5.04.2024
559
+2

Борода как защита: ученые выяснили, смягчает ли растительность на мужском лице удары в челюсть

Выступающий подбородок придает лицу мужчины брутальность. Однако создает и проблемы. Он находится в нижней части черепа, поэтому образует своего рода рычаг. Даже легкий удар в подбородок, передаваясь дальше по костям – в верхнюю часть черепа, встряхивает мозг. А если выражаться языком спортсменов, может отправить в нокаут.

Но природа позаботилась и о необходимой защите такого уязвимого места, сохранив представителям сильного пола растительность на лице. А иначе зачем она еще может понадобиться?

Густая борода – окладистая, как ее еще могут называть, смягчает удары, которые наносят в область подбородка. И тем самым защищает лицо от травм, а мозг, соответственно, от сотрясений. В давние времена многие самцы были предрасположены к «состязаниям» за самок – особенно брутальные представители сильного пола, то есть с выступающими подбородками.

Примерно так рассуждали американские биологи из Университета штата Юта (Department of Biology, University of Utah), коллектив которых возглавлял профессор Дэвид Карриер (David Carrier). Насколько верна подобная логика, они проверили экспериментально.

Ученые не били никого в челюсть – даже покойников, у которых была борода. Хотя возможность их «привлечь» была. Но из этических соображений от нее отказались. Вместо того, чтобы проводить эксперимент на заросших волосами подбородках, в исследовании использовали полимерные модели, которые были покрыты овчиной. Волосяные фолликулы этого материала по густоте и размеру весьма близки к человеческим. Модели устанавливали на наковальне, а удары по ним наносились падающим сверху грузом.

Модели были представлены трех видов, имитируя различные подбородки – бритые, стриженные и основательно бородатые. Каждый получал по 20 ударов разной силы.

По результатам исследований стало понятно, что последние «держат удар» лучше всех. Окладистая борода «поглощала» на 37% больше энергии, чем стриженная. Не говоря уже о бритой.

И самый главный факт, который следует упомянуть, что 45% бородатых подбородков оставались целыми даже после достаточно мощных ударов, раскалывающих бритые и стриженные подбородки.

Выходит, бороды все-таки могут защитить их владельцев. Это подобно тому, как гривы оберегают львов.

Свои выводы и подробности исследований ученые опубликовали в журнале Integrative Organismal Biology (Volume 2, Issue 1, 2020), на который сослался портал LiveScience, коротко описавший суть их экспериментов.

В будущем исследователи планируют выяснить, влияет ли растительность на лице на точность удара. Они полагают, что волосы «заставляют» кулак скользить, соответственно, удар смазывается и урон наносится гораздо меньший. Также ученые считают, что растительность на лице также помогает избежать рваных ран кожи.

Кроме того, авторы работы хотят в последующих экспериментах установить, влияет ли разница в растительности на лицах мужчин разных национальностей на уровень защиты, так как, к примеру, у людей ближневосточного и североевропейского происхождения гораздо более густые бороды, чем у азиатов или американских индейцев.

Добавить новость