Неустрашимый боец Кэйдзи Санпэй делится своей теорией управления телом
Неутомимый и бесстрашный боец Санпэй вывел свою теорию: «Управление телом, которое рождают кости и дыхание», в которой объединил весь свой накопленный опыт...
«Управление телом, которое рождают кости и дыхание»
Предисловие переводчика
Санпэй Кэйдзи вошел в историю каратэ Кёкусин как боец несгибаемого духа, но слабой техники. Многие специалисты не раз указывали, что Санпэй - чисто турнирный боец, который никогда не изучал ни базовую технику, ни ката каратэ. Суммируя оценки, говорили, что он вообще не понимает, что такое каратэ.
Однако у несгибаемого бойца Кёкусина хватило воли в сорок лет полностью пересмотреть свое отношение к каратэ и, по сути, начать с самого начала.
Восемь лет поисков радикально преобразили его образ мышления, стиль, технику и систему тренировок. И сегодня Санпэй Кэйдзи привлекает к себе внимание уже не как бешеный боец-темповик, а как глубокий и оригинальный теоретик боевых искусств.
Предлагаем вашему вниманию интересный обзор "теории Санпэя", в котором этот лидер Син Кёкусинкай не только делится своими оригинальными взглядами на технику, методику и природу мастерства, но и дает очередной урок мужества, стойкости, веры в свои силы и в свое будущее.
ТЕОРИЯ МОЛОТКА
Думаю, что каждый знает, за какую часть следует держать молоток, чтобы с минимальной затратой сил добиться максимального эффекта. Конечно, такого эффекта легче добиться, если держать молоток не у самого бойка, а за конец рукоятки. Если приложить этот принцип к технике ударов руками и ногами, то будет очевидно, что удар рукой следует наносить от лопатки (кэнкокоцу), а удар ногой - от таза. Даже доски разбивать легче локтем, чем кулаком, а сюто - легче, чем локтем. Это объясняется тем, что при ударе сюто легче использовать лопатку.
Человек - это животное, способное искусно пользоваться руками. Поэтому, когда человек хочет совершить движение рукой, он может сделать это только с помощью самой руки. Однако, сколько бы мы ни говорили, что движение нужно делать, включая в работу лопатку, это никак не получается. Локоть и лопатка соединены широчайшей мышцей спины. Иными словами, если мы тянем локоть к себе, то в движение приходит лопатка. На тренировках, выполняя удары цуки и сюто, мы отводим назад другую руку, выполняя хикитэ. Я думаю, что движение хикитэ было введено именно для того, чтобы научиться использовать лопатку. Соответственно, чтобы исправить привычку бить одной рукой, чрезвычайно большое значение имеет тренировка базовой техники, а также правильное выполнение разведения рук через крест, когда движение начинается с высоты ушей, поскольку именно такое движение задействует лопатку. Таким образом, у каждого движения есть свой смысл, хотя его иногда трудно понять.
Такие ката каратэ, как Сантин и Тэнсё, адресованные обладателям высоких данов, позволяют понять основополагающие принципы функционирования человеческого тела - движений костей, техники дыхания, которая будет объяснена далее, и т.д. Я считаю, что в начале было ката Сантин, на основе которого была разработана базовая техника - "тренировка основ" (кихон гэйко). Поскольку ката Сантин довольно сложное, для формирования базы и была введена "тренировка основ".
При включении в движение лопатки сила не нужна. Если исходить из теории молотка, то удары руками и ногами должны наноситься за счет костей, при этом мышцы выполняют лишь передаточную функцию. Именно в этом заключается различие между ударом цуки в каратэ и ударом в боксе. Удар в боксе, выполняемый без отвода другой руки назад (хикитэ), наносится практически одной рукой. Поэтому его разрушительная мощь с возрастом и ослаблением мускулов снижается.
Я сам в прежние времена бил цуки одной рукой, а удары ногами наносил одной ногой. Сейчас я пытаюсь исправить эту ошибку с помощью "тренировки основ". Я уже научился в "тренировке основ" и в ката совершать движения за счет костей. Но, к сожалению, пока я еще не достиг такого уровня, когда я мог бы делать это без контроля сознания.
