Бросок О-Сото-Гари в дзюдзюцу и каратэ. Часть 2
В феодальной Японии самураи редко оставались без мечей. Другие классы слишком часто носили с собой разнообразные короткие ножи и другое оружие. Поэтому методы самообороны часто основывались на атаках с применением оружия, и у защищающегося также часто было оружие, которое можно было использовать. Лишь позже, во времена длительного мира (период Токугава, предшествовавший современной Японии и позже), техники дзюдзюцу развились и стали фокусироваться на невооруженных атаках, хотя защите от вооруженных нападений все еще обучали. Об этом в своей статье рассказывает FightingArts.
Следующий пример – адаптация техники Дайто-Рю айкидзюдзюцу, иллюстрирует защиту от атаки коротким мечом. Чаще всего использовался длинный самурайский меч (мечи обычно носили парами, длинные и короткие, вместе с ножом). удаляется при нахождении в помещении. Точно так же, когда воины собирались вместе в лагере, длинные мечи обычно снимали и хранили. Но короткие мечи и/или танто (ножи) представляли потенциальную угрозу.
Здесь мы видим технику дзюдо о-сото-гари в более ранней форме против вооруженного нападавшего, а также когда в ответной атаке использовалось оружие. Здесь защитник поднимает левую руку, чтобы занять центральную линию и перехватить руку нападающего. Расстояние регулируется защитником, который либо стоит на месте, либо делает небольшой шаг вперед, чтобы отрегулировать расстояние.
Следующая серия фотографий показана с обратной стороны. На втором фото защищающийся скользит левой ногой под углом (не шаг, а падение веса), одновременно используя блокирующую руку для направления руки с мечом вниз (не захватывая ее до конца). Тело также повернуто под тем же углом шага, поэтому левая рука остается по центру. В то же время защищающийся вытаскивает нож (танто) и наносит удар нападающему. В современной практике обычно заменяют удар атеми, но этот удар является колющим, который используется больше для отвлечения внимания и потери равновесия (способный фактически отбросить получателя назад), чем для создания травмы (как в каратэ или других ударных искусствах).
Комбинированное движение уникально отличается от современного дзюдзюцу в нескольких отношениях. Сначала защищающийся позволяет своему весу (следовательно, своему центру) перейти к технике направления атакующей руки вниз, одновременно нанося удар (при одновременном движении руки и тела) другой рукой – очень мощная техника, которую нужно почувствовать, чтобы понять.
На следующем фото защищающийся вонзает руку в подбородок противника (другой альтернативой в некоторых ситуациях удару ладонью являются поля шлема, включая шлем плоского типа, или дзингаса, используемый низшими самураями, или более сложные шлемы Кабуто самурай более высокого ранга), отбрасывая свое тело назад, одновременно удерживая правую руку нападающего вытянутой. Затем защитник делает шаг вперед, поднимая правое колено (здесь показано без партнера). Бросок выполняется путем толкания ноги (пяткой вперед) вниз и назад, как удар ногой вниз по лодыжке в каратэ, который попадает в верхнюю часть икры или заднюю часть колена нападающего. Из-за опасного характера этого удара современное дзюдо предпочитает использовать размашистые движения ноги для воздействия на бросок.
В техниках, показанных выше, мы увидели три различных этапа эволюции броска о-сото-гари в дзюдо. В дзюдо сам по себе бросок занимает центральное место и предполагает сочетание потери равновесия, маневрирования телом и силы. Цель – набрать или выиграть очко в соревновании.
В постфеодальных системах дзюдзюцу подобные броски обычно выполняются как часть ответа на различные атаки без оружия, причем бросок является лишь частью ответа. Подготовка к броску включает в себя потерю равновесия, как в дзюдо, но добавляются ударные техники и/или манипуляции руками. Цель – защитить себя. Кроме того, механика броска ноги включает в себя колющий маневр ногой, напоминающий удар ногой, а не взмах, как в современном дзюдо.
В Дайто-рю (как и в других техниках системы дзюдзюцу, связанных с феодальной эпохой) бросок также выполняется как часть маневра самообороны, но атака часто осуществляется с использованием оружия, и цель защиты часто состоит в том, чтобы убить нападавшего. Выполняется выключение равновесия (как в дзюдо), но тело движется по-другому – действие мышц заменяется весом или падением тела (заимствовано из моделей движений тела самураев, которые отражаются в выполнении техник владения мечом и другим оружием). И, как и в дзюдзюцу, бросок выполняется ногой, а не размашистым движением.
