Интервью с дочерью Масутацу Ояма (Часть третья)
Интервью с Кристиной Ояма, 29 июля 2009
- Вернемся к недавним событиям: что вы думаете о превращении группы Мацуи в акционерное общество, законной целью которого является извлечение прибыли?
Нет ничего плохого в зарабатывании денег; важно то, как это происходит, какие у вас намерения и мотивация. Иметь юридическое лицо лучше, чем притворяться, что его нет, но находиться во власти денег и влияния.
Что же касается Киокушин каратэ, я думаю, тут больше подошло бы юридическое лицо по оказанию услуг. Наш товар, если я могу так выразиться, это преподавание и обучение тому, что может улучшить жизнь людей. Мы хотим, чтобы они чувствовали воодушевление и были полны жизни после тренировок и переноса учения Сосая на себя. Это наша цель, вы понимаете?
Плата за тренировки и другие взносы – это своеобразный обмен «энергией». В Японии ежемесячная плата учителю или взнос в доджо называется «Гесша» ("Gessha"), что означает «благодарность за месяц». Деньги – это необходимость, но они не являются целью Киокушина. Сосай учил не быть рабами денег, и это прекрасный совет.
Киокушин Сосая обладает очень большим влиянием. Если его правильно использовать, то можно получить ошеломительный эффект во многих областях. Я искренне верю в то, что Сосай был не только каратистом. Он также был и философом, и филантропом и вдохновителем для многих людей, которые даже не изучали каратэ. Не понимаю, почему некоторые бранч-чифы ограничиваются только финансовыми вопросами. Никто не может существовать на парУ, также для собственного удобства нам не нужно обманывать других людей
- Мацуи утверждает, что в финансовом плане он всегда поддерживал семью. Где же истина?
Правда? Мы ничего такого от него не слышали. Он отказался оплачивать даже услуги адвокатов, назначенных судом. Он все время об этом говорит, по крайней мере, на протяжении последних 15 лет. Может он думает, что постоянные «разговоры» об этом вносят ясность.
«Поддержка» – это особая сила, и я надеюсь, когда-нибудь он сделает то, о чем так много говорит. Он платил в течение нескольких месяцев 1994 года, но делал он это по расчету, исходя из коварных побуждений. После того, как банковские счета были заморожены, он начал давать матери деньги через Умеду, говоря, что на оплату всех необходимых расходов моему отцу было достаточно такой суммы. Они сказали, что добавили 1 000 000 йен, то есть в сумме получалось 1 700 000 йен в месяц. Мы не понимали, как у них получились такие цифры, но потом оказалось, что аренда нашего дома составляла 1 200 000 йен (около 12 000 долларов США) в месяц, и 500 000 йен (5 000 долларов США) оставалось на другие расходы. Этого не хватало на оплату счетов Хонбу. Жизнь отца не была застрахована, поэтому мы ничего не получили; изменить аренду мы тоже не могли. Он давал эти деньги моей тете и, пока дела рассматривались в суде, никогда не пользовался услугами адвоката для этого. Аренда не была выплачена, поэтому процентные ставки колебались.
Он сказал, что действовал «в соответствии с завещанием», но там было ясно прописано выплачивать ежемесячное пособие всем членам семьи и покрывать расходы, что он, конечно же, проигнорировал.
Тем не менее, в тот день, когда Мацуи должен был покинуть Хонбу после судебного дела о его исключении в 1999 году, его адвокаты потребовали вернуть сумму денег, которую они выплатили с момента смерти Сосая. Тогда он заявил, что выплаченные им деньги – это «рента» за Хонбу. Если в Японии арендодатель просит арендатора съехать, то в пользу последнего взимается «плата за выезд», чтобы тот мог снять другое помещение. Теперь вы понимаете, какой расчет крылся за всем этим, и как он с помощью этого заманил нас за стол переговоров с ним. В этом отношении мы были банкротами и потеряли наш дом, правда, после публичных торгов какие-то средства все же остались.
В прошлом году я узнала, что группа Мацуи показывает банковские записи тем, кто ставит под сомнение его отношение к семье. Неудивительно, почему люди думают, что мы получаем поддержку, – как они могут разгадать такую фальсификацию?
