Сегодня, 14:37
65

Дзигоро Кано: кем он был на самом деле? Часть 4: обучение в школе дзюдзюцу

Дзигоро Кано был ярким молодым человеком, с отличными результатами в школе и университете. Он блистал своим интеллектом и способностью к анализу и синтезу. Решительно устремленный в будущее и полагающийся на настоящее, он оставался принципиально заинтересованным в прошлом, в истории своей страны и мира. Его жизнь постепенно ориентировалась на лучший способ построить мосты между поколениями и различными взглядами на мир.


 

Его открытие боевых искусств и, в частности, дзюдзюцу, если вначале было тесно связано с его потребностью в самообороне и утверждении, очень быстро стало еще одним средством достижения его целей. Он все больше видел в практике боевых искусств средство обучения себя и молодежи. Чтобы усовершенствовать свои знания дзюдзюцу, Кано посетил первую школу Тэндзин Синъе-рю.
 
Tenjin Shinyo-ryu, что означает «Школа Божественной Истинной Ивы», была так называемой традиционной школой дзюдзюцу (корю). Основанная Исо Матаэмоном Рюкансаем Минамото но Масатари около 1830 года, она специализировалась на атэми-вадза (техниках ударов), нагэ-вадза (техниках бросков), осаэ-вадза (методах обездвиживания) и симэ-вадза (техниках удушения).
 
Фактически, Tenjin Shinyo-ryu представляет собой комбинацию двух систем дзюдзюцу, с одной стороны Есин-рю, а с другой стороны Син но Синто-рю. Специфика школы заключается в использовании ударов (атэми) с целью нарушить равновесие противника. Методы обучения основывались на плавных и гибких движениях тела, в отличие от того, что тогда практиковалось в других старых школах дзюдзюцу. Эти старые школы, как правило, использовали более крупные и медленные движения для имитации боя с использованием доспехов на поле боя. Однако, поскольку родовые боевые костюмы больше не использовались, школа Тэндзин Синъе-рю сосредоточилась на практике без доспехов. Движения были более быстрыми, а удары в основном были направлены на жизненно важные точки, которые были открыты при отсутствии защиты.
 
Методология обучения в основном базировалась на заранее подготовленных ката или формах боя, которые ученики должны были повторять снова и снова. Таким образом, существует более 130 ката этой формы дзюдзюцу, считающихся классическими. Некоторые из этих ката держались в секрете из-за их смертоносной природы. Они включали приемы боя голыми руками из положений сидя и стоя и защиту от вооруженных атак.
 
Поэтому Дзигоро Кано тщательно изучал Тэндзин Синъе дзюдзюцу в течение нескольких лет со своим первым учителем Фукудой Хатиносукэ, а затем, после его смерти, с Исо Матаэмоном Масатомо. Изучение всех этих техник сыграло важную роль в развитии будущего дзюдо. Мы знаем, например, что Кано упростил некоторые практики и исключил все, что могло оказаться опасным для физической целостности практикующих. Тем не менее, кажется, мы можем утверждать, что некоторые техники, которые мы находим сегодня в арсенале любого дзюдоиста, имеют свои корни в Тэндзин Синъе дзюдзюцу, изученном Кано: сеой-нагэ (бросок через плечо), хараи-госи (размашистый бросок через бедро) или даже о-сото-гари (внешний захват), например. Ицуцу-но-ката, или ката пяти форм, является еще одним примером наследия Тэндзин Синъе дзюдзюцу, которое Кано интегрировал в развитие дзюдо.
 
Основатель Тэндзин Синъе-рю, Исо Матаэмон Рюкансай Минамото но Масатари, сказал: «Путь этой техники не в том, чтобы сражаться силой, он заложен глубоко в природе человека. Путь в том, чтобы быть мастером победы, основанной на поведении противника», несомненно, это правило Кано впоследствии понял сначала под руководством Фукуды Хатиносукэ, а затем Исо Матаэмона Масатомо.
 