В каратэ и других ударных искусствах
Неясно, разработало ли каратэ до наших дней свой собственный бросок, подобный о-сото-гари, или находилось под влиянием дзюдо на материке. В книге Гитина Фунакоси 1935 года «Каратэ-до Кехан» он демонстрирует тейкдаун), который очень похож на бросок о-сото-гари. Техника также включает в себя шаг вперед за левую ногу противника, но вместо использования правой ноги для броска нападающий отбрасывается назад через правую ногу, поскольку правая рука защитника обхватывает шею нападающего, отталкивая голову назад и выгибая тело.
Хотя это и не обсуждается в книге Фунакоси, в процессе охвата шеи правое предплечье может с силой нанести удар вниз и в боковую часть шеи противника, поразив оба пучка нервов, идущих от шеи вниз в руку (известный как плечевое сплетение), а также каротидный синус (небольшой мешковидный тканевый орган, расположенный на восходящей ветви сонной артерии, который раздувается при повышении кровяного давления), который помогает организму регулировать кровяное давление. Этот удар на мгновение оглушит или нокаутирует противника.
Интересно, что в айкидо используется подобная техника, известная как «кокю наге», или бросок с дыханием, которая похожа на технику Фунакоси, но настолько контролирует голову и тело, что противник падает назад без необходимости броска (как в о-сото- гари) или путешествие (как продемонстрировал Фунакоси выше).
Однако сегодня бросок типа о-сото-гари часто встречается в каратэ как часть боевой последовательности или последовательности самообороны, которая часто включает в себя различные ударные контратаки (подготовки) или финиши (после броска).
Здесь, когда нападающий наносит правый удар в лицо, защитник отступает назад, одновременно блокируя удар левым верхним блоком и отвечая правым ударом в подбородок. Вместо того, чтобы отводить руку, наносящую удар (если удар был успешным), защищающийся достигает внутренней части шеи нападающего и подхватывает ее (в данном случае захватывая воротник), чтобы потянуть шею и туловище вперед (при этом левая рука находится под контролем) для выполнения удара. Удар правым коленом (подтягивание вниз при подъеме колена вверх) в среднюю часть тела или попеременно в лицо.
Не опуская колена (защитник уже сместился влево от нападающего), затем правая нога обхватывает тыльную часть правой ноги нападающего. В то же время защищающийся хватает правое плечо нападающего и локтем наносит удар в верхнюю часть груди или в подбородок и шею, отбрасывая его назад – часто используется в уличных ситуациях. Это отбрасывает голову и верхнюю часть туловища назад, в результате чего тело выгибается назад, в то время как левая рука защитника тянет правую руку противника (перенося вес на правую ногу).
В этой технике каратэ, заимствованной из каратэ Сейдо Дзюку (унаследованной киокушин Маса Оямы, Ояма учился у Фунакоси в Токио), завершающая техника не является броском. Здесь защитник контролирует нападавшего, выгибая левую руку (локоть вниз) над левым коленом, чтобы защитник не мог перекатиться вперед (локоть можно легко сломать), одновременно прижимая правое колено к спине нападающего, чтобы он не мог перекатиться назад. Это выгибает тело нападающего назад. Эта техника мгновенного контроля позволяет защитнику завершить технику опускающимся ударом вниз в жизненно важную точку на боковой стороне челюсти, головы или шеи нападающего.
Существует бесчисленное множество применений этого типа броска. Здесь показана еще одна известная техника, взятая из книги Гогена Ямагучи «Годзю-рю: каратэ-до Кехан», под названием «Таоши-ваза 3». Выполняется в технике свободного боя (кумитэ) против удара ногой вперед. Фотографии очень хорошо иллюстрируют последовательность.