- Что происходило в то время, когда Мацуи был исключен из Хонбу?
В то время мы узнали, что Мидори перерегистрировал мемориал Сосая на свое имя. На следующий день у моей матери случился первый удар. Думаю, для нее это было верхом всех злоключений.
Что касается Мацуи, он должен был покинуть Хонбу в марте, но он сделал это раньше, в конце февраля. Парадный вход в Хонбу был заперт на висячий замок и цепь. Нам это показалось очень странным. Когда мы в марте вошли в Хонбу, мы увидели, что уже ничего не было. Сначала мы подумали, что нас обокрали, и обратились в полицию. Также мы позвонили Мацуи проверить, знал ли он о том, что случилось, а он сказал: «Да, мы переехали». Я задала ему вопрос, почему они забрали все, и он ответил, что привезет все обратно, когда вернется. Тогда я спросила, когда он собирается вернуться, – ответом было: «Как только построю свое Хонбу». Вы видите, что он взял все в качестве залога.
- Какие вещи он взял?
Во-первых, все, что было в витрине додзе первого этажа. Он забрал фотографии, гобелены, барабаны Сосая и его калиграфическое письмо, все эти вещи имеют свою историческую ценность. Он взял даже стулья. Мацуи до сих пор не вернул ничего из этого обратно, но так как мы обращались в полицию, и он даже подтвердил тот факт, что все это находится у него, то продать их публично ему не удастся.
- Разве это не является уголовным делом?
Вот поэтому мы с матерью и пошли сразу в полицию. Она была в отчаянии. Я попросила полицейских пойти со мной в Будо-магазин, так как именно в тот день Мацуи принимал много товара из Хомбу, Какута пришел и забрал наши вещи тоже, даже без нашего на то разрешения. В это время Какута дружил с моей сестрой, и скорее всего, он просто пытался собрать как можно больше, до того как все забрал Мацуи. На самом деле, он просто продавал вещи людям. Я вместе с полицейскими отправилась в Хомбу Мацуи и Будо-магазин, но там были хорошие юристы, отстоявшие точку зрения своих клиентов. (Для читателей: Пожалуйста, не ходит в Будо-магазин, я уверена, что его хозяин вор!)
- Удалось ли Вам получить вещи обратно?
Конечно, нет! Это даже не было воспринято как уголовное дело. Мы заявили об этом в полицию, сразу как только мы вышли из Хомбу.Я позвонила Мацуи из полицейского участка в Икебуруко. Он уверял, что мама попросила его позаботиться о них, до тех пор пока он не вернется в Хомбу. Я стояла рядом с моей мамой, она была шоке! Потом Мацуи изменил свою историю, сказав, что на самом деле он купил все это у моей сестры. Но это совершенно нелепо! Ведь это именно она инициировала выселение Мацуи с самого начала. Если бы в тот самый момент, когда мы пришли, адвокаты не присутсвовали, то полицейские смогли бы забрать подозреваемых на допрос, а так как я не поймала их с поличным, то всё, что оставалось полицейским делать, это строить догадки, поэтому это дело до сих пор не закончено и продолжается.
- Как Вы сейчас относитесь к группе Мацуи?
Я сформулировала достаточно много позиций, мнений и отношения, касаемых этого человека (смеется). Когда-то все спрашивали нас: "А почему Вы не работаете с Мацуи?". Сейчас я уверена, что всегда есть шанс исправить вещи, этого и хотела моя мама. Она была настоящей женщиной и всегда очень любила учеников киокусинкай. Но когда я вижу неуважительное отношение к ней, в том числе исходящее от него – это как раз то, что и не оставляет мою душу в покое. Мама всегда очень высоко ценила учеников своего мужа - учеников Сосая. Она стремилась доверять им даже тогда, когда это доверие могло обернуться в ущерб всем нам. Она верила, что в каждом из них есть малая доля Сосая. Я думаю, что всем стоит знать, что даже после той цепочки всех неприятных событий, которые случились с ней, она никогда не отзывалась плохо об учениках, вплоть до самого дня своей смерти. Она всегда говорила: "У меня есть два рода моих детей. Первый - это мои генетические, биологические дети, второй - дети, рожденные с потом моего мужа, ученики Сосая". Я полагаю, что именно такое убеждение моей матери позволяло людям пользоваться ее добротой, она была очень добросердечным человеком.