Из года в год на чемпионате в регионе Тохоку я испытываю свои силы в показательном "перерубании биты". Я использую слово "перерубание" потому, что при правильном использовании принципа молотка, биту можно не сломать, а именно перерубить. К сожалению, у меня пока еще не очень получается "рубить". При этом ломать и рубить - это совершенно разные действия. При разрубании не бывает никакой отдачи. Причем оно происходит так неожиданно, что и демонстратору, выполняющему рубящий удар, и удерживающим биту ассистентам обычно одинаково кажется, что попытка была "неудачной".
Если научиться бить лопаткой и тазом без контроля сознания, это естественно можно будет использовать и в кумитэ. При этом даже простое касание тела противника будет нести ему травмы. Предельно заостряя, можно сказать, что при такой технике нет нужды ни метить в уязвимое место, ни принимать контрудары противника на себя. Я считаю, что в человеке действительно скрыты такие огромные возможности, и ежедневно тренируюсь ради того, чтобы реализовать их.
ОПУСТИТЕ ДИАФРАГМУ
Наряду с движением за счет костей очень важно еще научиться выводить силу из тандэн. Словом тандэн обозначается место в животе, расположенное на кулак ниже пупка. Когда в ударах руками и ногами используется тандэн, эти удары получаются совершенно иными.
Можно сказать, что тандэн выполняет функцию электростанции. При этом для того, чтобы вывести силу из тандэн, необходимо опустить грудобрюшную преграду - диафрагму. А для того, чтобы сделать это, используются два способа дыхания: брюшное (фуку-сики кокю) и обратное брюшное (гяку фуку-сики кокю).
При выполнении брюшного дыхания (фуку-сики кокю) живот надувается при вдохе и втягивается при выдохе. При выполнении же обратного брюшного дыхания (гяку фуку-сики кокю) живот, наоборот, втягивается при вдохе и надувается при выдохе. С помощью упражнения в двух этих способах дыхания можно "совершенствовать хара" (хара-о нэру; хара - живот, брюшина - центр жизни, средоточие жизненной энергии).
Женщины при родах используют особый способ дыхания, который называется "Рамадзу-хо". Это один из вариантов брюшного дыхания (фуку-сики кокю). За счет опускания диафрагмы, которое происходит при этом, облегчается выход плода наружу. Мужчинам для освоения этого способа дыхания требуются специальные занятия, а женщины прибегают к нему естественным образом в процессе родов. Поэтому женщины имеют перед мужчинами огромное преимущество. Ведь они могут использовать этот важный способ дыхания при совершении усилий, просто следуя своему инстинкту.
В занятиях каратэ используется особое дыхательное упражнение, которое называется ибуки. Это особый способ дыхания, при котором вдох выполняется как в брюшном дыхании (фуку-сики кокю), а выдох - как в обратном брюшном дыхании (гяку фуку-сики кокю). В результате и при вдохе, и при выдохе диафрагма оказывается опущенной. Если диафрагма будет опущена, то даже встречный удар, нанесенный в момент вдоха, не будет особенно эффективным. С другой стороны, стараясь выдыхать в момент своего удара или блока, мы можем сделать наши действия эффективнее. Если мы в тренировках будем делать главный упор на развитии мускулатуры, то мы обнаружим, что проявляем максимальную силу при задержке дыхания. Однако именно задержка дыхания при совершении действий является важнейшей причиной того, что дыхание сбивается, и мы начинаем задыхаться. Выполняя все действия на выдохе, мы обеспечиваем поддержание дыхания.
Хорошим упражнением для постановки выдохов является четкое выполнение ката. Попробуйте проконтролировать состояние своего дыхания после окончания выполнения какого-нибудь длинного ката - например, Усэйси или Канку. Если дыхание не сбилось, то, можете считать, что вы умеете правильно выполнять ката, когда действия совершаются на выдохе.
Самый простой способ опустить диафрагму - это зажать анальное отверстие. Этому же учат и в йоге, и, я думаю, с той же целью - опустить диафрагму. Можно легко убедиться в том, что опустить диафрагму сравнительно легко в стойке фудо-дати, а в стойке сантин-дати гораздо труднее. Поэтому упражнения в ибуки в стойке сантин-дати хорошо способствуют "совершенствовании хара".
В будо идеалом является достижение такого уровня, когда ты можешь сражаться и в пятьдесят, и в шестьдесят лет. Важнейшим условием здесь выступает наличие силы. Но я считаю, что сила рождается из диафрагмы. Диафрагма, так же, как и сердце, постоянно находится в работе от самого рождения и до самой смерти, и ее не нужно специально тренировать.