Каратэ, тхэквондо и многие системы кунг-фу делают упор на ударные техники. Поэтому неудивительно, что упор делается на блокирование и удары (в отличие от захватов в дзюдзюцу). В отличие от дзюдзюцу, где удары используются, чтобы отвлечь или на мгновение оглушить, и диато-рю, где они используются, чтобы отвлечься, но также и вывести из равновесия, в ударных искусствах, таких как каратэ, целью является нокаут или ранение. Таким образом, бросок является второстепенным, хотя и используется во многих приложениях.
Следующий пример – адаптация техники Дайто-Рю айкидзюдзюцу, иллюстрирует защиту от атаки коротким мечом. Чаще всего использовался длинный самурайский меч (мечи обычно носили парами, длинные и короткие, вместе с ножом). удаляется при нахождении в помещении. Точно так же, когда воины собирались вместе в лагере, длинные мечи обычно снимали и хранили. Но короткие мечи и/или танто (ножи) представляли потенциальную угрозу.
Здесь мы видим технику дзюдо о-сото-гари в более ранней форме против вооруженного нападавшего, а также когда в ответной атаке использовалось оружие. Здесь защитник поднимает левую руку, чтобы занять центральную линию и перехватить руку нападающего. Расстояние регулируется защитником, который либо стоит на месте, либо делает небольшой шаг вперед, чтобы отрегулировать расстояние.
Следующая серия фотографий показана с обратной стороны. На втором фото защищающийся скользит левой ногой под углом (не шаг, а падение веса), одновременно используя блокирующую руку для направления руки с мечом вниз (не захватывая ее до конца). Тело также повернуто под тем же углом шага, поэтому левая рука остается по центру. В то же время защищающийся вытаскивает нож (танто) и наносит удар нападающему. В современной практике обычно заменяют удар атеми, но этот удар является колющим, который используется больше для отвлечения внимания и потери равновесия (способный фактически отбросить получателя назад), чем для создания травмы (как в каратэ или других ударных искусствах).
Комбинированное движение уникально отличается от современного дзюдзюцу в нескольких отношениях. Сначала защищающийся позволяет своему весу (следовательно, своему центру) перейти к технике направления атакующей руки вниз, одновременно нанося удар (при одновременном движении руки и тела) другой рукой – очень мощная техника, которую нужно почувствовать, чтобы понять.
На следующем фото защищающийся вонзает руку в подбородок противника (другой альтернативой в некоторых ситуациях удару ладонью являются поля шлема, включая шлем плоского типа, или дзингаса, используемый низшими самураями, или более сложные шлемы Кабуто самурай более высокого ранга), отбрасывая свое тело назад, одновременно удерживая правую руку нападающего вытянутой. Затем защитник делает шаг вперед, поднимая правое колено (здесь показано без партнера). Бросок выполняется путем толкания ноги (пяткой вперед) вниз и назад, как удар ногой вниз по лодыжке в каратэ, который попадает в верхнюю часть икры или заднюю часть колена нападающего. Из-за опасного характера этого удара современное дзюдо предпочитает использовать размашистые движения ноги для воздействия на бросок.
В техниках, показанных выше, мы увидели три различных этапа эволюции броска о-сото-гари в дзюдо. В дзюдо сам по себе бросок занимает центральное место и предполагает сочетание потери равновесия, маневрирования телом и силы. Цель – набрать или выиграть очко в соревновании.
В постфеодальных системах дзюдзюцу подобные броски обычно выполняются как часть ответа на различные атаки без оружия, причем бросок является лишь частью ответа. Подготовка к броску включает в себя потерю равновесия, как в дзюдо, но добавляются ударные техники и/или манипуляции руками. Цель – защитить себя. Кроме того, механика броска ноги включает в себя колющий маневр ногой, напоминающий удар ногой, а не взмах, как в современном дзюдо.
В Дайто-рю (как и в других техниках системы дзюдзюцу, связанных с феодальной эпохой) бросок также выполняется как часть маневра самообороны, но атака часто осуществляется с использованием оружия, и цель защиты часто состоит в том, чтобы убить нападавшего. Выполняется выключение равновесия (как в дзюдо), но тело движется по-другому – действие мышц заменяется весом или падением тела (заимствовано из моделей движений тела самураев, которые отражаются в выполнении техник владения мечом и другим оружием). И, как и в дзюдзюцу, бросок выполняется ногой, а не размашистым движением.