- Почему суд признал регистрацию Мацуи товарных знаков Киокушин недействительной?
Они с самого начала никогда не были торговыми марками Мацуи. Мы выступили с обращением по поводу 6 основных торговых марок, все было принято, и регистрация была аннулирована. На самом деле есть много загадочных событий вокруг Мацуи, например, когда мы начали расследовать одну из главных составляющих торговых марок слово "Киокушин", различных по своему кандзу и дизайну. Оказалось, что оно было зарегистрировано на имя Мацуи, когда он был еще совсем мальчишкой. Мы были очень напуганы, я до сих пор не знаю, что происходит в его голове, многие иллюзии и тайны этого человека мы просто не в состоянии понять. Это почти также как будто, если бы он был представителем другой солнечной системы.
- Как Вы расцениваете значимость торговых марок Киокушина?
Это очень важно из-за правовой основы в целом и основной цели - сохранить структуру. Когда людям предоставляется свобода делать то, что они хотят, а значит всё, они будут делать всё, что угодно. Есть то, что мне не нравится относительно внимания людей к торговым маркам Киокушина: если вы, действительно, гордитесь названием киокушин, вам не следует забывать про то, что в первоначальной идеи именно оно должно было положить конец всем дракам и сражениям, нужно помнить его изначальный смысл. Самое главное, что Киокушин никогда не был брендом, а всегда служил философией Сосая. Он и был как раз тем, чем жил и дышал Сосай. Странно, что многие ученики боряться только за имя-название и совсем забывают понять жизнь через призму философии, которую это имя олицетворяет. Многие сейчас включаются в процесс обсуждения, комментируя как они соприкасались с философией Сосая, но, по-моему, это так нелепо: даже многие из учеников, которых Сосай сам тренировал, позабыли про это или только частично соотносятся со всем этим. Все боевые искусства, будь это: кендо, дзюдо или каратэ - имеют свой философский стержень. В основе их всех лежит "Путь", по которому следует идти. И прелесть их заключена в том, что все они включают в себя уровень самоанализа и саморазвития, который всегда резенирует с практическим уровнем. Но мне думается, что в случае с Киокушином, большинство людей перестали искать и познавать себя на этом уровне, который на самом деле является основным. Даже если взглянуть на философию, заложенную в Додзекун, можно осознать, что произошло и что происходит с Киокушином.
- Почему Вы решили возродить Хомбу после того, как Мацуи оставил его?
Сначала это было из-за чувства отчаяния. Мы с Сузуки видели в каком состоянии была мать: она была абсолютно опустошена, и, конечно, мы желали подарить ей надежду. Мы очень хотели, чтобы она знала, что, то самое место - Хомбу - её лично и её мужа - сохранено. Когда мы приступили к восстановлению памятного зала у Сузуки в сбережениях было только 8 000 долларов США, но на все эти деньги он приобрел ковер, картины и ветрины. В самом начале, это вовсе не был невероятный и грандиозный план по восстановлению. Это было просто то, что мы хотели сделать для мамы, чтобы она снова могла ощутить себя дома.
- Кто такой Йошикацу Сузуки?
Когда наша семья узнала, что у мамы очень серьезная болезнь, поражающая ее мозг, так называемый Цитомегаловирус, я отвезла ее в больницу для прохождения тщательного осмотра. Там нам сказали, что в таком случае медицина мало, что может сделать. Тогда я нашла мануального терапевта с очень хорошей репутацией специалиста, помогающего людям снова начать ходить, и даже лучшие бойцы, такие например, как Казуми Хадзимэ, обращались к нему. В то время Сузуки работал на ставке ассистента врача. Когда я встретила его впервые, я совсем не знала, что он каратэка, хотя с 15 лет он начал свои тренировки в доджо Акира Масуда. Он был действующим бойцом до тех пор пока не присоединился к нам в 1999. Он увидел, как проходил процесс лечения моей мамы и понял, что 99% распространяющихся о нас слухах просто не соответствуют действительности. Поэтому он решил помочь нам преодолеть те трудности, с которыми мы столкнулись, и восстановить памятный зал в Хомбу. Если бы его не было рядом, я бы просто не смогла оплатить лечение матери в больнице.