Человек может прожить без еды и без воды несколько дней. Однако стоит его дыханию остановиться на какие-нибудь десять минут, и он умрет. И я восхищаюсь каратэ потому, что неотъемлемой составляющей системы тренировки в нем является тренировка дыхания - самого важного условия сохранения жизни.
Опустив диафрагму, мы добиваемся того, что брюшная полость сталкивается с малым тазом. При столкновении с тазом брюшная полость расширяется во все стороны, но особенно выдается вперед. Именно поэтому при использовании брюшного дыхания (фуку-сики кокю) при вдохе живот надувается. Благодаря практике такого дыхания формируется специфическое телосложение с выпяченным вперед животом (такой живот называют "животом в форме тыквы"). Это правильное телосложение, формирующееся при правильном дыхании.
Выполняя брюшное дыхание (фуку-сики кокю), старайтесь не только выпячивать живот, но и одновременно сознательно расслаблять руки и плечи. За счет выпячивания живота в сочетании с расслаблением, плечи приобретают покатую форму. При этом силуэт туловища приобретает форму правильного треугольника с вершиной вверху и основанием внизу. Таким образом, уже по телосложению видно, опускает ли человек при дыхании диафрагму, или нет.
У борцов сумо телосложение "треугольное". И у статуй будд мы тоже часто видим большой выпуклый живот. Это говорит нам о том, что в старину японцы именно "треугольное" телосложение считали идеальным. Мы также знаем, что наибольшей устойчивостью обладают строения, имеющие форму пирамиды, с большой площадью основания. Можно сказать, что "треугольное" телосложение оптимально в условиях нашего Земного шара с присущими ему законами. Так почему же будда Шакьямуни смог достичь просветления? Я думаю, что его просветление непосредственным образом связано с техникой дыхания, которую он использовал. Говорят, что Шакьямуни использовал технику дыхания с акцентом на выдохе (хаку кокю). И я думаю, что техника дыхания, которую он применял, запечатлена в телосложении будд на статуях.
В результате того, что человек перешел к прямохождению на двух ногах, его голова стала больше, и мозг получил большое развитие. Однако этой особенности человека можно дать и отрицательную характеристику, сказав, что человек стал "большеголовым головастиком". При этом, по мере развития мускулатуры, телосложение человека приобретало форму обратного треугольника с широким верхом и узким основанием.
Не вызывает сомнений, что развитие мускулатуры позволяет приобрести большую физическую силу за короткий срок. Однако с возрастом сохранять физическую форму становится все труднее. Если речь идет о спорте, может быть, это не имеет такого уж серьезного значения, но если мы встанем на точку зрения боевого искусства, которое имеет целью готовить к реальному бою, то эта особенность возрастного развития выглядит катастрофической.
Когда я выполняю упражнения сико, я стараюсь выполнять их, представляя, как тазом опускаю свой вес вниз, и напрягая область тандэн (направляя силу в тандэн). Я делаю это для того, чтобы с помощью этого упражнения не только тренировать ноги и область талии, но и совершенствовать работу таза и живота (хара).
У японцев есть пословица: "на пожаре рождается бешеная сила". Известно, что в критических обстоятельствах человек способен проявлять такие физические возможности, какие в обычной жизни он проявить не способен. К примеру, известна история о том, как некая женщина в чрезвычайной ситуации подняла машину. Я думаю, что проявление такой силы никак не связано ни с числом мышечных волокон, ни с поперечником мышцы. Полагаю, что это сила, исходящая из области тандэн. И я считаю, что для того, чтобы научиться проявлять такую "бешеную силу, какая рождается на пожаре" и в обычной жизни, совершенно необходимо поставить дыхание под контроль.
Когда мы приобретаем "треугольное" телосложение, становится легче достигать устойчивости не только в физическом, но и в психическом плане. Это объясняется тем, что за счет брюшного дыхания (фуку-сики кокю) человек приобретает способность контролировать ЦНС (дзирицу синкэй) и увеличивает запас своей жизненной энергии. Благодаря этому, он может быть расслабленным в обычной жизни. Все это свидетельствует о том, сколь полно согласуется "треугольное" телосложение с законами природы.
Чтобы проверить правильность своей теории управления телом, сихан Санпэй и сегодня, в свои 56 лет, продолжает бросать себе вызов, участвуя в соревнованиях и в показательных выступлениях. Его концепция простирается при этом и на такие сферы, как организация общества и возможности человека.
Разрабатывать эту систему тренировок, которую я использую сейчас, я начал в возрасте сорока лет.