В каратэ и других ударных искусствах
Неясно, разработало ли каратэ до наших дней свой собственный бросок, подобный о-сото-гари, или находилось под влиянием дзюдо на материке. В книге Гитина Фунакоси 1935 года «Каратэ-до Кехан» он демонстрирует тейкдаун), который очень похож на бросок о-сото-гари. Техника также включает в себя шаг вперед за левую ногу противника, но вместо использования правой ноги для броска нападающий отбрасывается назад через правую ногу, поскольку правая рука защитника обхватывает шею нападающего, отталкивая голову назад и выгибая тело.
Хотя это и не обсуждается в книге Фунакоси, в процессе охвата шеи правое предплечье может с силой нанести удар вниз и в боковую часть шеи противника, поразив оба пучка нервов, идущих от шеи вниз в руку (известный как плечевое сплетение), а также каротидный синус (небольшой мешковидный тканевый орган, расположенный на восходящей ветви сонной артерии, который раздувается при повышении кровяного давления), который помогает организму регулировать кровяное давление. Этот удар на мгновение оглушит или нокаутирует противника.
Интересно, что в айкидо используется подобная техника, известная как «кокю наге», или бросок с дыханием, которая похожа на технику Фунакоси, но настолько контролирует голову и тело, что противник падает назад без необходимости броска (как в о-сото- гари) или путешествие (как продемонстрировал Фунакоси выше).
Однако сегодня бросок типа о-сото-гари часто встречается в каратэ как часть боевой последовательности или последовательности самообороны, которая часто включает в себя различные ударные контратаки (подготовки) или финиши (после броска).
Здесь, когда нападающий наносит правый удар в лицо, защитник отступает назад, одновременно блокируя удар левым верхним блоком и отвечая правым ударом в подбородок. Вместо того, чтобы отводить руку, наносящую удар (если удар был успешным), защищающийся достигает внутренней части шеи нападающего и подхватывает ее (в данном случае захватывая воротник), чтобы потянуть шею и туловище вперед (при этом левая рука находится под контролем) для выполнения удара. Удар правым коленом (подтягивание вниз при подъеме колена вверх) в среднюю часть тела или попеременно в лицо.
Не опуская колена (защитник уже сместился влево от нападающего), затем правая нога обхватывает тыльную часть правой ноги нападающего. В то же время защищающийся хватает правое плечо нападающего и локтем наносит удар в верхнюю часть груди или в подбородок и шею, отбрасывая его назад – часто используется в уличных ситуациях. Это отбрасывает голову и верхнюю часть туловища назад, в результате чего тело выгибается назад, в то время как левая рука защитника тянет правую руку противника (перенося вес на правую ногу).
В этой технике каратэ, заимствованной из каратэ Сейдо Дзюку (унаследованной киокушин Маса Оямы, Ояма учился у Фунакоси в Токио), завершающая техника не является броском. Здесь защитник контролирует нападавшего, выгибая левую руку (локоть вниз) над левым коленом, чтобы защитник не мог перекатиться вперед (локоть можно легко сломать), одновременно прижимая правое колено к спине нападающего, чтобы он не мог перекатиться назад. Это выгибает тело нападающего назад. Эта техника мгновенного контроля позволяет защитнику завершить технику опускающимся ударом вниз в жизненно важную точку на боковой стороне челюсти, головы или шеи нападающего.
Существует бесчисленное множество применений этого типа броска. Здесь показана еще одна известная техника, взятая из книги Гогена Ямагучи «Годзю-рю: каратэ-до Кехан», под названием «Таоши-ваза 3». Выполняется в технике свободного боя (кумитэ) против удара ногой вперед. Фотографии очень хорошо иллюстрируют последовательность.
Каратэ, тхэквондо и многие системы кунг-фу делают упор на ударные техники. Поэтому неудивительно, что упор делается на блокирование и удары (в отличие от захватов в дзюдзюцу). В отличие от дзюдзюцу, где удары используются, чтобы отвлечь или на мгновение оглушить, и диато-рю, где они используются, чтобы отвлечься, но также и вывести из равновесия, в ударных искусствах, таких как каратэ, целью является нокаут или ранение. Таким образом, бросок является второстепенным, хотя и используется во многих приложениях.
Автор:
Похожие новости
Добавить новость