«Глаз» победы в боевых искусствах
Существуют «учения» боевых искусств, передаваемые с древних времен. Поскольку мы пытаемся глубже понять, как в старину обучали смертельному мастерству, сегодня предлагаем поговорить о теме «глаза» и «взгляда» в поединке.

Существует множество учений о «глазе», которые передаются из поколения в поколение. «Энзан но мецукэ» – это пословица, которая учит занимающихся кендо, что, глядя в глаза противника, вы должны быть внимательны ко всему общему «пейзажу», как будто смотрите на далекую гору.
«Канкен но мэ» означает смотреть на противника не физическими глазами, а глазами своего сердца. В боевых искусствах существуют особые технические инструкции о том, «куда смотреть», а также ментальные инструкции о том, «как смотреть».
«Двойной глаз» – школа Итто учит следить за острием меча и кулаком
«Кендо» Такано Сазабуро (1915) считается первым техническим учебником по современному кендо. В данном материале используется текст этой работы в качестве основы. Там есть раздел под названием «Использование глаза». Сначала, как и ожидалось, он касается поговорки «Энзан но мецукэ», но после этого автор пишет о «футацу но мецукэ» – «двойном глазе».
Как пишет Сазабуро, «это называется двойным глазом с давних времен», это традиционное учение, переданное в школе Итто. Еще дальше в прошлое, в той же традиции Итто, Чиба Сюсаку пишет следующее в «12 актах школы Хокусин Итто»:
Это очень практичное учение, которое учит фехтовальщиков смотреть на острие меча и кулак. Такое учение не так часто можно услышать сегодня, но мы действительно не должны упускать из внимания такую древнюю мудрость. Чиба Сюсаку также затрагивает важный ментальный момент о том, чтобы не слишком сосредотачиваться на своем противнике, забывая о себе.
Смотрите в лицо противника, как учил молодой Миямото Мусаси
Давайте также разберем учение Миямото Мусаси о «глазе». Мусаси известен своим учением о «Канкен но мэ», но задолго до своего знаменитого «Горинсе» он написал следующее в возрасте 24 лет, после победы над Есиокой Ичимоном в бою, в своей первой книге о боевых искусствах «Хэйдоке»:
Здесь он ясно говорит, что нужно смотреть на лицо. Но он продолжает так:
Пример сложный, но он связан с частью содержания, которое он пишет позже в «Горинсе».
Что еще интереснее, в разделе «Ветер» «Горинсе» Мусаси фактически игнорирует то, что он сам написал в «Хэйдоке».
В «Горинсе» он подчеркивает «видение сердцем» или «знание меча противника, а не взгляд на него», и, похоже, он отступил от учения «смотреть в лицо». Накопив большой опыт в реальных поединках, Мусаси, похоже, достиг нового уровня более высокого понимания.
Однако, возможно, для Мусаси, который к 29 годам провел более 60 настоящих поединков на мечах, то, что он написал в «Хэйкедо» в расцвете сил, содержит более практичные и эффективные советы.

Существует множество учений о «глазе», которые передаются из поколения в поколение. «Энзан но мецукэ» – это пословица, которая учит занимающихся кендо, что, глядя в глаза противника, вы должны быть внимательны ко всему общему «пейзажу», как будто смотрите на далекую гору.
«Канкен но мэ» означает смотреть на противника не физическими глазами, а глазами своего сердца. В боевых искусствах существуют особые технические инструкции о том, «куда смотреть», а также ментальные инструкции о том, «как смотреть».
«Двойной глаз» – школа Итто учит следить за острием меча и кулаком
«Кендо» Такано Сазабуро (1915) считается первым техническим учебником по современному кендо. В данном материале используется текст этой работы в качестве основы. Там есть раздел под названием «Использование глаза». Сначала, как и ожидалось, он касается поговорки «Энзан но мецукэ», но после этого автор пишет о «футацу но мецукэ» – «двойном глазе».
«Даже если вы видите своих противников как единое тело, есть два момента, на которых вам следует особенно сосредоточиться. Один – это острие меча, другой – кулак».
Как пишет Сазабуро, «это называется двойным глазом с давних времен», это традиционное учение, переданное в школе Итто. Еще дальше в прошлое, в той же традиции Итто, Чиба Сюсаку пишет следующее в «12 актах школы Хокусин Итто»:
«О двойном глазе. Двойной глаз означает, что есть два глаза, которыми вы смотрите на своего врага. Поскольку вы видите своего врага в одном теле, есть две точки, на которые нужно смотреть. Посмотрите на острие меча и посмотрите на кулак. Это две точки. Если кулак не движется, враг не может ударить. Если острие меча не движется, удар не будет успешным. Это двойной глаз. Кроме того, вы не должны смотреть на своего врага так пристально, чтобы забыть о себе. Двойной глаз должен помочь вам узнать себя и узнать своего противника».
Это очень практичное учение, которое учит фехтовальщиков смотреть на острие меча и кулак. Такое учение не так часто можно услышать сегодня, но мы действительно не должны упускать из внимания такую древнюю мудрость. Чиба Сюсаку также затрагивает важный ментальный момент о том, чтобы не слишком сосредотачиваться на своем противнике, забывая о себе.
Смотрите в лицо противника, как учил молодой Миямото Мусаси
Давайте также разберем учение Миямото Мусаси о «глазе». Мусаси известен своим учением о «Канкен но мэ», но задолго до своего знаменитого «Горинсе» он написал следующее в возрасте 24 лет, после победы над Есиокой Ичимоном в бою, в своей первой книге о боевых искусствах «Хэйдоке»:
«Ваш глаз должен быть сфокусирован на лице. Не смотрите никуда больше. Поскольку сердце открывается на лице, нет лучшего места для взгляда, чем лицо».
Здесь он ясно говорит, что нужно смотреть на лицо. Но он продолжает так:
«Посмотрите на лицо своего врага, как вы смотрите на скалы и деревья острова в нескольких милях от него, над которым легкий туман...»
Пример сложный, но он связан с частью содержания, которое он пишет позже в «Горинсе».
Что еще интереснее, в разделе «Ветер» «Горинсе» Мусаси фактически игнорирует то, что он сам написал в «Хэйдоке».
«В других школах есть учения под названием “глаз” и они учат, что вы должны смотреть на меч, или лицо, или ноги вашего противника, но когда вы слишком много думаете о том, чтобы смотреть на что-то конкретное, это приводит к путанице и мешает вашей тактике. Например, те, кто занимается кемари (древняя японская игра), не сосредотачиваются специально на мари (мяче), но могут хорошо бить его с помощью многих искусных приемов. Когда вы осваиваете что-то, вам больше не нужно смотреть на это глазами. Те, кто практикует акробатику, как только они освоят свой путь, могут положить доску на нос или жонглировать несколькими мечами одновременно. Дело не в том, что они постоянно смотрят на предметы, но поскольку они так привыкли обращаться с этими предметами, они могут естественным образом видеть их».
В «Горинсе» он подчеркивает «видение сердцем» или «знание меча противника, а не взгляд на него», и, похоже, он отступил от учения «смотреть в лицо». Накопив большой опыт в реальных поединках, Мусаси, похоже, достиг нового уровня более высокого понимания.
Однако, возможно, для Мусаси, который к 29 годам провел более 60 настоящих поединков на мечах, то, что он написал в «Хэйкедо» в расцвете сил, содержит более практичные и эффективные советы.
Автор:
Похожие новости
Добавить новость

slide 2 of 6