Сэнсэи и их человечность, или Может ли тренер позволить себе ошибаться
Американский сэнсэй Дэйв Нильсен в свое время написал статью Sensei and their Humanity – «Сэнсэи и их человечность». Перевод материала публикуется на Superkarate.ru.
![]()
Получение соответствующего звания и сертификата сэнсэя, а также лицензии, которая к нему прилагалась, было для меня волнующим событием. Это означало достижение большой цели, которую я поставил перед собой, и дало мне признание моих коллег и старших, что я важен в области обучения других людей искусству каратэ-до. Вскоре я понял, что я абсолютно ничего не знаю! Я не имею в виду, что я не знал каратэ, необходимого для обучения других людей, или не имел знаний, чтобы преподавать. Я имею в виду, что я рано понял, что буду делать много ошибок в передаче своих инструкций. Иногда я разочаровывался в преподавании и донесении своих мыслей, хотя я провел много часов в качестве помощника инструктора. Другое дело, когда ты «главный человек», сэнсэй.
Я быстро обратился за советом к другим преподавателям по поводу моих разочарований в преподавании. Хотя мои студенты никогда не знали о моих разочарованиях, я, конечно, знал. И я предполагал, что это определенно повлияет на мою преподавательскую карьеру. Мои начальники и другие учителя из прошлого дали мне лучший ответ на мою проблему преподавания. Они просто сказали: «ты человек».
Это было настолько очевидно и просто, что мне пришлось действительно задуматься об этом на некоторое время. Как инструктор, я имею много обязанностей перед своими учениками. Первая – дать им лучшее и наиболее полное обучение, которое я могу в каратэ-до. Вторая – быть в состоянии ответить на их вопросы или найти ответы на их вопросы своевременно. Эти две обязанности сами по себе могут показаться непреодолимыми. Есть много других обязанностей сэнсэя, но эти две прекрасно послужат для нашего обсуждения здесь.
Передавая свои знания о тренировках в каратэ своим ученикам, я пытался быть перфекционистом. Абсолютным сенсеем, если хотите. Я делал много ошибок. Когда я думал о том, что мне говорили мои учителя о том, что я всего лишь человек, я начал разрабатывать более эффективную расслабленную форму обучения. (Это расслабление было для меня внутренним, а не в форме требования меньшей степени ответственности в обучении моих учеников.) Это пришло просто из осознания того, что я буду делать ошибки. Для этого не потребовалось долгого и трудного курса о том, как эффективно преподавать. Для этого потребовалось простое осознание. Я должен был позволить себе делать эти ошибки и исправлять их по мере того, как я учил.
Давайте посмотрим правде в глаза. Ни один сэнсэй не хочет опозориться перед своими учениками. Мы все чувствуем, что теряем лицо перед ними, если попадаем в неприятную ситуацию, потому что могли неправильно объяснить технику. В конце концов, совершать ошибки в нашем искусстве – это не то, что мы делаем. Это неправильно!
99% учеников, которых мы с вами обучаем, никогда раньше не занимались каратэ. Они ждут, что вы направите их, чтобы они правильно изучили это искусство. Одной из самых важных вещей, которую я усвоил, было умение передавать своим ученикам свою человечность. Изучая это, мои ученики поняли, что ошибки в каратэ чрезвычайно естественны, потому что мы все разделяем человечность. Это в самой нашей природе совершать ошибки! Позволяя себе быть замеченным за совершением ошибки и признавая это, я позволяю своим ученикам расслабиться и не чувствовать себя плохо из-за того, что они сами люди. Это позволяет мне расти в процессе обучения. Будучи строгим к себе, я не позволял своей творческой натуре проявляться, и это заставляло моих учеников чувствовать себя «зажатыми» и напряженными на занятиях. Показывая свои человеческие ошибки, мои ученики расслаблялись и понимали, что совершать ошибки – это нормально. Никогда не следует настаивать на совершенстве. Это то, что я пытался сделать.
