Мастер или манипулятор? Есть ли темная сторона у доверия своему сэнсэю или тренеру
Насколько ученик должен доверять своему сэнсэю или тренеру? Этим вопросом в одном из материалов задается журнал blackbeltmag. Перевод предлагается вниманию читателей Superkarate.ru.
![]()
В 1960-х японцы доминировали на международной арене соревнований по каратэ. Годами они играли с западными спортсменами, побеждая их практически так, как захотят. Во многом их превосходство имело психологическую природу. Каратэ, в конце концов, было «японским». Встреча с японским противником пугала многих каратистов просто из-за национальности.
Это превосходство не было подорвано ни одним драматичным моментом, но с течением десятилетия горстка американцев пробилась наверх. Все началось в 1967 году, когда команда американских каратистов победила японскую команду на международном турнире доброй воли.
Это событие имело огромный резонанс в японских кругах каратистов. Американцы начали развивать технические навыки. Они начали побеждать японских спортсменов, и весь ореол непобедимости мастера каратэ, непобедимого лишь благодаря своей расе, начал быстро развеиваться.
В это время один из самых талантливых и грозных американских каратистов делал себе имя. Давайте называть его Боб. (Имя изменено, чтобы не привлекать к нему внимания, которое ему, возможно, не нужно.) Он тренировался у японского сэнсэя, и тренировался усердно. Он был крупным, внушительным и невероятно сильным.
И все же именно выдающееся владение техникой, применяемой Бобом с поразительной точностью, возвысило его в кругах каратистов.
Боб тренировался с почти одержимой интенсивностью. Всегда приходил первым в додзе и часто оставался еще долго после того, как остальные уходили, чтобы часами участвовать в свободных спаррингах с приезжими японскими мастерами. Он посвятил свою жизнь каратэ.
Боб год за годом выигрывал национальные чемпионаты. Более того, в поединках против японских каратистов он тоже побеждал – не всегда, но всё чаще. Причём некоторые из его побед были одержаны против японских каратистов высшего уровня.
Он побеждал людей, которые, по сути, были профессиональными учителями каратэ, которых их организации направляли в разные страны мира для обучения. Боб так часто побеждал на национальных и международных соревнованиях, что казалось, что он может стать одним из тех каратистов, которые впишут новую главу в историю этого искусства.
До международного чемпионата оставалось несколько месяцев. Боб упорно тренировался и был в отличной форме. Он собирался отправиться в Японию, чтобы сразиться с одними из самых опытных каратистов мира. Он предвкушал это событие; это был бы шанс проявить себя, доказать своё искусство и возвысить своего учителя в драматичной и очень публичной обстановке.
Однажды вечером Боб пришёл в додзё на тренировку и был вызван в кабинет своего учителя. Его учитель, неслучайно, был одним из самых уважаемых и опытных сэнсэев каратэ в мире. Этот учитель, хоть ему и было чуть за сорок, уже был легендой. Он был японцем. Он был известен тем, что доводил своих учеников до изнеможения и даже за его пределы, оттачивая их технику и закаляя их дух.
Для своих учеников, включая Боба, он был не столько учителем, сколько воплощением самурая, уважаемым, даже обожаемым как строгий, но заботливый отец. Для большинства учеников он олицетворял дух каратэ.
«Ты не будешь участвовать в международных соревнованиях в Японии», – сказал учитель Боба. – «Так много внимания турнирам вредит твоему развитию. Теперь тебе нужно сосредоточиться на каратэ как на искусстве, а не как на спорте».
И все. После многих лет упорного труда и самопожертвования турнирная карьера Боба завершилась.
Можно подозревать, что в тот момент у Боба, должно быть, было много противоречивых мыслей. Но самое главное, наверняка, он понимал, что начал угрожать доминированию Японии на международных соревнованиях по каратэ.
Он не мог не задаться вопросом, действительно ли сэнсэй запретил ему участвовать в соревнованиях, потому что хотел, чтобы тот сосредоточился на других аспектах каратэ, помимо турниров. Или сэнсэй поддался давлению со стороны своих японских коллег, которые хотели вывести Боба из игры, поскольку его появление на соревнованиях могло поставить под угрозу их доминирование?
Сэнсэй Боба испытывал его?
Хотел ли он проверить, будет ли Боб полностью доверять ему, выполняя его приказ прекратить делать то, что было для него так важно? Пытался ли сэнсэй преподать ему урок, показать, что он слишком сосредоточен на соревнованиях?
Пытался ли сэнсэй признать взросление Боба, фактически говоря ему: «Ты достаточно хорош, тебе больше нечего доказывать на соревнованиях»?
Или, после всех этих лет подчинения своему сэнсэю и доверия ему, Боб наконец-то осознал истинную сущность человека, которого он уважал, но который этого уважения не заслуживал? Неужели Бобу сказали, что, несмотря на все достижения его учителя, тот на самом деле был простым маленьким человеком, чьи взгляды перевешивали чувство долга перед собственным учеником?
Можно только гадать, как Боб взвешивал все эти вопросы – и задавался ли он ими вообще. Возможно, он просто слепо доверял своему учителю и больше об этом не думал. Однако есть мнение, что каждый каратист должен задуматься об этом – особенно те, кто давно и тесно связан со своим учителем. Насколько вы ему доверяете? Настолько, чтобы следовать его указаниям без колебаний?
