером. Он бросал себе вызов, он дрался. Это и есть Киокушин».
Правда ли, что, в отличие от Кумитэ, Ката можно практиковать и выполнять на протяжении всей жизни, даже в старости? Есть ли тут очевидный довод в пользу необходимости практики Ката?
Максим Дедик: «Достаточно разумной кажется ситуация, когда человек осваивает Каратэ и изучает параллельно Ката, которые идут на пояс. Потом участвует в боях, и в это время Ката особо не делает. А потом может этими Ката заниматься на старости лет. Но на старости лет я бы всем советовал идти к корневым Ката, потому что они как раз для стариков. Карате, настоящее старое, оно как бы тебя консервирует, твое здоровье. Моему тренеру по окинавскому Каратэ 72 года, и он в великолепной форме. В жизни не скажешь, что ему столько лет. Он говорит, что это благодаря Каратэ. Я думаю, тут генетика играет роль, но по факту очевидно, что если вы посмотрите, например, выступление мастеров Окинава Каратэ в Берси… Действительно, этот подход, скажем, если сравнивать с боксом, то это игра в долгую. Если бокс сразу дает тебе практические навыки, но забирает достаточно сильно здоровье… И в конце уже, когда мышц нету, достаточно трудно это все применять. Хотя мастера все равно остаются мастерами и могут ударить и в 70 лет. То Каратэ как напиток хороший, настаиваешь, настаиваешь и в итоге становишься только лучше. Вот поэтому Ката – это и есть то, чем надо заниматься в ветеранских возрастах, так сказать».
Что вы могли бы посоветовать или даже пожелать тем адептам Киокушина, кто отказывается от практики Ката?
Максим Дедик: «Выступать на соревнованиях я не советую, потому что, выходя на соревнования по Ката, ты становишься объектом, который судят люди, которые сами не вполне знают эти Ката. Или, если знают, то знают какие-то вещи, которые сами придумали. А суть Ката, Бункай и каких-то более глубоких моментов они вообще не знают. Какой смысл заниматься этим? Там ты должен понравиться судье. Но это чушь! Так что в этом плане я их поддерживаю. Это, конечно, ерунда. Лучше драться. Ну а я посоветовал бы, когда уже разобьетесь достаточно, чтобы с боями закончить, все-таки обратить внимание на Ката, на Бункай. Потому что это сохранит ваше здоровье, позволит сохранять навыки и сознание. Потому что сложные движения, сложные последовательности движений не дают стареть мозгу».
Материал подготовлен на основе аудиозаписи
Автор:
Похожие новости
Добавить новость

slide 2 of 6