Мы, как сэнсэи, иногда думаем, что должны быть идеальными во всем. Если бы мы сняли с себя давление, мы бы выросли намного больше, и наши ученики тоже. Мне нравится думать о додзё как о месте, полном ошибок. Оно показывает мне и моим ученикам, как расти, когда мы допускаем ошибки. Я не говорю о том, что мы всегда делаем ошибки в ката и техниках. Я говорю о повседневных ошибках, небольших промахах и случайных неудачах, которые случаются у всех. Хорошая честная ошибка приводит к хорошему честному опыту обучения.
Ошибки, которые я, сэнсэй, совершаю, должны быть признаны мной и моими учениками. Это ставит меня на уровень человечности с ними. Это не умаляет и не принижает мои способности как эффективного инструктора каратэ.
Иногда сами ученики смотрят на сэнсэя как на богоподобную фигуру. Это очень неправильно и может навредить общему росту ученика в обучении. Допустим, ученик верит в это и пытается достичь этого состояния совершенства. Этого никогда не произойдет. Почему? Потому что нет такого понятия, как идеальный сэнсэй. Мы все люди. Мы наставники и соученики, как и наши ученики. Мы просто учимся дольше и имеем больше знаний, чем они, и получили лицензию на преподавание.
Обращаясь к получению ответов для моих учеников, я теперь вижу, что мне не нужно знать все, и мои ученики теперь это понимают. Иногда, когда возникает вопрос об истории каратэ, прошлом мастере или происхождении ката, у меня нет твердого ответа. Поэтому теперь я говорю своим ученикам то, что я знаю, и что я постараюсь исследовать это дальше, чтобы дать им лучший ответ, который я могу. Я также призываю их исследовать свой собственный вопрос. Они могут показать мне что-то, чего я не знаю.
Если все это покажется читателю странным, хорошо. Я в первую очередь человек, а во вторую – сэнсэй. Мои ученики в первую очередь люди, а во вторую – ученики. Зачем мне смотреть на второе, прежде чем понять первое?
Все ученики должны узнать это о своем сэнсэе. Однако они могут узнать это только от своего сэнсэя. Для них важно смотреть на сэнсэя как на лидера в искусстве каратэ-до, но в первую очередь как на человека. Если вы хотите быть хорошим инструктором с титулом сэнсэя, то начните с того, чтобы позволить себе и своим ученикам осознать, что вы всего лишь человек. В конце концов, я всего лишь один из тех, «кто был до» моих учеников.

Получение соответствующего звания и сертификата сэнсэя, а также лицензии, которая к нему прилагалась, было для меня волнующим событием. Это означало достижение большой цели, которую я поставил перед собой, и дало мне признание моих коллег и старших, что я важен в области обучения других людей искусству каратэ-до. Вскоре я понял, что я абсолютно ничего не знаю! Я не имею в виду, что я не знал каратэ, необходимого для обучения других людей, или не имел знаний, чтобы преподавать. Я имею в виду, что я рано понял, что буду делать много ошибок в передаче своих инструкций. Иногда я разочаровывался в преподавании и донесении своих мыслей, хотя я провел много часов в качестве помощника инструктора. Другое дело, когда ты «главный человек», сэнсэй.
Я быстро обратился за советом к другим преподавателям по поводу моих разочарований в преподавании. Хотя мои студенты никогда не знали о моих разочарованиях, я, конечно, знал. И я предполагал, что это определенно повлияет на мою преподавательскую карьеру. Мои начальники и другие учителя из прошлого дали мне лучший ответ на мою проблему преподавания. Они просто сказали: «ты человек».
Это было настолько очевидно и просто, что мне пришлось действительно задуматься об этом на некоторое время. Как инструктор, я имею много обязанностей перед своими учениками. Первая – дать им лучшее и наиболее полное обучение, которое я могу в каратэ-до. Вторая – быть в состоянии ответить на их вопросы или найти ответы на их вопросы своевременно. Эти две обязанности сами по себе могут показаться непреодолимыми. Есть много других обязанностей сэнсэя, но эти две прекрасно послужат для нашего обсуждения здесь.
Передавая свои знания о тренировках в каратэ своим ученикам, я пытался быть перфекционистом. Абсолютным сенсеем, если хотите. Я делал много ошибок. Когда я думал о том, что мне говорили мои учителя о том, что я всего лишь человек, я начал разрабатывать более эффективную расслабленную форму обучения. (Это расслабление было для меня внутренним, а не в форме требования меньшей степени ответственности в обучении моих учеников.) Это пришло просто из осознания того, что я буду делать ошибки. Для этого не потребовалось долгого и трудного курса о том, как эффективно преподавать. Для этого потребовалось простое осознание. Я должен был позволить себе делать эти ошибки и исправлять их по мере того, как я учил.