- Кто такой Сусуму Миаке?
В течение многих лет он был председателем Киокусинкайкан Сосая и всегда был с ним рядом, даже впереди таких людей, как Мацуи и Мидори. После смерти Сосая он немного был с Мацуи, но потом они поссорились. Тогда же на некоторое время Миаке прекратил собственное участие в подобной политической жизни, но он всегда был добр к моей матери. И чтобы ни случилось, он всегда праздновал с ней ее день рождения в декабре. Это потому что, когда Сосай был жив, он всегда поздравлял маму в присутствии Миаке. Он продолжил работать с нами в доджо, когда в 2000 году Мацуи перестал быть Председателем Хомбу.
- Могли бы Вы рассказать о руководстве и организационной структуре сегодняшнего Хомбу?
В апреле этого года (2009), Йошикацу Сузуки принял пост Канчо в целях продвижения Киокушина в правильном направлении и его передачи нашим будущим поколениям. Он замечательный и очень усердный каратэка. Его поддержал и Сусуми Миаке как технический руководитель Хомбу. Также это было желание моей мамы, чтобы именно Сузуки занял руководящее место на пути восстановления Киокушина.
- Как Вы видите свою роль в сохранении наследия Сосая?
Мы все можем сыграть свою роль в Киокушине, так или иначе. Глубина и намерения могут отличаться в зависимости от человека, но сейчас я стремлюсь выполнить свою основную задачу - говорить открыто и утвердительно рассказывать о моих родителях и о том, что каждый из нас может сделать, чтобы стать частью всего этого. Очень часто, особенно в группах Мацуи, хотя это было инициировано Гораем, ученики не говорят Осу членам семьи (смеется). Он объясняет это тем, что мы не тренируемся! Если уровень нравственного развития таковой, то никогда не будет содуховности с Сосаем, даже если то, что тренируешь называется Каратэ Киокушинкай. На чем я настаиваю, на самом деле, очень просто, и я не понимаю, почему некоторые не могут принять этого. Я и не стремлюсь работать на них, я служу своему отцу Сосаю. Когда люди начнут подлинно почитать Сосая, тогда они разделят мои интересы. Я, действительно, не считаю себя каратэкой, но если я прийду в доджо, то поклонюсь им, потому что они очень много для меня значат, тем более, когда находятся в доджо моего отца. Их сильная сторона в том, что они были учениками моего отца, хотя я не думаю, что многие из них осознают свой выбор окончательного разрыва себя от Сосая. Можно посмотреть на то, как Киокушин распался, но люди до сих пор любят и говорят о Сосае. Мы реально можем сделать многое для него, стоит лишь объединиться.
- Если бы Вы смогли спросить что-нибудь у Мацуи, чтобы Вы спросили?
Я бы хотела узнать, кто сказал ему, что это он продолжатель Сосая по "завещанию", когда само "завещание" еще не было обнародовано. Никто из нас не знал, что подобное в принципе имеет место быть. Это большая загадка для нас, ведь, когда Сосай умер, Мацуи был не в Японии, а в Непале. Было ли это сказано ему заранее Сосаем, как он заявил, хотя мы даже не знали об этом. Я никогда не слышала ничего подобного из уст моего отца. Но независимо от этого, Умэда (один из пяти свидетелей так называемой воли Сосая) встал и объявил о праве приемственности Сосая - Мацуи, даже тогда, когда тело Сосая еще не было кремировано, что посчиталось за норму. Умэда не сказал абсолютно ничего ни семье, ни матери, до того, как устроить этот публичный спектакль. Но Мацуи даже не дрогнул, хотя это было так неестественно. Он ни разу не заговорил на эти темы, все время, повторяя: "Я не знаю". Хорошо, если ты знаешь что-то и хочешь занять стул слева от Сосая, знай абсолютно все и выполняй свою домашнюю работу, так я сказала бы сегодня.