Я сравниваю человека с автомобилем. Если в машине нет водителя, то она не поедет. Только когда автомобиль и водитель соединяются вместе, появляется человек.
Что такое водитель применительно к человеку? Многие считают, что это мозг, но я полагаю, что мозг - это всего лишь специальное устройство. Так что же такое водитель, по моему мнению? Мне кажется, что водитель - это дух (тамаси). Примерно с десяти лет я живу в постоянных размышлениях о том, почему люди умирают. Своим ученикам я говорю так: "В физическом плане я не представлял собой ничего особенного. Но вот что меня отличало от других бойцов - так это то, что рядом со мною всегда была смерть".
Но где же пребывает этот самый дух? Может быть, в животе - хара? Может быть, именно поэтому из старины до нас дошли такие выражения, как "хара-га курой" - "черный живот" (злой, коварный), "хара-кара варау" - "смех исходит из живота" (смеяться от чистого сердца), "хара-о татэру" - "вздымать живот" (сердиться) и др. Мне хотелось удостовериться в своей правоте, и поэтому в 35 лет я попробовал пройти испытание в 100 боев подряд.
Тело - это всего лишь инструмент. И если мы будем относиться к своим ногам как ко всего лишь автомобильным покрышкам, нам не будет больно. Ведь дело в том, что мы испытываем боль именно потому, что относимся к своему телу как к чему-то собственному, нам принадлежащему. Когда я не мог пошевелить ни рукой, ни ногой, когда тело было разбито вдребезги, когда останавливался мотор, я думал, что это происходит потому, что водитель подевался неизвестно куда.
Когда после испытания в 100 боев меня осматривали врачи и мануальные терапевты, они говорили мне, что я использовал вместо своих 100 процентов все 150, и если я буду продолжать такие самоистязания, то, несомненно, умру вскорости. Под давлением близких я прекратил на некоторое время тренировки, и тогда, вместо выздоровления, у меня со всех сторон полезли болячки, с которыми промучился около трех лет.
Когда я в свои восемнадцать лет начинал заниматься каратэ, я хотел изучать каратэ как боевое искусство. Однако так сложилось, что я был вынужден целиком сосредоточиться на подготовке к соревнованиям, потому что хотел побеждать. И вот в возрасте 40 лет, чтобы вернуться к истоку, я был вынужден заново задуматься над тем, зачем нужна "тренировка основ" (кихон гэйко), стойки сантин-дати и дзэнкуцу-дати и т.д. и т.п.
Отрабатывая каждый элемент до тех пор, пока я не овладевал им в полной мере, я разговаривал со многими людьми, читал книги и так постепенно приходил к пониманию. К 48 годам я перешел с уровня понимания головой на уровень владения телом. Мне потребовалось на это восемь лет.
Я думаю, что в молодости, даже если бы мне и говорили обо всем этом, я всё равно не смог бы это понять. Одна теория не способна убеждать, ведь когда мы слушаем рассказы о великих мастерах прошлого, мы не воспринимаем их взаправду, для нас это всего лишь сказания (моногатари). Поэтому я считал, что должен во всем удостовериться сам. После испытания в 100 боев подряд я долгое время не участвовал в кумитэ, но, поскольку я убежден, что то, что нельзя применить в соревнованиях, - это фальшивка, с 48 лет я снова стал выходить на соревнования.
Большинство спортсменов заканчивают спортивную карьеру в возрасте около 30 лет. Но, на самом деле, вот тут-то именно и начинается самое интересное. Известно, что и в философии, и в музыке, и в живописи подлинная глубина появляется только с возрастом. И я думаю, что то же самое имеет место и в каратэ.
В старину в жизни людей главенствовал тяжелый физический труд. И, естественно, людям была очень нужна сила. Ведь крестьянам, например, приходилось переносить на плечах мешки по 60 килограммов весом.
При этом эти крестьяне отнюдь не бугрились мышцами. Ведь они не занимались тренировкой с отягощениями. Между тем, сегодня есть люди, который выполняют жим со штангой весом в 120 килограммов, но едва ли среди них найдется много таких, кто сможет идти, взвалив на спину пару мешков. В этой связи я прихожу к выводу, что древние владели искусством проявлять силу в повседневной жизни.