Дзигоро Кано, продолжая обучение в университете, быстро стал усердным участником занятий дзюдзюцу. Он тренировался ежедневно с четырьмя или пятью другими учениками. В отсутствие мастера он тренировался один, а дома повторял движения со своим другом Томитой Цунедзиро, который позже стал его самым первым учеником по дзюдо.
 
Среди учеников школы Тэндзин Синъе-рю был некто Фукусима Кенкичи, моряк по профессии, считавшийся сильным, которого Кано не мог победить. Он перепробовал множество решений, изучал книги по искусству боя и даже учился у борцов сумо, но ничего не помогало. Кенкичи оставался несговорчивым, пока Кано не обнаружил прием, который, возможно, мог бы ему помочь. Этот прием был формой того, что сегодня известно как ката-гурума, и он творил чудеса. Кано объяснил: «На самом деле нечего было сказать! Было весело проектировать Фукусиму, но больше всего я был рад видеть, как результат многолетних усилий воплощается в жизнь».
 
Кано прогрессировал, и в 1879 году он оказался среди учеников Фукуды, которые провели демонстрацию перед Улиссом С. Грантом, президентом Соединенных Штатов, посещавшим Японию. Когда мастер Фукуда умер, Дзигоро Кано стал его преемником в качестве главы додзе, но он продолжал учиться, сближаясь с Матаэмоном Масатомо, до самой смерти последнего в 1881 году.
 
Со всем, чему он уже научился в школе Тэндзин Синъе-рю, Кано сохранил жажду знаний, которую ничто не могло утолить. Через друга по колледжу, чей отец также преподавал дзюдзюцу, он познакомился со школой Кито-рю, философия которой была основана на взлете и пандемии.
 
Хотя само происхождение школы Кито-рю было довольно расплывчатым, апеллируя к коллективному воображению и легендам, глубоко укоренившимся в местных верованиях, ее существование восходит к 17 веку, когда ее основал Фукуно Ситироэмон Масакацу. Масакацу-сан, должно быть, обучался у Чэнь Юань Пина, китайского монаха, преподававшего каллиграфию и философию в храме Кокуседзи в регионе Эдо. Чэнь Юань Пин также был мастером китайских боевых искусств, среди прочих из школы Шаолинь, которая до сих пор известна.
 
В этом вихре школ и течений, связанных как со спортивной практикой, так и с философским развитием, Фукуно Ситироэмон Масакацу позже создал свою собственную школу под названием Фукуно-рю, в то время как один из его учеников основал Тейсин-рю, где было выдвинуто понятие «ва», гармонии. Еще позже Кито-рю сосредоточился на техниках боя голыми руками, а также на эстетических и внутренних исследованиях в истоках «до» (пути).
 
Нелегко вернуться во времени в конец 19 века, когда развивался Кано. Школ дзюдзюцу было много, и каждая из них соответствовала как технической специальности, так и философскому течению. Не вызывает сомнений то, что двумя величайшими мастерами Кито-рю того времени были Иикубо Цунэтоси, который обучал Кано, и Тодзава Рокусабуро, который обучал Уэсибу, основателя айкидо.
 
Кано узнал больше о техниках школы Кито-рю. Последние, как правило, выполнялись в доспехах или в хакама и вращались вокруг проекции противника на землю. Считаясь сложными, они встречаются сегодня в косики-но-ката (форма древних вещей), ранее называвшаяся Кито-рю-но-ката. Кано пересмотрел форму и исполнение, чтобы включить их в это ката с целью сохранения исторических источников дзюдо.
 
Как мы видели, Дзигоро Кано погрузился в многочисленные учения и многих мастеров, которые дали ему свои знания. Соприкоснувшись с дзюдзюцу, чтобы научиться защищать себя, он теперь понял, что изучение боевых искусств было более глубоким и философским, чем казалось. Кано был готов синтезировать все свои знания и нашел свой собственный способ практики и мышления.
  

Добавить новость