Давайте посмотрим правде в глаза. Ни один сэнсэй не хочет опозориться перед своими учениками. Мы все чувствуем, что теряем лицо перед ними, если попадаем в неприятную ситуацию, потому что могли неправильно объяснить технику. В конце концов, совершать ошибки в нашем искусстве – это не то, что мы делаем. Это неправильно!
99% учеников, которых мы с вами обучаем, никогда раньше не занимались каратэ. Они ждут, что вы направите их, чтобы они правильно изучили это искусство. Одной из самых важных вещей, которую я усвоил, было умение передавать своим ученикам свою человечность. Изучая это, мои ученики поняли, что ошибки в каратэ чрезвычайно естественны, потому что мы все разделяем человечность. Это в самой нашей природе совершать ошибки! Позволяя себе быть замеченным за совершением ошибки и признавая это, я позволяю своим ученикам расслабиться и не чувствовать себя плохо из-за того, что они сами люди. Это позволяет мне расти в процессе обучения. Будучи строгим к себе, я не позволял своей творческой натуре проявляться, и это заставляло моих учеников чувствовать себя «зажатыми» и напряженными на занятиях. Показывая свои человеческие ошибки, мои ученики расслаблялись и понимали, что совершать ошибки – это нормально. Никогда не следует настаивать на совершенстве. Это то, что я пытался сделать.
Мы, как сэнсэи, иногда думаем, что должны быть идеальными во всем. Если бы мы сняли с себя давление, мы бы выросли намного больше, и наши ученики тоже. Мне нравится думать о додзё как о месте, полном ошибок. Оно показывает мне и моим ученикам, как расти, когда мы допускаем ошибки. Я не говорю о том, что мы всегда делаем ошибки в ката и техниках. Я говорю о повседневных ошибках, небольших промахах и случайных неудачах, которые случаются у всех. Хорошая честная ошибка приводит к хорошему честному опыту обучения.
Ошибки, которые я, сэнсэй, совершаю, должны быть признаны мной и моими учениками. Это ставит меня на уровень человечности с ними. Это не умаляет и не принижает мои способности как эффективного инструктора каратэ.
Иногда сами ученики смотрят на сэнсэя как на богоподобную фигуру. Это очень неправильно и может навредить общему росту ученика в обучении. Допустим, ученик верит в это и пытается достичь этого состояния совершенства. Этого никогда не произойдет. Почему? Потому что нет такого понятия, как идеальный сэнсэй. Мы все люди. Мы наставники и соученики, как и наши ученики. Мы просто учимся дольше и имеем больше знаний, чем они, и получили лицензию на преподавание.
Обращаясь к получению ответов для моих учеников, я теперь вижу, что мне не нужно знать все, и мои ученики теперь это понимают. Иногда, когда возникает вопрос об истории каратэ, прошлом мастере или происхождении ката, у меня нет твердого ответа. Поэтому теперь я говорю своим ученикам то, что я знаю, и что я постараюсь исследовать это дальше, чтобы дать им лучший ответ, который я могу. Я также призываю их исследовать свой собственный вопрос. Они могут показать мне что-то, чего я не знаю.
Если все это покажется читателю странным, хорошо. Я в первую очередь человек, а во вторую – сэнсэй. Мои ученики в первую очередь люди, а во вторую – ученики. Зачем мне смотреть на второе, прежде чем понять первое?
Все ученики должны узнать это о своем сэнсэе. Однако они могут узнать это только от своего сэнсэя. Для них важно смотреть на сэнсэя как на лидера в искусстве каратэ-до, но в первую очередь как на человека. Если вы хотите быть хорошим инструктором с титулом сэнсэя, то начните с того, чтобы позволить себе и своим ученикам осознать, что вы всего лишь человек. В конце концов, я всего лишь один из тех, «кто был до» моих учеников.
Автор:
Похожие новости
Добавить новость