Кроме того, люди прошлого имели опыт реальной борьбы за жизнь. И при этом они были лишены возможности отказаться от боя, сославшись на возраст. Они понимали, что с возрастом силы покидают их, но они отнюдь не собирались умирать запросто. Именно благодаря тому, что они были полны решимости сражаться за свою жизнь, совершенствуя технику использования тела, они дошли до понимания использования "костей" и смогли открыть для себя технику дыхания, задействующую область тандэн. Я считаю, что именно таким образом была создана система тренировки каратэ.
В первую очередь, нужно понять, что никто не сражается в классических стойках - сантин-дати, дзэнкуцу-дати, киба-дати и т.п. Однако нужно понять и то, что именно эти стойки являются самыми совершенными формами тренировки, позволяющими "совершенствовать хара" и достичь понимания основополагающих принципов работы тела и, в частности, движений тазом.
Общество людей с телосложением в виде обратного треугольника
Мне кажется, что изменение акцентов в сторону развития мускулатуры произошло в эпоху Мэйдзи (1867-1912), когда началось проникновение в Японию спортивной культуры Запада. Тогда как кости и диафрагма не видны глазу, мышцы вполне наблюдаемы и понятны, и тренируя их, можно приобрести физическую силу за сравнительно короткий срок.
Однако, как я уже говорил выше, чем больше человек полагается на свои мускулы, тем более его телосложение приближается к обратному треугольнику. Есть немало животных, которые попросту умирают, если хотя бы один день проведут, не вставая на ноги. И только человеку требуется минимум год, чтобы встать и начать ходить. Уже только поэтому он превращается большеголового головастика.
В настоящее время всё наше общество превратилось в общество "обратных треугольников". При этом многие дети предпочитают играть дома, опасаясь, что, выйдя на улицу, они могут оказаться жертвой каких-нибудь преступников. А поскольку дома особо не поскачешь, то дети занимаются только тем, что смотрят телевизор и играть в компьютерные игры. Однако природа устроила всё так, что физические упражнения исключать нельзя. Я постоянно советую своим ученикам тренировать ноги. Конечно, успех в соревнованиях имеет большое значение, но как минимум раз в неделю занятия нужно посвящать тренировке ног и мышц талии.
У нынешних детей мало возможностей для использования своего тела, и именно поэтому у всех у них телосложение соответствует обратному треугольнику. У них слабые ноги и талия, а потому физически их легко сломать. Когда же человека легко сломать физически, то его сломать и психологически. Я думаю, что все это можно охарактеризовать одним словом "изъян" (кирэру).
В старину бывало, что сыновья ссорились с родителями, что братья ругались меж собой, но до такого, чтобы убивали друг друга, не бывало. Я думаю, так было потому, что это было своего рода развлечение. Бывало в старину, что из-за ссор с родителями, дети уходили из дома. Они, конечно, могли убежать из дому, но ведь потом все возвращались, потому что у них попросту не было денег на жизнь. Мне кажется, именно потому, что современное общество - это общество большеголовых головастиков, нам и нужна сегодня теория правильного треугольника.
Я считаю, что люди - это такие живые организмы, которые таят в себе огромные возможности. Есть люди, которые рассматривают этот вопрос с позиций философии или искусства, я же подхожу к рассмотрению его с точки зрения такого физического искусства как каратэ.
Только в возрасте за пятьдесят каратэ стало мне по-настоящему интересным. Бывает, что я испытываю беспокойство, не ошибся ли я в выборе пути, когда начал создавать свое сегодняшнее каратэ. Думаю о том, что, целиком отдав занятиям каратэ два десятилетия жизни, я добился не слишком многого, и размышляю о том, стоит ли продолжать? Однако на своем пятом десятке я постепенно начал понимать каратэ.
Сейчас я один раз в год участвую в соревнованиях и в показательных выступлениях и так проверяю, чего я достиг за это время. Сейчас мне пятьдесят шесть, но я чувствую, что всё еще расту в своем мастерстве. Я не теряю свою форму, тренировки доставляют мне удовольствие, и сейчас я значительно гибче, чем в молодые годы, так что при выполнении упражнения сико могу выносить ногу высоко вверх. Однако всё это я могу только при условии контроля сознания. А моей целью является достижение такого уровня, когда я всё это буду делать без сознательного контроля.
Я хочу еще многому научиться и верю, что мне есть, чему учиться. Поэтому я хочу продолжать свои занятия каратэ.
Переводчик благодарит сихана Б. В. Глушенкова за предоставленный для перевода материал.
Сайту www.superkarate.ru материал предоставлен шиханом Борисом Глушенковым.