21.11.2024
509
+2

Дзигоро Кано: кем он был на самом деле? Часть 3: представление о дзюдзюцу

В предыдущих двух эпизодах мы узнали, откуда родом Дзигоро Кано и каковы его семейные корни, которые частично объясняют его личность. Поэтому в возрасте 11 лет он прибыл в Эдо (Токио) и начал там учиться, сосредоточившись на классической японской и китайской истории и каллиграфии, а также иностранных языках, особенно английском.


 

В четырнадцать лет он пошел в школу-интернат и, таким образом, уже покинул семью. Его хрупкое телосложение сделало его посмешищем для его одноклассников, которые не стеснялись запугивать и издеваться над ним. Это стало толчком к его желанию изучать дзюдзюцу, но это также подтолкнуло его учиться еще больше. Его работа окупилась. Взяв на себя лидерство в своем классе, он получил внимание и немного больше уважения. Он интересовался, среди прочего, математикой и обнаружил, что еще недостаточно знает, поэтому он пошел на вечерние занятия.
 
В апреле 1874 года он поступил в Школу иностранных языков, где усовершенствовал свои знания английского языка, что очень пригодилось ему во время его будущих путешествий, во время которых он не колеблясь писал прямо на языке Шекспира.
 
Кано еще не исполнилось 18 лет, когда он поступил в Токийский университет на факультет литературы, который он окончил в 1881 году. В то же время он продолжал интересоваться философией, моралью и эстетикой, совершенствуясь в дзюдзюцу.
 
Это увлечение дзюдзюцу не было лишено трудностей. Здесь следует вспомнить, что дзюдзюцу, дзю-дзюцу или даже джиу-джитсу, тогда объединило боевые приемы, которые были разработаны самураями во времена Эдо, до открытия Японии Западу. Эти приемы были предназначены для обучения самураев и буси тому, как защищать себя, когда они оказываются безоружными во время поединка или на поле боя. Хотя термин самурай широко используется и до сих пор известен, относясь к членам класса воинов, правивших феодальной Японией почти 700 лет, буси менее известен.
 
Не следует путать эти два понятия, поскольку они соответствуют разным функциям и разным периодам японской истории. Буси были в основном бронированными всадниками, чьим основным оружием был юми (лук). Их миссия заключалась в защите семейных кланов, называемых удзи. Эта близость к японской знати принесла им звание «джентльменов-воинов».
 
Если и есть различия между самураями и буси, тем не менее верно, что на протяжении веков оба развивали боевые приемы и имели схожие корни. Если владение саблей было самым благородным из воинских искусств, изучение других боевых приемов было необходимо, если кто-то хотел быть эффективным на поле боя. Тем не менее, дзюдзюцу все еще считалось второстепенным.
 
Эпоха, в которую родился Кано, соответствует, как мы видели, глубокой метаморфозе японского общества. Так, Хайторэй, или указ о запрете мечей, является законом правительства Японии, который 28 марта 1876 года запретил ношение оружия в общественных местах. Только военные и полиция по-прежнему имели право носить оружие и только во время церемоний в официальной одежде. За исключением этих весьма специфических ситуаций, у всех правонарушителей конфисковывалось оружие. Это значительно тормозило развитие школ дзюдзюцу, особенно тех, которые были сосредоточены на обращении с оружием.
 
У дзюдзюцу была плохая пресса, но оно продолжало развиваться, несмотря ни на что, поскольку оно было укоренено в японской культуре предков.
 
Таким образом, старые мастера боевых искусств продолжали освобождать свое искусство, даже если это делалось осмотрительно. Было много школ, каждая со своей специализацией и спецификой. В образовательных кругах бушевали дебаты. С одной стороны, были те, кто выступал за использование западных методов физического воспитания в школьном образовании, а с другой стороны, те, кто утверждал, что традиционные японские методы борьбы должны иметь свое место. Конфликт между двумя лагерями длился годами, и, как мы увидим, Кано стал одним из вдохновителей учения, которое объединило два видения. Однако было еще слишком рано подробно описывать его подход.
 
Поэтому Кано услышал о дзюдзюцу в очень юном возрасте, и он нашел это увлекательным. Это был некий Сакаи Уменари, старый знакомый семьи, который однажды продемонстрировал ему ката, но Сакаи Уменари отказался рассказывать ему больше или учить его чему-либо. Другой персонаж по имени Катагири Рюдзи, работавший на его отца, также показал Дзигоро Кано некоторые ката, но также отказался обучать его дзюдзюцу.
 
Желание узнать больше, сначала для того, чтобы защитить себя и обрести уверенность в себе, мучило Кано. Ему нужно было найти способ перестать быть жертвой издевательств одноклассников. Однако ему пришлось подождать еще несколько лет, чтобы, наконец, начать изучать дзюдзюцу.
 
В 1877 году он пересекся с Фукудой Хатиносокэ через Яги Саданоскэ. Последний был своего рода старым целителем, который практиковал боевые искусства. Когда Кано встретил его, Саданоскэ был стариком, который был поражен интересом Кано к дзюдзюцу. Он направил его к Фукуде Хатиносокэ, которого Кано посетил со своим братом. Кано нашел своего первого мастера дзюдзюцу. Ему все еще предстояло убедить отца разрешить ему заниматься боевыми искусствами, которые в то время, как мы видели, были довольно неодобрительными. Когда это было сделано, Кано начал посещать крошечное додзе Фукуды Хатиносоке.
 
Представление Кано о дзюдзюцу, когда он начал практиковать его, было довольно ограничительным, как и в японском обществе того времени. В целом, дзюдзюцу рассматривалось в первую очередь как метод борьбы, и именно для этого Кано и пришел, не для того, чтобы сражаться, а для того, чтобы обрести достаточно уверенности в себе, чтобы противостоять насмешкам, которые он получал в школе. Тем не менее, очень быстро молодой ученик Фукуды Хатиносоке понял, что есть что-то более глубокое для изучения: путь, хотя он и не был предметом особого внимания. Вот что он сказал об этом: «В прошлом учителя дзюдзюцу, которые обладали некоторой способностью к различению, не использовали ее только в своей технической работе, но также должны были размышлять о пути. Однако, даже если этот тип обучения остается вероятным, его было совершенно недостаточно».
 
Много лет спустя, когда дзюдо было изобретено и находилось в полном развитии, его основатель сказал, что изучение пути было тем, что в основном отличало дзюдо от дзюдзюцу, потому что в дзюдо изучение пути было важнее техники. В будущем эпизоде мы узнаем, как Кано синтезировал то, чему научился, чтобы изобрести свою собственную дисциплину, которая будет направлять всех практикующих на пути, дзюдо вот-вот должно было увидеть свет.

Добавить новость
Russian Open Cup - 2025