Может быть, вопрос не в том, насколько вы ему доверяете, а в том, насколько вы должны ему доверять.

В 1960-х японцы доминировали на международной арене соревнований по каратэ. Годами они играли с западными спортсменами, побеждая их практически так, как захотят. Во многом их превосходство имело психологическую природу. Каратэ, в конце концов, было «японским». Встреча с японским противником пугала многих каратистов просто из-за национальности.
Это превосходство не было подорвано ни одним драматичным моментом, но с течением десятилетия горстка американцев пробилась наверх. Все началось в 1967 году, когда команда американских каратистов победила японскую команду на международном турнире доброй воли.
Это событие имело огромный резонанс в японских кругах каратистов. Американцы начали развивать технические навыки. Они начали побеждать японских спортсменов, и весь ореол непобедимости мастера каратэ, непобедимого лишь благодаря своей расе, начал быстро развеиваться.
В это время один из самых талантливых и грозных американских каратистов делал себе имя. Давайте называть его Боб. (Имя изменено, чтобы не привлекать к нему внимания, которое ему, возможно, не нужно.) Он тренировался у японского сэнсэя, и тренировался усердно. Он был крупным, внушительным и невероятно сильным.
И все же именно выдающееся владение техникой, применяемой Бобом с поразительной точностью, возвысило его в кругах каратистов.
Боб тренировался с почти одержимой интенсивностью. Всегда приходил первым в додзе и часто оставался еще долго после того, как остальные уходили, чтобы часами участвовать в свободных спаррингах с приезжими японскими мастерами. Он посвятил свою жизнь каратэ.
Боб год за годом выигрывал национальные чемпионаты. Более того, в поединках против японских каратистов он тоже побеждал – не всегда, но всё чаще. Причём некоторые из его побед были одержаны против японских каратистов высшего уровня.
Он побеждал людей, которые, по сути, были профессиональными учителями каратэ, которых их организации направляли в разные страны мира для обучения. Боб так часто побеждал на национальных и международных соревнованиях, что казалось, что он может стать одним из тех каратистов, которые впишут новую главу в историю этого искусства.
До международного чемпионата оставалось несколько месяцев. Боб упорно тренировался и был в отличной форме. Он собирался отправиться в Японию, чтобы сразиться с одними из самых опытных каратистов мира. Он предвкушал это событие; это был бы шанс проявить себя, доказать своё искусство и возвысить своего учителя в драматичной и очень публичной обстановке.
Однажды вечером Боб пришёл в додзё на тренировку и был вызван в кабинет своего учителя. Его учитель, неслучайно, был одним из самых уважаемых и опытных сэнсэев каратэ в мире. Этот учитель, хоть ему и было чуть за сорок, уже был легендой. Он был японцем. Он был известен тем, что доводил своих учеников до изнеможения и даже за его пределы, оттачивая их технику и закаляя их дух.
Для своих учеников, включая Боба, он был не столько учителем, сколько воплощением самурая, уважаемым, даже обожаемым как строгий, но заботливый отец. Для большинства учеников он олицетворял дух каратэ.
«Ты не будешь участвовать в международных соревнованиях в Японии», – сказал учитель Боба. – «Так много внимания турнирам вредит твоему развитию. Теперь тебе нужно сосредоточиться на каратэ как на искусстве, а не как на спорте».
И все. После многих лет упорного труда и самопожертвования турнирная карьера Боба завершилась.
Можно подозревать, что в тот момент у Боба, должно быть, было много противоречивых мыслей. Но самое главное, наверняка, он понимал, что начал угрожать доминированию Японии на международных соревнованиях по каратэ.
Он не мог не задаться вопросом, действительно ли сэнсэй запретил ему участвовать в соревнованиях, потому что хотел, чтобы тот сосредоточился на других аспектах каратэ, помимо турниров. Или сэнсэй поддался давлению со стороны своих японских коллег, которые хотели вывести Боба из игры, поскольку его появление на соревнованиях могло поставить под угрозу их доминирование?
Сэнсэй Боба испытывал его?
Хотел ли он проверить, будет ли Боб полностью доверять ему, выполняя его приказ прекратить делать то, что было для него так важно? Пытался ли сэнсэй преподать ему урок, показать, что он слишком сосредоточен на соревнованиях?
Пытался ли сэнсэй признать взросление Боба, фактически говоря ему: «Ты достаточно хорош, тебе больше нечего доказывать на соревнованиях»?
Или, после всех этих лет подчинения своему сэнсэю и доверия ему, Боб наконец-то осознал истинную сущность человека, которого он уважал, но который этого уважения не заслуживал? Неужели Бобу сказали, что, несмотря на все достижения его учителя, тот на самом деле был простым маленьким человеком, чьи взгляды перевешивали чувство долга перед собственным учеником?
Можно только гадать, как Боб взвешивал все эти вопросы – и задавался ли он ими вообще. Возможно, он просто слепо доверял своему учителю и больше об этом не думал. Однако есть мнение, что каждый каратист должен задуматься об этом – особенно те, кто давно и тесно связан со своим учителем. Насколько вы ему доверяете? Настолько, чтобы следовать его указаниям без колебаний?
Может быть, вопрос не в том, насколько вы ему доверяете, а в том, насколько вы должны ему доверять.
Автор:
Похожие новости
Добавить новость
