11.12.2025
410
+1

Правило додзе, которое нарушают все новички, или «Никогда не произносите это слово!»

В японском языке наиболее распространенный способ вежливо подтвердить услышанное – это «вакаримасу», «я понимаю». Однако это слово никогда не следует использовать в додзе. Об этом заявляют на страницах ресурса BlackBeltMag. Перевод статьи публикуется на Superkarate.ru.


 
Важно понимать, что каратэ и другие виды будо – это не только физические занятия. Вероятно, если вы занимаетесь каратэ, вам также интересно узнать о его истории и философии. Вы хотите понять его как на интеллектуальном, так и на физическом уровне.
 
В этом нет ничего плохого. Это следует поощрять. Ведь нет большого будущего для тех, кто не проявляет любопытства к своему искусству или кто не хочет узнавать ничего, кроме того, что они могут услышать от своего учителя в додзе.
 
Подождите, скажете вы. Есть множество профессиональных футболистов, которые ничего не знают о традициях своего вида спорта. Есть опытные сантехники, которые ничего не могут рассказать об истории сантехники. Верно, но будо – это не спорт и не техническая профессия. В самом полном смысле этого слова, это искусство.
 
Художник, который не понимает прошлого и не ценит его, – не очень-то и художник…
 
Однако существует серьезная проблема, от которой страдают люди с интеллектуальными наклонностями, и она возникает, когда их любопытство, их стремление к обучению, выходят из равновесия с их стремлением к физическим усилиям.
 
Каратэ, как и все будо, по своей сути является физическим выражением умственной воли. Оно реализуется не посредством интеллектуальных усилий, а посредством действия. Забывать об этом или преуменьшать это – значит саботировать любые попытки овладеть каратэ как искусством.
 
Вопрос интеллектуализации над физическим усвоением не нов и не уникален для нашего времени. Это давно известная опасность. В азиатских боевых искусствах мы имеем наследие, переданное нам двумя конфуцианскими учеными. Чжу Си (1130–1200) описал взаимодействие знания и действия. Он отметил, что наличие ног не позволяет человеку видеть, а наличие глаз не позволяет ходить. Кроме того, знание чего-либо недостаточно для его овладения.
 
Один из потомков Чжу Си, Ван Ян-Мин (1472–1529), развил эту идею дальше. Он предположил, что знание и неспособность реализовать это знание на практике являются доказательством того, что человек на самом деле ничего не знает.
 
«Знать и не действовать – значит еще не знать», – писал Чжу.

Идея Вана должна побудить к размышлению, особенно мастеров боевых искусств. Если я знаю, что правильно, что морально, что хорошо, но не действую в соответствии с этим, то я на самом деле ничего не понимаю, считал Ван.
 
Если мы сузим это до сферы додзе, мы увидим, что интеллектуальное понимание удара ногой – это одно. А умение выполнять этот удар – это, конечно, совсем другое.
 

«Болтуны» против искренних учеников

 
Если вы давно занимаетесь будо, вы знаете нескольких «болтунов», чьи долгие речи могли бы заставить думать, что они как минимум эксперты пятого дана. Эти люди, безусловно, являются примерами тех, кто знает, но не умеет делать.
 
Однако есть и потенциальные будоки, которые не хотят впечатлять других, которые не заинтересованы в поучительных рассуждениях и обмене мнениями. Это просто люди, которые действительно хотят понять, что они делают. Они искренни. И поэтому они задают вопросы:
  • Почему мы так высоко поднимаем колено при ударе ногой?
  • Насколько важен резкий возврат в исходное положение?
  • Как сделать высокий удар ногой таким же мощным, как низкий?
Проблема не в задаваемых вопросах. Проблема в том, что они путают интеллектуальное понимание концепций с физической способностью их реализовывать. Они сильно нарушают баланс.
 
Ученик, который слишком сильно полагается на свое интеллектуальное понимание каратэ, склонен считать, что он все понял. Однако, если он не может перевести это понимание на действие, он этого не понимает. Разрыв между знанием и действием будет только увеличиваться, если он не решит эту проблему – или если рядом не будет учителя, который направит его к более сбалансированному изучению.
 

«Ты понимаешь?»

 
«Ты понимаешь?» – это вопрос, который учитель часто задает ученику после объяснения. Можно ответить «Да, я понимаю». Вакаримасу.
 
Тогда учитель попросит сделать то, что вы якобы «понимаете».
 
Но бывает так, что разум понимает, но тело – нет.
 
Вот почему, когда речь заходит об обучении, часто можно услышать выражение «karada de oboeru», «обучение телом». Когда вы несколько раз выполнили что-то – ката или технику – у вас появляется некоторое понимание. Когда вы несколько тысяч раз подвергли свое тело этому, у вас появляется настоящее понимание.
 
«Я не уверен, что у меня есть настоящее понимание чего-либо в каратэ в том смысле, который имел в виду мой сэнсэй. До этого еще далеко. Однако я понял, что говорить “Я понимаю”, когда учитель спрашивает, – плохая идея», – заключает автор материала.

Добавить новость
Open Russian Cup 2026